Influence of sanctions pressure of the collective west on innovation activity of industrial enterprises of the Samara region

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the influence of sanctions pressure from the collective West on the economic system of Russia and especially on the Samara region. The authors offer different points of view on this problem: some argue that sanctions have caused irreparable damage to the economy, while others believe that they can become a unique chance for the development of the domestic economic system. The article examines the change in the trajectory of the development of innovative activities of Russian enterprises in the context of sanctions. The author draws attention to the sharp deterioration of relations between Russia, the European Union and the United States, which led to the introduction of additional sanctions aimed at restricting access to important technologies and materials for the development of the Russian economy. The article analyzes the consequences of the economic blockade and restrictions imposed on Russian enterprises and examines the prospects for the development of innovations in these conditions. The main idea of the article is that the sanctions pressure significantly complicates the innovative activities of Russian enterprises. The author analyzes various aspects of this problem, including limited access to new technologies and materials, instability of foreign trade, lack of international cooperation and difficulties in obtaining financing. The author uses various arguments to back up his conclusions. He refers to research data on the impact of sanctions on the Russian economy and innovation, gives examples of Russian companies, in particular, industrial enterprises of the Samara region, which faced restrictions in the development of their innovations. The main topic of the article is the impact of sanctions pressure on the innovative activities of Russian enterprises. Analyzing this problem, the author emphasizes the need to find new ways and strategies for the development of innovations in the face of sanctions, including the search for alternative sources of technology, strengthening domestic innovation potential and active international cooperation. The article focuses on the prospects of innovative activity of industrial enterprises in the face of unprecedented sanctions pressure. To analyze the impact of sanctions measures on the innovative activities of industrial enterprises of the Samara region, economic data for the Samara region for the period from 2010 to 2023 are presented. The imposition of sanctions by the countries of the collective West against the Russian Federation has led to a violation of the established system of economic relations and, as a result, to the formation of a new one. To accomplish such a large-scale task, it is necessary to carry out systematic reform of various institutions in order to increase the innovative activity of domestic enterprises.

Full Text

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в 2022 году наметилось некоторое изменение траектории развития инновационной деятельности российских предприятий и организаций. Данное изменение возникло вследствие резкого ухудшения отношений между руководством Российской Федерации и руководством Европейского Союза и США. Принятые коллективным западом дополнительные санкционные пакеты были направлены на формирование вокруг России своеобразного «пояса отчуждения», призванного не только воздействовать на умы экономической элиты России, но и сделать недоступными экономически важные для развития экономики России технологии, оборудование, материалы. Возникшая, как следствие, экономическая блокада России должна была, по мнению авторов санкционных пакетов, ограничить технические и технологические возможности системообразующих хозяйствующих субъектов российской экономики, сломить волю политического руководства Российской Федерации, вызвать недовольство в рядах российских граждан – потенциальных избирателей на президентских  выборах 2024 года. Среди санкционных мер, используемых против России были применены ограничения по рынкам сбыта (объемы поставок нефти и газа на внешние рынки, предельная цена на нефть), финансовые ограничения; ограничения в части использования сервисов и поставки жизненно важных товаров (SWIFT, лекарственные препараты, в том числе и жизненно необходимые), ограничения в части взаимной торговли, в осуществлении дипломатических отношений (невыдача виз российским дипломатам в ООН, прочее).

Начиная с 2022 года, новые пакеты санкции, в первую очередь, затронули наиболее технологичные и наукоемкие сферы российской экономики, такие как: машиностроение, микроэлектронику, приборостроение (навигационное оборудование), прочие отрасли, задействованные в изготовлении продукции оборонного или двойного назначения. Отключение почти всех российских банков от системы SWIFT резко усложнило процедуры оплаты импортируемой продукции в рамках международных расчетов. Были нарушены привычные и налаженные логистические цепочки поставок товаров, деталей, комплектующих, сырья и материалов, что негативно отразилось на экономических затратах отечественных производителей. Предпринятые руководством Российской Федерации ответные меры также способствовали росту издержек для конечных потребителей, что повлияло на изменение структуры потребительского рынка и объем реализуемых на нем товаров.

Руководством Российской Федерации с начала 2022 года предпринимались дополнительные меры государственной поддержки предприятий в рамках ответа на санкционные пакеты, в том числе и в рамках импортозамещения. На наш взгляд, необходима оценка влияния существующего санкционного давления на отечественные предприятия с целью выявления степени его влияния на такую важную сферу деловой активности отечественных предприятий, как инновационная.

Введение написано коряво, но пойдет

 

Основная часть

В настоящее время в научной среде не утихают споры о степени влияния санкционного давления со стороны коллективного Запада на экономическую систему Российской Федерации. По мнению ряда авторов, санкции нанесли непоправимый урон экономике страны. Другие авторы предлагают рассматривать санкции в качестве уникального шанса для развития отечественной экономической системы. Особое внимание следует уделить перспективам инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях беспрецедентного санкционного давления.

Для осуществления анализа влияния санкционных мер со стороны на инновационную деятельность промышленных предприятий Самарской области рассмотрим экономические данные по Самарской области за период 2010–2023 гг.

Динамика валового регионального продукта Самарской области представлена на рисунке 1.

Валовой региональный продукт Самарской области в целом увеличивался на протяжении всего исследуемого периода. Если в 2010 году валовой региональный продукт составлял всего 695,6 миллиарда рублей, то к 2021 году он вырос до 2122,5 миллиарда. В 2022 году ВРП продолжил рост до 2320,4 млрд рублей. При этом необходимо констатировать, что рост валового регионального продукта Самарской области происходил на протяжении всего анализируемого периода. Только в 2020 году отмечается его снижение, что обусловлено пандемией коронавируса, приведшей к нарушению логистических цепочек и резкому уменьшению экономической активности как в Самарской области, так и в Российской Федерации в целом. Как видно из приведенной динамики, в период с 2014 по 2015 г. не наблюдается снижение валового регионального продукта Самарской области из-за введенных санкций, на тот момент, санкций против экономической системы Российской Федерации. Данную особенность мы можем объяснить как незначительным влиянием принятых санкций, так и существовавшей инерцией экономического роста по Самарской области. В основном же стабильность роста можно объяснить государственной поддержкой аграрного сектора экономики (занимает важное место в структуре экономики Самарской области) и стабильными ценами на нефть, нефтепродукты, которые также присутствуют в структуре региональной экономики.

 

 

Рисунок 1 – Динамика валового регионального продукта Самарской области [6]

Figure 1 – Dynamics of the gross regional product of the Samara region [6]

 

Что касается валового регионального продукта на душу населения Самарской области, то и в данном случае можно констатировать, что прослеживается рост показателя почти в три раза. Если в 2010 году валовый региональный продукт на душу населения Самарской области составлял 216,2 тыс. руб./чел., то к 2021 году показатель подскочил до отметки в 675,3 тыс. руб./чел. и продолжил рост в 2022 году.

Проанализируем объемы отгруженной продукции промышленных предприятий Самарской области (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Объемы отгруженной продукции промышленных предприятий Самарской области [6]

Figure 2 – Volumes of shipped products of industrial enterprises of the Samara region [6]

 

По данным рисунка 2 прослеживается рост отгруженной продукции промышленными предприятиями на протяжении всего анализируемого периода. К 2021 году этот показатель увеличится до 2085,5 млрд рублей с 727,1 млрд рублей в 2010 году, когда объем грузов, перевозимых предприятиями Самарской области, увеличился. При этом рост показателя прослеживается на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 2020 года. В 2022 году тенденция к росту сохранилась, хотя и с существенным снижением темпа роста – 110,78 % в 2022 году относительно 134,76 в 2021 году. Подобное снижение темпов роста автор связывает с резким обострением санкционного давления со стороны коллективного Запада и необходимостью стабилизировать хозяйственную деятельность предприятий в условиях внезапно возникшей неопределенности.

Однако несколько иная ситуация прослеживается по темпам роста отгруженных товаров. Начиная с 2013 года, отмечается их замедление вплоть до 2016 года и в 2021–2022 годах промышленность не только вышла на уровень 2010 года, но и превысила темпы роста начала анализируемого периода, что может свидетельствовать об уменьшении объемов производства при сохранении или даже увеличении получаемой предприятиями прибыли за счет повышения покупательной способности участников рынка.

Рассмотрим влияние санкционного воздействия на предприятия Самарской области на примере промышленных предприятий Самарской области, системообразующих предприятий Самарской области и Самарской области в целом. Уход некоторых зарубежных компаний с рынка Самарской области (приостановление деятельности – как IKEA, или прекращение экономической деятельности – как «Макдоналдс», «Кока-Кола») нанес ущерб прежде всего в области налоговых поступлений и рабочих мест. При этом, в осуществлении значимой инновационной деятельности данные компании замечены не были, а принятые руководством страны контрмеры, такие как стимулирование развития интернет сервисов по продаже товаров, смена собственников, внешнее управление активами, оставшимися после ухода иностранных компаний, существенно смягчили негативные последствия. Промышленность Самарской области смогла справиться с ситуацией и нашла подход к отражению негативных последствий санкций. Самарская область по индексу промышленного производства в обрабатывающих отраслях показала 101 %, что означает начало экономического роста. В первом квартале 2022 года в экономику региона вложено 63,9 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что превышает показатель за аналогичный период прошлого года на 11 %, реализуется более 200 инвестиционных проектов с общим объемом вложений около 1,3 трлн рублей. До конца 2022 года планируется запустить 30 новых производств при поддержке региональных властей.

На 2023 год в регионе функционировало около 400 средних и крупных промышленных предприятий с численностью персонала около 300 тысяч человек. К ключевым отраслям региональной экономике Самарской области можно отнести: аэрокосмическую, автомобильную и нефтехимическую. Согласно оценке индекса промышленного производства, промышленность Самарской области показывает неплохие результаты в условиях жесткого санкционного давления. За пять месяцев индекс промышленного производства составил 108,3 %. При наличии пристального внимания к предприятиям, работающим в рамках государственного заказа, в том числе и по линии импортозамещения, можно говорить о существенной поддержке инновационных решений, требуемых для удовлетворения нужд потребителя. Данное обстоятельство, вкупе с мерами материальной поддержки, льготным кредитованием и прямым субсидированием, может существенно активизировать направления инновационного развития. В прошлому году объем субсидий предприятиям промышленного комплекса превысил 40 миллиардов рублей. Что касается грантов со стороны региональной администрации, в прошлом году 107 миллионов рублей было выплачено 19 предприятиям с общим кредитным портфелем в шесть миллиардов рублей, что стало финансовой опорой данным хозяйствующим субъектам. За 2022 год было выделено 80 млрд рублей на поддержку бизнеса. Актуальным остается и государственно-частное партнерство. Самый масштабный объект подобного партнерства – транспортная концессия по строительству обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу. Мост и трасса свяжут регионы России с Китаем и Казахстаном. Суммарный объем инвестиций в проект – не менее 140 млрд руб. По мнению автора, выполнение таких объемов работ без привлечения инноваций весьма затруднительно. Из чего можем сделать вывод об активизации инновационной деятельности в Самарской области вследствие санкционного давления со стороны коллективного Запада. Так же планируется возвести объекты по утилизации твердых коммунальных отходов, что также потребует внедрения инноваций в практику обращения с мусором.

Рассмотрим ситуацию с влиянием санкций на инновационную деятельность системообразующих предприятий Самарской области.

Предприятие АО «РКЦ Прогресс», основным видом деятельности которого является осуществление разработки, производство и проведение испытаний и пусков ракет-носителей группы «Союз» продолжает выполнять государственный заказ несмотря на санкционное давление. В сложных условиях руководство предприятия вынуждено искать дополнительные способы реализации мероприятий в области импортозамещения, что дополнительно стимулирует инновационную деятельность. Отказ от сотрудничества с американским космическим агентством также побуждает усилить работу по направлениям, ранее закрываемым американскими партнерами.

Еще одним системообразующим предприятием Самарской области является АО «Авиаагрегат», которое было создано в 2008 году и входит в состав корпорации «Ростехнологии». На данном предприятия в Самарской области осуществляется  производство востребованной продукции широкого профиля с высокими стандартами качества выпускаемой продукции. Существенные меры господдержки производственного сектора не оставляют сомнений в активизации инновационной деятельности на данном предприятии.

АО «Авиакор» в рыночных условиях произвело всего лишь пять новых самолетов АН-140, являвшихся результатом российско-украинского сотрудничества. И это несмотря на славное прошлое предприятия, которое выпускало «рабочую лошадку» аэрофлота СССР – Ту-154 различных модификаций. На сегодняшний день единственным эксплуатантом Ту-154 является министерство обороны Российской Федерации. Данное обстоятельство, в условиях санкций в отношении иностранной пассажирской авиационной техники, заставляет нас надеятся на возобновление производства пассажирских авиалайнеров на площадях АО «Авиакор». При этом, без глубокой модернизации производственных, технологических процессов, конструкции лайнера не обойтись. Следовательно, работы по инновационному направлению могут только усиливаться.

Следует также упомянуть и электротехническое предприятие АО «Электрощит-Самара», которое, начиная с 2003 года претерпело существенную модернизацию производства с ориентацией на европейские стандарты качества продукции. На сегодняшний день Электрощит Самара на рынке электротехнического оборудования России и СНГ занимает 30 %. Уход зарубежных конкурентов с российского рынка стал дополнительной экономической возможностью для предприятия, а освободившиеся сегменты рынка могут позволить предприятию нарастить объемы производства. Без инноваций это можно сделать лишь экстенсивным путем, что экономически нецелесообразно. Стало быть и на данном предприятии можем ожидать всплеск инновационной активности благодаря санкционному давлению.

Таким образом можем отметить, что промышленность Самарской области не только устояла перед санкционным давлением, но и имеет серьезные основания к настоящему иннвационному рывку в будущее через освободившиеся рынки, финансовую поддержку государства и устранение административных преград, а модернизация производства просто не может не произойти в текущих условиях. По данным статистики, в Самарской области происходит формирование порядка 3% всей инновационной продукции Российской Федерации [7]. Если же рассматривать показатели на уровне Приволжского федерального округа, то на Самарскую область приходится порядка 9,8 % инновационной отгруженной продукции [7]. Фактически, в настоящее время этот регион занимает четвертое место по инновационному развитию среди регионов Приволжского федерального округа и десятое место в рейтинге по всей России [7].

С каждым годом в Самарской области производится наращивание объемов научно-иссле-
довательской работы, постоянно регистрируются новые изобретения и внедряются новые инновационные технологические решения.

В последнее время Самарская область занимает с уверенностью лидирующие позиции по показателям инновационного развития промышленности. 

На сегодняшний день в Самарской области сформирована обширная организационная и нормативно-правовая база [8; 9] в части регулирования инновационной деятельности. В ней прописан порядок представления субсидий, грантов, софинансирования инновационных проектов, а также регулируются вопросы обеспечения организационной и консультационной поддержки бизнеса региона. Важная роль в нормативно-правовой базе отводится реализации подпрограммы «Развитие инновационной деятельности Самарской области» на 2014–2030 годы государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014–2030 гг.

Инновационная инфраструктура Самарской области включает в себя:

  • инновационный фонд Самарской области;
  • венчурный фонд Самарской области;
  • региональный центр инноваций;
  • центр инновационного развития и кластерных инициатив;
  • прочие организации.

Самарская область привлекает ресурсы и экспертные знания крупных и авторитетных российских институтов развития, включая Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российскую венчурную компанию, Фонд «СКОЛКОВО», Фонд промышленного развития и другие, с целью содействия переходу экономики на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании высокотехнологичных технологий. Так же Самарская область входит в Российскую ассоциацию инновационных регионов с 2012 года. В результате появляется больше шансов для международного сотрудничества в контексте инновационного роста в регионе.

На рисунке 3 показана динамика расходов, связанных с инновационной деятельностью предприятий в Самарской области.

 

Рисунок 3 – Динамика затрат на инновационную деятельность предприятий Самарской области [7; 8]

Figure 3 – Dynamics of costs for innovative activities of enterprises of the Samara region [7; 8]

 

В целом на протяжении анализируемого периода затраты на инновации предприятий Самарской области имеют неукоснительную тенденцию к росту. Если в 2010 году на инновации было потрачено 16,1 млрд. руб., то в 2021 году данная цифра выросла до отметки в 26 млрд руб. Вклад в рост данного показателя внесли инфляционные процессы, а также повышение инвестиций в инновационные проекты. Однако, значительное снижение прослеживается в показателях с 2016 года по 2020 включительно. С 2021 года наблюдается существенный рост затрат на инновационную деятельность организаций Самарской области, который продолжается и в 2022 году. Однако, несмотря на прирост в 9,3 % и 3,93 % в 2021 и 2022 годах соответственно, удельный вес в объеме отгруженной продукции вырос не значительно – прирост в 0,17 % и 0,05 % в 2021 и 2022 годах соответственно. По мнению автора, это может объясняться «длинными» инвестициями в производство технически сложных изделий (оборонная продукция), что может показать существенный рост в следующие периоды.

 

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Санкционное давление коллективного Запада имеет целью нанесение геополитическим противникам, в том числе и Российской Федерации, непоправимого ущерба в области финансов, экономики, технологий, производственных процессов, то есть суверенитету страны. В стратегическом плане можем отметить желание к смене политического и экономического курса руководства страны, возврат в подчиненное положение на правах колонии с беспрекословным авторитетом рыночных экономик таких государств как США, Великобритания и ряд других.

Оспаривать негативное влияние многочисленных санкционных пакетов со стороны коллективного Запада невозможно, так как принимались данные санкции после существенного анализа структуры экономической и социальной систем Российской Федерации. Однако, как показывает наша оценка ситуации, в условиях грамотных и экономически обоснованных системных управленческих решений, подобные санкции имеют и позитивное начало. А именно – активизацию инновационной деятельности, без которой догнать ведущие мировые экономики и стать равноправным участником мировых геополитических процессов невозможно.

Достичь технологического суверенитета России путем разработки собственных конкурентоспособных технологий и продуктов, что имеют решающее значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и национальной безопасности жизненно необходимо. Решение этого вопроса, а также других стратегических задач в области инновационного развития потребует тщательной модернизации всей национальной инновационной системы, включая систему финансирования инноваций, чтобы обеспечить увеличение притока средств из различных источников на высокотехнологичные разработки и способствовать эффективному использование привлеченных ресурсов [12].

×

About the authors

Anastasia V. Yuklasova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: yuklasova.anasta@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-9684-8864

Candidate of Economics, associate professor of the Department of State and Municipal Administration

Russian Federation, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

References

  1. Gorodnova N.V., Domnikov A.Yu. The impact of financial sanctions on the regulation of Russia’s foreign economic activity. Journal of International Economic Affairs, 2022, vol. 12, no. 2, pp. 215–234. DOI: https://doi.org/10.18334/eo.12.2.114676. EDN: https://www.elibrary.ru/npfxhi. (In Russ.)
  2. Kopichev O.A., Nikolaev A.Y. Modern wars: analysis of trends in the development of interstate confrontation, classification of forms and methods of struggle, formation of signs and criteria of military conflict. Systems of Control, Communication and Security, 2021, no. 1, pp. 1–32. DOI: http://doi.org/10.24411/2410-9916-2021-10101. URL: https://sccs.intelgr.com/archive/2021-01/01-Kopichev.pdf. (In Russ.)
  3. Pushkov A.K. War of sanctions. The biggest miscalculation of the USA. Moscow; Saint Petersburg: Piter, 2020, 240 p. (In Russ.)
  4. Ushkalova D.I. Anti-Russia sanctions and Russia’s exports in 2022: risks and prospects. Vestnik Instituta Ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk, 2022, no. 6, pp. 34–51. DOI: http://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_6_34_51. (In Russ.)
  5. Afontsev S.A. Political paradoxes of economic sanctions. Journal of the New Economic Association, 2022, no. 3 (55), pp. 193–198. DOI: http://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-55-3-10. EDN: https://www.elibrary.ru/pmqije. (In Russ.)
  6. Simakova E.Y., Smirnov S.N. Systematization of sanctions restrictions on agents financial market of Russia. Bulletin of TvGU. Series: Economics and Management, 2023, no. 1 (61), pp. 38–46. DOI: http://doi.org/10.26456/2219-1453/2023.1.038–046. (In Russ.)
  7. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Samara Region. Available at: https://63.rosstat.gov.ru/science (accessed 21.08.2023). (In Russ.)
  8. Federal State Statistics Service. Available at: www.rosstat.gov.ru (accessed 21.08.2023). (In Russ.)
  9. Passport of the region – innovations. Retrieved from the official website of the Ministry of Economic Development and Investment of the Samara Region. Available at: https://economy.samregion.ru/activity/innovacii/innov_potenc/pasport-regiona-innovat262/ (accessed 21.08.2023). (In Russ.)
  10. Law of the Samara Region «On State Support of Innovation Activities on the Territory of the Samara Region» dated November 9, 2005 № 198-GD (as amended on December 16, 2021). Volzhskaya kommuna dated November 11, 2005, no. 213. Available at: https://www.samregion.ru/documents/laws/198-gd-ot-09-11-2005/?ysclid=lrd6n79pui59879979. (In Russ.)
  11. Order of the Government of the Russian Federation dated January 31, 2017 № 147-r «On target models for simplifying business procedures and increasing the investment attractiveness of the constituent entities of the Russian Federation» (as amended on July 1, 2023). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212324/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (accessed 21.08.2023). (In Russ.)
  12. Lebedeva A.A. The influence of sanctions on the innovative potential of Russian enterprises. Collection of articles by participants of the V international competition of scientific works of postgraduate and undergraduate students. Moscow, 2016, pp. 806–813. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29080163. EDN: https://elibrary.ru/ymjjyb. (In Russ.)
  13. Petrov M.V. Financing Russia’s innovative development amid growing geopolitical tensions and international sanctions. Russian Journal of Innovation Economics, 2023, vol. 13, no. 1, pp. 77–92. DOI: https://doi.org/10.18334/vinec.13.1.117382. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=52456636. EDN: https://elibrary.ru/lobcyt.
  14. Seryapova I.V. Sanctions as a factor of stimulating internal mechanisms of economic growth. Journal of Economy and entrepreneurship, 2023, no. 2 (151), pp. 149–151. DOI: https://doi.org/10.34925/EIP.2023.151.2.028. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53744183. EDN: https://elibrary.ru/aopivd. (In Russ.)
  15. Anisimova Ya.A., Plotnikov V.A. Economic security, sanctions and reorientation of Russian foreign trade flows. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics, Sociology and Management, 2023, vol. 13, no. 2, pp. 10–23. DOI: https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-10-23. Available at: https://ecsocmenus.elpub.ru/jour/article/view/192; https://elibrary.ru/item.asp?id=53753725. EDN: https://elibrary.ru/ywkzoq. (In Russ.)
  16. Solovykh N.N. The sanctions of the countries of the “Collective West” are an unprecedented set of measures against the Russian economy. Samoupravlenie, 2023, no. 2 (135), pp. 1163–1167. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=53875795. EDN: https://elibrary.ru/vqnysu. (In Russ.)
  17. Shchukina L.S., Nedorezova O.Yu. Sanctions against the Russian Federation and their consequences. Ural'skii nauchnyi vestnik, 2023, vol. 6, no. 4, pp. 119–125. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54023256. EDN: https://elibrary.ru/qbzuov. (In Russ.)
  18. Zemtsov S.P., Barinova V.A., Mikhailov A.A. Sanctions, exit of foreign companies and business activity in the Russian regions. Economic Policy, 2023, vol. 18, no. 2, pp. 44–79. DOI: https://doi.org/10.18288/1994-5124-2023-2-44-79. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54102104. EDN: https://elibrary.ru/rguwpn. (In Russ.)
  19. Ruseva V.L. Economic sanctions and investment funds in Russia: obstacles and ways of development. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 2023, vol. 13, no. 3-1, pp. 473–481. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2023.54.12.079. Available at: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2023-3/c7-ruseva.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=54115174. EDN: https://elibrary.ru/gsxmew. (In Russ.)
  20. Nikitina I.A., Kruglova I.A., Potemkin A.S. Global sanctions in the context of Russia’s economic security. Regional Economics: Theory and Practice, 2023, vol. 21, no. 8 (515), pp. 1478–1504. DOI: https://doi.org/10.24891/re.21.8.1478. (In Russ.)
  21. Baklykov E.Yu. Economic sanctions as a financial impact factor on the activities of business subjects. Innovative development of economy, 2023, no. 3 (75), pp. 91–95. Available at: https://ineconomic.ru/sites//field_print_version/zhurnal_3-75-2023.pdf. (In Russ.)
  22. Bartashevch A.A. Economic sanctions stress or “Shake-up” for Russia. Endless Light in Science, 2022, no. 8–8, pp. 85–87. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-sanktsii-stress-ili-vstryaska-dlya-rossii/viewer. (In Russ.)
  23. Akhmetova G.Zh., Baineeva P.T., Parmanova R.S., Yavorska M. Innovative activity as the basis for the development of the region. Bulletin of the Karaganda University. Economy Series, 2019, vol. 96, no. 4, pp. 172–179. Available at: https://articlekz.com/article/29549?ysclid=lrd91mih4h479144964. (In Russ.)
  24. Ushvitsky L.I., Avetova K.G. Innovative activity as a factor of Russia’s economic development. Newsletter of North-Caucasus Federal University, 2022, no. 5 (92), pp. 144–152. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.15. Available at: https://vestnikskfu.elpub.ru/jour/article/view/2391; https://elibrary.ru/item.asp?id=50198277. EDN: https://elibrary.ru/kybrlk. (In Russ.)
  25. Shirinskaya E.A. Innovative activity as the basis for sustainable development of Russia. Modern Science, 2020, no. 2–2, pp. 92–96. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42515329. EDN: https://elibrary.ru/ppyfse. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies