Innovation and management aspects of the implementation of the import substitution policy

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article substantiates that import substitution needs to be studied as a complex economic process. The main scientific methodologies and methodological approaches in the study of the mechanism of import substitution are considered. It is clarified that the most significant stage not only in the formation, but also in the implementation of import substitution policy is strategic planning, which determines the effectiveness of managing all types of available resources in order to achieve the set goals of the strategy. Based on the analysis of management decisions on import substitution, the main obstacles to enhancing economic growth were identified. The need to strengthen the role of state in making management decisions in the formation of import substitution policy is outlined. The author proposes a set of measures to ensure the formation of a favorable economic environment for the implementation of innovation policy in the field of import substitution. It is substantiated that the policy of import substitution is a strategy of national economy, the core of its prosperity and competitiveness in foreign markets. The role of state policy of import substitution as the main guarantor of regulation in this area is revealed. It was found that the implementation of import substitution policy must take into account the socio-economic consequences, since an uncontrolled reduction in imports can lead to a shortage of goods on the market, rising prices and deterioration in the availability of some goods for consumers. Based on this, the state must ensure a balance between supporting domestic production and meeting the needs of the population.

Full Text

Введение

В связи с беспрецедентными экономическими и политическими вызовами перед Россией стоит задача решения связанных с этими вызовами проблем.

Во-первых, некоторые отрасли стали настолько зависимы от импорта, что угроза национальной безопасности стала особенно очевидна.

Во-вторых, введение антироссийских санкций и запретов на определенные категории экспортных и импортных товаров оказало существенное негативное воздействие на российскую экономику.

И, в-третьих, девальвация рубля спровоцировала рост стоимости импортируемой российской продукции на внутреннем рынке.

Все эти факторы обязывают пересмотреть стратегию импортозамещения, которая должна включать поиск эффективных механизмов с учетом инновационных подходов, позволяющих снизить зависимость от импорта и способствовать развитию собственного производства [1].

В соответствии с программой импортозамещения в России, разработанной на трехлетний период, планируется заменить треть общего объема российского импорта на продукцию отечественного производства, что приблизительно равно 100 миллиардам долларов США. Для осуществления этого процесса необходимо увеличить производственные мощности на 15–16 %.

При реализации политики импортозамещения необходимо учитывать социально-экономические последствия, поскольку неконтролируемое сокращение импорта может привести к дефициту товаров на рынке, росту цен и ухудшению доступности некоторых товаров для потребителей. Исходя из этого, государство должно обеспечить баланс между поддержкой внутреннего производства и удовлетворением потребностей населения.

Ход исследования

Импортозамещение – процесс, требующий глубокого анализа и пристального изучения. Идея замены импорта отечественным производством не нова и ранее уже была рассмотрена в работах экономистов, таких как М. Бруно, А. Страуг, Х. Ченери, которые в рамках неокейнсианской школы трактовали импортозамещение как главную стратегию экономического развития страны в условиях глобализации. Они предполагали, что государственная поддержка отечественных производителей может способствовать экономическому росту, развитию внутреннего рынка и решению социально-экономических задач [2]. Таким образом, импортозамещение рассматривается как инструмент, способствующий укреплению экономики страны и снижению зависимости от мирового рынка.

Труды разных авторов представляют импортозамещение как стратегию, которая может быть использована не только государством, но и частными компаниями для укрепления своих позиций на рынке. При этом основная цель этой стратегии с точки зрения государственного управления – замена импортируемых товаров на аналогичные продукты, произведенные на местном уровне. С точки же зрения хозяйствующих субъектов экономики импортозамещение становится ключевым фактором решения следующих задач:

  • укрепление конкурентоспособности через производство конкурентоспособных товаров и услуг. Кроме того, замена импорта снижает зависимость от мировых колебаний и обеспечивает стабильный спрос на продукцию национальных предприятий;
  • создание рабочих мест за счет увеличение объема производства внутри страны;
  • диверсификация производства. Импортозамещение побуждает частные компании разнообразить свою производственную деятельность, расширить ассортимент выпускаемой продукции;
  • создание синергии в экосистеме предприятий посредством развития локальных экономических систем;
  • укрепление корпоративной репутации [3].

Некоторые исследователи рассматривают импортозамещение как многогранный и долгосрочный процесс уменьшения (экономической, технологической, продовольственной и т. д.) зависимости от ввоза конкретного товара, который может быть осуществлен путем его замены собственными товарами, способных конкурировать с зарубежными аналогами, особенно в сфере инновационных высокотехнологичных товаров.

Импортозамещение представляет собой дополнительный драйвер для поощрения отечественного производства и проявляется как целенаправленный системный процесс, требующий выработки стратегических направлений развития внутреннего рынка.

Стратегия импортозамещения воспринимается как средство стимулирования экономического роста государства, ориентированное на формирование благоприятного и конкурентного контекста для развития национальной промышленности. Эта стратегия оказывает прямое влияние на ключевые аспекты социально-экономического прогресса, включая: политический, технологический, социальный, экономический и ресурсный аспекты [4].

Разработка государственной политики импортозамещения включает в себя ряд конкретных управленческих аспектов, важных для ее успешной реализации:

  1. Формулирование четкой и осуществимой стратегии, определяющей цели и приоритеты политики импортозамещения на основе предварительно проведенного анализа и понимании экономической ситуации и потребностей потребителей, а также возможностей отечественных производителей
  2. Регулирование и законодательство. Для ограничения импорта и стимулирования роста отечественных производителей целесообразно использовать управленческие меры, регулирующее и облегчающее реализацию политики импортозамещения: введение таможенных пошлин, квот и лицензий ит. д.
  3. Эффективное распределение финансовых ресурсов для поддержки проектов импортозамещения.
  4. Предоставление финансовой поддержки отечественным производителям.
  5. Управленческие меры стимулирующего характера направлены на развитие конкретных отраслей и секторов экономики, в которых у страны есть конкурентные преимущества, посредством инвестиций в инфраструктуру, создания необходимых квалификаций, поддержки НИР и т. д.
  6. Проведение регулярного мониторинга и анализ ее результатов в целях оценки эффективности мер, принимаемых в рамках политики, и своевременного внесения необходимых корректировок в стратегию импортозамещения.
  7. Создание системы информационной и консультационной поддержки для местных предприятий, осуществляющих переход к импортозамещению [5].

Для успешной реализации стратегии импортозамещения необходимо расширение объемов производства, интенсивное внедрение технологий импортозамещения, разработка новых и активное развитие освоенных высокотехнологических производственных мощностей. Это означает, что многие предприятия должны внедрять новые технологии, современные методы производства и обновлять свое оборудование.

Однако, несмотря на неотложность этой задачи, существуют определенные проблемы. В условиях ограниченной инвестиционной активности в национальной экономике часто возникает вопрос о том, насколько реально осуществить резкий рост инвестиций в ближайшем будущем.

Снижение инвестиционного роста объясняется несколькими факторами, такими как экономическая неопределенность, дестабилизация и резкие изменения в мировой конъюнктуре, непрочные институциональные структуры.

Иными словами, хотя и есть стремление к технологическому обновлению и увеличению производственных мощностей для замены импорта на отечественный продукт, существующие экономические ограничения, такие как высокий долг и ограниченная доступность инвестиций, создают серьезные препятствия для быстрого достижения этой цели.

Внедрение стратегии поддержки отечественного промышленного производства представляет собой сложный процесс активного регулирования и практического взаимодействия с различными инструментами государственного управления. Современная стратегия по стимулированию местного производства включает в себя формирование инновационных финансовых условий для предпринимательства, соответствующих высоким стандартам мировой конкурентоспособности.

В такой сложной обстановке разработка и внедрение новых технологий и модернизация предприятий могут быть успешно реализованы при наличии заемных средств или государственных субсидий. Для решения указанных проблем предприятиям и инвесторам необходимо оценить потенциал модернизации, технологического обновления и внедрения новых эффективных методов производства.

Политика импортозамещения сталкивается с серьезными трудностями, такими как дефицит финансовых и инвестиционных ресурсов, снижение капитальных затрат, ухудшение условий капитального строительства, снижение доходов и инвестиций [6].

На наш взгляд, создание благоприятных условий для финансирования предпринимательской деятельности и стимулов к ее осуществлению должно охватывать целый комплекс мер по поддержке предприятий, осуществляющих импортозамещение, а именно:

  1. Предоставление субъектам предпринимательской деятельности, занимающимся импортозамещением, грантов и субсидий.
  2. Предоставление дешевых, доступных кредитов с низкой процентной ставкой или льготных условий.
  3. Разработка новых программ страхования рисков, связанных с разработкой и внедрением новых технологий.
  4. Предоставление налоговых льгот на определенные виды деятельности, связанные с импортозамещением [7].
  5. Поддержка научных разработок по созданию новаций и продуктов, способных полностью заменить импортные аналоги.
  6. Формирование территориальных кластеров, где предприятия, занимающиеся импортозамещением, могут сосредотачиваться вместе с научными и образовательными учреждениями.
  7. Создание государственных стандартов и сертификации для продукции, производимой в рамках импортозамещения в целях улучшения еекачества, безопасности и конкурентоспособности на рынке [8].
  8. Развитие образовательных программ, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов, необходимых для отраслей, занимающихся импортозамещением.
  9. Развитие национальных программ, направленных на стимулирование внутреннего потребительского спроса на продукцию отечественных производителей.
  10. Активное взаимодействие с предпринимательским сообществом для выявления ключевых проблем и потребностей, а также разработки совместных стратегий по поддержке и стимулированию импортозамещения.

Государственная инновационная политика поддержки субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в сфере импортозамещения включает несколько аспектов:

  1. Развитие технологичных областей через индустриальные парки посредством предоставления дополнительной поддержки МСБ в производственных, инновационных и технологичных секторах.
  2. Стимулирование экспорта продукции МСБ и продвижения их продукции на внешние рынки, что способствует расширению географии сбыта и укреплению позиций на мировом уровне.
  3. Создание центров инжиниринга и содействие взаимодействию МСБ с крупными компаниями в целях обмена опытом и технологическими ресурсами.
  4. Формирование центров инноваций и предоставление налоговых льгот для НИОКР.
  5. Финансовая поддержка целевым группам МСБ [9].

В существующей обстановке необходимо не только обеспечить единство и согласованность действий всех сторон, участвующих в осуществлении государственных программ финансовой поддержки МСБ, но и разработать управленческую систему, способствующую взаимодействию, интеграции и синхронизации всех компонентов данного процесса.

В данном контексте крайне важно установление единого централизованного органа, обладающего функцией не только координации исполнения государственных программ, но и предоставления методологической, консультативной и инновационной поддержки местным властям, которые несут ответственность за реализацию программ импортозамещения на местах. Этот орган может выступать в качестве посредника, обеспечивающего единый стандарт и методологию выполнения программ по импортозамещению, а также предоставляющего необходимые ресурсы и экспертные знания для поддержки МСБ в целях успешной реализации политики импотозамещения [10].

 

Заключение

Импортозамещение представляет собой стратегию, нацеленную на пошаговое выявление перспективных направлений роста в экономике. Ключевым аспектом этой стратегии является планомерное развитие, которое может привести к улучшению ключевых показателей в различных сферах инновационного и социально-экономического развития страны. Важно отметить, что успешная реализация данной стратегии импортозамещения может дать толчок к улучшению результатов во всех секторах экономики.

Основополагающим фактором успешной политики импортозамещения считается обеспечение поддержки МСБ, поскольку именно являются движущей силой в создании конкурентоспособных продуктов. Важным инструментом поддержки в данном аспекте выступают налоговые льготы и льготные условия кредитов.

В целом, для развития технологического обновления производственных мощностей требуется системный подход, включающий в себя доступ участников импортозамещения к финансовым инвестициям, развитие инновационной среды, поддержку со стороны бизнес-сообщества и эффективные механизмы государственной поддержки.

×

About the authors

Alexandr A. Evlampiev

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: direktor@aoforsazh.ru
ORCID iD: 0009-0002-7468-7696

1st year graduate student

Russian Federation, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

References

  1. Bezpalov V.V., Fedyunin D.V., Locan S.A. Mechanism for ensuring the foreign trade security of regional industrial complexes under conditions of import substitution: monograph. Moscow: Rusains, 2023, 606 p. Available at: https://book.ru/book/939805. (In Russ.)
  2. Berezinskaya O.B., Vedev A.L. Dependency of the Russian industry on imports and the strategy of import substitution industrialization. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 1, pp. 103–115. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-1-103-115. (In Russ.)
  3. Ivanova V.N. Import substitution of agricultural products. Factors of competitiveness. Moscow: Finansy i statistika, 2019, 998 p. (In Russ.)
  4. Ilyina Z.M., Mirochitskaya I.V., Ostapenko G.P., Tonkovich V.S. Scientific foundations of import substitution: using the example of import substitution of agricultural products. Minsk: BGZU, 2012, 187 p. (In Russ.)
  5. Polukhin A.A. Import substitution on the Russian agricultural machinery market: monograph. Moscow: Sinergiya, 2018, 306 p. (In Russ.)
  6. Simachev Y., Kuzyk M., Kuznetsov B., Pogrebnyak E. Russia Heading Towards a New Technology-Industrial Policy: Exciting Prospects and Fatal Traps. Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no. 4, pp. 6–23. Available at: https://foresight-journal.hse.ru/2014-8-4/140151284.html. (In Russ.)
  7. Faltsman V.K. The priorities of the structural policy: import dependence, import substitution, export orientation of innovative industrial products. ECO Journal, 2014, no. 5, pp. 162–180. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-strukturnoy-politiki-importozavisimost-importozameschenie-vozmozhnosti-eksporta-innovatsionnoy-produktsii/viewer. (In Russ.)
  8. Chashchikhin Ustin. Import substitution through innovation. Methods for increasing the competitiveness of enterprises. Moscow: Izdatel'skie resheniya, 2021, 252 p. Available at: https://chitat-online.org/str/importozameshchenie-cherez-innovacii-metody-povysheniya. (In Russ.)
  9. Chervinsky Evgeniy. Import substitution in the Republic of Belarus. Methods of analysis and directions for improvement: monograph. Moscow: Mir, 2019, 171 p. Available at: https://znanium.ru/catalog/document?id=349712. (In Russ.)
  10. Shcherbina T.A. The Import Substitution Policy: Financial, Economic and Managerial Aspects of its Implementation. Economics, taxes & law, 2016, vol. 9, no. 1, pp. 52–58. Available at: http://elib.fa.ru/art2016/bv395.pdf/download/bv395.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=25694276. EDN: https://elibrary.ru/vqgyvv. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies