Regulation of the Russian labor market in the new conditions of sanctions impact


Cite item

Abstract

The article examines measures to regulate the labor market of the Russian Federation under the conditions of sanctions. The labor market in the new conditions was influenced by a unique combination of diverse economic, political, and social factors. An important feature of the current labor market configuration is the uneven impact of the negative effects of sanctions pressure on various sectors of economy and, as a result, the strengthening of structural imbalances, labor shortages in some sectors and excess in others. Sanctions challenges for the Russian economy have necessitated the need for rapid and adequate support for labor market participants.
The article considers legal, administrative and financial measures to support the labor market in new conditions. Measures aimed at stabilizing the labor market and employment are operational and comprehensive, constantly being supplemented as the situation develops. The measures introduced include both administrative and regulatory and financial instruments to support labor market participants, both employees and employers. Special attention is paid to the preservation of human resources in general, and in the field of information technology in particular, as well as the development of entrepreneurial potential of citizens of the Russian Federation. The author suggests maintaining the course of maintaining economic activity of labor market participants, primarily by easing regulatory restrictions and facilitating access to financial resources (subsidies, credit availability, government orders). When making decisions on measures to support the labor market, give preference to complex solutions with high multiplicative and synergistic effects in various areas of the economy and social sphere. In the short term, take measures to ensure supply in order to avoid shortages of goods, ensure price stability and maintain employment in the production and distribution sectors. In the medium term, the main focus should be on maintaining demand from the state, business and individuals (for example, expanding infrastructure projects, supporting housing construction, introducing food certificates for the poor, etc. comprehensive solutions). In the long term, to provide a foundation for the growth of high-tech jobs through the development of machine-tool and mechanical engineering, electronics manufacturing, and other high-tech industries. This growth can be achieved both through the import of technologies and through the support of their own developments. Broad and timely informing of employees and employers about the support measures taken is necessary.

Full Text

Введение

Начиная с 2020 года российская экономика в целом и рынок труда в частности оказались под сильным и непредсказуемым воздействием сначала пандемии COVID-19, а затем мощного санкционного давления со стороны недружественных стран. Воздействия этих шоков на российский рынок труда имеют различную степень изученности. Влияние пандемии на рынок труда рассматривается в работах И.А. Ашмарова [1], В.Е. Гимпельсона [2], А.П. Седлова [3], И.В Тимониной и А.В. Гончарова [4], других авторов. В целом пандемийный вызов уже осмыслен и активно изучается российским научным сообществом. Санкционный вызов для развития российского рынка труда только начинает становиться предметом научного исследования, в числе работ по этой тематике упомянем статью А.И. Лавровой [5]. Оценки влияния санкционного воздействия на российскую экономику содержатся в оперативных отчетах структур Правительства РФ [6] и Центрального банка РФ [7].

С конца февраля 2022 года российская экономика оказалась под воздействием новых санкций, введенных США и их союзниками. Введенные санкции оказались беспрецедентными как по жесткости, так и по кругу затронутых ими физических и юридических лиц. Полный обзор санкций заслуживает отдельного исследования, отметим только некоторые, на наш взгляд, наиболее существенные по своему влиянию на российскую экономику и рынок труда.

Сразу отметим, что эффект санкций пока еще не полностью проявился из-за небольшого времени, прошедшего с их введения, поэтому санкционное воздействие мы можем оценивать только предварительно. Введенные санкции имеют как официальный, так и неофициальный характер.

К числу наиболее существенных официально введенных против российских экономических субъектов санкций относятся:

– замораживание золотовалютных резервов Центрального Банка России;

– замораживание активов попавших в санкционные списки российских юридических и физических лиц;

– ограничения на транзакции в долларах США, евро, британских фунтах, йенах, в том числе запрет на поставку в Россию банкнот указанных валют;

– запрет на поставку производственного оборудования для различных отраслей (частично действовал и ранее);

– запрет на поставку и эксплуатацию самолетов, произведенных в США и ЕС, и запасных частей к ним;

– запрет российским авиакомпаниям использования воздушного пространства США и союзных им стран и полетов в эти страны;

– ограничения на поставку микроэлектроники (частично действовали и ранее);

– запрет на поставку автомобилей среднего и высшего ценовых сегментов;

– запрет на поставку предметов роскоши.

– запрет захода российских судов в европейские порты и запрет проезда российских автоперевозчиков по территории Европы, кроме перевозки продовольствия и лекарств.

Помимо официально введенных санкций на уровне правительств, существенное значение имеют и различного рода ограничения, введенные отдельными иностранными юридическими лицами добровольно и/или по рекомендациям правительств:

– отказ платежных систем Visa и Master Card обслуживать за рубежом карты, выпущенные в России и обеспечивать трансграничные платежи;

– отказ страховать грузы, поставляемые в Россию или из России;

– отказ в обслуживании грузовых перевозок для российского рынка;

– уход иностранных компаний с российского рынка, приостановка их деятельности в России или приостановка инвестиций в Россию;

– выход иностранных юридических и физических лиц из капитала российских компаний;

– отзыв международными рейтинговыми агентствами кредитных рейтингов России и российских компаний;

– отказ в банковском обслуживании широкому кругу российских юридических и физических лиц.

Важным негативным моментом становится создание у иностранных экономических агентов ощущения «токсичности» всего, что связано с Россией и россиянами. Это провоцирует сокращение деловых контактов даже в тех сферах, где официальных санкций нет.

 

Ход исследования

Санкционное давление ускорило инфляцию в России. По данным Центрального банка РФ, инфляция выросла с 8,39 % по итогам 2021 года до 17,83 % в годовом выражении по состоянию на апрель 2022 года [7]. Резкий рост инфляции вызван ажиотажным потребительским спросом, реальным и ожидаемым дефицитом предложения из-за санкционных ограничений, растущими инфляционными ожиданиями, снижением курса рубля и учетом его неопределенности. С апреля 2022 г. наблюдается тенденция к замедлению инфляции из-за ослабления действия указанных факторов, кроме фактора дефицита предложения, он сохраняет свое действие.

Негативным для российской экономики фактором стало резкое снижение курса рубля к другим валютам в конце февраля – первой половине марта 2022 г. Для поддержания рубля в условиях массового оттока иностранного капитала ЦБ РФ и Минфин приняли комплекс мер по стабилизации ситуации, отметим наиболее существенные, на наш взгляд, меры:

– повышение Банком России ключевой ставки с 9,5 до 20 % (к концу апреля снижена до 14 %);

– ограничение перевода средств за рубеж для резидентов суммой 10 тыс. долл. США и запрет на подобные операции для нерезидентов;

– запрет нерезидентам операций с ценными бумагами;

– временный запрет продажи наличной валюты и введение комиссии в 12 % от суммы операции на покупку и продажу валюты на бирже (указанный запрет уже снят);

К первой половине мая курс рубля не только восстановился до уровня середины февраля (примерно 75 рублей за доллар США), но и укрепился до 63–65 рублей за доллар с тенденцией к дальнейшему укреплению, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Укрепление стало возможным за счет регуляторных ограничений, снижения валютных расходов и значительного профицита счета текущих операций. Негативным фактором для всех экономических агентов, в том числе и участников рынка труда, является сохраняющаяся высокая волатильность курса рубля. Если обычный дневной диапазон его движения составлял 0,5–1 %, то теперь он расширился до 3–8 %, иногда и более. Это существенно затрудняет экономическую деятельность, вынуждает участников рынка завышать цену товаров и услуг, чтобы сгладить резкие курсовые колебания.

Трудовые мигранты столкнулись со сложностями при переводе средств за пределы РФ. Также негативное влияние на миграционную привлекательность России оказывает начавшееся сокращение производства и увеличение предложения на рынке труда со стороны россиян. Эти факторы снизили привлекательность российского рынка труда как направления для миграции рабочей силы, как минимум в краткосрочной перспективе.

Рынок труда в новых условиях оказался под воздействием уникальной комбинации разноплановых экономических, политических, социальных факторов. Важной особенностью формирующейся сейчас конфигурации рынка труда является неравномерность влияния негативных эффектов от санкционного давления на различные сектора экономики и, как следствие, усиление структурных диспропорций, дефицита рабочей силы в одних секторах и избытка в других. Рассмотрим эти диспропорции подробнее.

Ожидается снижение экономической активности в таких секторах, как автомобильная промышленность, производство автокомпонентов, сфера коммерческих космических запусков, нефтедобыча и нефтепереработка, авиаперевозки, автомобильные перевозки, непродовольственный ретейл, оказание услуг населению. Остается открытым вопрос, в какой степени снижение экономической активности в этих секторах приведет к снижению занятости. На наш взгляд, снижение занятости в указанных секторах будет неравномерным. В индустриальных секторах с высокой долей специализированного труда, ориентированного на конкретную отрасль, можно ожидать рост не столько увольнений, сколько сокращения рабочей недели, рост числа простоев и отпусков и других форм сокращения занятости, направленных на сохранение персонала. В сферах непродовольственного ретейла и оказания услуг населению весьма вероятен рост числа увольнений и прекращения деятельности самозанятых. Несколько облегчает положение занятых в этих секторах возможность перейти в другие сектора сферы услуг, например в продовольственный ретейл или сферу внутреннего туризма, а также к российским игрокам рынка в своих секторах вместо ушедших иностранных.

Эксперты РАН отмечают следующие риски для рынка труда в новых условиях:

– рост неформальной занятости;

– сложности с трудоустройством молодежи, впервые выходящей на рынок труда;

– рост числа нарушений трудового законодательства со стороны работодателя [8]

По данным крупнейшего российского кадрового агентства Head Hunter, 45 % российских компаний уже снижают или остановили подбор персонала. Увольнения ожидаются в первую очередь в сферах продаж, бэк-офиса, кадровых служб, линейного персонала в доставке и логистике [9]

Вместе с тем можно ожидать рост экономической активности в таких секторах, как оборонная промышленность, гражданское авиастроение, сельскохозяйственное машиностроение, морские перевозки, логистические услуги по отдельным направлениям, внутренний туризм, производство одежды и обуви, селекционные направления в сельском хозяйстве.

Неоднозначная ситуация складывается в сфере информационных технологий. С одной стороны, уход западных работодателей с российского IT-рынка высвобождает большое количество их сотрудников, с другой стороны, наблюдается отток IT-специалистов из России, при этом возникает спрос на замещение иностранных продуктов. Можно ожидать, что рынок труда в сфере информационных технологий найдет точку баланса на более низких уровнях занятости и зарплат, чем это было до введения санкций.

Указанные обстоятельства вызвали необходимость введения мер по удержанию IT-специалистов в России. Однако в имеющихся условиях российский IT-рынок менее привлекателен для сотрудников, чем международный, как по заработной плате, так и по возможностям участия в проектах и доступу к инфраструктуре.

В условиях существенной деформации рынков наблюдается тренд на нерыночные меры корректирующего воздействия со стороны государства, в т. ч. и воздействия на рынок труда. Анализируя меры, предпринимаемые для смягчения ситуации на рынке труда, отметим следующие:

Постановление Правительства РФ от 30 марта 2022 г. № 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году». Ключевое положение этого постановления направлено на обеспечение возможности заниматься легальной оплачиваемой трудовой деятельностью для сотрудников компаний, приостановивших свою деятельность в рамках санкционной кампании:

«С письменного согласия работника работодателем может быть осуществлен его временный перевод на работу к другому работодателю в той же либо в другой местности по направлению государственного учреждения службы занятости населения (далее – центр занятости населения), содержащему предложение работнику о таком переводе. На период временного перевода работника на работу к другому работодателю действие первоначально заключенного трудового договора приостанавливается. При этом течение срока действия первоначально заключенного трудового договора не прерывается» [10].

В настоящий момент, пока иностранные компании, приостановившие деятельность, продолжают выплачивать зарплаты российским сотрудникам, эта мера не вполне актуальна. Но в перспективе, в связи с истощением резервов рублевой наличности для выплат зарплат, возможность перевода работника на работу к другому работодателю при сохранении первоначального трудового договора может стать гибким механизмом для защиты интересов наемных работников указанных компаний и сохранения уровня занятости.

На предоставление льготных займов промышленным предприятиям, которые занимаются разработкой перспективных технологий и производством продукции, способной заменить зарубежные аналоги, будет дополнительно направлено 20 млрд рублей [11].

Возобновляется действие адресных мер поддержки для системообразующих организаций, действовавших в 2020 году в качестве антикризисной меры [12].

Также введено субсидирование процентной ставки по кредитам для компаний, работающих в сфере цифровых технологий, – она не должна превышать 3 %. Будут увеличены гранты для IT-компаний, на эти цели выделяется 14 млрд рублей [13].

Предложен трехлетний мораторий на плановые проверки деятельности аккредитованных Минцифрой IT-компаний со стороны государственных и муниципальных органов [14]. Также введен мораторий на плановые проверки бизнеса в 2022 году [15].

Поддержка IT-специалистов включает в себя льготную ипотеку и отсрочки от армии [16].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 413 «О внесении изменений в приложение № 35 к государственной программе Российской Федерации “Экономическое развитие и инновационная экономика”» будут выделяться гранты молодым предпринимателям (14–25 лет) [17].

Предлагаются субсидии бизнесу на трудоустройство выпускников колледжей и вузов без опыта работы, молодых людей без среднего профессионального или высшего образования, инвалидов, детей-сирот, родителей несовершеннолетних детей возрастом до 30 лет. Размер субсидии 3 МРОТ на нового сотрудника [18].

Также расширяется доступ безработных к социальному контракту. Доход члена семьи, уволенного после 1 марта и признанного безработным, не будет учитываться при оценке дохода семьи для заключения социального контракта [19].

Более 39 млрд рублей будет направлено на поддержку рынка труда и предупреждение безработицы в условиях введенных в отношении России западных санкций согласно Распоряжению Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 537-р [20].

Проактивной мерой поддержки занятости является Постановление Правительства РФ  от 16 марта 2022 г. № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году» [21]. Согласно этому Постановлению, воспользоваться услугами центров занятости теперь смогут не только безработные граждане, но и те, кто находится под риском увольнения, переведен работодателем на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск. Такие граждане смогут рассчитывать на проактивную помощь центров занятости, чтобы сориентироваться на рынке труда, поддержать или повысить свой доход. В частности, им будет оказана помощь как с временным трудоустройством, так и с открытием собственного дела, включая финансовую поддержку при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, создава-
емой организации или фермерского хозяйства. Также эти граждане могут быть направлены на переобучение.

Указанный комплекс мер по поддержке рынка труда не является исчерпывающим и постоянно дополняется и корректируется.

 

Результаты и выводы

Рассмотрев введенные Правительством РФ меры, можно сделать следующие выводы: меры, направленные на стабилизацию рынка труда и занятости носят оперативный и комплексный характер, постоянно дополняются по мере развития ситуации. Введенные меры включают как администраивно-регуляторные, так и финансовые инструменты поддержки участников рынка труда, как работников, так и работодателей. Особое внимание уделяется сохранению кадрового потенциала в целом, и в сфере информационных технологий в особенности, а также развитию предпринимательского потенциала граждан РФ.

В целях повышения эффективности предпринимаемых мер по поддержке рынка труда предлагается следующее.

  1. Сохранять курс на поддержание экономической активности участников рынка труда, в первую очередь, за счет ослабления регуляторных ограничений и облегчения доступа к финансовым ресурсам (субсидии, доступность кредита, государственные заказы).
  2. При принятии решений о мерах поддержки рынка труда отдавать предпочтение комплексным решениям, обладающим высокими мультипликативными и синергическими эффектами в различных областях экономики и социальной сферы.
  3. На краткосрочном горизонте принять меры для обеспечения предложения в целях избегания дефицита товаров, обеспечения ценовой стабильности и сохранения занятости в производственной сфере и дистрибуции.
  4. В среднесрочной перспективе основное внимание уделить поддержанию спроса со стороны го-
    сударства, бизнеса и физических лиц (например, расширение инфраструктурных проектов, поддержка жилищного строительства, введение продовольственных сертификатов для малоимущих и т. п. комплексные решения).
  5. В долгосрочной перспективе обеспечить фундамент для роста числа высокотехнологичных рабочих мест путем развития станкостроения и машиностроения, производства электроники, других высокотехнологичных отраслей. Указанный рост может быть достигнут как за счет импорта технологий, так и за счет поддержки собственных разработок.
  6. Обеспечить широкое и своевременное информирование работников и работодателей о предпринимаемых мерах поддержки.
×

About the authors

Dmitry G. Slatov

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: slatov.dg@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-5285-5815

senior lecturer of the Department of Human Resources Management

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara

References

  1. Ashmarov I.A. The state of the Russian labor market in the new conditions of the pandemic. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research, 2022, no. 13 (15), pp. 39–52. DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.5796158. EDN: https://www.elibrary.ru/fmwixj. (In Russ.)
  2. Gimpelson V.E. Wages and labor market flows in times of the corona crisis. Voprosy Ekonomiki, 2022, no. 2, pp. 69–94. DOI: http://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-2-69-94. EDN: https://www.elibrary.ru/jjjwhg. (In Russ.)
  3. Sedlov A.P. Impact of the COVID-19 pandemic on the formation of labor markets in Russia and the EU countries. Vestnik Instituta Ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk = The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2022, no. 2, pp. 9–26. DOI: http://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_2_9_26. EDN: https://www.elibrary.ru/tyroif. (In Russ.)
  4. Timonina I.V., Goncharov A.V. Employment of the population of the Russian Federation during the COVID-19 pandemic. Bulletin of the Law Institute of MIIT, 2022, no. 1 (37), pp. 85–91. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48219492. EDN: https://www.elibrary.ru/isvayk.
  5. Lavrova A.I. Labor market in conditions of pandemic and sanctions. Matritsa nauchnogo poznaniya, 2022, no. 4–2, pp. 193–198. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48389979. EDN: https://www.elibrary.ru/oaqprq. (In Russ.)
  6. Government of Russia. Official website. Available at: http://government.ru (accessed 14.04.2022). (In Russ.)
  7. Central Bank of the Russian Federation. Official website. Available at: https://cbr.ru/hd_base/infl (accessed 14.04.2022). (In Russ.)
  8. Degotkova I. Economists of the Russian Academy of Sciences called the risks to the labor market due to sanctions. Retrieved from the official website of RBC, May 3, 2022. Available at: https://www.rbc.ru/economics/03/05/2022/626b9ef89a7947d7f6c09da8?from=newsfeed (accessed 14.04.2022) (In Russ.)
  9. Demidkina K. 45 % of companies in Russia reduce or stop recruiting employees by the end of the year. Retrieved from the official website of Forbes, April 15, 2022. Available at: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/462523-45-kompanij-v-rossii-snizaut-ili-ostanavlivaut-nabor-sotrudnikov-do-konca-goda?utm_source=vk&utm_medium=ocial&utm_campaign=pochti-polovina-rossiyskih-kompaniy-vnepl (accessed 14.04.2022). (In Russ.)
  10. Decree of the Government of the Russian Federation № 511 dated March 30, 2022 «On the specifics of legal regulation of labor relations and other directly related relations in 2022». Available at: http://static.government.ru/media/files/B7AkE8uAw8f08VZuBDJisRL9aqbxei6v.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  11. Decree of the Government of the Russian Federation № 711-r dated April 1, 2022. Available at: http://static.government.ru/media/files/onOFX69NM8m59jCDZY2wVjJpEmXNCEdm.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  12. Decree of the Government of the Russian Federation № 296 dated March 6, 2022 «On amendments to the rules for the selection of organizations included in the sectoral lists of system-forming organizations of the Russian economy applying for state support measures in 2020». Available at: http://static.
  13. government.ru/media/files/oP4F9AQx5puFMWH1b4LKkaXSX7IcwGEl.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  14. Decree of the Government of the Russian Federation № 714-r dated April 1, 2022. Available at: http://static.
  15. government.ru/media/files/pJeVHMGAAnBAQnvXbMR3UKNSpoMp1GPN.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  16. Decree of the Government of the Russian Federation № 448 dated March 24, 2022 «On the specifics of state control (supervision), municipal control in relation to accredited organizations operating in the field of information technology, and on amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation». Available at: http://static.government.ru/media/files/GAvARFeDWrrau0qGRdlI8F1HnGbOwi4o.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  17. Decree of the Government of the Russian Federation № 336 dated March 10, 2022 «On the specifics of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control». Available at: http://static.government.ru/media/files/Qagutdb6AffFAHXe7fMVruk2K3ME9Or2.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  18. Decree of the Government of the Russian Federation № 490 dated March 28, 2022 «On approval of the rules for granting the right to receive a deferral from conscription to citizens of the Russian Federation working in accredited organizations operating in the field of information technology». Available at: http://static.government.ru/media/files/j5LHd1rFQl6stTK7TtrsjrEGr17ffiCF.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  19. Decree of the Government of the Russian Federation № 413 dated March 19, 2022 «On amendments to appendix № 35 to the State Program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy». Available at: http://static.government.ru/media/files/0YTluBJq9m84OR0uu1KZs9p2s5Rd95tx.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  20. Decree of the Government of the Russian Federation as of March 18, 2022 № 398 «On amendments to the decree of the Government of the Russian Federation as of March 13, 2021 № 362». Available at: http://static.government.ru/media/files/SZRNIic5YShWEBLZf9AqWQSSASSkowfv.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  21. Decree of the Government of the Russian Federation № 410 dated March 19, 2022 «On amendments to the list of types of income taken into account when calculating the average per capita income of a family and the income of a single citizen to provide them with state social assistance». Available at: http://static.government.ru/media/files/yRwxNw5Th5eil1pRIAuE2onkpAluDHxN.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  22. Decree of the Government of the Russian Federation № 537-r dated March 18, 2022. Available at: http://static.government.ru/media/files/INnAylifvswZAx7BmSPCnRTyAxY7Qb1s.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)
  23. Decree of the Government of the Russian Federation № 376 dated March 16, 2022 «On the specifics of the organization of the provision of public services in the field of employment in 2022». Available at: http://static.government.ru/media/files/2QvcAnak6EW9sLpn7BtUOnhMrajEMpjP.pdf (accessed 21.04.2022). (In Russ.)

Copyright (c) 2022 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies