Factors of institutional development of innovative entrepreneurship in the Russian Federation in modern conditions

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Innovative development of the economy is one of the main and priority ways to ensure its security and stability. Events taking place in the world, such as sanctions restrictions, geopolitical instability, the destruction of long-standing external economic relations, significantly affect most areas of the economic system. Based on the prevailing conditions, the solution of the issue of further ensuring stability and growth, smoothing out negative phenomena and consequences in the national economy should and is provided by the processes of development, creation and implementation of domestic innovative enterprises. Initiatives related to the modernization of production facilities operating under import substitution programs are actively lobbied and promoted as the main point of economic growth, with an emphasis not only on large private-state enterprises, but also medium and small businesses as an important source of startup projects. Not so long ago, there were many failures and imperfections of the system in the field of innovative technologies and developments, which contributed to a decrease in the contribution of innovative entrepreneurship to the country's economy. The trends of the modern Russian economy show a significant increase in the relevance of domestic technologies and developments in all spheres of management, from household goods to the high-tech industry, which is primarily due to sanctioned import substitution and nationalization, and the development of foreign industries. According to the Ministry of Finance, the share of domestic manufacturers in the Russian IT market doubled in 2023, showing a mark close to 50 %. Patent activity of Russian companies increased by 7 % in 2023 compared to the past. This indicates that Russian enterprises are actively mobilizing resources, starting to explore the niches left after the departure of Western enterprises, and connecting to modern state programs to support entrepreneurship. Despite the positive dynamics, in some areas of business there are still significant problems associated with the transition of production to domestic technological analogues. The situation is associated with a low level of preparedness of enterprises for abrupt changes and the unwillingness of the market to completely abandon imported components and technologies. This is also due to the fact that the Russian industry has recently begun to move away from the sanctions crisis shock and has not fully debugged production, technological, raw materials and other critically important chains. It is important to note that the departure of foreign companies most significantly affected the software sector, the search for analogues of which will take some more time. As mentioned earlier, it is also necessary to develop small business entities today, special attention should be paid to the field of MIP (small innovative entrepreneurship), since now enterprises related to it show high results in the field of innovation based on technological support projects for such forms of management. Knowledge-based social relations and the promotion of science as a new basis for doing business set new trends in entrepreneurship and the economy in general. Based on this, small business becomes an effective tool for mastering competitive advantages and becoming on the path of innovative development, provided that existing problems are overcome and active state participation in the innovative development of entrepreneurship.

Full Text

Введение

Как было отмечено выше, вопрос развития в стране инновационного предпринимательства остается открытым. Опираясь на мировой опыт инноватики, можно заметить, что результативность и эффективность мероприятий в сфере развития инновационного бизнеса зависит, прежде всего, от обеспечения комфортных для их функционирования, условий. То есть, сегодня задачей первой необходимости для ускорения темпов роста инновационного сектора в экономике, необходимо создание и поддержание эффективной и комфортной, для всех участников, инфраструктуры, стимулирующей соответствующую деятельность [1; 2].

 

Ход исследования

Необходимая инфраструктура должна включать структурные единицы, способствующие функционированию и инновационному развитию предприятий в нее входящих. Такие обеспечивающие структуры или институты называют институциональной средой (ИС).

По своей сути институциональная среда является очень гибкой, с большим количеством формальных и неформальных изменений. Что касается неформальных изменений, то они реализуются непредсказуемо, самостоятельно в процессе взаимодействия субъектов. Формальные же инициируются субъектами среды: государством, предприятиями, и иными организациями, участвующими в инновационном процессе, через изменение нормативно-правовой базы, соглашения и иные взаимодействия [3].

Таким образом, институциональные изменения – это реакция на новые условия и вызовы внешней среды, именно поэтому важен ее постоянный мониторинг. Возникновение новых институтов может быть либо вытекающим из изменений структуры внутри страны, либо быть заимствованы из зарубежного опыта и интегрированы в отечественную структуру с учетом действующих особенностей. Но не каждое преобразование необходимо внедрять и реализовывать, а лишь те, которые приносят существенную выгоду в виде снижения неопределенности, повышения безопасности функционирования инфраструктуры или снижения трансакционных издержек.

ИС должна включать базовые институты, минимально необходимые для предпринимательской деятельности, специфические государственные и общественные, обеспечивающие рост и функционирование инновационного бизнеса. Также важно учитывать постоянное влияние факторов внешней среды и вести ее постоянный мониторинг. Учитывая неоднородность и разноплановость видов экономической деятельности, претендующей на звание инновационной, институциональную среду подразделяют на ИС традиционного и инновационного предпринимательства. Отразим институциональную среду с учетом всех постоянных на рисунке 1.

Исследования показывают, что необходимо рассматривать инновационное развитие в рамках экосистемы инновационного предпринимательства (ЭИП), которая должна включать венчурную, университетскую, программы развития субъектов малого предпринимательства и др. [4–6].

Оба явления (ИС и ЭИП) формируются с учетом ряда факторов, которые подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние – те, которые подконтрольны организации, внешние, соответственно, те, что неподконтрольны и влияют на внутренние процессы среды со стороны. Проиллюстрируем взаимодействие внешних факторов с институциональной средой на рисунке 2.

Внешние факторы можно разделить на косвенно влияющие на внутреннюю среду, они характеризуют состояние экономики в стране, научный, социально-демографический, технологический, природный потенциал, рыночную конъюнктуру и др. Рассмотрим подробнее.

 

 

 

 

Реакционные изменения
и иностранный опыт

Государственные
институциональные
преобразования

Институциональный механизм

 

Базовые обеспечивающие институты

Специфические
инновационные институты
и организации

микросреда

Политико-правовые факторы

Технологические факторы

Природно-географические факторы

Социальные факторы

Технологические факторы

Международные

факторы

Институциональные соглашения,
регулирующие взаимодействия

Экономические агенты
инновационной инфраструктуры

макросреда

Инновационные разработки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Институциональная инновационная среда

Figure 1 – Institutional innovation environment

 

 

 

Традиционное
предпринимательство

Инновационное

предпринимательство

Институциональная среда предпринимательства

Правовые

факторы

Рыночные

факторы

Демографические факторы

Социокультурные факторы

Политические факторы

Экономические факторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Внешние факторы и институциональная среда

Figure 2 – External factors and institutional environment

 

  1. Инновационная активность в стране напрямую связана с экономическими циклами. Логично, что в фазу оживления повышается уровень инновационной активности и, напротив, во время спада тормозятся процессы инноватики. Но нужно заметить, что кризисные процессы также могут способствовать повышению уровня инновационной активности, вследствие активизации процессов выхода из негативной фазы, поиска новых управленческих решений, оптимизаций бизнес-процессов, пересмотра политики фирмы, анализа рынка. Все это способствует осознанию важности и необходимости преобразований и инноваций. Также на инновационную активность предпринимательства влияют такие явления, как безработица, инфляция, ставки по кредитам, уровень налогов и др.
  2. Геополитика имеет высокое влияние на инновационную активность предпринимательства, в связи с повышением уровня риска такой деятельности из-за поли литических решений. Данная проблема должна рассматриваться через призму правового поля. Стабильность правовой системы, законодательное регулирование инновационных процессов способствуют снижению уровня риска, появлению гарантий, безопасности реализации научно-исследовательских мероприятий.
  3. Социально-демографические факторы также оказывают воздействие на уровень предпринимательской активности. Сюда входит уровень образования населения в стране, социокультурные особенности, развитость научной инфраструктуры и др.
  4. Инновационные бизнес-процессы очень чувствительны к колебаниям рыночной конъюнктуры. Спрос и предложение влияют на интенсивность инновационной деятельности. От него зависит масштабность бизнеса, востребованность тех или иных товаров, установление тенденций актуальности продуктов. Уровень конкуренции в стране – один из важных стимулирующих факторов, ее влияние на инновационную активность зависит от наличия конкурентов в конкретной нише, остроты конкурентной борьбы, государственной поддержки в той или иной отрасли. Умеренная конкуренция позволяет удешевить и ускорить стоимость инновационной деятельности и процессы внедрения инновационных продуктов. Напротив, высокий уровень конкуренции делает рискованными инвестиции в новаторские идеи, замедляются и вовсе прекращаются инновационные процессы. Низкие барьеры входа в отрасль и экспансии рынков – так же способствуют активизации инновационной активности, так как удержание конкурентных преимуществ предполагает техническое и технологическое превосходство перед конкурентами, выход на новые рынки сбыта, учет изменения в потребительских предпочтениях [7].

 

Таблица – Институциональные факторы развития инновационного предпринимательства

Table – Institutional factors of innovative entrepreneurship development

Институциональные факторы

Характеристика

Реализация

Правовые

Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, региональные нормативные правовые акты и т. д.

Создание нормативной правовой базы развития инновационной активности

Материальные

Материальные ресурсы: основные и оборотные средства

– Обновление основных фондов.

– Пополнение оборотных средств.

– Предоставление зданий, помещений на условиях аренды и т. д.

Финансовые

– Инвестиционные проекты.

– Финансовый лизинг.

– Фандрайзинг.

– Субсидии, иные финансовые формы государственной поддержки.

 – Механизмы государственно-частного партнерства

– Поиск финансовых источников и привлечение финансовых средств.

– Повышение эффективности использования собственных средств.

– Эффект финансового рычага (левериджа)

Интеллектуальные

Развитие инфраструктуры институционально-инновационных центров.

– Создание технопарков, научных и инновационно-технологических центров, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских институтов и т. д.

Государственная поддержка инновационной деятельности

На федеральном уровне:

– Создание особых экономических зон (технико-внедренческие зоны), инновационные проекты и социально-экономические программы.

На уровне субъекта Федерации:

– Реализация региональных инновационных программ, создание инфраструктуры инновационной деятельности.

– Финансовый механизм государственной поддержки

– Формирование и развитие технико-внедренческих зон, внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации.

– Создание и функционирование научно-технических центров, венчурных компаний и т. п.

– Финансирование инновационной деятельности, залоговые и гарантийные фонды

 

Малые инновационные предприятия могут повысить эффективность ИД при взаимодействии с крупным бизнесом, который выступает частью внешней среды, в данном случае, обладает высоким производственным, ресурсным, технологическим, трудовым, интеллектуальным и иным потенциалом и способен оказывать поддержку в сфере инновационной деятельности. Малый бизнес, в свою очередь, способен предлагать инновационные разработки, основанные на инициативных стартап-проектах, что, вместе с технологическим потенциалом крупного бизнеса, сможет обрести полноценный вид массового инновационного продукта [8].

Обеспечение институциональных условий инновационной деятельности, способное активизировать инновационную активность предприятий, возможно при соблюдении ряда факторов, исходя из которых строится комплекс институциональных мероприятий по созданию и внедрению инноваций, что дает возможность предприятию достигать поставленных целей в рамках инновационной деятельности. Эти факторы, позволяют обеспечивать конкурентоспособность предприятия на различных типах рынков. Отразим институциональные факторы развития инновационного предпринимательства в таблице.

Влияние институциональных факторов на развитие и активность инновационной деятельности предприятий зависит, в первую очередь, от развитости и эффективности функционирования институциональных структур инновационной деятельности, таких, как НИИ, лабораторий, инновационных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов и других, способствующих обеспечить полноценную цепочку инновационного процесса от идеи до коммерциализации или внедрения в производственный процесс. Также важно наличие всевозможной государственной поддержки, в форме проектов, финансирования (грантов, субсидий и иных трансфертов), специальных программ и участия в создании инфраструктуры [9].

Сегодня в России такая поддержка создана на базе институтов развития, способствующих продвижению инноваций по всему циклу, сопровождающих инновационные проекты и оказывающих иную помощь в рамках ИД.

– Такими институтами выступают:

– Внешэкономбанк,

– Фонд «ВЭБ Инновации»,

– ОАО «РВК»,

– ОАО «РОСНАНО»,

– Фонд инфраструктурных и образовательных программ,

– Фонд «Сколково»,

– ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям).

Помимо данных институтов, с 2013 года функционирует Фонд развития интернет-инициатив, он не имеет финансовой обеспечения из госбюджета, но работает в качестве негосударственного института развития.

 

Выводы

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на присутствующие успехи, появляющуюся тенденцию к импортозамещению, активизацию инновационной деятельности в стране и рост государственных программ поддержки, очевидна недостаточная развитость институциональной, научной и инновационной инфраструктуры, несформированность правового законодательства в этой сфере.

Развитие МИП также зависит от инфраструктуры, инновационной экосистемы и государственной поддержки, и согласованности действий всех субъектов отношений, в рамках инновационной политики в стране.

Инновационное развитие страны может быть обеспечено только при соблюдении условий:

  • институциональных – организации и становления необходимых институтов и, в том числе, способствующих инновационной деятельности и системы их взаимодействия;
  • инфраструктурные – создание сети взаимодействия субъектов инновационных взаимоотношений, рынка инноваций и разработчиков инновационных решений;
  • конкурентные – организация, удобных для инновационной деятельности, конкурентных условий, содействие государства выходу компаний-инноваторов на рынки;
  • ресурсные – наличие в распоряжении инноваторов необходимых, трудовых, природных, технологических, научных, интеллектуальных и других ресурсов;
  • рыночные – уровень спроса на инновационные товары со стороны потребителя и государства.
×

About the authors

Ekaterina S. Podbornova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: kate011087@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-5135-7961

Candidate of Economics, associate professor of the Department of Innovation Economics

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. The share of domestic manufacturers in the IT market in Russia has grown twofold. Retrieved from the official website of RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20231026/it-1905376663.html (accessed 19.04.2023). (In Russ.)
  2. Innovative activity of companies in Russia has moved to growth. Retrieved from the official website of i-petuhov.ru. Available at: https://i-petuhov.ru/ru/novosti/innovacionnaya-aktivnost-kompanij-v-rossii-pereshla-k-rostu.html (accessed 19.04.2023). (In Russ.)
  3. Zaitseva A.S. Support of small and medium-sized businesses by means of development of entrepreneurial education: Candidate’s of Economic Sciences thesis: 08.00.05. Moscow, 2020, 192 p. Available at: http://ords.rea.ru/wp-content/uploads/2020/06/ZAYTSEVA-A.-S.pdf (accessed 20.04.2023). (In Russ.)
  4. Malgina I.V. Entrepreneurial ecosystems as the basis of innovative development of the country. Available
  5. at: https://www.belta.by/economics/view/predprinimatelskie-ekosistemy-kak-osnova-innovatsionnogorazvitija-strany-353503-2019/ (accessed 20.04.2023). (In Russ.)
  6. Teslenko I.B., Digilina O.B., Muravyeva N.V., Abdullaev N.V. Development a digital economy ecosystem in Russia. Journal of Economy and entrepreneurship, 2018, no. 9 (98), pp. 150–154. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36854678. EDN: https://www.elibrary.ru/yvfaax. (In Russ.)
  7. Yakovleva A.Yu. Factors and models of formation and development of innovative ecosystems: author’s abstract of the Candidate of Economic Sciences thesis: 08.00.05. Moscow, 2012, 27 p. Available at: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005472744.pdf. (In Russ.)
  8. Ledeneva M.V., Plaksunova T.A. Creating an innovation ecosystem in the regions of the Russian Federation (on the example of the Volgograd region). Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies, 2018, vol. 80, no. 4, pp. 484–492. DOI: https://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-4-484-492. (In Russ.)
  9. Simonova E.V. Improving the competitiveness of small innovative and large businesses on the basis of optimizing the forms of their interaction: Doctoral of Economic Sciences thesis: 08.00.05. Volgograd, 2020, 362 p. Available at: https://www.vstu.ru/upload/iblock/ee6/ee6b1df8f8698bb8f3b6be774dfd52f7.pdf. (In Russ.)
  10. Kuznetsova T.E., Roud V.A. Competition, innovation and strategy: empirical evidence from Russian enterprises. Voprosy Ekonomiki, 2013, no. 12, pp. 86–108. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-12-86-108. EDN: https://elibrary.ru/rngobd. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies