Problems of ensuring effective Russian Federation industrial enterprises innovative activities management

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The transformational processes taking place in the Russian economy over the past few years necessitate the development of new ways and methods to ensure the effective management of innovative activities of industrial structures. Before starting to solve this problem, it is necessary to identify the key problems that require prompt elimination in order to create a basic platform for improving domestic innovation management. The purpose of the scientific article is to study the innovative activity of Russian and foreign industrial enterprises and identify problems that hinder innovative growth. In the process of achieving this goal, methods of statistical, portfolio, structural analysis and synthesis, generalization, analogy, and system analysis were used. Based on the results of the analysis carried out by the author, recommendations were formed to ensure effective management of the innovation activity of domestic industrial enterprises. Scientific conclusions and proposals are of high importance for the development of theoretical and methodological provisions of innovation management and acceleration of economic and innovative growth of the Russian economy. Thus, the scientific recommendations and conclusions formed in the work can serve as an information base for the management of industrial structures in determining the vector of strategic development and increasing competitiveness. A strategic guideline for further research is the development of author's recommendations for ensuring effective management of innovation activities and improving the methodological tools of innovation management using modern digital technologies.

Full Text

Введение

Инновационная деятельность (ИД) экономических структур России любого уровня предполагает целенаправленное формирование комплекса научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в совокупности приводящих к появлению принципиально новых или усовершенствованных видов продукции, услуг или технологий [1]. В связи с этим знания особенностей, проблем, логики, способов и методов обеспечения эффективного управления ИД обретают большую важность при решении ключевых вопросов его исследования и последующего совершенствования. Слепое копирование иностранных технологий инновационного менеджмента без учета специфики функционирования отечественных промышленных предприятий не только не гарантирует успеха, но и может способствовать возникновению ряда дополнительных барьеров, препятствующих инновационному и экономическому росту и сдерживающих наращивание конкурентных преимуществ на мировой арене. Для обоснованного подхода к разработке научно-практических рекомендаций по развитию методологии управления инновациями требуется углубленное исследование проблем в ИД российских предприятий и причин их возникновения.

Цель научной статьи заключается в исследовании инновационной активности российских и зарубежных промышленных предприятий и выявлении проблем, препятствующих инновационному росту отечественных предприятий.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные подходы к обеспечению эффективного управления ИД промышленных предприятий, способствующие элиминации управленческих привычек, повышению инновационной активности – статистический анализ, портфельный анализ, структурный анализ и синтез, системный анализ, обобщение и описание.

Информационная база исследования включает данные открытых источников сети Интернет, статистических сайтов, научных статей и других научных трудов современных ученых и экономистов.

Ход исследования

Анализ статистики инновационного развития промышленных предприятий России последних лет свидетельствует об их нарастающем отставании от зарубежных конкурентов. Это отрицательно сказывается на общем положении российской экономики в глобальном экономическом пространстве и объясняет столь низкое положение страны в рейтинге стран мира. Например, удельный вес продукции высокотехнологичных производств в США приближается к 60 % всего объема выпускаемой продукции, в Великобритании – 49 %, в Германии – 59 %, в Японии – 61 %, в Китае – 50 %, в Индии – 37 %, в России – 11 % [2; 3].

Россия отстает от стран-лидеров по ключевым составляющим инновационного успеха, среди них: низкая инновационная активность; недостаточное количество предприятий, осуществляющих технологические инновации; низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства. По доле предприятий, осуществляющих организационные инновации, Россия отстает от уровня европейских стран почти в 20 раз. Причиной подобного состояния являются устаревшие организационно-управленческие структуры, незаинтересованность руководства во внедрении новых способов и методов управления, завышенные расходы предприятий и т. д.

Что касается расходов на ИД отечественных производителей, то по степени интенсивности вложения средств в инжиниринг инноваций они практически не уступают зарубежным компаниям. Однако есть существенные различия в структуре этих вложений: затраты на НИОКР, например, в 5 раз ниже иностранных конкурентов; затраты на приобретение машин, оборудования и программных средств значительно выше аналогичных европейских показателей.

Рассмотрим подробнее проблемы обеспечения эффективного управления ИД на примере предприятий отрасли транспортного машиностроения (ПОТМ).

Инновационный успех ПОТМ является залогом инновационного роста других отраслей хозяйствования. ПОТМ характеризуются высокой степенью наукоемкости производства и продукции, что обуславливает необходимость в совершенствовании их организационно-управленческих структур и методологии инновационного менеджмента с учетом тенденций развития мировой экономики.

В настоящее время на рынке функционирует около пятидесяти тысяч ПОТМ различных форм собственности и номенклатуры выпускаемой продукции. Крупнейшими из них производится около 80 % продукции, обеспечивающей удовлетворение ключевых потребностей отечественных предприятий. В результате создания новых производств подвижного состава и комплектующих изделий и банкротства старых предприятий количество ПОТМ постоянно изменяется. В последнее десятилетие в тяжелом состоянии оказалось сразу несколько крупных ПОТМ: ОАО «Торжокский вагоностроительный завод», АО «Демиховский машиностроительный завод», АО «УК “Брянский машиностроительный завод”», ООО «ПК “Новочеркасский электровозостроительный завод”», ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод». В результате кризисных потрясений, содрогнувших эту отрасль, общая численность занятых в ней сократилась на 15 %. До сих пор ПОТМ испытывают дефицит в квалифицированных работниках [4; 5].

Отметим, что исследование инновационной активности ПОТМ было реализовано с учетом их территориального расположения (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Структура ПОТМ РФ по территориальному расположению [6]

Figure 1 – Structure of TEIE RF by territorial location [6]

 

Большая доля предприятий сосредоточена в регионах с развитой научной базой (крупные НИИ, КБ и т. д.). Однако подобное расположение не оказывает существенного влияния на конкурентоспособность и инновационную активность отрасли в целом (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Количество разработанных инновационных технологий производства (ед.) [6]

Figure 2 – Number of developed innovative production technologies (units) [6]

 

Динамика производства основных видов продукции ПОТМ характеризуется низкими темпами развития (рис. 3), что позволяет сделать вывод об их неготовности к происходящим трансформационным процессам и отсутствии благоприятных условий и стимулов для рационального использования инновационного потенциала.

 

Рисунок 3 – Динамика производства основных видов продукции ПОТМ [6]

Figure 3 – Dynamics of production of main types of products TEIE [6]

 

Ключевыми причинами падения инновационной активности ПОТМ являются снижение доли средств, инвестируемых ОАО «РЖД», падение спроса на продукцию отрасли со стороны перевозчиков, рост цен на ресурсы, санкционное давление запада.

ПОТМ обладают высоким инновационным потенциалом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Анализ эффективности деятельности предприятий с использованием методологии портфельного анализа свидетельствует о потребности в развитии их стратегии, т. к. большинство из них характеризуется слабой, неустойчивой позицией на рынке (рис. 4).

 

Рисунок 4 – Кластеризация ведущих ПОТМ по уровню инновационной активности [4]

Figure 4 – Clustering of the leading TEIE by the level of innovation activity [4]

 

На рисунке 5 представлены результаты АВС-анализа отечественных и зарубежных ПОТМ.

 

Рисунок 5 – Дифференциация российских и зарубежных ПОТМ по объему инновационной продукции [7]

Figure 5 – Differentiation of Russian and foreign TEIE in terms of the volume of innovative products [7]

 

Несмотря на то что российская компания «Трансмашхолдинг» вошла в топ лидеров зарубежного рынка транспортного машиностроения, большая его доля все же принадлежит иностранным производителям (более 90 % рынка): Alstom, CRRC и Siemens – крупнейшие игроки.

Анализируя активность внешней торговли ПОТМ за последние пять лет, стоит отметить значительное снижение экспортных продаж подвижного состава. Для информации: общий объем экспорта в 2021 г. составил около 1 % от общемирового объема экспорта продукции ПОТМ. В 2020–2021 гг. внешняя торговля России перешла к локальному росту. Развитие торговых связей со странами СНГ и Китаем является в настоящее время более перспективным направлением.

По итогам проведенного анализа можно классифицировать имеющиеся проблемы в ИД отечественных промышленных предприятий по следующим основаниям.

  1. Технико-технологические проблемы [8–10]: дефицит вариативных ресурсов, возникший вследствие введения западных санкций; высокий износ оборудования предприятий; устаревшие техника и технологии и пр. Альтернативные решения: устранение шаблонных (устаревших) решений производственных задач; развитие системы управления талантами; рационализация использования производственного потенциала; стимулирование инновационной активности руководства, модификация производства.
  2. Организационно-управленческие проблемы [11; 12]: несовершенство методологии управления; отсутствие готовности руководства к восприятию инновационного менеджмента как базовой системы управления; отсутствие унифицированной модели обеспечения эффективного управления ИД; несовершенство механизма исследования эффективности управления ИД; необоснованность элементов инновационной системы и нерациональность распределения взаимосвязей между ними; низкий уровень применения цифровых технологий в инновационном менеджменте; отсутствие проактивного контроля эффективности ИД; низкая компетентность персонала всех уровней производственной иерархии и пр. Альтернативные решения: трансформация системы управления ИД на основе логического структурирования инновационных элементов и их взаимосвязей и технологизации функционально-технологических процедур с учетом специфики деятельности промышленных предприятий.
  3. Институциональные проблемы [13; 14]: несовершенство институциональной среды; неразвитость взаимосвязи наука – производство – государство; низкое качество системы мониторинга эффективности производственной деятельности предприятий и т. д. Альтернативные решения: повышение эффективности сотрудничества всех участников инновационной системы; популяризация креативных направлений развития экономики.
  4. Рыночные проблемы [15– 17]: падение спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках; рост цен на ресурсы; несоответствие выпускаемой продукции тенденциям развития современного рынка; низкая мотивация к росту инновационной активности предприятий и др. Альтернативные решения: структурное преобразование научной и научно-технической деятельности; совершенствование инновационной стратегии в соответствии с реалиями настоящего времени.

Заключение

Резюмируя результаты проведенного исследования, отметим наличие серьезных проблем у российских промышленных предприятий, сдерживающих их инновационный рост и элиминирующих экономические эффекты от текущей ИД. Ключевым фактором повышения результативности и эффективности ИД является современный методологический инструментарий управления, рационализирующий использование инновационного потенциала, повышающий готовность предприятий к инновационным трансформациям, усиливающий конкурентные позиции на рынке за счет:

  • качественной диагностики действующей системы управления инновациями,
  • внедрения цифровых платформ инновационного менеджмента,
  • рационализации организационно-управленческой структуры предприятий,
  • оценки соответствия методов и инструментов управления тенденциям развития мировой экономики.

Стратегической целью в обеспечении эффективности инновационного развития промышленных предприятий России должны стать рационализация их организационно-управленческой структуры и развитие инновационного менеджмента в соответствии с современными трендами. Повышение результативности управления инновациями в большой степени зависит от применяемых подходов к управлению, методов и способов решения инновационных задач. Несовершенство использования инновационного потенциала предприятий обуславливает нарастающее отставание отечественных предприятий от мировых лидеров в части обновления основного капитала и реализации организационно-управленческих нововведений на основе научно-технического прогресса. В этой связи активизация ИД должна базироваться на генерации лучших отечественных и мировых управленческих практик, их адаптации к специфическим особенностям предприятий и формировании эффективных механизмов мотивации производителей к элиминации шаблонного управления. Серьезным барьером на пути обеспечения эффективного управления ИД в настоящее время является поверхностность анализа и учета взаимодействия элементов инновационной системы промышленных предприятий.

Таким образом, поддержка инновационного менеджмента промышленных структур РФ на основе формирования адаптивной методологической базы управления является в настоящее время платформой для рационального использования инновационных ресурсов, способствующих полноценному взаимодействию организационно-управленческих структур с реализуемой инновационной стратегией и росту экономического эффекта от ИД. Развитие системы управления инновациями с фокусом на моделировании и спецификации ее элементов, глубоком исследовании конкурентного рынка, усилении в использовании цифровых технологий и современных компьютерных программ обуславливает повышение эффективности инновационного менеджмента и совершенствование системы управления промышленным предприятием в целом.

×

About the authors

Vera A. Vasyaycheva

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: vasyaycheva.va@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-5472-937X

Candidate of Economics, associate professor of the Department of Human Resource Management

Russian Federation, Samara

References

  1. Vasyaycheva V.A. Development of approaches to the industrial enterprises innovative activities management: monograph. Samara: SAMARAMA, 2022, 188 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49806656. EDN: https://www.elibrary.ru/wvmowo. (In Russ.)
  2. Socio-economic situation in Russia. Available at: https://nangs.org/analytics/rosstat-doklad-sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-rossii-itogovyj-pdf. (In Russ.)
  3. Russia in numbers. 2021: concise statistics digest. Moscow: Rosstat, 2021, 550 р. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12993. (In Russ.)
  4. Solovova N.V., Sukhankina N.V. Innovative approaches to higher education program management. In: Higher school: problems and prospects: collection of materials of the XIV International research and methodological conference. Minsk, 2019, pp. 70–73. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44255275. EDN: https://www.elibrary.ru/tcpptb. (In Russ.)
  5. Digital transformation in Russia – 2020: an analytical report based on a survey of representatives of Russian companies. Available at: https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020. (In Russ.)
  6. Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru. (In Russ.)
  7. The largest players in the world market of railway engineering. Available at: http://expert.ru/ratings/table_47714. (In Russ.)
  8. Vainstein G. From New Technologies to «New Economics». World Economy and International Relations, 2002, no. 10, pp. 22–29. Available at: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2002/10/economy-economic-theory/ot-novih-tehnologiy-k-novoy-ekonomike. (In Russ.)
  9. Vikhrov A.A. Principles for the development of cost classifiers. Upravlenie korporativnymi finansami, 2005, no. 3, pp. 40–47. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9271744. EDN: https://www.elibrary.ru/huxfzj. (In Russ.)
  10. Ushakov Yu.A. (Ed.) Management innovations in the USA. Implementation problems. Moscow: Nauka, 1986, 248 p. Available at: https://lib.sale/myisli-politicheskoy-istoriya/upravlencheskie-novovvedeniya-ssha-problema.html. (In Russ.)
  11. Bezdudnaya A.G., Fedoseev I.V., Yudin D.S. Contemporary management as a driver of growth in the context of digital economic transformation. Problems of Modern Economics, 2019, no. 2 (70), pp. 251–252. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41302444. EDN: https://www.elibrary.ru/eswlve. (In Russ.)
  12. Vasyaycheva V.A. Industrial enterprise innovative design management technology map. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2022, vol. 13, no. 3, pp. 71–78. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-3-71-78. EDN: https://www.elibrary.ru/zwfdhm. (In Russ.)
  13. Tyukavkin N.M., Podbornova E.S. Management of innovative processes in the industrial complex of the region. Drukerovskij vestnik, 2019, no. 5 (31), pp. 232–239. DOI: http://doi.org/10.17213/2312-6469-2019-5-232-239. EDN: https://www.elibrary.ru/xssdeo.
  14. Sakhabieva G.A. Innovative activity of enterprises of the Russian Federation. Management Accounting, 2018, no. 6, pp. 99–104. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35648168. EDN: https://www.elibrary.ru/yabvvb. (In Russ.)
  15. Tatarskih B.Ia., Fedorov O.V. Technological and economic factors of increasing the efficiency of procuring production in the engineering industry of Russia. Economic sciences, 2019, no. 170, pp. 55–59. DOI: http://doi.org/10.14451/1.170.55. EDN: https://www.elibrary.ru/lhxdxv. (In Russ.)
  16. Kuznetsov A.I. Enterprise restructuring management system. Strategic management, 2013, no. 1, pp. 2–24. Available at: https://grebennikon.ru/article-hslt.html; https://elibrary.ru/item.asp?id=18869601. EDN: https://elibrary.ru/pwyacv.
  17. Vasyaycheva V.A. The competitiveness of industrial enterprises improvement through innovation management methodology. Samara: SAMARAMA, 2020, 214 p. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Structure of TEIE RF by territorial location [6]

Download (190KB)
3. Figure 2 – Number of developed innovative production technologies (units) [6]

Download (255KB)
4. Figure 3 – Dynamics of production of main types of products TEIE [6]

Download (229KB)
5. Figure 4 – Clustering of the leading TEIE by the level of innovation activity [4]

Download (393KB)
6. Figure 5 – Differentiation of Russian and foreign TEIE in terms of the volume of innovative products [7]

Download (340KB)

Copyright (c) 2022 Vasyaycheva V.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies