СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
- Авторы: Иваненко Л.В.1, Андреев О.С.2
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 11, № 3 (2020)
- Страницы: 49-57
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/8135
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-3-49-57
- ID: 8135
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается необходимость признания экономической полезности
и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях в сравнении с другими видами экономических ресурсов. Актуальность решения проблемы функционирования системы высшего образования диктуется необходимостью применения новых подходов к управлению образовательным учреждением. Успешные компании направляют усилия на формирование и развитие системы управления образовательными учреждениями, призванными наладить эффективную работу с интеллектуальными ресурсами, которые становятся сегодня еще мало используемыми. Все эти обстоятельства объясняют появление особого интереса ученых и практиков к управлению интеллектуальным капиталом и эффективностью процесса знаний. В этой связи возникает необходимость в постоянном обновлении и изменении, а это значит, что знания всегда носят инновационный характер. При этом наибольший интерес представляют пути трансформации вузов
в организации нового типа, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, развитие инновационных технологий, поддержку наукоемких исследовательских проектов и управление ими. Тесное взаимодействие бизнес-корпораций с университетским сообществом формирует диверсифицированную финансовую базу, развивает контакты с бизнесом, обществом и государством, стимулирует широкое распространение в научной среде и образовательном поле инициативности и поддержки внедрения инноваций. Новый концептуальный подход обогатил практику прогрессивными методами, технологиями управления людьми в сложной инновационной среде. Приоритетами стали гибкие формы использования рабочей силы, непрерывное повышение качества человеческих ресурсов, новые подходы к организации и стимулированию труда, обращение к культурно-этическим факторам производительности труда и качеству жизни. Основными составляющими научной новизны являются регулирование и взаимное влияние функционирующей инфраструктуры и применяемой методологии высшего образования.
Об авторах
Лариса Викторовна Иваненко
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivanenko_lv@mail.ru
доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами
РоссияОлег Станиславович Андреев
Самарский государственный экономический университет
Email: andreevoleg1984@mail.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и стратегии развития предприятия
РоссияСписок литературы
- Квиек К. Глобализация и высшее образование // Высшее образование в Европе. 2011. № 1. С. 27–38.
- Садовничий В.А. Университеты. Настоящее. Будущее. Выступление на Первой международной конференции университетов стран СНГ «Университеты и общество». Москва, 2000. С. 6–11.
- Байденко В.И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.
- Атрашенко А.Н. Открытость и самоорганизация образовательных систем // Развитие региональной системы образования в условиях модернизации. Томск: ТГУ, 2006. С. 231–236.
- Звонников В.И. Качество образования, или Кое-что новое о старой проблеме // Качество образования. 2016. № 6. С. 26–31.
- Иванова И.Н, Миронова Р.Е. Реинтеграционные связи в сфере образования на постсоветском пространстве // Поволжский торгово-экономический журнал. 2012. № 3. С. 98–110. URL: https://www.
- elibrary.ru/item.asp?id=7. Гринь A.M. Бюджетирование вуза как необходимое условие его экономической устойчивости // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4. С. 23–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9208808.
- Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями: искусство совершенствования управления знаниями: пер. с англ. Москва: Стандарты и качество, 2008. 269 с. URL: http://www.deming.ru/Books/SoverUprZnaniya.htm.
- Пастухов Л. Управление знаниями в образовании: международный опыт // Вестник Челябинского государственного университета. Политические науки. Востоковедение. 2012. № 12 (266). С. 56–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-obrazovanii-mezhdunarodnyy-opyt.
- Пертая М.В. Роль университетов в инновационном развитии российской экономики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 2. C. 104–115. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/
- magazines/contents/2/2014_1/pertaya_1_14_104_pdf.
- Бурец Ю.С. Эволюция моделей управления инновационным процессом // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2014. № 4 (28). С. 125–139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22843408.
- Лисинчук К.А. Использование концепции «тройной спирали» для усиления роли вузов в создании целостной инновационной структуры в России // Креативная экономика. 2013. № 3 (75). С. 76–80. DOI: http://doi.org/10.18334/ce.7.3.4900.