Влияние санкционного давления коллективного Запада на инновационную деятельность промышленных предприятий Самарской области

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется влияние санкционного давления со стороны коллективного Запада на экономическую систему России и особенно на Самарскую область. Авторы предлагают различные точки зрения на эту проблему: некоторые утверждают, что санкции нанесли непоправимый ущерб экономике, в то время как другие считают, что они могут стать уникальным шансом для развития отечественной экономической системы. В статье исследуется изменение траектории развития инновационной деятельности российских предприятий в условиях санкций. Автор обращает внимание на резкое ухудшение отношений между Россией, Европейским Союзом и США, что привело к введению дополнительных санкций, направленных на ограничение доступа к важным технологиям и материалам для развития российской экономики. Статья анализирует последствия экономической блокады и ограничений, которые были наложены на российские предприятия, и рассматривает перспективы для развития инноваций в этих условиях. Основная мысль статьи заключается в том, что санкционное давление существенно затрудняет инновационную деятельность российских предприятий. Автор анализирует различные аспекты этой проблемы, включая ограниченный доступ к новым технологиям и материалам, нестабильность внешней торговли, отсутствие международного сотрудничества и трудности в получении финансирования. Автор использует различные аргументы, чтобы подкрепить свои выводы. Он ссылается на данные исследований о влиянии санкций на российскую экономику и инновации, приводит примеры российских компаний, в частности, промышленных предприятий Самарской области,  которые столкнулись с ограничениями в развитии своих инноваций. Главная тема статьи – влияние санкционного давления на инновационную деятельность российских предприятий. Анализируя эту проблему, автор подчеркивает необходимость поиска новых путей и стратегий развития инноваций в условиях санкций, включая поиск альтернативных источников технологий, укрепление внутреннего инновационного потенциала и активное международное сотрудничество. В статье основное внимание уделяется перспективам инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях беспрецедентного санкционного давления. Для анализа влияния санкционных мер на инновационную деятельность промышленных предприятий Самарской области представлены экономические данные по Самарской области за период с 2010 по 2023 год. Введение санкций странами коллективного Запада в отношении Российской Федерации привело к нарушению сформировавшейся системы экономических отношений и, как следствие, к формированию новой. Для выполнения такой масштабной задачи необходимо осуществить планомерное реформирование различных институтов в целях повышения инновационной активности отечественных предприятий.

Полный текст

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в 2022 году наметилось некоторое изменение траектории развития инновационной деятельности российских предприятий и организаций. Данное изменение возникло вследствие резкого ухудшения отношений между руководством Российской Федерации и руководством Европейского Союза и США. Принятые коллективным западом дополнительные санкционные пакеты были направлены на формирование вокруг России своеобразного «пояса отчуждения», призванного не только воздействовать на умы экономической элиты России, но и сделать недоступными экономически важные для развития экономики России технологии, оборудование, материалы. Возникшая, как следствие, экономическая блокада России должна была, по мнению авторов санкционных пакетов, ограничить технические и технологические возможности системообразующих хозяйствующих субъектов российской экономики, сломить волю политического руководства Российской Федерации, вызвать недовольство в рядах российских граждан – потенциальных избирателей на президентских  выборах 2024 года. Среди санкционных мер, используемых против России были применены ограничения по рынкам сбыта (объемы поставок нефти и газа на внешние рынки, предельная цена на нефть), финансовые ограничения; ограничения в части использования сервисов и поставки жизненно важных товаров (SWIFT, лекарственные препараты, в том числе и жизненно необходимые), ограничения в части взаимной торговли, в осуществлении дипломатических отношений (невыдача виз российским дипломатам в ООН, прочее).

Начиная с 2022 года, новые пакеты санкции, в первую очередь, затронули наиболее технологичные и наукоемкие сферы российской экономики, такие как: машиностроение, микроэлектронику, приборостроение (навигационное оборудование), прочие отрасли, задействованные в изготовлении продукции оборонного или двойного назначения. Отключение почти всех российских банков от системы SWIFT резко усложнило процедуры оплаты импортируемой продукции в рамках международных расчетов. Были нарушены привычные и налаженные логистические цепочки поставок товаров, деталей, комплектующих, сырья и материалов, что негативно отразилось на экономических затратах отечественных производителей. Предпринятые руководством Российской Федерации ответные меры также способствовали росту издержек для конечных потребителей, что повлияло на изменение структуры потребительского рынка и объем реализуемых на нем товаров.

Руководством Российской Федерации с начала 2022 года предпринимались дополнительные меры государственной поддержки предприятий в рамках ответа на санкционные пакеты, в том числе и в рамках импортозамещения. На наш взгляд, необходима оценка влияния существующего санкционного давления на отечественные предприятия с целью выявления степени его влияния на такую важную сферу деловой активности отечественных предприятий, как инновационная.

Введение написано коряво, но пойдет

 

Основная часть

В настоящее время в научной среде не утихают споры о степени влияния санкционного давления со стороны коллективного Запада на экономическую систему Российской Федерации. По мнению ряда авторов, санкции нанесли непоправимый урон экономике страны. Другие авторы предлагают рассматривать санкции в качестве уникального шанса для развития отечественной экономической системы. Особое внимание следует уделить перспективам инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях беспрецедентного санкционного давления.

Для осуществления анализа влияния санкционных мер со стороны на инновационную деятельность промышленных предприятий Самарской области рассмотрим экономические данные по Самарской области за период 2010–2023 гг.

Динамика валового регионального продукта Самарской области представлена на рисунке 1.

Валовой региональный продукт Самарской области в целом увеличивался на протяжении всего исследуемого периода. Если в 2010 году валовой региональный продукт составлял всего 695,6 миллиарда рублей, то к 2021 году он вырос до 2122,5 миллиарда. В 2022 году ВРП продолжил рост до 2320,4 млрд рублей. При этом необходимо констатировать, что рост валового регионального продукта Самарской области происходил на протяжении всего анализируемого периода. Только в 2020 году отмечается его снижение, что обусловлено пандемией коронавируса, приведшей к нарушению логистических цепочек и резкому уменьшению экономической активности как в Самарской области, так и в Российской Федерации в целом. Как видно из приведенной динамики, в период с 2014 по 2015 г. не наблюдается снижение валового регионального продукта Самарской области из-за введенных санкций, на тот момент, санкций против экономической системы Российской Федерации. Данную особенность мы можем объяснить как незначительным влиянием принятых санкций, так и существовавшей инерцией экономического роста по Самарской области. В основном же стабильность роста можно объяснить государственной поддержкой аграрного сектора экономики (занимает важное место в структуре экономики Самарской области) и стабильными ценами на нефть, нефтепродукты, которые также присутствуют в структуре региональной экономики.

 

 

Рисунок 1 – Динамика валового регионального продукта Самарской области [6]

Figure 1 – Dynamics of the gross regional product of the Samara region [6]

 

Что касается валового регионального продукта на душу населения Самарской области, то и в данном случае можно констатировать, что прослеживается рост показателя почти в три раза. Если в 2010 году валовый региональный продукт на душу населения Самарской области составлял 216,2 тыс. руб./чел., то к 2021 году показатель подскочил до отметки в 675,3 тыс. руб./чел. и продолжил рост в 2022 году.

Проанализируем объемы отгруженной продукции промышленных предприятий Самарской области (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Объемы отгруженной продукции промышленных предприятий Самарской области [6]

Figure 2 – Volumes of shipped products of industrial enterprises of the Samara region [6]

 

По данным рисунка 2 прослеживается рост отгруженной продукции промышленными предприятиями на протяжении всего анализируемого периода. К 2021 году этот показатель увеличится до 2085,5 млрд рублей с 727,1 млрд рублей в 2010 году, когда объем грузов, перевозимых предприятиями Самарской области, увеличился. При этом рост показателя прослеживается на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 2020 года. В 2022 году тенденция к росту сохранилась, хотя и с существенным снижением темпа роста – 110,78 % в 2022 году относительно 134,76 в 2021 году. Подобное снижение темпов роста автор связывает с резким обострением санкционного давления со стороны коллективного Запада и необходимостью стабилизировать хозяйственную деятельность предприятий в условиях внезапно возникшей неопределенности.

Однако несколько иная ситуация прослеживается по темпам роста отгруженных товаров. Начиная с 2013 года, отмечается их замедление вплоть до 2016 года и в 2021–2022 годах промышленность не только вышла на уровень 2010 года, но и превысила темпы роста начала анализируемого периода, что может свидетельствовать об уменьшении объемов производства при сохранении или даже увеличении получаемой предприятиями прибыли за счет повышения покупательной способности участников рынка.

Рассмотрим влияние санкционного воздействия на предприятия Самарской области на примере промышленных предприятий Самарской области, системообразующих предприятий Самарской области и Самарской области в целом. Уход некоторых зарубежных компаний с рынка Самарской области (приостановление деятельности – как IKEA, или прекращение экономической деятельности – как «Макдоналдс», «Кока-Кола») нанес ущерб прежде всего в области налоговых поступлений и рабочих мест. При этом, в осуществлении значимой инновационной деятельности данные компании замечены не были, а принятые руководством страны контрмеры, такие как стимулирование развития интернет сервисов по продаже товаров, смена собственников, внешнее управление активами, оставшимися после ухода иностранных компаний, существенно смягчили негативные последствия. Промышленность Самарской области смогла справиться с ситуацией и нашла подход к отражению негативных последствий санкций. Самарская область по индексу промышленного производства в обрабатывающих отраслях показала 101 %, что означает начало экономического роста. В первом квартале 2022 года в экономику региона вложено 63,9 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что превышает показатель за аналогичный период прошлого года на 11 %, реализуется более 200 инвестиционных проектов с общим объемом вложений около 1,3 трлн рублей. До конца 2022 года планируется запустить 30 новых производств при поддержке региональных властей.

На 2023 год в регионе функционировало около 400 средних и крупных промышленных предприятий с численностью персонала около 300 тысяч человек. К ключевым отраслям региональной экономике Самарской области можно отнести: аэрокосмическую, автомобильную и нефтехимическую. Согласно оценке индекса промышленного производства, промышленность Самарской области показывает неплохие результаты в условиях жесткого санкционного давления. За пять месяцев индекс промышленного производства составил 108,3 %. При наличии пристального внимания к предприятиям, работающим в рамках государственного заказа, в том числе и по линии импортозамещения, можно говорить о существенной поддержке инновационных решений, требуемых для удовлетворения нужд потребителя. Данное обстоятельство, вкупе с мерами материальной поддержки, льготным кредитованием и прямым субсидированием, может существенно активизировать направления инновационного развития. В прошлому году объем субсидий предприятиям промышленного комплекса превысил 40 миллиардов рублей. Что касается грантов со стороны региональной администрации, в прошлом году 107 миллионов рублей было выплачено 19 предприятиям с общим кредитным портфелем в шесть миллиардов рублей, что стало финансовой опорой данным хозяйствующим субъектам. За 2022 год было выделено 80 млрд рублей на поддержку бизнеса. Актуальным остается и государственно-частное партнерство. Самый масштабный объект подобного партнерства – транспортная концессия по строительству обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу. Мост и трасса свяжут регионы России с Китаем и Казахстаном. Суммарный объем инвестиций в проект – не менее 140 млрд руб. По мнению автора, выполнение таких объемов работ без привлечения инноваций весьма затруднительно. Из чего можем сделать вывод об активизации инновационной деятельности в Самарской области вследствие санкционного давления со стороны коллективного Запада. Так же планируется возвести объекты по утилизации твердых коммунальных отходов, что также потребует внедрения инноваций в практику обращения с мусором.

Рассмотрим ситуацию с влиянием санкций на инновационную деятельность системообразующих предприятий Самарской области.

Предприятие АО «РКЦ Прогресс», основным видом деятельности которого является осуществление разработки, производство и проведение испытаний и пусков ракет-носителей группы «Союз» продолжает выполнять государственный заказ несмотря на санкционное давление. В сложных условиях руководство предприятия вынуждено искать дополнительные способы реализации мероприятий в области импортозамещения, что дополнительно стимулирует инновационную деятельность. Отказ от сотрудничества с американским космическим агентством также побуждает усилить работу по направлениям, ранее закрываемым американскими партнерами.

Еще одним системообразующим предприятием Самарской области является АО «Авиаагрегат», которое было создано в 2008 году и входит в состав корпорации «Ростехнологии». На данном предприятия в Самарской области осуществляется  производство востребованной продукции широкого профиля с высокими стандартами качества выпускаемой продукции. Существенные меры господдержки производственного сектора не оставляют сомнений в активизации инновационной деятельности на данном предприятии.

АО «Авиакор» в рыночных условиях произвело всего лишь пять новых самолетов АН-140, являвшихся результатом российско-украинского сотрудничества. И это несмотря на славное прошлое предприятия, которое выпускало «рабочую лошадку» аэрофлота СССР – Ту-154 различных модификаций. На сегодняшний день единственным эксплуатантом Ту-154 является министерство обороны Российской Федерации. Данное обстоятельство, в условиях санкций в отношении иностранной пассажирской авиационной техники, заставляет нас надеятся на возобновление производства пассажирских авиалайнеров на площадях АО «Авиакор». При этом, без глубокой модернизации производственных, технологических процессов, конструкции лайнера не обойтись. Следовательно, работы по инновационному направлению могут только усиливаться.

Следует также упомянуть и электротехническое предприятие АО «Электрощит-Самара», которое, начиная с 2003 года претерпело существенную модернизацию производства с ориентацией на европейские стандарты качества продукции. На сегодняшний день Электрощит Самара на рынке электротехнического оборудования России и СНГ занимает 30 %. Уход зарубежных конкурентов с российского рынка стал дополнительной экономической возможностью для предприятия, а освободившиеся сегменты рынка могут позволить предприятию нарастить объемы производства. Без инноваций это можно сделать лишь экстенсивным путем, что экономически нецелесообразно. Стало быть и на данном предприятии можем ожидать всплеск инновационной активности благодаря санкционному давлению.

Таким образом можем отметить, что промышленность Самарской области не только устояла перед санкционным давлением, но и имеет серьезные основания к настоящему иннвационному рывку в будущее через освободившиеся рынки, финансовую поддержку государства и устранение административных преград, а модернизация производства просто не может не произойти в текущих условиях. По данным статистики, в Самарской области происходит формирование порядка 3% всей инновационной продукции Российской Федерации [7]. Если же рассматривать показатели на уровне Приволжского федерального округа, то на Самарскую область приходится порядка 9,8 % инновационной отгруженной продукции [7]. Фактически, в настоящее время этот регион занимает четвертое место по инновационному развитию среди регионов Приволжского федерального округа и десятое место в рейтинге по всей России [7].

С каждым годом в Самарской области производится наращивание объемов научно-иссле-
довательской работы, постоянно регистрируются новые изобретения и внедряются новые инновационные технологические решения.

В последнее время Самарская область занимает с уверенностью лидирующие позиции по показателям инновационного развития промышленности. 

На сегодняшний день в Самарской области сформирована обширная организационная и нормативно-правовая база [8; 9] в части регулирования инновационной деятельности. В ней прописан порядок представления субсидий, грантов, софинансирования инновационных проектов, а также регулируются вопросы обеспечения организационной и консультационной поддержки бизнеса региона. Важная роль в нормативно-правовой базе отводится реализации подпрограммы «Развитие инновационной деятельности Самарской области» на 2014–2030 годы государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014–2030 гг.

Инновационная инфраструктура Самарской области включает в себя:

  • инновационный фонд Самарской области;
  • венчурный фонд Самарской области;
  • региональный центр инноваций;
  • центр инновационного развития и кластерных инициатив;
  • прочие организации.

Самарская область привлекает ресурсы и экспертные знания крупных и авторитетных российских институтов развития, включая Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российскую венчурную компанию, Фонд «СКОЛКОВО», Фонд промышленного развития и другие, с целью содействия переходу экономики на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании высокотехнологичных технологий. Так же Самарская область входит в Российскую ассоциацию инновационных регионов с 2012 года. В результате появляется больше шансов для международного сотрудничества в контексте инновационного роста в регионе.

На рисунке 3 показана динамика расходов, связанных с инновационной деятельностью предприятий в Самарской области.

 

Рисунок 3 – Динамика затрат на инновационную деятельность предприятий Самарской области [7; 8]

Figure 3 – Dynamics of costs for innovative activities of enterprises of the Samara region [7; 8]

 

В целом на протяжении анализируемого периода затраты на инновации предприятий Самарской области имеют неукоснительную тенденцию к росту. Если в 2010 году на инновации было потрачено 16,1 млрд. руб., то в 2021 году данная цифра выросла до отметки в 26 млрд руб. Вклад в рост данного показателя внесли инфляционные процессы, а также повышение инвестиций в инновационные проекты. Однако, значительное снижение прослеживается в показателях с 2016 года по 2020 включительно. С 2021 года наблюдается существенный рост затрат на инновационную деятельность организаций Самарской области, который продолжается и в 2022 году. Однако, несмотря на прирост в 9,3 % и 3,93 % в 2021 и 2022 годах соответственно, удельный вес в объеме отгруженной продукции вырос не значительно – прирост в 0,17 % и 0,05 % в 2021 и 2022 годах соответственно. По мнению автора, это может объясняться «длинными» инвестициями в производство технически сложных изделий (оборонная продукция), что может показать существенный рост в следующие периоды.

 

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Санкционное давление коллективного Запада имеет целью нанесение геополитическим противникам, в том числе и Российской Федерации, непоправимого ущерба в области финансов, экономики, технологий, производственных процессов, то есть суверенитету страны. В стратегическом плане можем отметить желание к смене политического и экономического курса руководства страны, возврат в подчиненное положение на правах колонии с беспрекословным авторитетом рыночных экономик таких государств как США, Великобритания и ряд других.

Оспаривать негативное влияние многочисленных санкционных пакетов со стороны коллективного Запада невозможно, так как принимались данные санкции после существенного анализа структуры экономической и социальной систем Российской Федерации. Однако, как показывает наша оценка ситуации, в условиях грамотных и экономически обоснованных системных управленческих решений, подобные санкции имеют и позитивное начало. А именно – активизацию инновационной деятельности, без которой догнать ведущие мировые экономики и стать равноправным участником мировых геополитических процессов невозможно.

Достичь технологического суверенитета России путем разработки собственных конкурентоспособных технологий и продуктов, что имеют решающее значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и национальной безопасности жизненно необходимо. Решение этого вопроса, а также других стратегических задач в области инновационного развития потребует тщательной модернизации всей национальной инновационной системы, включая систему финансирования инноваций, чтобы обеспечить увеличение притока средств из различных источников на высокотехнологичные разработки и способствовать эффективному использование привлеченных ресурсов [12].

×

Об авторах

Анастасия Валерьевна Юкласова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: yuklasova.anasta@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-9684-8864

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Россия, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation

Список литературы

  1. Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешне-
  2. экономической деятельности России // Экономические отношения. 2022. Т. 12, № 2. С. 215–234. DOI: https://doi.org/10.18334/eo.12.2.114676. EDN: https://www.elibrary.ru/npfxhi.
  3. Копичев О.А., Николаев А.Е. Современные войны: анализ тенденций развития межгосударственного противоборства, классификация форм и способов борьбы, формирование признаков и критериев военного конфликта // Системы управления, связи и безопасности. 2021. № 1. С. 1–32. DOI: http://doi.org/10.24411/2410-9916-2021-10101. URL: https://sccs.intelgr.com/archive/2021-01/01-Kopichev.pdf.
  4. Пушков А.К. Война санкций. Самый крупный просчет США. Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2020. 240 c.
  5. Ушкалова Д.И. Антироссийские санкции и экспорт России в 2022 г.: риски и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 34–51. DOI: http://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_6_34_51.
  6. Афонцев С.А. Политические парадоксы экономических санкций // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (55). С. 193–198. DOI: http://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-55-3-10. EDN: https://www.elibrary.ru/pmqije.
  7. Симакова Е.Ю., Смирнов С.Н. Систематизация санкционных рестрикций в отношении агентов финансового рынка России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1 (61). С. 38–46. DOI: http://doi.org/10.26456/2219-1453/2023.1.038–046.
  8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. URL: https://63.rosstat.gov.ru/science (дата обращения: 21.08.2023).
  9. Федеральная служба государственной статистики. URL: rosstat.gov.ru (дата обращения: 21.08.2023).
  10. Паспорт региона – инновации // Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области. URL: https://economy.samregion.ru/activity/innovacii/innov_potenc/pasport-regiona-innovat262/ (дата обращения: 21.08.2023).
  11. Закон Самарской области «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» от 09.11.05 № 198-ГД (ред. от 16 декабря 2021 года) // Волжская коммуна от 11 ноября 2005 года. № 213. URL: https://www.samregion.ru/documents/laws/198-gd-ot-09-11-2005/?ysclid=lrd6n79pui59879979.
  12. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» (ред. от 01.07.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212324/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 21.08.2023).
  13. Лебедева А.А. Влияние санкций на инновационный потенциал российских предприятий // Сборник статей участников V международного конкурса научных работ аспирантов и студентов. Москва, 2016. С. 806–813. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29080163. EDN: https://elibrary.ru/ymjjyb.
  14. Петров М.В. Финансирование инновационного развития России в условиях усиления геополитической напряженности и международных санкций // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13, № 1. С. 77–92. DOI: https://doi.org/10.18334/vinec.13.1.117382. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52456636. EDN: https://elibrary.ru/lobcyt.
  15. Серяпова И.В. Санкции как фактор стимулирования внутренних механизмов экономического роста // Экономика и предпринимательство. 2023. № 2 (151). С. 149–151. DOI: https://doi.org/10.34925/EIP.2023.151.2.028. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53744183. EDN: https://elibrary.ru/aopivd.
  16. Анисимова Я.А., Плотников В.А. Экономическая безопасность, санкции и переориентация российских внешнеторговых потоков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 2. С. 10–23. DOI: https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-10-23. URL: https://ecsocmenus.elpub.ru/jour/article/view/192; https://elibrary.ru/item.asp?id=53753725. EDN: https://elibrary.ru/ywkzoq.
  17. Соловых Н.Н. Санкции стран «Коллективного запада» – беспрецедентный комплекс мер против экономики России // Самоуправление. 2023. № 2 (135). С. 1163–1167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53875795. EDN: https://elibrary.ru/vqnysu.
  18. Щукина Л.С., Недорезова О.Ю. Санкции в отношении РФ и их последствия // Уральский научный вестник. 2023. Т. 6, № 4. С. 119–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54023256. EDN: https://elibrary.ru/qbzuov.
  19. Земцов С.П., Баринова В.А., Михайлов А.А. Санкции, уход иностранных компаний и деловая активность в регионах России // Экономическая политика. 2023. Т. 18, № 2. С. 44–79. DOI: https://doi.org/10.18288/1994-5124-2023-2-44-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54102104. EDN: https://elibrary.ru/rguwpn.
  20. Русева В.Л. Экономические санкции и инвестиционные фонды в России: препятствия и пути развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13, № 3–1. С. 473–481. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2023.54.12.079. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2023-3/c7-ruseva.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=54115174. EDN: https://elibrary.ru/gsxmew.
  21. Никитина И.А., Круглова И.А., Потемкин А.С. Глобальные санкции в контексте экономической безопасности России // Региональная экономика: теория и практика. 2023. Т. 21, № 8 (515). С. 1478–1504. DOI: https://doi.org/10.24891/re.21.8.1478.
  22. Баклыков Е.Ю. Экономические санкции как фактор финансового воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов // Инновационное развитие экономики. 2023. № 3 (75). С. 91–95. URL: https://ineconomic.ru/sites//field_print_version/zhurnal_3-75-2023.pdf.
  23. Барташевч А.А. Экономические санкции стресс или «Встряска» для России // Endless Light in Science. 2022. № 8–8. С. 85–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-sanktsii-stress-ili-vstryaska-dlya-rossii/viewer.
  24. Ахметова Г.Ж., Байнеева П.Т., Парманова Р.С., Яворска М. Инновационная деятельность как основа развития региона // Вестник Карагандинского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 96, № 4. С. 172–179. URL: https://articlekz.com/article/29549?ysclid=lrd91mih4h479144964.
  25. Ушвицкий Л.И., Аветова К.Г. Инновационная деятельность как фактор экономического развития России // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 5 (92). С. 144–152. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.15. URL: https://vestnikskfu.elpub.ru/jour/article/view/2391; https://elibrary.ru/item.asp?id=50198277. EDN: https://elibrary.ru/kybrlk.
  26. Ширинская Е.А. Инновационная деятельность как основа устойчивого развития России // Modern Science. 2020. № 2–2. С. 92–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42515329. EDN: https://elibrary.ru/ppyfse.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах