Solvency of the population as an indicator of socio-economic development of the territory in conditions of a crisis

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

To date, the global economic space has faced a number of strategic challenges. The Russian Federation and its regions have been subjected to unprecedented measures of influence by a number of foreign states. The situation that has developed on the Russian territory has been an impetus for the activation of internal resource potential for the formation of a new one that meets all the trends of economic policy. The sanctions had a negative impact on the labor market and the economic activity of small and medium-sized enterprises dependent on imports of goods and services. The purpose of the study is to analyze the solvency of the population in modern conditions and to determine the ways of socio-economic development of the Russian Federation and its regions on the example of the Samara region. As a scientific novelty of the research, it should be noted the use of a retrospective analysis of the level and quality of life of the population in terms of formation of their income and provision with social guarantees, as part of the ongoing socio-economic development program. The methodology of research in the field of studying the socio-economic development of the region is an urgent agenda in the scientific community today. As prospects for improving the quality and standard of living of the population of regions of the Russian Federation, the accents of strategic development are placed and their role in the formation of an effective economic trajectory is noted.

Full Text

Введение

Российская Федерация и ее регионы в настоящее время сталкивается с беспрецедентными мерами и способами воздействия.

По данным правительства Самарской области, более десяти тысяч сотрудников лишились постоянной работы в связи сокращением штата или с полным прекращением деятельности предприятия. Сложившаяся ситуация вызывает озабоченность Министерства труда, занятости и миграционной политики в части исследования предпосылок, приведших к данной тенденции. Изучение динамики происходящего процесса ведется путем разделения пострадавших организаций по различным категориям. Основную долю занимают ИП, прекратившие деятельность на территории региона и крупные компании, прибегшие к процедуре сокращения штата. Кроме того, в качестве объектов исследования были включены предприятия, персонал которых был переведен на неполную рабочую неделю или смену и те предприятия, которые прибегли к использованию отпусков без сохранения заработной платы. Также включены предприятия, находящиеся в простое в период 2022 года, и работники предприятий, к которым применялась процедура банкротства. Такая ситуация не могла не повлиять на рынок труда и на платежеспособность населения.

На потребительском рынке негативно сказались изменения структуры и объемы импорта продукция. Так, возросшая стоимость на импортную продукцию по жизнеобеспечивающим категориям товаров отразилась на качестве жизни населения, а именно граждан, достигших пенсионного возраста, и малообеспеченных слоев населения. По большей части это коснулось товаров медицинского назначения.

Разрыв логистических связей повлек за собой перестройку национальной промышленности в рамках импортозамещения, где, как оказалось, произошла нехватка квалифицированных кадров, способных осуществлять технологический прорыв в стратегически важных отраслях экономики. Принятые Правительством Российской Федерации и региональными властями Самарской области меры по стабилизации развивающейся ситуации, связанной с санкционными мероприятиями и СВО, должны способствовать развитию инновационного процесса в наукоемких производствах, что повлечет за собой открытие новых рабочих мест и даст возможность появления продукции отечественного производства, доступной для всех слоев населения.

Цель исследования состоит в анализе платежеспособности населения в современных условиях и определении путей социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на примере Самарской области.

В качестве научной новизны проделанного исследования следует отметить применение ретроспективного анализа уровня и качества жизни населения в части формирования его доходов и обеспеченности социальными гарантиями как части проводимой социально-экономической программы развития.

Методология исследования в области изучения социально-экономического развития региона является актуальной повесткой в научном сообществе на сегодняшний день.

В качестве перспектив повышение качества и уровня жизни населения регионов Российской Федерации расставлены акценты стратегического развития и отмечена их роль в формировании эффективной экономической траектории.

Также предполагается развитие новых логистических связей для притока импортной продукции, которая ранее была представлена в торговых точках по более привлекательным ценам для основной части населения страны и регионов. Таким образом, предполагается уменьшить дифференциацию в обществе и социальную напряженность среди населения.

 

Ход исследования

Начиная с распада Советского Союза в России проводится глобальная трансформация экономического пространства. Качество и уровень жизни населения являются одними из главных индикаторов оценки стратегического развития экономики. Наряду с активным развитием начиная с 1990 г. экономика столкнулась с рядом кризисов: политических, экономических, социальных. Вместе с тем за исследуемый период увеличилось многообразие доходов и расходов, усложнилась их струк­тура, явно усилилась дифференциация.

Дифференциация доходов населения является одним из показателей, характеризующих развитие экономики через уровень и качество жизни населения. Изучение данного вопроса основывается на актуальных проблемах расслоения общества по территориальному признаку. Население определяется качественным развитием социально-экономических условий, а также получаемыми доходами. Уровень жизни обеспечивается количественными измерениями удовлетворения потребности населения в услугах и товарах. На протяжении многих лет в России используется методика интегральной оценки качества и уровня жизни населения.

С 2021 года методология сбора статистических данных в РФ была подвержена изменениям и включила в себя данные о доходах, расходах и сбережениях населения. Новый подход связан с дооценкой доходов и расходов с неформального сектора экономики, банковских процедур, инвестирования и других направлений.

Для оценки состояния платежеспособности и уровня доходов населения, а также выявления влияния кризисных условий на социально-экономическое развитие территорий обратимся к статистической сводке среднемесячной номинальной начисленной заработной платы населению. Для сопостовимости за основу возьмем данные по Российской Федерации и Самарской области за период 1991–2022 гг. (рис. 1) 

Обращая внимание на тренды в изменении среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, следует выделить общую тенденцию роста. Однако следует отметить, что темпы роста по Российской Федерации превышают тенденции Самарской области по данному показателю. В то же время, применив методику сглаживания и исключив опережающие средние темпы регионального развития, можно сказать о положительной тенденции социально-экономического развития Самарской области. Концентрация внимания федеральных и региональных властей на освоении стратегических приоритетов лежит в основе развертывания масштабной импортозамещающей программы и достижения технологического суверенитета по критически важным отраслям и направлениям промышленности.

 

 

 

Рисунок 1 – Изменение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы [1]

Figure 1 – Change in the average monthly nominal accrued salary [1]

 

2022 год обусловлен введением против России санкций и уходом с российского рынка многих иностранных компаний, поставляющих ранее большой объем продукции для конечного потребления как жителей страны, так и многих предприятий. Прекратилась поставка многих видов различной импортной продукции, или в остаточном варианте она возросла в цене в разы. Это спровоцировало отток квалифицированного персонала ранее работающих в ушедших компаниях, особенно IT-специалистов, либо они остались без места работы и вынуждены были идти на биржу труда или устраиваться не по имеющейся у них специальности.

В такой ситуации дифференциация доходов опять усложнилась, и ее можно сравнивать с началом периода перестройки. Также рынок труда испытывает потребности в инженерах, врачах, профессиональных психологах, педагогах во всех учебных заведениях независимо от их ранга и рабочих, таких как строители, курьеры и грузчики. Причем педагогов к 2025 году в России будет не хватать катастрофически, что связано изменениями в системе получения знаний.

 

Экономическая нестабильность по всей России, в том числе и в Самарском регионе, с учетом ограничений, связанных с санкциями и обострением геополитической обстановки, не дает возможности работодателям расширять штат по персоналу. Как показывает статистика, почти 25 % коммерческих структур вынуждены отказаться в 2023 году от найма новых сотрудников.

В основе изучения социально-экономического развития Российской Федерации и Самарской области лежит распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов. Трендированные особенности данного показателя с 2015 по 2021 год отражены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в общей численности населения, % [1]

Figure 2 – Distribution of the population by the amount of per capita monetary income in the total population, % [1]

Таким образом, можно отметить достаточно большую долю населения, находящегося за чертой бедности в разрезе среднедушевого дохода. Наблюдается увеличение числа населения с возрастанием доходов. Однако данную тенденцию невозможно считать абсолютной в связи с тем, что данный период обусловлен возросшими темпами инфляционных процессов. Рассматривая соотношение дифференциации доходов населения Российской Федерации и Самарской области, можно сделать вывод о сохраняющихся признаках асимметричности уровня жизни населения и диспропорции в их платежеспособности.

С полной уверенностью можно сказать, что пострадали абсолютно все слои населения, а не только те, которые потеряли свои места работы или не нашли применения своим профессиональным знаниям, так как часть продукции, продаваемая в торговых точках розничного типа, стала практически недоступной для потребления из-за роста цен на нее.

Для выявления тенденций социально-экономического обеспечения населения и траекторий развития государственных гарантий необходимо проанализировать такой показатель, как величина прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации), а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина содержит минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

 

 

 

Рисунок 3 – Величина прожиточного минимума, установленная в Российской Федерации и Самарской области за 2012–2023 гг. (в среднем на душу населения, руб. в месяц) [1]

Figure 3 – Value of the subsistence minimum established in the Russian Federation and the Samara region for 2012–2023 (average per capita, rubles per month) [1]

 

В целом в показателях изменения величины прожиточного минимума в Российской Федерации и Самарской области можно отметить положительную тенденцию и выделить общую спиралевидную динамику развития социальных и экономических гарантий для населения. Увеличение темпов роста величины прожиточного минимума начиная с 2022 года обусловлено внесением изменений в Конституцию Российской Федерации и возросшим участием региональных властей в повышении качества и уровня жизни населения через формирование новой политики благосостояния.

Говоря о влиянии кризисных явлений, можно сделать вывод, что сложившаяся кризисная ситуация еще больше разделила общество на бедных и богатых, которых не более 10 %, но на которых приходится 30 % объема денежных доходов в стране согласно Росстату.

С целью изучения асимметрии в дифференциации доходов и их потребительской способности следует провести анализ распределения общего объема денежных доходов населения, приходящихся на соответствующую классификационную группу. Классификация предусматривает деление на децильные и квинтильные группы, а также кратный показатель покупательской способности прожиточного минимума. Для целей анализа возьмем пять ориентиров по 5 % населения. Данные анализы по Российской Федерации и Самарской области с 2015 по 2021 год систематизированы на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Распределение общего объема денежных доходов по процентным группам населения РФ и Самарской области (удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихся
на соответствующую группу населения, в общем объеме денежных доходов, процентов) [1]

Figure 4 – Distribution of the total amount of monetary income by percentage groups of population
of the Russian Federation and the Samara region (share of the total amount of monetary income attributable to the corresponding population group in the total amount of monetary income, percent) [1]

 

Таким образом, лишь десять процентов самых богатых граждан страны получают в среднем ежемесячный доход на уровне 132 925 рублей, или 30 % всеобщего дохода, а 10 % самых бедных – 8865 рублей, или только 2 % всеобщего дохода. Еще 10 % – в среднем 15 267 рублей в месяц (3,4 % общего дохода) [1].

В целом наблюдается минимальный поляризационный разрыв в распределении общего объема денежных доходов групп населения между Самарской областью и Российской Федерацией в целом. Следует отметить высокую долю населения с наивысшими доходами в общем объеме. Так, порядка 44 % населения входит в пятую квинтильную группу. Данная тенденция говорит о росте платежеспособности населения и предпосылках к повышению качества и уровня жизни населения.

Говоря о вызовах, с которыми сталкивается Российская Федерация и ее регионы последнее десятилетие, следует отметить соответствие программ социально-экономического развития по достижению ключевых и стратегических ориентиров.

В условиях экономической нестабильности первоочередными задачами государства является обеспечение социально-экономического поступательного развития в стране и ее регионах. Согласно требованиям кризисного времени необходимо формировать многовекторную политику, направленную на обеспечение внутренней экономической инфраструктуры. Переходный трансформационный период перераспределения потребительских предпочтений обуславливается становлением рыночных отношений с целью удовлетворения потребительских предпочтений и минимизации социального и экономического расслоения в обществе. Региональная и отраслевая экономика находится на пути реализации большого количества программ развития. Национальные проекты, программы государственного и регионального развития, реализация импортозамещения и достижения технологического суверенитета являются приоритетами стратегического развития и достижения социально-экономического роста.

 

Научные результаты

Происходящие события повлекли за собой и изменение условий и потребности рабочей силы на региональном рынке труда, и не в пользу оставшихся без работы, так как они не соответствуют ее предложению. Встает вопрос о двойственной природе стоимости привлечения всех видов ресурсов, так как издержки их привлечения для одного субъекта экономических отношений являются затратами, а для другого – доходами. Поэтому Россия в целом и Самарский регион в частности встали перед выбором развития собственного бизнеса.

В первую очередь для обеспечения экономической стабильности и развития внутреннего потенциала территории была запущена программа льготного кредитования для малого и среднего бизнеса, направленная на привлечение инвестиционного капитала с целью формирования собственной внутренней технологической базы по стратегически важным отраслям экономики. Повышение инвестиционного климата и развития промышленных и иных предприятий способствует росту доходов населения, формированию новых рабочих мест, в том числе высокотехнологических, а также росту внутреннего регионального продукта как ключевого фактора социально-экономического развития [2].

Во-вторых, развитие приоритетных направлений является достаточно сложным для российского рынка, где необходимо возрождать и разрабатывать наукоемкие современные технологии, проводить инновации во всех сферах деятельности и, как следствие, подготавливать необходимые кадры и создавать условия для развития как уже имеющегося персонала, так и вновь набираемого.

В связи с тем что инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, они смогут обеспечить их экономический рост, а следовательно, и конкурентоспособность, которой так не хватает в настоящее время российскому производству.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, так как именно они в своей совокупности приводят к инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей, которые обычно являются результатом научных исследований и разработок или других научно-технических достижений, используемых в технологически новой или усовершенствованной продукции, услуг, процессов. В связи с тем, что научные исследования и разработки становятся не только источником новых идей, но и могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, их возникновение возможно на любой его стадии. Следовательно, инновационный процесс является единственным в своем роде процессом, который сможет объединить науку, технику, экономику, предпринимательство и управление.

Вопросы формирования и развития «инновационного потенциала» как отражения сущности инновационной экономики не имеют однозначной трактовки, так как отсутствует комплексное изучение его сущности и структуры как социально-экономического феномена. Так, например, «инновационный потенциал» представляют как совокупность факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса. В других трактовках «инновационный потенциал» представлен в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских разработок, в технологической организации экспериментальных производств, в опытных полигонах, исследовательских учебных заведениях, квалификации персонала и технических средствах, имеющихся на предприятиях. Встречается определение «инновационного потенциала» как особого накопления определенного количества информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции.

Однако «во всех определениях “инновационного потенциала”, как правило, раскрывается одна или несколько сущностных характеристик данного явления. Но, в одном случае акцент переносится на институциональные структуры или средства формирования потенциала, в другом идет привязка к конкретному уровню (предприятие, национальная экономика и т. д.), в третьем – представлена его косвенная характеристика, через определение сущности понятия “потенциал”» [3].

Также одним из приоритетных направлений формирования социально-экономической стабильности является создание региональных инфраструктур, способствующих не только росту внутреннего регионального продукта, но и повышению доступности услуг повышающих качество жизни населения. К таким целевым направлениям относятся: развитие внутреннего туризма; санаторно-курортные направления; объекты, подлежащие реновации; повышение качества медицинской помощи; развитие транспортной и логистической инфраструктуры и многое другое. Кроме того, реализация данных направлений способствует созданию новых рабочих мест росту доходов и платежеспособности населения, ведущих к росту уровня жизни в регионах.

Вместе с тем для укрепления экономики Российской Федерации и ее регионов запущена масштабная программа подготовки кадров, в том числе для наукоемких технологических предприятий и отрасли промышленности. В настоящее время в регионах создаются передовые инженерные школы и научные образовательные центры, на базе которых осуществляется подготовка кадров, отвечающих всем требованиям, формирование технологического суверенитета. Для формирования научного потенциала развиваются усовершенствованные программы подготовки для молодежи, исходя из приоритетов развития российской экономики. Задача государства состоит в качественном наполнении трудовыми ресурсами наукоемких отраслей промышленности.

Нельзя не отметить внедрение новых форм коллаборации, внедряемых в экономическое пространство регионов. На сегодняшний день продолжают активно создаваться особые экономические зоны, технологические и индустриальные парки, зоны опережающего развития. Кластеризация подобных объединений включает в себя не только инвестиционные потоки, но и формирование партнерских взаимоотношений между промышленностью, образовательными организациями, реальным сектором экономики и, конечно, населением. На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют 50 особых экономических зон, 15 научных образовательных центров мирового уровня, 30 передовых инженерных школ и десятки технопарков.

Анализируя динамику развития российской и региональной экономики, следует отметить набира-
ющий рост экономический прорыв с точки зрения формирования независимой, стабильно функционирующей и самообеспечивающей экономической системы. Российская Федерация находится на начальном пути формирования этой системы, но тем не менее вызовы, с которыми столкнулась экономика, оказались драйвером поступательного и динамически развивающегося процесса укрепления страны в мировом экономическом пространстве. Перечисленные направления не включают в себя всю систему действующих программ развития. Достигнутый уровень экономического развития в регионах Российской Федерации, безусловно, способствует повышению уровня и качества жизни населения и, как следствие, его платежеспособности. На сегодняшний день активно формируется рынок, независимый от импортной продукции по стратегически важным и жизнеобеспечивающим направлениям.

 

Дискуссия

Уровень социально-экономического развития страны стал во многом определяться его инновационным уровнем развития, который прежде всего базируется на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. Переход к инновационной экономике необходим для ускорения темпов качественного роста экономики страны. Следовательно, следуя данным курсом, есть возможность уменьшить разрыв между богатым и бедным населением по стране в целом и в рамках региона.

Однако на стадии восстановительного производственного процесса необходимо соблюдать ряд условий, связанных с импортозамещением.

Первое из них – это наличие квалифицированных кадров. Но, как показывает практика, рабочие специальности молодое поколение страны неохотно рассматривают как перспективу своего роста и развития. Поэтому работодатели по-прежнему конкурируют между собой, чтобы именно на их производственной площадке был специалист с техническим образованием, и такая ситуация будет продолжительной, исходя из мнений экспертов.

Второе – это цифровизация. И как было сказано выше, страна испытывает серьезный недостаток специалистов этой области. Особенно это ощутили государственные и муниципальные предприятия, а также банки, которые перешли на использование отечественного ПО [4]. Хотя в данном случае можно говорить о неком парадоксе. Зарплаты в данном IT-сегменте всегда были высокими и продолжают свой рост в 2023 году, а главное, данные специалисты имеют возможность карьерного роста.

Если рассматривать ключевые области, где необходимо большое количество специалистов, то можно говорить и о сельском хозяйстве, и сфере строительства, и в логистике, и даже госсекторе. Специалистов не хватает практически везде.

При этом педагогов выделяют в особую часть, где для соблюдения баланса «власти наметили реформу оплаты труда педагогам. Ее суть заключается в увеличении окладной части (до 70 %). Этот параметр будет определяться с учетом экономических показателей региона, поэтому фиксированный размер вознаграждения труда не будет ниже МП (прожиточного минимума). Пилотный проект уже апробирован в Мордовии и Сахалинской, Нижегородской, Белгородской, Ярославской областях. Если в мае 2023 году результаты эксперимента будут положительными, то его внедрят во все регионы» [5].

В рамках импортозамещения работодатели, скорее всего, будут переходить к практике аренды персонала, так как нуждаются в специалистах-универсалах. Следовательно, произойдет увеличение объема по срочным контрактам, разовым проектным работам и договорам подряда, по истечении которых между сторонами сотрудничество будет прекращено [6].

Также ситуация показывает, что при подборе кадров работодатели будут отдавать предпочтение самозанятым и индивидуальным предпринимателям, которые при выполнении различных видов работ могут самостоятельно отчислять платежи и налоги в бюджеты.

 

Заключение

Все страны, регионы, предприятия всех видов собственности обладают определенным совокупным потенциалом со стороны науки, техники, сырьевых запасов, экономических, производственных и прочих видов ресурсов. При этом все его части тесно связаны между собой, а их эффективная реализация зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Таким образом, сбалансированность частей общего совокупного потенциала будет являться основным условием для полной его реализации, так как отставание одной из них будет выступать сдерживающим фактором [7–9].

В настоящее время информационное пространство дает возможность оценить все происходящее в социально-экономической системе, помогает решать множество задач и, в частности, две глобальные.

Во-первых, информационное пространство дает возможность значительно сократить время на поиск информации, сохранять ее, структурировать и управлять ею.

Во-вторых, организовать любой процесс с применением глобальных возможностей по обработке данных, которые соответствуют необходимым заложенным требованиям.

По жизнеспособности из применяемых технологий в информационном пространстве можно выделить два типа. При этом первый дает возможность решать тактические задачи, например, такую как применение систем по автоматизации расчетов коэффициентов по дифференциации доходов, второй может в долгосрочном периоде учитывать ресурсы и прогнозировать такие составляющие, как потребности рынка труда и предлагаемые заработные платы по различным категориям профессий, определять наиболее востребованные на рынке труда, выплаты социальных пособий и пенсий за счет появления новых цифровых технологий.

×

About the authors

Nadezhda A. Nikolaeva

Volga Region State University of Service

Author for correspondence.
Email: nikolaevanadezhda87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4718-1227

Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economics and Business

Russian Federation, 4, Gagarina Street, Togliatti, 45017, Russian Federation

Tatiana A. Zhuravleva

Volga Region State University of Service

Email: tatiana502007zhuravleva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5647-9802

Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economics and Business

Russian Federation, 4, Gagarina Street, Togliatti, 445017, Russian Federation

References

  1. Kozlobaeva E.A., Iablonovskaia S.I. The assessment of quality of life as an element of diagnostics of economic safety of regions (based on materials from the Central Federal District of Russia). Regional economy and management: electronic scientific journal, no. 3 (59), Article no. 5917. Date issued: 22.08.2019. Available at: https://eee-region.ru/article/5917 (accessed 03.04.2023); https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40805272. EDN: https://www.elibrary.ru/sgsxdy. (In Russ.)
  2. Order of the Ministry of Communications of the Russian Federation dated 20.09.2018 № 486 (revised 10.09.2021) «On approval of methodological recommendations for the transition of state-owned companies to the preferential use of domestic software, including domestic office software». Available at: https://digital.gov.ru/ru/documents/6294/?utm_referrer=https %3a %2f %2fya.ru %2f. (In Russ.)
  3. Egorova G.V. Formation of the system of indicators of market potential of an enterprise. In: Collection of articles of research and practical conference. Togliatti, 2010, p. 315. (In Russ.)
  4. Personnel hunger and high salaries: who employers will be looking for in 2023. Available
  5. at: https://careerist.ru/news/kadrovyj-golod-i-vysokie-zarplaty-kogo-budut-iskat-rabotodateli-v-2023-godu.html?ysclid=llf0fpjie767880964. (In Russ.)
  6. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 (developed by the Ministry of Economic Development of Russia). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/?ysclid=llf0i6t5lo212916560. (In Russ.)
  7. Rosstat. Available at: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries; https://63.ru/text/job/2022/03/
  8. /70534877 (accessed 28.03.2023). (In Russ.)
  9. Long-term forecast of economic development of the Eurasian Economic Union until 2030, Report. Available at: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/bdf/Dolgosrochnyy-prognoz-full-version.pdf?ysclid=llf0qw8f51770
  10. (In Russ.)
  11. Bondarskaya T.A., Guchetl R.G. Spatial development strategy of the Russian Federation: priorities, key problems. In: Formation of organizational and economic conditions for the effective functioning of the agro-industrial complex: materials of the conference, May 30–31, 2019. Minsk, 2019, pp. 411–415. (In Russ.)
  12. Butorina O.V. Integration processes in the context of globalization. Available at: https://textbooks.studio/uchebnik-geopolitika/integratsionnyie-protsessyi-usloviyah-22706.html?ysclid=llf0znisjt476896892. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies