Socio-technological types and models of implementation of import substitution policy by states and regions

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The presented study analyzes the foreign experience of import substitution, which made it possible to identify three types of strategies implemented with the help of state policies – the first, second and third types. In the author's scientific work, a chronological study of import substitution processes in the Russian economy is carried out, the need for an import substitution policy at various stages of economic activity is substantiated. The objectives of import substitution are defined, which are the elimination of artificial barriers, sanctions, the creation of analogues and fundamentally new domestic technologies, support and policy of economic preferences for the most vulnerable types of economic activity, the organization of R&D and the production of experimental high-tech product samples. It is revealed that in order to solve the priority tasks in the field of import substitution, it is necessary to form a set of state measures that create conditions for the creation of domestic products that are competitive on the world market and represent the basis for the modernization of the Russian economy. The policy of import substitution should be carried out systematically, using methods of public administration and regulation, economic incentives and the combined method. The types of import substitution policies have been supplemented: the policy of ensuring state sovereignty; the policy of developing strategically important sectors of the economy; the policy of forced import substitution caused by the sanctions impact on the state economy; the policy of state preferences and protectionism of the domestic sector of the economy. The paper presents models of import substitution policy implemented at the present stage, reflecting innovative and intellectual activity. It is determined that the basis of the import substitution policy at the present stage is the opposition to economic sanctions in the innovation sphere, in order to create technologies of «superiority» and advanced development.

Full Text

Введение

Обоснованность осуществления политики импортозамещения составляет важнейший вопрос, представленный в экономических исследованиях, на который нет однозначного ответа с точки зрения экономической теории, основные положения которой ее описывают как политику догоняющего развития, реализуемую странами «третьего мира», основным содержанием которой являются протекционизм и противоречие принципам «свободного рынка и конкуренции», ведущие к снижению стимулов развития собственных производств.

С точки зрения современного экономического положения, высказывания западных ученых-экономистов, которые должны бы приниматься априори, подлежат сомнению. Во-первых, подлежит сомнению высказывание о странах «третьего мира», которым развитые страны Западной Европы и США создали неприемлемые условия для их развития с одной целью – колонизации этих стран. И политика импортозамещения данных стран является стратегической политикой, ориентированной на собственное производство с целью замены импортной продукции, обеспечения развития национальных производств.

Во-вторых, подлежат сомнению с точки зрения современных реалий и принципы «свободного рынка и конкуренции», трактуемые западными странами. Примером этому служат всевозможные санкции, накладываемые ими на те государства, которые не хотят мириться с существующим положением дел и хотят развивать конкурентоспособность национальных экономик. Накладываемые санкции являются преференциями для развития западных государств и тормозящими развитие тех государств, на кого эти санкции наложены. Поэтому высказывания западных ученых о протекционизме и снижении стимулов развития экономики являются полностью необоснованными.

В-третьих, современная экономика является глобально интегрированной, где экономические и технологические достижения различных стран диффузируют в национальные экономики других стран, и оставить их без современных технологий представляется экономической диверсией, инструментом ведения экономической войны.

В-четвертых, значительное число западных инновационных технологий и продукции было интегрировано в российскую экономику. Тотальные санкции, представляющие полный запрет на их использование в России, вызвали естественную реакцию со стороны государства и бизнеса – в целях развития экономики необходима замена импортных комплектующих на отечественные, или осуществление политики импортозамещения.

Понятие «импортозамещение» появилось в официальных источниках в 1960-е годы для отражения проблем в бывших европейских колониях, в которых необходимые для экономической деятельности товары и технологии полностью импортировались. После освобождения от колониального гнета в данных странах требовалось наладить собственное производство, в связи с тем что импортные подорожали, а некоторые перестали поставляться. Из данного факта нет сомнений, что политика импортозамещения – это курс на модернизацию национального производства, способствующий индустриальному развитию, техническому перевооружению производства, росту выпуска национальной продукции.

Экономическая сущность импортозамещения представляет государственную экономическую политику, экономический процесс и систему экономических отношений. Основополагающим в понятии и сущности импортозамещения выступает государственная политика, направленная на обоснованность и оптимизацию деятельности государства в международном разделении труда, стимулирование отечественного производства, проведение мероприятий протекционизма в отношении собственных производителей.

Как экономический процесс импортозамещение представляет собой осуществление процессов замещения товаров и продукции зарубежного производства на внутреннем рынке государства аналогичной отечественной продукцией или продукцией с более высоким потребительским качеством.

В качестве системы импортозамещение – это экономические отношения по созданию конкурентоспособной продукции.

В экономической теории присутствуют два подхода к политике импортозамещения: политика протекционизма и политика повышения конкурентоспособности отдельных стран и национальных компаний.

Представителями политики протекционизма (Т. Ман [1], Д. Норт [2], Д. Юм [3]) предлагался государственный контроль и регулирование экономики, создание системы налогов, квот, таможенных пошлин и других барьеров, предполагавших формирование монопольных выгоды национальным предприятиям.

Политика повышения конкурентоспособности отдельных стран и национальных компаний строится на классической экономической теории с учетом положений теории абсолютных преимуществ, согласно которой страны экспортируют ту продукцию, при производстве которой они имеют абсолютное преимущество по отношению к другим странам, а импортируют продукцию, преимущество в производство которой принадлежит другим странам. Согласно данной теории, импортозамещение является результатом свободной конкуренции, способствуя росту производительности труда [4].

Согласно теории относительных преимуществ Д. Рикардо, государство получит выгоду в том случае, когда оно сосредоточивает ресурсы в производстве продукции с относительно большей эффективностью, а выгоду от торговли нужно оценивать не путем затрат на производство экспортируемых товаров, а путем оценки затрат на импортируемые товары с потенциальными затратами на выпуск товара, замещающего импорт [5].

Но прямое применение теории свободного рынка неизбежно приводит к проблемам экономической безопасности государства, связанной с чрезмерным импортом, что и произошло в России в 1990-е годы при переходе страны на рыночный путь развития и встраивания ее в международное разделение труда.

В XIX веке немецкий ученый Ф. Лист выявил взаимосвязь между экономическим развитием государства и необходимостью формирования его национальной производственной базы для обеспечения потребностей собственного рынка. По его утверждениям, развитие экономики отдельных государств, происходит по собственным законам, с учетом ее особенностей, потому национальной стратегией государства является создание благоприятных условий и возможностей для развития производства в своей стране [6]. Ф. Лист был жестким критиком классической экономической теории, он говорил, что каждой нации необходимо развивать собственные производства за счет введения импортных пошлин, установления полных запретов на импортную продукцию. Лист являлся сторонником протекционизма, защитником развития экономик различных стран [7].

А. Хиршман в своих трудах представляет замещения импорта в качестве экономического процесса и объекта реализуемой государственной политики. В 1958 году он одним из первых предложил концепцию несбалансированного роста, протестуя против импорта продукции [8]. Экономический процесс замещения импорта, по его представлениям, выражается в том, что ранее импортируемые товары, исходя из незначительного внутреннего спроса, постепенно дополняются или заменяются товарами местного производства в целях поддержания конкурентоспособного производства внутри страны [9].

В зарубежных исследованиях категория «импортозамещение» представлена в контексте индустриализации промышленности. Так, С. Нойман, основываясь на исследованиях А. Хиршмана, отмечает, что предпосылками развития индустриализации выступают: рост внутреннего рынка страны, неустойчивость ее платежного баланса, проводимые войны и социальная политика развития. Осуществление импортозамещения, по Нойману, связано с индустриализацией как государственной стратегией развития экономики.

Исследование зарубежного опыта представляет три типа осуществления стратегии импортозамещения, реализуемых с помощью «соответствующих политик:

– политика первого типа (легкий тип импортозамещения) – стимулирование деятельности слабо развитых промышленных отраслей с продукцией, имеющей низкий уровень неконкурентоспособности (по сравнению с импортной) даже на внутренних рынках. Инструментарием данной государственной политики выступают ограничение импорта, квотирование и установление на импорт более высоких цен по сравнению с продукций отечественного производства;

– политика второго типа (политика импортозамещения на основе собственных возможностей экономики), заключается в формировании новых производств и промышленных отраслей, государственных инвестиций в производственную инфраструктуру за счет установления высоких импортных пошлин в сочетании с преференциями для отечественных производителей;

– политика третьего типа заключается в стимулировании высокотехнологичных отраслей промышленности, имеющих существенный потенциал для экспорта собственной продукции, государственное стимулирование экспорта» [10].

 

Методика проведения исследования

Анализ методов исследования подходов различных авторов к политике импортозамещения, предполагает их многовариантность, в связи с тем что методический инструментарий анализа импортозамещения в сфере российской экономики представлен комплексной стратегией импортозамещения, промышленной политикой государства, государственными программами импортозамещения, прямым импортозамещением, модернизацией промышленности, инновационной деятельностью промышленных предприятий и пр. [11].

Методические подходы к типам и моделям политики импортозамещения отражены в работах зарубежных ученых. В частности, в работах А. Смита и Д. Рикардо политика импортозамещения представлена повышением конкурентоспособности экономики отдельных государств, в исследованиях Н. Дугласа, Т. Мана, Д. Норта, Д. Юма, политика импортозамещения исследуется с точки зрения государственного протекционизма. Ф. Лист выступает за создание оптимальных условий национальным производителям.

В большинстве исследований импортозамещения российскими учеными представлены относительные параметры официальной статистики осуществления импортозамещения. В исследованиях Колотова В.А. предлагается оценка результативности политики импортозамещения [12].

Отдельным блоком выделяется методика исследования политики импортозамещения, в связи с санкционными процессами в отношении экономики России. Методика исследования эффективности политики импортозамещения должна производиться с учетом влияния санкций на российскую экономику.

Реализация авторской гипотезы исследования базируется на выявлении новых типов политики импортозамещения и расширении ее инструментария реализации. Авторская гипотеза исследования построена на следующих положениях:

– политика импортозамещения должна реализовываться как государственная программа, включающая в себя на первом этапе разработку идей и реализацию замещения импортной продукции через создание собственных технологий превосходства; на втором этапе – создание импортозамещающих предприятий, включающих инновационный комплекс; на третьем этапе – апробацию вновь созданной отечественной продукции на внутреннем рынке с целью изучения спроса; на четвертом этапе – выход отечественных высокотехнологичных предприятий на мировые рынки;

– при формировании политики импортозамещения и программы ее реализации, перед государством стоит стратегическая задача в первую очередь по созданию в промышленной сфере собственных технологий превосходства, а во вторую очередь – технологий опережающего развития, таких, которых еще не существует в инновационной деятельности западных государств, так как правительством США планируется полное уничтожение российских наукоемких технологий, а в перспективе и экономики России.

Авторами предлагается учесть и то, что международные интеллектуальные результаты, в настоящее время патентуются за рубежом, и в ближайшее время доступ к патентованию для российских производителей будет закрыт, в связи с этим инвестирование в российские инновационные проекты будет прекращено, в связи с тем что они будут неконкурентоспособными на мировом рынке.

 

Результаты исследования

Импортозамещение не является новой категорией и для российской экономики. Впервые Россия столкнулись с импортозамещением в середине XIX века, во время первой промышленной революции: когда было начато строительство железных дорог, фабрики и заводы оснащались станками и паровыми двигателями. Все это осуществлялось с целью недопущения отставания от развитых стран. Но в связи с тем, что Россия сразу из аграрной страны шагнула в эпоху индустриализации, отечественная промышленность отставала от европейских конкурентов. В то время члены Императорского русского технического общества, проанализировав экономическую ситуацию, сделали вывод о поддержке отечественного машиностроения путем введения импортных пошлин на иностранное оборудование.

Хронология последних 100 лет демонстрирует процессы импортозамещения, связанные с различными санкциями западных стран.

С 1925 по 1932 год (период «золотой блокады») западные страны осуществляли продажу СССР новых технологий и оборудования вначале за нефть, древесину и зерно, а с 1930 года – исключительно за зерно.

В 1926–1928 годах потребности машиностроения России были удовлетворены за счет использования импорта – на 60–90 %. В 1926–1927 годах за счет собственного производства потребность страны в машинах и оборудовании для текстильных фабрик была удовлетворена только на 35 %.

Имелись многочисленные санкции в отношении советского экспорта, когда зарубежные страны обвиняли СССР в демпинговых ценах.

Данная «экономическая война» западных стран против СССР в довоенный период играла положительную роль – государство, проанализировав планы западных стран, в отношении по СССР взяло курс на импортозамещение и повышение экономической безопасности.

В результате этого ряд промышленной продукции по окончании двух пятилеток полностью перестал импортироваться (чугун, швейные и текстильные машины, цемент, тракторы, автомобили, сельскохозяйственная техника, химические удобрения и пр.), СССР перешла на отечественную продукцию.

По окончании Второй мировой войны западные страны продолжили «экономическую войну» против Советского Союза. В 1949 году был создан Координационный комитет по экспортному контролю с целью осуществления многостороннего контроля за экспортом из СССР и других социалистических стран. Данная организация вводила квоты и запрещала экспортировать отдельные виды продукции, тем самым устанавливая санкции. В 1951 году Конгрессом США был принят «Закон Бэттла», который напрямую устанавливал систему запретов и ограничений на осуществление торговых операций с социалистическими странами. Только в результате этих двух недружественных актов, объемы торговли западных стран с СССР в начале 1950-го года понизились до минимума. В начале 1950 года из общего внешнеторгового оборота СССР на страны социализма приходилось 81,1 %, а на долю экономически развитых стран Запада – 15 %.

 За период 1950–1970 годов экономика государства динамично развивалась благодаря проведению модернизации и обновлению основных промышленных фондов, расширению ассортимента выпуска потребительских товаров, осуществлению третьей научно-технической революция, укреплению материально-технической основы сельского хозяйства и освоению целинных земель. Как отражено в таблице, экспорт в СССР не уступал импорту как по количеству, так и по качеству.

 

Таблица – Торговые операции СССР с зарубежными странами (млн руб. в текущих ценах) [13]

Table – Trade operations of the USSR with foreign countries (million rubles in current prices) [13]

Направление

Показатели

1950 г.

1960 г.

1970 г.

Всего

Оборот

2 925,5

10 072,9

22 078,6

Экспорт

1 615,2

5 007,3

11 520,1

Импорт

1 310,3

5 065,6

10 558,5

С странами социалистического лагеря

Оборот

2 372,8

7 370,8

14 403,1

Экспорт

1 350,2

3 790,3

7 530,3

Импорт

1 022,6

3 580,5

6 872,8

С промышленно развитыми капиталистическими странами

Оборот

440,2

1 917,3

4 694,2

Экспорт

235,9

913,3

2 154,1

Импорт

204,3

1 004,0

2 540,1

С развивающимися странами

Оборот

112,5

784,8

2 981,3

Экспорт

29,1

303,7

1 835,7

Импорт

83,4

481,1

1 145,6

 

В 1990-х годах экономика новой России попала в кризис при переходе на рыночный путь развития, вызванный изменением государственного строя и сломом всей системы хозяйственных связей. В результате либеральных преобразований, осуществлявшихся под руководством Е. Гайдара (в то время – министр экономики), был взят курс на слом прежней системы с целью строительства новой экономики. Данная цель не была достигнута, а Россия пережила глубокий спад, который сопровождался бурным ростом инфляции, осуществлением бартерных расчетов, ростом внешнего долга, существенным снижением доходов населения, банкротством промышленных предприятий другими негативными процессами. В данный период был осуществлен ряд экономических реформ, сопровождавших переход экономики государства от командно-административной к рыночной: приватизация государственной собственности, либерализация цен и др.

Благодаря выше представленным реформам, а также отсутствию собственного производства, способного наполнить внутренний рынок отечественными товарами, появилась возможность быстрого проникновения на рынок России вначале импортных товаров потребительского свойства, а затем и промышленного импорта, что позволило государству справиться с растущим дефицитом. Но вследствие этого появилась другая проблема: оставшиеся функционировать после перехода к рынку отечественные предприятия не смогли производить конкурентоспособную продукцию, уступая импортным по ассортименту и качеству, что вызвало дополнительную волну банкротства предприятий промышленного и других секторов.

Экономический кризис 1998 года в России вызвал процесс импортозамещения, который способствовал удовлетворению внутреннего спроса на отечественные товары, легко удовлетворяющегося из-за недогрузки промышленных мощностей [14].

Дополнительную возможность осуществлению процессов импортозамещения вызвал экономический кризис 2008–2009 годов, который сопровождался девальваций рубля по отношению к доллару и ростом внутренней инфляции в стране. В данный период особое внимание в сфере импортозамещения, было уделено автомобильной промышленности в связи с ростом цен на импортные автомобили. Здесь можно отметить, что импортные автомобили заменялись отечественными с переходом на локализацию высоких переделов отечественного производства. Ранее, при осуществлении локализации, России отводилась роль по производству автокомпонентов, которые не требовали современных технологий.

Начиная с 2009 года в отношении импортных товаров стала прослеживаться следующая тенденция: импортозамещение необходимо осуществлять только в стратегически значимых отраслях экономики. Здесь прослеживается негативная роль бывшего вице-премьера А. Дворковича, вместе с «эффективными менеджерами» он предложил в целях быстрого развития экономики не осуществлять процессы импортозамещения, а производить закупку необходимых товаров за рубежом. Результатом этого явилось то, что Россия потеряла парк отечественных пассажирских самолетов, заменив их на боинги и айрбасы. Кроме этого, ввиду использования импортной продукции в отечественных инновационных разработках государство столкнулось с замедлением инновационного производства, особенно в связи с началом специальной операции на Украине, когда иностранные государства ввели санкции в отношении России и отказались поставлять высокотехнологичную продукцию.

В связи с тем что политика импортозамещения направлена в первую очередь на разработку аналогов продукции отсутствующих на отечественном рынке, авторами предлагается основное внимание сосредоточить на инновационной и интеллектуальной деятельности, проблемы импортозамещения которых на российском рынке вызваны следующими причинами [15]:

– на рынке отсутствует информация о российских аналогах импортной продукции;

– отсутствием российских аналогов импортной продукции;

– российские аналоги импортной продукции имеются, но уступают ей по качеству;

– российские аналоги уступают импортной продукции по ценообразованию (дороже);

– у российских аналогов отсутствует нормативное подтверждение качества на предмет их использования.

Для определения типов политики импортозамещения необходимо определиться с целями ее осуществления, среди них:

– устранение умышленно препятствующих и тормозящих развитие российской экономики, искусственных барьеров, санкций, которые созданы недружественными государствами;

– создания аналогов и принципиально новых отечественных технологий для замены импортных аналогов, на основе которых потенциально возможно производство конкурентоспособных товаров;

– поддержки политики экономических преференций для наиболее уязвимых видов экономической деятельности, в которых имеется существенная доля импортных комплектующих;

– организация НИОКР и производство опытных образцов продукции, наукоемких технологий с целью замены оборудования, в котором используется импортная продукция.

В данных условиях, для решения первоочередных задач в сфере импортозамещения необходимо формирование комплекса государственных мероприятий, создающих условия для создания отечественной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке и представляющей основу для модернизации экономики РФ. Политика импортозамещения должна проводиться системно, с применением методов государственного управления и регулирования, экономического стимулирования и комбинированного метода.

Основным документом, определяющим организацию и осуществление политики импортозамещения, выступает постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной Программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (с изменениями от 02.06.2022 года) [16]. В данном постановлении приводится определение импортозамещения, предлагаемое как «создание современных производств, которые могут конкурировать с иностранными компаниями и выпускать товары, которые вытеснят зарубежные аналоги с отечественного рынка» [17].

Нормативно-законодательная база политики импортозамещения в РФ представлена в документах: «О Стратегии национальной безопасности РФ» [18]; «О промышленной политике в РФ» [19]; «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования» [20]. В августе 2015 года была сформирована Правительственная комиссия по импортозамещению, включающая две подкомиссии: подкомиссию по вопросам экономики гражданских отраслей и подкомиссию по вопросам военно-промышленного комплекса. В результате реализации мероприятий «дорожной карты» к 2020 году была ликвидирована критическая зависимость от импортных технологий и продукции по стратегически значимым для РФ отраслям.

В современных реалиях развития экономики основные модели политики импортозамещения отражены на рисунке 1.

 

Современные процессы импортозамещения в экономике РФ

Модель «создания новых конкурентоспособных производств, по выпуску недостающей продукции, для осуществления инновационной деятельности»
(технопарки, зоны
опережающего развития технополисы, и пр.)

Модель «отказа
от производства продукции,
в которой РФ имеет значительные преимущества
перед другими странами»

Модель «стимулирования структурных преобразований экономики государства», с целью получения преимуществ по производству высокотехнологичной продукции по отношению
к другим странам

Модель «развития отечественного инновационного и экспортного потенциала»
с выходом на новые мировые рынки

Модель «инновационного развития экономики регионов на базе внедрения наукоемких, прорывных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Современные модели импортозамещения в экономике РФ

Figure 1 – Modern models of import substitution in the Russian economy

 

За 2015–2021 годы в проекты по импортозамещению, по данным Комитета Совета Федерации по экономической политике, было направлено более 3 трлн руб., причем государственное финансирование составило более 500 млрд руб. и позволило достичь определенных результатов [21].

Начиная с 2022 года в политике импортозамещения наметился новый тренд – если до этого периода времени при ее реализации на первом месте находилась экономическая обоснованность политики (проекты, не приносящие прибыль, не подлежали реализации, за исключением проектов по критическим технологиям и связанных с национальной безопасностью), то начиная с 2022 года в связи с тотальными санкциями в отношении России на отечественном рынке появилось существенное число направлений экономической деятельности, которые требуют производства российской продукции. В связи с данными вызовом Правительством РФ были определены запуск и реализация планово-убыточных проектов, обусловленных целесообразностью производства отечественной продукции. В этом случае речь идет не только об импортозамещении, а о создании технологического суверенитета России.

 

Обсуждение результатов

В настоящее время в мире насчитывается несколько типов политики импортозамещения. Политика представляет собой деятельность государства, направленную на поддержку какого-либо явления или, наоборот, противостояния ему. В сфере импортозамещения, государство выполняет ведущую роль, как это было отмечено ранее, протекционизм в отечественном секторе экономики играет основную роль. Исследователь В.К. Фальцман выделяет три типа политики импортозамещения (рисунок 2).

 

Типы политики импортозамещения по Фальцману

Политика принудительного

типа

Политика

упреждающего

типа

Инновационный

тип политики

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Типы политики импортозамещения по Фальцману [22]

Figure 2 – Types of Faltsman import substitution policy [22]

 

Упреждающий тип политики импортозамещения связан с потенциальным ухудшением экономических взаимосвязей с другими государствами, нарушением условий международного разделения труда, санкциями по отношению к разным странам в будущем.

Политика принудительного импортозамещения вызвана тем, что реальный сектор экономики теряет свою рыночную долю вследствие потери конкурентоспособности, наблюдается рост цен, инфляция, повышаются сроки реализации инновационно-инвестиционных проектов.

 Инновационный тип политики импортозамещения связан с развитием инновационной деятельности внутри государства, вызванный ростом потребительского спроса на новую продукцию, стимулированием отечественных НИОКР, снижением цен продукции и производственных издержек.

Типы политик, по Фальцману, коррелируют с международными политиками импортозамещения первого, второго и третьего типа. Здесь нужно заметить, что Фальцманом представлен не весь перечень политик импортозамещения, а только политики, отраженные в стратегиях развития государства, причем без учета современного состояния экономики. Так, в частности, не указаны следующие типы политик импортозамещения, дополненные авторами:

– политика обеспечения государственного суверенитета во всех отраслях экономики РФ;

– политика импортозамещения по развитию стратегически важных отраслей экономики, связанных с национальной безопасностью государства;

– политика вынужденного импортозамещения, вызванная санкционным воздействием на экономику государства;

– политика государственных преференций отечественному сектору экономики по развитию отдельных территорий, восстановления организационной структуры хозяйства;

– политика импортозамещения, связанная со строительством государственных объектов внутри страны.

Кроме вышеуказанных типов политики импортозамещения существует классификация по направлениям ее осуществления (рисунок 3).

Стратегическая политика импортозамещения направлена на создание преференций отечественным производителям в целях сохранения и развития их конкурентоспособности. Государство разрабатывает стратегию и программу ее выполнения.

Политика прямого импортозамещения заключается в производстве продукции, которая замещает импортные аналоги, ввиду их отсутствия на рынке. Здесь может использоваться и закупка продуктов-аналогов других стран.

 

Типы политики импортозамещения по направлениям осуществления

Стратегическая политика импортозамещения

Политика прямого

импортозамещения

Политика функционального или технологического

импортозамещения

Политика «превосходства»
и опережающего развития

Политика государственного суверенитета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Типы политики импортозамещения по направлениям ее осуществления

Figure 3 – Types of import substitution policy in the areas of its implementation

 

Политика функционального или технологического импортозамещения заключается в технологической модернизации отечественной промышленности, проведении неоиндустриализации, развитии инновационных производств.

 Основного внимания, на современном этапе развития экономики заслуживает политика «превосходства» и опережающего развития, заключающаяся в создании технологий превосходства, которые существенно лучше аналогичных технологий зарубежных производств. На этой базе формируется опережающее развитие отечественных производств, заключающееся в развитии национального экспорта.

 Политика государственного суверенитета заключается в сохранении государственного суверенитета и порога национальной безопасности по отдельным видам продукции.

Таким образом, авторы под политикой импортозамещения понимают процессы формирования социально-экономической устойчивости региона или государства в целом путем создания новых производств и отраслей, и организации на существующих производственных мощностях замещения импортных технологий и продукции, позволяющих осуществить независимость отечественных производителей от импортных аналогов и обеспечить их защиту от рисков международной деятельности, которые способны нанести потенциальный ущерб странам-импортерам за счет прекращения поставок импортных товаров и технологий.

 

Основные результаты и выводы

  1. Исследование зарубежного опыта позволило выявить три типа осуществления стратегии импортозамещения, реализуемых с помощью соответствующих политик, – первого, второго и третьего типов.
  2. В работе проведено хронологическое исследование процессов импортозамещения в экономике России, обосновывающее необходимость проведения политики импортозамещения на различных этапах экономической деятельности.
  3. Дополнены типы политик импортозамещения:

– политикой обеспечения государственного суверенитета во всех отраслях экономики РФ;

– политикой импортозамещения по развитию стратегически важных отраслей экономики, связанных с национальной безопасностью государства;

– политикой вынужденного импортозамещения, вызванной санкционным воздействием на экономику государства;

– политикой государственных преференций отечественному сектору экономики по развитию отдельных территорий, восстановления организационной структуры хозяйства;

– политикой импортозамещения, связанной со строительством государственных объектов внутри страны.

  1. Представлены модели политики импортозамещения, реализуемые на современном этапе.
  2. Определено, что основой политики импортозамещения на современном этапе является противостояние экономическим санкциям в сфере инновационной и интеллектуальной деятельности с целью создания технологий «превосходства» и опережающего развития.
×

About the authors

Nikolay M. Tyukavkin

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: tnm-samara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6049-897X

Doctor of Economics, professor, head of the Department of Innovation Economics

Russian Federation, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation

Valeria Yu. Anisimova

Samara National Research University

Email: ipanisimova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8216-5209

Candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Innovation Economics

Russian Federation, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Mun T. England's Treasure by Foreign Trade or, the Balance of Our Foreign Trade is the Rule of Our Treasure URL: http://la.utexas.edu/users/hcleaver/368/368MunTreasuretable.pdf.
  2. Douglass C. North (1955). Location Theory and Regional Economic Growth. Journal of Political Economy, 1955, vol. 63, number 3, pp. 243–258. DOI: https://doi.org/10.1086/257668.
  3. A Treatise of Human Nature by David Hume, reprinted from the Original Edition in three volumes and edited, with an analytical index, by L.A. Selby-Bigge, M.A. (Oxford: Clarendon Press, 1896). Available at: https://study.sagepub.com/sites/default/files/a_treatise_of_human_nature_1896.pdf. (accessed 09.02.2023)
  4. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations: translated from English. [foreword by Afanasyev V.S.]. Moscow: Eksmo, 2007. (Classics of Political Economy). ISBN 978-5-699-18389-0. Available at: https://kniga-online.com/books/dokumentalnye-knigi/prochaja-dokumentalnaja-literatura/142306-adam-smit-issledovanie-o-prirode-i-prichinah-bogatstva.html. (In Russ.)
  5. Ricardo D. The beginnings of political economy and taxation: favorites; [translated from English by Sraffa P.]. Moscow: Eksmo, 2009. (Anthology of Economic Thought). ISBN 978-5-699-18745-4. Available at: https://kniga-online.com/books/proza/zarubezhnaya-klassika/320762-nachala-politicheskoi-ekonomii-i-nalogovogo.html.
  6. (In Russ.)
  7. List F. The National System of Political Economy: translated from German / List F., Witte S.Yu., Mendeleev D.I.; Friedrich List. About nationalism. Witte S.Yu. National Economy and Friedrich List. Mendeleev D.I. Explanatory tariff, or a study on the development of Russian industry in connection with its general customs tariff of 1891. Moscow: Evropa, 2005, 382 p. ISBN 5-9739-0008-8. Available at: https://vk.com/wall-59874275_171?sclid=lm4m9n3qx1899139122.
  8. Gilbo E. V. Friedrich List, who is again modern. Journal of Economic History and History of Economics, 2003, no. 2–3, pp. 135–146. Available at: https://shel-gilbo.livejournal.com/70256.html?ysclid=lm4mdj36yo562559903; http://jhist.bgu.ru/reader/article.aspx?id=24009. (In Russ.)
  9. Hirschman A.O. Interests. In: Eatwell J., Milgate M., Newman P. (Eds.) The World of Economics. Moscow: INFRA-M, 2004, 931 p. ISBN 5-16-001750-X. Available at: https://seinst.ru/page563/?ysclid=lm4og8oi4y290282289. (In Russ.)
  10. Hirschman A.O. The Strategy of Economic Development. New Haven: Yale-University Press, 1958, 931 p. Available at: https://archive.org/details/strategyofeconom00hirs/page/n9/mode/2up (accessed 05.02.2023). (In Russ.)
  11. Vatolkina N.S., Gorbunova N.V. Import substitution: international experience, instruments. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2015, no. 6 (233), pp. 29–39. DOI: https://doi.org/10.5862/JE.233.3. EDN: https://elibrary.ru/vdvisd. (In Russ.)
  12. Borovkova V.A., Tikhanovich M.O. Development of a methodology for assessing the effectiveness of implementation of the regional import-substitution strategy. Financial Analytics: Science and Experience, 2017, vol. 10, no. 7 (337), pp. 722–737. DOI: https://doi.org/10.24891/fa.10.7.722. EDN: https://elibrary.ru/yuskmz. (In Russ.)
  13. Kolotov K.A. Neoindustrial import substitution in the system of structural changes of the economy: Candidate’s of Economic Sciences thesis: 08.00.01: protected on 15.12.2018. Tomsk, 2018, 174 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/neoindustrialnoe-importozameshchenie-v-sisteme-strukturnykh-izmenenii-
  14. ekonomiki. (In Russ.)
  15. Foreign trade of the USSR. Jubilee statistical collection. Moscow: Finansy i statistika, 1982, 195 p. Available at: https://istmat.org/node/17075?ysclid=lm5x84upt6589236655. (In Russ.)
  16. Zhakevich A.G. Import substitution: problems and prospects. Vestnik mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava, 2015, no. 1 (18), pp. 36–39. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23832590. EDN: https://elibrary.ru/ubntct. (In Russ.)
  17. National Research University «Higher School of Economics». Strategic import substitution: investment opportunities and priorities in the context of the global crisis. Moscow, 2022. Available at: https://buscom.hse.ru/news/792170716.html. (In Russ.)
  18. Decree of the Government of the Russian Federation dated 15.04.2014 № 328 «On approval of the state program «Development of Industry and Improvement of Its Competitiveness». Retrieved from the official Internet portal of legal information. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102397314&backlink=1&nd=102352828&rdk=0. (In Russ.)
  19. Decree of the Government of the Russian Federation dated 15.04.2014 № 328 «On approval of the state program «Development of Industry and Improvement of Its Competitiveness». Retrieved from the official Internet portal of legal information. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102397314&backlink=1&nd=102352828&rdk=0. (In Russ.)
  20. Decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015 № 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». Retrieved from the official Internet portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201512310038?ysclid=lm618yhpo7417638888. (In Russ.)
  21. Federal Law № 488-FZ as of 31.12.2014 «On Industrial Policy in the Russian Federation» (as amended on 13.07.2015). Retrieved from the official Internet portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201412310017?ysclid=lm61wffbrm754888963. (In Russ.)
  22. Resolution of the Government of the Russian Federation as of 11.10.2014 № 1044 «On approval of the Program of support for investment projects implemented on the Territory of the Russian Federation on the basis of project financing» (as amended on February 21, 2015). Retrieved from the official Internet portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201412310017?ysclid=lm645ecqbq293231039. (In Russ.)
  23. Scientific Expert Council for monitoring the implementation of legislation in the field of energy, energy conservation and energy efficiency improvement of the Federation Council of the Russian Federation. Available at: https://nes-sf.ru/komitet-po-ekonomicheskoj-politike-soveta-federacii. (In Russ.)
  24. Faltsman V.K. Import substitution in energy complex and military-industrial complexes. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 1, pp. 116–124. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-1-116-124. EDN: https://elibrary.ru/thnabt. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies