Application of the MVP (minimum viable product) approach for justifying the effectiveness of HR-analytics implementation
- Authors: Belinskaya M.N.1, Pshenichnaya E.A.1, Solovova N.V.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 14, No 2 (2023)
- Pages: 164-170
- Section: HUMANE RESOURCES MANAGEMENT
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/24847
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2023-14-2-164-170
- ID: 24847
Cite item
Full Text
Abstract
This article discusses the problem of implementing HR analytics in a company, namely the problem of the evidence base for the effectiveness of tools, methods and the overall system of HR analytics. There are many approaches to justification: peer review, someone else's experience, experiment, empirical way. The authors have developed an approach that allows you to prepare material for a business case for the introduction of HR analytics tools. The material is evidence of the effectiveness of HR analytics tools based on our own experience in implementing the Minimum Viable Product (MVP). This approach was borrowed from innovation management. Using the example of HR-analytics in the recruitment system, the efficiency of the MVP approach is demonstrated. Among the tools of HR-analytics the «funnel» of recruitment, calculation of recruitment costs and analysis of recruitment sources were considered. Improving the efficiency of recruitment service is substantiated by the authors through two indicators: reducing time costs, minimizing recruitment costs. Having calculated the effect of the proposed tools, it is proposed to calculate the efficiency through costs and results. Important in this work is the presence of practical experience in applying the MVP approach to substantiate the effectiveness of HR analytics in the recruitment system in a company. The example used the experience of a pharmaceutical company, which, after implementing the Minimum Viable Product in the form of several HR analytics tools, saw reserves for improving the efficiency of the recruitment system. HR analytics of the market for products and services for HR managers is an additional key to improving the efficiency of the recruitment system, it can increase the effective efficiency, which is also important to remember. The article reviewed the work of Dirk Jonker, programs, products for personnel managers (Talantiks and Pulse), services of job sites. The authors propose HR metrics and formulas for calculating the main and most important selection indicators, and also describe in detail the key HR analytics tools that anyone who has read the article can use.
Keywords
Full Text
Введение
Уже долгое время интерес HR-сообществ направлен в сторону HR-аналитики [1]. Действительно, в современном VUCA-мире большое значение приобретает навык принятия решений, основанных на количественных данных, а не на интуиции [2; 3]. Однако многие авторы сталкиваются с проблемой невозможности обосновать эффективность инструментов HR-аналитики, что является необходимым при инициации внедрения инструмента.
Нами был разработан подход, который позволяет подготовить материал для делового обоснования внедрения инструментов HR-аналитики.
Из теории зрелости HR-аналитики Дирка Джонкера следует, что HR-аналитика первого уровня не требует финансовых затрат, а в качестве технологии сбора данных могут служить таблицы Excel [4]. Первый опыт внедрения инструментов может быть реализован собственными усилиями менеджеров по персоналу. Следовательно, для обоснования эффективности инструмента можно использовать собственные же показатели.
Таким образом, план подготовки обоснования для внедрения HR-аналитики будет иметь следу-
ющие этапы:
- Внедрение HR-аналитики 1-го уровня;
- Расчет эффекта;
- Анализ эффективности;
- Вынесение предложений по автоматизации и регулярности.
Данный подход будет аналогичен методу MVP в проектном менеджменте. MVP (Minimum Viable Product) – «минимальный жизнеспособный продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых пользователей функциями». Он применяется для проверки эффективности инновационного продукта. Внедрение инновации требует эксперимента. Менеджерами разрабатывается гипотеза, что решение имеет ценность для бизнеса: решит проблему или удовлетворит потребность. На этапе разработки MVP происходит валидация продукта – процесс доказательства гипотезы [5]. Подход позволит не только убедить в эффективности бизнес-процесса, но и HR-менеджерам системно подойти к процессу инициации и детальнее проработать требования к бизнес-процессу – HR-аналитике.
Основная часть
Далее рассмотрим, какие инструменты менеджер по подбору персонала может применить без автоматизации. Сегодня, по данным исследования TSQ, к самым распространенным направлениям анализа данных в подборе относят:
– оценка каналов найма в разрезе окупаемости;
– воронка подбора (конверсия);
– анализ стоимости привлечения [6].
Расчет конверсии каждого этапа проводится по следующей формуле: количество кандидатов, перешедших на другой этап, делится на количество кандидатов предыдущего этапа. Общая конверсия «воронки» подбора – это соотношение количества принятых на работу и количества полученных резюме или заявок. Общая конверсия нужна для того, чтобы понять эффективность процесса подбора и спланировать, сколько кандидатов нужно привлечь на входе в воронку, чтобы получить необходимое количество на выходе [7]. На рисунке представлены этапы подбора для воронки.
Рисунок – Графическое изображение воронки подбора
Figure – Graphic image of the selection funnel
На рисунке схематично изображены этапы, но в реальности это будет таблица в Excel.
При анализе источников подбора оценивается общая конверсия каждого источника, затраты на подбор одного сотрудника, срок закрытия вакансии, а также может быть учтен уровень текучести в первые полгода и эффективность сотрудников. Каждый источник ранжируется по всем критериям оценки. Ранги источника суммируются, и наименьшее значение будет иметь самый эффективный источник подбора.
Для оценки затрат на подбор можно применять следующую формулу:
, (1)
где Зпк – затраты на подбор одного сотрудника;
Кпр – количество нанятых, за исключением неудачных наймов за отчетный период;
З – общая сумма затрат, которая рассчитывается по формуле 2 [8].
, (2)
где БР – стоимость доступа к базе резюме на год;
В – стоимость размещения вакансий на работных сайтах;
Т – затраты на продвижение бренда работодателя в социальных сетях, в медиа, вузы и колледжи, сайт компании, таргетинговая реклама;
ЗП – зарплата специалиста за месяц в отделе подбора и зарплата руководителей в час, помноженная на кол-во затраченных часов на интервью в месяц;
КА – услуги кадровых агентств;
РП – реферальные программы;
10 % – косвенные и непредвиденные расходы.
Данный список затрат может дополняться или сужаться в зависимости от особенностей конкретной организации. Анализ затрат необходимо проводить в динамике и соотносить его с ростом выручки. Темпы роста затрат на подбор персонала должны соответствовать темпу роста выручки.
После года применения представленных инструментов можно проводить расчет эффекта. Эффект от применения представленных инструментов будет выражен в следующем:
– снижение временных затрат (отказ от этапа со 100 % конверсией, изыскание путей для оптимизации времязатратного этапа или отказ от размещения вакансии на неэффективном работном сайте, отказ от использования нерезультативного источника подбора) [9];
– снижение финансовых затрат (отказ от покупки услуг нерезультативного источника подбора, выбор самого эффективного тарифа работного сайта, покупка доступ к работному сайту в складчину с другой компанией).
В таблице представлены HR-метрики, значения которых необходимо сравнить до внедрения инструментов и после года применения.
Таблица – паспорт HR-метрик для расчета эффективности HR-аналитики
Table – passport of HR metrics for calculating the effectiveness of HR analytics
HR-метрики | Формула для расчета |
Стоимость закрытия одной вакансии | Формула 1 |
Средний срок закрытия вакансий | Взв = Кд / Кзв, где Кд – количество дней работы над заполнением всех имеющихся вакансий за определенный период; Кзв – общее количество закрытых вакансий за определенный период |
Время найма | дд.мм.гг открытия вакансии – дд.мм.гг. найма кандидата |
Стоимость часов, потраченных руководителем на наем | ЗП/(РД*8ч) * кол-во затраченных часов |
Процент неудачных наймов | Ушли до конца испытательного срока / всего нанято * 100 |
Количество закрытых вакансий на одного рекрутера | КЗ = Кзв/Кр, где Кзв – количество закрытых вакансий Кр – количество |
Таким образом, мы доказали, что от применения инструментов HR-аналитики существует экономический эффект в виде минимизации затрат и изыскания временных резервов. Чтобы оценить эффективность, необходимо соотнести затраты с эффектом. Вышеперечисленные инструменты не требуют применения специализированных программ для анализа, достаточно применение таблиц Excel. В российской практике аналитика реализована в программах Talantiks и «Пульс», которое автоматически рассчитывают воронку подбора. Необходимо только начать применять данные для принятия HR-решений. Следовательно, на первом уровне HR-аналитика в подборе требует минимум затрат, а эффект будет зависеть от качества анализа и полноты данных.
Подобный подход бы применен компанией «Аптеки “Вита”». На базовом уровне HR-аналитика была реализована в форме отчетов. Менеджеры по подбору персонала для повышения своей индивидуальной эффективности отслеживали следующие HR-метрики:
– количество откликов на вакансию в разных источниках;
– время закрытия вакансии;
– конверсия каждого этапа подбора.
Индивидуальная аналитика и отчетность велась в Excel. Руководитель отдела подбора отслеживал производительность каждого менеджера, для повышения показателей применялись стимулирующие выплаты в виде премиальных надбавок.
В 2023 году компания с целью развития HR-аналитики внедрила отчетность hh.ru [10]. В личном кабинете работодателя доступен раздел «Аналитика подбора». Там представлены следующие отчеты:
– анализ рынка труда (динамика спроса и предложения на рынке труда в разрезе региона и проф-
области);
– стоимость подбора (количество откликов и открытий контактов);
– статистика по менеджерам (как менеджеры работают с вакансиями);
– индекс вежливости менеджера (скорость обработки отклика на вакансию);
– конкурентный анализ вакансии;
– активность соискателей.
Эти отчеты обеспечили менеджерам возможность в реальном времени наблюдать за ситуацией на рынке, за активность кандидатов и успешностью вакансии, чтобы своевременно принимать по ним решения. В среднем по отделу за 2023 год показатели менеджеров изменились в положительную сторону.
Стоимость подбора осталась на уровне прошлого года. Такое изменение связано с ростом активного поиска, то есть увеличением частоты открытия контактов.
Отчетность на hh.ru позволила сократить время принятия решения руководителем по корректировке вакансии. Видя аналитику рынка заработных плат и спроса на специалиста, руководитель, подавший заявку на подбор, принимает решение с большей уверенностью, а значит, и быстрее.
Также менеджеры по подбору выявили, что социальные сети как источник подбора имеет низкое значение: количество кандидатов низкое, цена высокая. Из этого было принято решение снижать цену на этот источник. Оптимальное предложение сегодня предлагает сервис Clickme. Цена размещения рекламы в самых популярных источниках через сервис Clickme будет складываться из количества переходов по объявлению [11].
«Аптеки “Вита”» получили доступ к отчетности на hh.ru, приобретя тариф с полным пакетом. Следовательно, затрат на покупку сервиса компания не понесла, раздел отчетности входит в общий пакет услуг hh.ru.
На основании эффекта от применения отчетности «hh.ru» руководитель департамента управления персоналом утвердила должность аналитика в отделе подбора. Это и был тот следующий шаг для развития HR-аналитики в компании, который был обоснован показателями аналитики прошлого уровня. Совокупность эффектно продемонстрировала целесообразность для бизнеса данного HR-процесса.
Заключение
Из проделанной работы можно сделать вывод, что применение подхода MVP (минимальный рабочий продукт) возможно не только для больших инновационных проектов, но и для обоснования внедрения бизнес-процесса в сфере управления персоналом. Такой сложный инструмент, как HR-аналитика, на первых стадиях может быть внедрен в минимально допустимом виде. Проведя анализ его работоспособности, эффективности, будет видно, куда можно расширять его функционал и как автоматизировать. Собранные HR-метрики покажут руководству сэкономленный бюджет, а значит, и обеспечат доверие для расширения данного бизнес-процесса и покупки необходимого программного обеспечения.
About the authors
Marina N. Belinskaya
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: belinskaya.mn@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0001-7567-8148
senior lecturer of the Department of Human Resource Management
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationElizaveta A. Pshenichnaya
Samara National Research University
Email: pshenichnaya-01@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-2672-4093
senior lecturer of the Department of Human Resource Management
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationNatalya V. Solovova
Samara National Research University
Email: solovova.nv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-3280-3380
Doctor of Pedagogics Siences, associate professor, head of the Department of Human Resource Management
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationReferences
- ТОП-10 трендов в HR-аналитике в 2022 году // HR-Portal. URL: https://hr-portal.ru/article/top-10-trendov-v-hr-analitike-v-2022-godu (дата обращения: 15.03.2023).
- Bennett N., Lemoine G.J. What a difference a word makes: Understanding threats to performance in a VUCA world // Business Horizons. 2014. No. 57 (3). P. 311–317. DOI: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2406676
- Лошкарева Е., Лукша П., Нинеко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Москва, 2017. 93 с. URL: https://futuref.org/futureskills_ru.
- HR-аналитика: Практическое руководство по работе с персоналом на основе больших данных / Надим ХАН, Дэйв Милленер; пер. с англ. Москва: Альпина Паблишер, 2022. 384 с.
- Палаткин А.С. Разработка и внедрение ИТ-инноваций // Управление инновациями: вызовы и возможности для отраслей и секторов экономики: сборник научных статей по итогам III международной научной конференции, Калининград, 08–09 октября 2020 года. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2021. С. 182–195. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46511803&pff=
- EDN: http://elibrary.ru/vjretn.
- Исследование TSQ Сonsulting и Paper Planes «Уровни зрелости аналитической культуры в российском HR». URL: https://files.tsqconsulting.ru/Research_HR-analytics2020_TSQConsulting_Paper_Planes.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
- Чернова Ю.В., Калошина Т.Ю. Построение воронки подбора персонала // Управление человеческими ресурсами: теория, практика, перспективы: сборник научных трудов национальной научно-практической конференции. Новосибирск, 2019. Т. 5. С. 241–246. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41173101. EDN: https://elibrary.ru/dzyviu.
- Методология расчета стоимости найма одного сотрудника от журнала Ancor. URL: https://ancor.ru/press/insights/metodologiya-rascheta-stoimosti-nayma-odnogo-sotrudnika (дата обращения: 15.03.2023).
- Кожемякин С.А., Пилипенко А.А. Теоретико-методологические аспекты оценки эффективности рекрутинга на предприятии // Аллея науки. 2021. Т. 2, № 1 (52). С. 276–282. URL: https://elibrary.ru/
- item.asp?id=45619452. EDN: https://elibrary.ru/yfwhbe.
- Статья hh.ru «Аналитика подбора». URL: https://samara.hh.ru/article/30762?customDomain=1 (дата обращения: 15.03.2023).
- Официальный сайт сервиса «Clickme». URL: https://promo-clickme.hh.ru (дата обращения: 15.03.2023).