Факторы институционального развития инновационного предпринимательства в РФ в современных условиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Инновационное развитие экономики – один из главных и приоритетных путей обеспечения ее безопасности и стабильности. События, происходящие в мире, такие, как санкционные ограничения, геополитическая нестабильность, разрушение, действующих долгое время, внешних хозяйственных отношений, значительно отражаются на большинстве сфер экономической системы. Исходя из складывающихся условий, решение вопроса дальнейшего обеспечения стабильности и роста, сглаживания негативных явлений и последствий в национальной экономике должно и обеспечивается процессами развития, создания и внедрения отечественных инновационных предприятий. Активно лоббируются и продвигаются инициативы, связанные с модернизацией производств, работающих по программам импортозамещения, как основной точки роста экономики, с акцентом не только на крупные частно-государственные предприятия, но и средний и малый бизнес, как важный источник стартап-проектов. Не так давно в сфере инновационных технологий и разработок существовало много провалов и несовершенств системы, что способствовало снижению вклада инновационного предпринимательства в экономику страны. Тенденции современной же российской экономики показывают значительное повышение актуальности отечественных технологий и разработок во всех сферах хозяйствования, начиная от бытовых товаров, заканчивая индустрией высоких технологий, что связано, в первую очередь, с санкционным импортозамещением и национализацией, и освоением зарубежных производств. По данным Минцифры, доля отечественных производителей на российском IT-рынке за 2023 год выросла вдвое, показав отметку, близкую к 50 %. Патентная активность российских компаний выросла на 7 % в 2023 году по сравнению с прошлым. Это свидетельствует о том, что российские предприятия активно мобилизуют ресурсы, начинают осваивать, оставшиеся после ухода западных предприятий, ниши, подключаться к современным государственным программам поддержки предпринимательства. Несмотря на положительную динамику, в некоторых сферах бизнеса до сих пор существуют значительные проблемы, связанные с переходом производств на отечественные технологические аналоги. Ситуацию связывают с низким уровнем подготовленности предприятий к резким изменениям и неготовностью рынка к полному отказу от импортных комплектующих и технологий. Так же это связано с тем, что, российская промышленность совсем недавно начала отходить от санкционного кризисного шока и не до конца отладила производственные, технологические, сырьевые и прочие, критически важные сейчас, цепочки. Важно отметить, что наиболее существенно уход зарубежных компаний отразился на сфере ПО, на поиск аналогов которого уйдет еще некоторое время. Как говорилось ранее, развивать сегодня необходимо также и малые субъекты предпринимательства, особое внимание нужно уделить сфере МИП (малого инновационного предпринимательства), так как, сейчас предприятия, относящиеся к ней, показывают высокие результаты в сфере инноваций, основанные на технологических проектах поддержки для таких форм хозяйствования. Общественные отношения, основанные на знаниях и выдвижение науки, как новый основы ведения бизнеса, задают новые тенденции в предпринимательстве и экономике в общем. Исходя из этого, малый бизнес становится эффективным инструментом освоения конкурентных преимуществ и становления на путь инновационного развития, при условии преодоления существующих проблем и активного государственного участия в инновационном развитии предпринимательства.

Полный текст

Введение

Как было отмечено выше, вопрос развития в стране инновационного предпринимательства остается открытым. Опираясь на мировой опыт инноватики, можно заметить, что результативность и эффективность мероприятий в сфере развития инновационного бизнеса зависит, прежде всего, от обеспечения комфортных для их функционирования, условий. То есть, сегодня задачей первой необходимости для ускорения темпов роста инновационного сектора в экономике, необходимо создание и поддержание эффективной и комфортной, для всех участников, инфраструктуры, стимулирующей соответствующую деятельность [1; 2].

 

Ход исследования

Необходимая инфраструктура должна включать структурные единицы, способствующие функционированию и инновационному развитию предприятий в нее входящих. Такие обеспечивающие структуры или институты называют институциональной средой (ИС).

По своей сути институциональная среда является очень гибкой, с большим количеством формальных и неформальных изменений. Что касается неформальных изменений, то они реализуются непредсказуемо, самостоятельно в процессе взаимодействия субъектов. Формальные же инициируются субъектами среды: государством, предприятиями, и иными организациями, участвующими в инновационном процессе, через изменение нормативно-правовой базы, соглашения и иные взаимодействия [3].

Таким образом, институциональные изменения – это реакция на новые условия и вызовы внешней среды, именно поэтому важен ее постоянный мониторинг. Возникновение новых институтов может быть либо вытекающим из изменений структуры внутри страны, либо быть заимствованы из зарубежного опыта и интегрированы в отечественную структуру с учетом действующих особенностей. Но не каждое преобразование необходимо внедрять и реализовывать, а лишь те, которые приносят существенную выгоду в виде снижения неопределенности, повышения безопасности функционирования инфраструктуры или снижения трансакционных издержек.

ИС должна включать базовые институты, минимально необходимые для предпринимательской деятельности, специфические государственные и общественные, обеспечивающие рост и функционирование инновационного бизнеса. Также важно учитывать постоянное влияние факторов внешней среды и вести ее постоянный мониторинг. Учитывая неоднородность и разноплановость видов экономической деятельности, претендующей на звание инновационной, институциональную среду подразделяют на ИС традиционного и инновационного предпринимательства. Отразим институциональную среду с учетом всех постоянных на рисунке 1.

Исследования показывают, что необходимо рассматривать инновационное развитие в рамках экосистемы инновационного предпринимательства (ЭИП), которая должна включать венчурную, университетскую, программы развития субъектов малого предпринимательства и др. [4–6].

Оба явления (ИС и ЭИП) формируются с учетом ряда факторов, которые подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние – те, которые подконтрольны организации, внешние, соответственно, те, что неподконтрольны и влияют на внутренние процессы среды со стороны. Проиллюстрируем взаимодействие внешних факторов с институциональной средой на рисунке 2.

Внешние факторы можно разделить на косвенно влияющие на внутреннюю среду, они характеризуют состояние экономики в стране, научный, социально-демографический, технологический, природный потенциал, рыночную конъюнктуру и др. Рассмотрим подробнее.

 

 

 

 

Реакционные изменения
и иностранный опыт

Государственные
институциональные
преобразования

Институциональный механизм

 

Базовые обеспечивающие институты

Специфические
инновационные институты
и организации

микросреда

Политико-правовые факторы

Технологические факторы

Природно-географические факторы

Социальные факторы

Технологические факторы

Международные

факторы

Институциональные соглашения,
регулирующие взаимодействия

Экономические агенты
инновационной инфраструктуры

макросреда

Инновационные разработки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Институциональная инновационная среда

Figure 1 – Institutional innovation environment

 

 

 

Традиционное
предпринимательство

Инновационное

предпринимательство

Институциональная среда предпринимательства

Правовые

факторы

Рыночные

факторы

Демографические факторы

Социокультурные факторы

Политические факторы

Экономические факторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Внешние факторы и институциональная среда

Figure 2 – External factors and institutional environment

 

  1. Инновационная активность в стране напрямую связана с экономическими циклами. Логично, что в фазу оживления повышается уровень инновационной активности и, напротив, во время спада тормозятся процессы инноватики. Но нужно заметить, что кризисные процессы также могут способствовать повышению уровня инновационной активности, вследствие активизации процессов выхода из негативной фазы, поиска новых управленческих решений, оптимизаций бизнес-процессов, пересмотра политики фирмы, анализа рынка. Все это способствует осознанию важности и необходимости преобразований и инноваций. Также на инновационную активность предпринимательства влияют такие явления, как безработица, инфляция, ставки по кредитам, уровень налогов и др.
  2. Геополитика имеет высокое влияние на инновационную активность предпринимательства, в связи с повышением уровня риска такой деятельности из-за поли литических решений. Данная проблема должна рассматриваться через призму правового поля. Стабильность правовой системы, законодательное регулирование инновационных процессов способствуют снижению уровня риска, появлению гарантий, безопасности реализации научно-исследовательских мероприятий.
  3. Социально-демографические факторы также оказывают воздействие на уровень предпринимательской активности. Сюда входит уровень образования населения в стране, социокультурные особенности, развитость научной инфраструктуры и др.
  4. Инновационные бизнес-процессы очень чувствительны к колебаниям рыночной конъюнктуры. Спрос и предложение влияют на интенсивность инновационной деятельности. От него зависит масштабность бизнеса, востребованность тех или иных товаров, установление тенденций актуальности продуктов. Уровень конкуренции в стране – один из важных стимулирующих факторов, ее влияние на инновационную активность зависит от наличия конкурентов в конкретной нише, остроты конкурентной борьбы, государственной поддержки в той или иной отрасли. Умеренная конкуренция позволяет удешевить и ускорить стоимость инновационной деятельности и процессы внедрения инновационных продуктов. Напротив, высокий уровень конкуренции делает рискованными инвестиции в новаторские идеи, замедляются и вовсе прекращаются инновационные процессы. Низкие барьеры входа в отрасль и экспансии рынков – так же способствуют активизации инновационной активности, так как удержание конкурентных преимуществ предполагает техническое и технологическое превосходство перед конкурентами, выход на новые рынки сбыта, учет изменения в потребительских предпочтениях [7].

 

Таблица – Институциональные факторы развития инновационного предпринимательства

Table – Institutional factors of innovative entrepreneurship development

Институциональные факторы

Характеристика

Реализация

Правовые

Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, региональные нормативные правовые акты и т. д.

Создание нормативной правовой базы развития инновационной активности

Материальные

Материальные ресурсы: основные и оборотные средства

– Обновление основных фондов.

– Пополнение оборотных средств.

– Предоставление зданий, помещений на условиях аренды и т. д.

Финансовые

– Инвестиционные проекты.

– Финансовый лизинг.

– Фандрайзинг.

– Субсидии, иные финансовые формы государственной поддержки.

 – Механизмы государственно-частного партнерства

– Поиск финансовых источников и привлечение финансовых средств.

– Повышение эффективности использования собственных средств.

– Эффект финансового рычага (левериджа)

Интеллектуальные

Развитие инфраструктуры институционально-инновационных центров.

– Создание технопарков, научных и инновационно-технологических центров, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских институтов и т. д.

Государственная поддержка инновационной деятельности

На федеральном уровне:

– Создание особых экономических зон (технико-внедренческие зоны), инновационные проекты и социально-экономические программы.

На уровне субъекта Федерации:

– Реализация региональных инновационных программ, создание инфраструктуры инновационной деятельности.

– Финансовый механизм государственной поддержки

– Формирование и развитие технико-внедренческих зон, внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации.

– Создание и функционирование научно-технических центров, венчурных компаний и т. п.

– Финансирование инновационной деятельности, залоговые и гарантийные фонды

 

Малые инновационные предприятия могут повысить эффективность ИД при взаимодействии с крупным бизнесом, который выступает частью внешней среды, в данном случае, обладает высоким производственным, ресурсным, технологическим, трудовым, интеллектуальным и иным потенциалом и способен оказывать поддержку в сфере инновационной деятельности. Малый бизнес, в свою очередь, способен предлагать инновационные разработки, основанные на инициативных стартап-проектах, что, вместе с технологическим потенциалом крупного бизнеса, сможет обрести полноценный вид массового инновационного продукта [8].

Обеспечение институциональных условий инновационной деятельности, способное активизировать инновационную активность предприятий, возможно при соблюдении ряда факторов, исходя из которых строится комплекс институциональных мероприятий по созданию и внедрению инноваций, что дает возможность предприятию достигать поставленных целей в рамках инновационной деятельности. Эти факторы, позволяют обеспечивать конкурентоспособность предприятия на различных типах рынков. Отразим институциональные факторы развития инновационного предпринимательства в таблице.

Влияние институциональных факторов на развитие и активность инновационной деятельности предприятий зависит, в первую очередь, от развитости и эффективности функционирования институциональных структур инновационной деятельности, таких, как НИИ, лабораторий, инновационных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов и других, способствующих обеспечить полноценную цепочку инновационного процесса от идеи до коммерциализации или внедрения в производственный процесс. Также важно наличие всевозможной государственной поддержки, в форме проектов, финансирования (грантов, субсидий и иных трансфертов), специальных программ и участия в создании инфраструктуры [9].

Сегодня в России такая поддержка создана на базе институтов развития, способствующих продвижению инноваций по всему циклу, сопровождающих инновационные проекты и оказывающих иную помощь в рамках ИД.

– Такими институтами выступают:

– Внешэкономбанк,

– Фонд «ВЭБ Инновации»,

– ОАО «РВК»,

– ОАО «РОСНАНО»,

– Фонд инфраструктурных и образовательных программ,

– Фонд «Сколково»,

– ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям).

Помимо данных институтов, с 2013 года функционирует Фонд развития интернет-инициатив, он не имеет финансовой обеспечения из госбюджета, но работает в качестве негосударственного института развития.

 

Выводы

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на присутствующие успехи, появляющуюся тенденцию к импортозамещению, активизацию инновационной деятельности в стране и рост государственных программ поддержки, очевидна недостаточная развитость институциональной, научной и инновационной инфраструктуры, несформированность правового законодательства в этой сфере.

Развитие МИП также зависит от инфраструктуры, инновационной экосистемы и государственной поддержки, и согласованности действий всех субъектов отношений, в рамках инновационной политики в стране.

Инновационное развитие страны может быть обеспечено только при соблюдении условий:

  • институциональных – организации и становления необходимых институтов и, в том числе, способствующих инновационной деятельности и системы их взаимодействия;
  • инфраструктурные – создание сети взаимодействия субъектов инновационных взаимоотношений, рынка инноваций и разработчиков инновационных решений;
  • конкурентные – организация, удобных для инновационной деятельности, конкурентных условий, содействие государства выходу компаний-инноваторов на рынки;
  • ресурсные – наличие в распоряжении инноваторов необходимых, трудовых, природных, технологических, научных, интеллектуальных и других ресурсов;
  • рыночные – уровень спроса на инновационные товары со стороны потребителя и государства.
×

Об авторах

Екатерина Сергеевна Подборнова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: kate011087@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-5135-7961

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инноваций

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Доля отечественных производителей на IT-рынке в России выросла двое // РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria.ru/20231026/it-1905376663.html (дата обращения: 19.04.2023).
  2. Инновационная активность компаний в России перешла к росту // i-petuhov.ru: [сайт]. URL: https://i-petuhov.ru/ru/novosti/innovacionnaya-aktivnost-kompanij-v-rossii-pereshla-k-rostu.html (дата обращения: 19.04.2023).
  3. Зайцева А.С. Поддержка малого и среднего предпринимательства средствами развития предпринимательского образования: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2020. 192 с. URL: http://ords.rea.ru/wp-content/uploads/2020/06/ZAYTSEVA-A.-S.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
  4. Мальгина И.В. Предпринимательские экосистемы как основа инновационного развития страны.
  5. URL: https://www.belta.by/economics/view/predprinimatelskie-ekosistemy-kak-osnova-innovatsionnogorazvitija-strany-353503-2019 (дата обращения: 20.04.2023).
  6. Тесленко И.Б., Дигилина О.Б., Муравьева Н.В., Абдуллаев Н.В. Развитие экосистемы цифровой экономики в России // Экономика и предпринимательство. 2018. № 9 (98). С. 150–154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36854678. EDN: https://www.elibrary.ru/yvfaax.
  7. Яковлева А.Ю. Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2012. 27 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005472744.pdf.
  8. Леденева М.В., Плаксунова Т.А. Формирование инновационной экосистемы в регионах РФ (на примере Волгоградской области) // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. Т. 80, № 4. С. 484–492. DOI: https://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-4-484-492.
  9. Симонова Е.В. Повышение конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса на основе оптимизации форм их взаимодействия: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Волгоград, 2020. 362 c. URL: https://www.vstu.ru/upload/iblock/ee6/ee6b1df8f8698bb8f3b6be774dfd52f7.pdf.
  10. Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. Конкуренция, инновации и стратегия развития российских предприятий (результаты эмпирических исследований) // Вопросы экономики. 2013. № 12. С. 86–108. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-12-86-108. EDN: https://elibrary.ru/rngobd.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах