Регулирование российского рынка труда в новых условиях санкционного воздействия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются меры по регулированию рынка труда РФ в условиях санкционного воздействия. Рынок труда в новых условиях оказался под воздействием уникальной комбинации разноплановых экономических, политических, социальных факторов. Важной особенностью формирующейся сейчас конфигурации рынка труда является неравномерность влияния негативных эффектов от санкционного давления на различные сектора экономики и, как следствие, усиление структурных диспропорций, дефицита рабочей силы в одних секторах и избытка в других. Санкционные вызовы для российской экономики обусловили необходимость быстрой и адекватной поддержки участников рынка труда. Рассмотрены правовые, административные и финансовые меры по поддержке рынка труда в новых условиях. Меры, направленные на стабилизацию рынка труда и занятости, носят оперативный и комплексный характер, постоянно дополняются по мере развития ситуации. Введенные меры включают как административно-регуляторные, так и финансовые инструменты поддержки участников рынка труда, как работников, так и работодателей. Особое внимание уделяется сохранению кадрового потенциала в целом и в сфере информационных технологий в особенности, а также развитию предпринимательского потенциала граждан РФ. Автор предлагает сохранять курс на поддержание экономической активности участников рынка труда, в первую очередь за счет ослабления регуляторных ограничений и облегчения доступа к финансовым ресурсам (субсидии, доступность кредита, государственные заказы). При принятии решений о мерах поддержки рынка труда отдавать предпочтение комплексным решениям, обладающим высокими мультипликативными и синергическими эффектами в различных областях экономики и социальной сферы. На краткосрочном горизонте принять меры для обеспечения предложения в целях избегания дефицита товаров, обеспечения ценовой стабильности и сохранения занятости в производственной сфере и дистрибуции. В среднесрочной перспективе основное внимание уделить поддержанию спроса со стороны государства, бизнеса и физических лиц (например, расширение инфраструктурных проектов, поддержка жилищного строительства, введение продовольственных сертификатов для малоимущих и т. п. комплексные решения). В долгосрочной перспективе обеспечить фундамент для роста числа высокотехнологичных рабочих мест путем развития станкостроения и машиностроения, производства электроники, других высокотехнологичных отраслей. Указанный рост может быть достигнут как за счет импорта технологий, так и за счет поддержки собственных разработок. Также необходимо широкое и своевременное информирование работников и работодателей о предпринимаемых мерах поддержки.

Полный текст

Введение

Начиная с 2020 года российская экономика в целом и рынок труда в частности оказались под сильным и непредсказуемым воздействием сначала пандемии COVID-19, а затем мощного санкционного давления со стороны недружественных стран. Воздействия этих шоков на российский рынок труда имеют различную степень изученности. Влияние пандемии на рынок труда рассматривается в работах И.А. Ашмарова [1], В.Е. Гимпельсона [2], А.П. Седлова [3], И.В Тимониной и А.В. Гончарова [4], других авторов. В целом пандемийный вызов уже осмыслен и активно изучается российским научным сообществом. Санкционный вызов для развития российского рынка труда только начинает становиться предметом научного исследования, в числе работ по этой тематике упомянем статью А.И. Лавровой [5]. Оценки влияния санкционного воздействия на российскую экономику содержатся в оперативных отчетах структур Правительства РФ [6] и Центрального банка РФ [7].

С конца февраля 2022 года российская экономика оказалась под воздействием новых санкций, введенных США и их союзниками. Введенные санкции оказались беспрецедентными как по жесткости, так и по кругу затронутых ими физических и юридических лиц. Полный обзор санкций заслуживает отдельного исследования, отметим только некоторые, на наш взгляд, наиболее существенные по своему влиянию на российскую экономику и рынок труда.

Сразу отметим, что эффект санкций пока еще не полностью проявился из-за небольшого времени, прошедшего с их введения, поэтому санкционное воздействие мы можем оценивать только предварительно. Введенные санкции имеют как официальный, так и неофициальный характер.

К числу наиболее существенных официально введенных против российских экономических субъектов санкций относятся:

– замораживание золотовалютных резервов Центрального Банка России;

– замораживание активов попавших в санкционные списки российских юридических и физических лиц;

– ограничения на транзакции в долларах США, евро, британских фунтах, йенах, в том числе запрет на поставку в Россию банкнот указанных валют;

– запрет на поставку производственного оборудования для различных отраслей (частично действовал и ранее);

– запрет на поставку и эксплуатацию самолетов, произведенных в США и ЕС, и запасных частей к ним;

– запрет российским авиакомпаниям использования воздушного пространства США и союзных им стран и полетов в эти страны;

– ограничения на поставку микроэлектроники (частично действовали и ранее);

– запрет на поставку автомобилей среднего и высшего ценовых сегментов;

– запрет на поставку предметов роскоши.

– запрет захода российских судов в европейские порты и запрет проезда российских автоперевозчиков по территории Европы, кроме перевозки продовольствия и лекарств.

Помимо официально введенных санкций на уровне правительств, существенное значение имеют и различного рода ограничения, введенные отдельными иностранными юридическими лицами добровольно и/или по рекомендациям правительств:

– отказ платежных систем Visa и Master Card обслуживать за рубежом карты, выпущенные в России и обеспечивать трансграничные платежи;

– отказ страховать грузы, поставляемые в Россию или из России;

– отказ в обслуживании грузовых перевозок для российского рынка;

– уход иностранных компаний с российского рынка, приостановка их деятельности в России или приостановка инвестиций в Россию;

– выход иностранных юридических и физических лиц из капитала российских компаний;

– отзыв международными рейтинговыми агентствами кредитных рейтингов России и российских компаний;

– отказ в банковском обслуживании широкому кругу российских юридических и физических лиц.

Важным негативным моментом становится создание у иностранных экономических агентов ощущения «токсичности» всего, что связано с Россией и россиянами. Это провоцирует сокращение деловых контактов даже в тех сферах, где официальных санкций нет.

 

Ход исследования

Санкционное давление ускорило инфляцию в России. По данным Центрального банка РФ, инфляция выросла с 8,39 % по итогам 2021 года до 17,83 % в годовом выражении по состоянию на апрель 2022 года [7]. Резкий рост инфляции вызван ажиотажным потребительским спросом, реальным и ожидаемым дефицитом предложения из-за санкционных ограничений, растущими инфляционными ожиданиями, снижением курса рубля и учетом его неопределенности. С апреля 2022 г. наблюдается тенденция к замедлению инфляции из-за ослабления действия указанных факторов, кроме фактора дефицита предложения, он сохраняет свое действие.

Негативным для российской экономики фактором стало резкое снижение курса рубля к другим валютам в конце февраля – первой половине марта 2022 г. Для поддержания рубля в условиях массового оттока иностранного капитала ЦБ РФ и Минфин приняли комплекс мер по стабилизации ситуации, отметим наиболее существенные, на наш взгляд, меры:

– повышение Банком России ключевой ставки с 9,5 до 20 % (к концу апреля снижена до 14 %);

– ограничение перевода средств за рубеж для резидентов суммой 10 тыс. долл. США и запрет на подобные операции для нерезидентов;

– запрет нерезидентам операций с ценными бумагами;

– временный запрет продажи наличной валюты и введение комиссии в 12 % от суммы операции на покупку и продажу валюты на бирже (указанный запрет уже снят);

К первой половине мая курс рубля не только восстановился до уровня середины февраля (примерно 75 рублей за доллар США), но и укрепился до 63–65 рублей за доллар с тенденцией к дальнейшему укреплению, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Укрепление стало возможным за счет регуляторных ограничений, снижения валютных расходов и значительного профицита счета текущих операций. Негативным фактором для всех экономических агентов, в том числе и участников рынка труда, является сохраняющаяся высокая волатильность курса рубля. Если обычный дневной диапазон его движения составлял 0,5–1 %, то теперь он расширился до 3–8 %, иногда и более. Это существенно затрудняет экономическую деятельность, вынуждает участников рынка завышать цену товаров и услуг, чтобы сгладить резкие курсовые колебания.

Трудовые мигранты столкнулись со сложностями при переводе средств за пределы РФ. Также негативное влияние на миграционную привлекательность России оказывает начавшееся сокращение производства и увеличение предложения на рынке труда со стороны россиян. Эти факторы снизили привлекательность российского рынка труда как направления для миграции рабочей силы, как минимум в краткосрочной перспективе.

Рынок труда в новых условиях оказался под воздействием уникальной комбинации разноплановых экономических, политических, социальных факторов. Важной особенностью формирующейся сейчас конфигурации рынка труда является неравномерность влияния негативных эффектов от санкционного давления на различные сектора экономики и, как следствие, усиление структурных диспропорций, дефицита рабочей силы в одних секторах и избытка в других. Рассмотрим эти диспропорции подробнее.

Ожидается снижение экономической активности в таких секторах, как автомобильная промышленность, производство автокомпонентов, сфера коммерческих космических запусков, нефтедобыча и нефтепереработка, авиаперевозки, автомобильные перевозки, непродовольственный ретейл, оказание услуг населению. Остается открытым вопрос, в какой степени снижение экономической активности в этих секторах приведет к снижению занятости. На наш взгляд, снижение занятости в указанных секторах будет неравномерным. В индустриальных секторах с высокой долей специализированного труда, ориентированного на конкретную отрасль, можно ожидать рост не столько увольнений, сколько сокращения рабочей недели, рост числа простоев и отпусков и других форм сокращения занятости, направленных на сохранение персонала. В сферах непродовольственного ретейла и оказания услуг населению весьма вероятен рост числа увольнений и прекращения деятельности самозанятых. Несколько облегчает положение занятых в этих секторах возможность перейти в другие сектора сферы услуг, например в продовольственный ретейл или сферу внутреннего туризма, а также к российским игрокам рынка в своих секторах вместо ушедших иностранных.

Эксперты РАН отмечают следующие риски для рынка труда в новых условиях:

– рост неформальной занятости;

– сложности с трудоустройством молодежи, впервые выходящей на рынок труда;

– рост числа нарушений трудового законодательства со стороны работодателя [8]

По данным крупнейшего российского кадрового агентства Head Hunter, 45 % российских компаний уже снижают или остановили подбор персонала. Увольнения ожидаются в первую очередь в сферах продаж, бэк-офиса, кадровых служб, линейного персонала в доставке и логистике [9]

Вместе с тем можно ожидать рост экономической активности в таких секторах, как оборонная промышленность, гражданское авиастроение, сельскохозяйственное машиностроение, морские перевозки, логистические услуги по отдельным направлениям, внутренний туризм, производство одежды и обуви, селекционные направления в сельском хозяйстве.

Неоднозначная ситуация складывается в сфере информационных технологий. С одной стороны, уход западных работодателей с российского IT-рынка высвобождает большое количество их сотрудников, с другой стороны, наблюдается отток IT-специалистов из России, при этом возникает спрос на замещение иностранных продуктов. Можно ожидать, что рынок труда в сфере информационных технологий найдет точку баланса на более низких уровнях занятости и зарплат, чем это было до введения санкций.

Указанные обстоятельства вызвали необходимость введения мер по удержанию IT-специалистов в России. Однако в имеющихся условиях российский IT-рынок менее привлекателен для сотрудников, чем международный, как по заработной плате, так и по возможностям участия в проектах и доступу к инфраструктуре.

В условиях существенной деформации рынков наблюдается тренд на нерыночные меры корректирующего воздействия со стороны государства, в т. ч. и воздействия на рынок труда. Анализируя меры, предпринимаемые для смягчения ситуации на рынке труда, отметим следующие:

Постановление Правительства РФ от 30 марта 2022 г. № 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году». Ключевое положение этого постановления направлено на обеспечение возможности заниматься легальной оплачиваемой трудовой деятельностью для сотрудников компаний, приостановивших свою деятельность в рамках санкционной кампании:

«С письменного согласия работника работодателем может быть осуществлен его временный перевод на работу к другому работодателю в той же либо в другой местности по направлению государственного учреждения службы занятости населения (далее – центр занятости населения), содержащему предложение работнику о таком переводе. На период временного перевода работника на работу к другому работодателю действие первоначально заключенного трудового договора приостанавливается. При этом течение срока действия первоначально заключенного трудового договора не прерывается» [10].

В настоящий момент, пока иностранные компании, приостановившие деятельность, продолжают выплачивать зарплаты российским сотрудникам, эта мера не вполне актуальна. Но в перспективе, в связи с истощением резервов рублевой наличности для выплат зарплат, возможность перевода работника на работу к другому работодателю при сохранении первоначального трудового договора может стать гибким механизмом для защиты интересов наемных работников указанных компаний и сохранения уровня занятости.

На предоставление льготных займов промышленным предприятиям, которые занимаются разработкой перспективных технологий и производством продукции, способной заменить зарубежные аналоги, будет дополнительно направлено 20 млрд рублей [11].

Возобновляется действие адресных мер поддержки для системообразующих организаций, действовавших в 2020 году в качестве антикризисной меры [12].

Также введено субсидирование процентной ставки по кредитам для компаний, работающих в сфере цифровых технологий, – она не должна превышать 3 %. Будут увеличены гранты для IT-компаний, на эти цели выделяется 14 млрд рублей [13].

Предложен трехлетний мораторий на плановые проверки деятельности аккредитованных Минцифрой IT-компаний со стороны государственных и муниципальных органов [14]. Также введен мораторий на плановые проверки бизнеса в 2022 году [15].

Поддержка IT-специалистов включает в себя льготную ипотеку и отсрочки от армии [16].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 413 «О внесении изменений в приложение № 35 к государственной программе Российской Федерации “Экономическое развитие и инновационная экономика”» будут выделяться гранты молодым предпринимателям (14–25 лет) [17].

Предлагаются субсидии бизнесу на трудоустройство выпускников колледжей и вузов без опыта работы, молодых людей без среднего профессионального или высшего образования, инвалидов, детей-сирот, родителей несовершеннолетних детей возрастом до 30 лет. Размер субсидии 3 МРОТ на нового сотрудника [18].

Также расширяется доступ безработных к социальному контракту. Доход члена семьи, уволенного после 1 марта и признанного безработным, не будет учитываться при оценке дохода семьи для заключения социального контракта [19].

Более 39 млрд рублей будет направлено на поддержку рынка труда и предупреждение безработицы в условиях введенных в отношении России западных санкций согласно Распоряжению Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 537-р [20].

Проактивной мерой поддержки занятости является Постановление Правительства РФ  от 16 марта 2022 г. № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году» [21]. Согласно этому Постановлению, воспользоваться услугами центров занятости теперь смогут не только безработные граждане, но и те, кто находится под риском увольнения, переведен работодателем на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск. Такие граждане смогут рассчитывать на проактивную помощь центров занятости, чтобы сориентироваться на рынке труда, поддержать или повысить свой доход. В частности, им будет оказана помощь как с временным трудоустройством, так и с открытием собственного дела, включая финансовую поддержку при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, создава-
емой организации или фермерского хозяйства. Также эти граждане могут быть направлены на переобучение.

Указанный комплекс мер по поддержке рынка труда не является исчерпывающим и постоянно дополняется и корректируется.

 

Результаты и выводы

Рассмотрев введенные Правительством РФ меры, можно сделать следующие выводы: меры, направленные на стабилизацию рынка труда и занятости носят оперативный и комплексный характер, постоянно дополняются по мере развития ситуации. Введенные меры включают как администраивно-регуляторные, так и финансовые инструменты поддержки участников рынка труда, как работников, так и работодателей. Особое внимание уделяется сохранению кадрового потенциала в целом, и в сфере информационных технологий в особенности, а также развитию предпринимательского потенциала граждан РФ.

В целях повышения эффективности предпринимаемых мер по поддержке рынка труда предлагается следующее.

  1. Сохранять курс на поддержание экономической активности участников рынка труда, в первую очередь, за счет ослабления регуляторных ограничений и облегчения доступа к финансовым ресурсам (субсидии, доступность кредита, государственные заказы).
  2. При принятии решений о мерах поддержки рынка труда отдавать предпочтение комплексным решениям, обладающим высокими мультипликативными и синергическими эффектами в различных областях экономики и социальной сферы.
  3. На краткосрочном горизонте принять меры для обеспечения предложения в целях избегания дефицита товаров, обеспечения ценовой стабильности и сохранения занятости в производственной сфере и дистрибуции.
  4. В среднесрочной перспективе основное внимание уделить поддержанию спроса со стороны го-
    сударства, бизнеса и физических лиц (например, расширение инфраструктурных проектов, поддержка жилищного строительства, введение продовольственных сертификатов для малоимущих и т. п. комплексные решения).
  5. В долгосрочной перспективе обеспечить фундамент для роста числа высокотехнологичных рабочих мест путем развития станкостроения и машиностроения, производства электроники, других высокотехнологичных отраслей. Указанный рост может быть достигнут как за счет импорта технологий, так и за счет поддержки собственных разработок.
  6. Обеспечить широкое и своевременное информирование работников и работодателей о предпринимаемых мерах поддержки.
×

Об авторах

Дмитрий Геннадьевич Слатов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: slatov.dg@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-5285-5815

старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами

Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Ашмаров И.А. Состояние российского рынка труда в новых условиях пандемии // Бюллетень социально-экономических и гуманитарных исследований. 2022. № 13 (15). С. 39–52. DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.5796158. EDN: https://www.elibrary.ru/fmwixj.
  2. Гимпельсон В.Е. Зарплата и потоки на российском рынке труда в условиях коронакризиса // Вопросы экономики. 2022. № 2. С. 69–94. DOI: http://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-2-69-94. EDN: https://www.elibrary.ru/jjjwhg.
  3. Седлов А.П. Влияние пандемии COVID-19 на формирование рынков труда России и стран ЕС // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 2. С. 9–26. DOI: http://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_2_9_26. EDN: https://www.elibrary.ru/tyroif.
  4. Тимонина И.В., Гончаров А.В. Занятость населения Российской Федерации в период пандемии COVID-19 // Вестник Юридического института МИИТ. 2022. № 1 (37). С. 85–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48219492. EDN: https://www.elibrary.ru/isvayk.
  5. Лаврова А.И. Рынок труда в условиях пандемии и санкций // Матрица научного познания. 2022. № 4–2. С. 193–198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48389979. EDN: https://www.elibrary.ru/oaqprq.
  6. Правительство России. Официальный сайт. URL: http://government.ru (дата обращения: 14.04.2022)
  7. Центральный банк Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://cbr.ru/hd_base/infl (дата обращения: 14.04.2022).
  8. Деготькова И. Экономисты РАН назвали риски для рынка труда из-за санкций // РБК. 2022. 3 мая. URL: https://www.rbc.ru/economics/03/05/2022/626b9ef89a7947d7f6c09da8?from=newsfeed (дата обращения: (14.04.2022).
  9. Демидкина К. 45 % компаний в России снижают или останавливают набор сотрудников до конца года // Forbes. 2022. 15 апреля. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/462523-45-kompanij-v-rossii-snizaut-ili-ostanavlivaut-nabor-sotrudnikov-do-konca-goda?utm_source=vk&utm_medium=social&utm_campaign=pochti-polovina-rossiyskih-kompaniy-vnepl (дата обращения: 14.04.2022).
  10. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2022 г. № 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году». URL: http://static.government.ru/media/files/B7AkE8uAw8f08VZuBDJisRL9aqbxei6v.pdf (дата обращения: 21.04.2022).
  11. Распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2022 г. № 711-р. URL: http://static.government.ru/media/files/onOFX69NM8m59jCDZY2wVjJpEmXNCEdm.pdf (дата обращения: 21.04.2022).
  12. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 296 «О внесении изменений в Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки». URL: http://static.government.ru/media/files/oP4F9AQx5puFMWH1b4LKkaXSX7IcwGEl.pdf (дата обращения: 21.04.2022).
  13. Распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2022 г. № 714-р. URL: http://static.government.ru/media/files/pJeVHMGAAnBAQnvXbMR3UKNSpoMp1GPN.pdf. (дата обращения: 21.04.2022).
  14. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/GAvARFeDWrrau0qGRdlI8F1HnGbOwi4o.pdf (дата обращения: 21.04.2022).
  15. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». URL: http://static.government.ru/media/files/Qagutdb6AffFAHXe7fMVruk2K3ME9Or2.pdf. (дата обращения: 21.04.2022).
  16. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий». URL: http://static.government.ru/media/files/j5LHd1rFQl6stTK7TtrsjrEGr17ffiCF.pdf. (дата обращения: 21.04.2022).
  17. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 413 «О внесении изменений в приложение № 35 к государственной программе Российской Федерации “Экономическое развитие и инновационная экономика”». URL: http://static.government.ru/media/files/0YTluBJq9m84OR0uu1KZs9p2s5Rd95tx.pdf (дата обращения: 21.04.2022).
  18. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 398 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362». URL: http://static.government.ru/media/files/SZRNIic5YShWEBLZf9AqWQSSASSkowfv.pdf. (дата обращения: 21.04.2022).
  19. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 410 «О внесении изменения в перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи». URL: http://static.government.ru/media/files/yRwxNw5Th5eil1pRIAuE2onkpAluDHxN.pdf (дата обращения: 21.04.2022).
  20. Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 537-р. URL: http://static.
  21. government.ru/media/files/INnAylifvswZAx7BmSPCnRTyAxY7Qb1s.pdf (дата обращения: 21.04.2022).
  22. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году». URL: http://static.government.ru/media/files/2QvcAnak6EW9sLpn7BtUOnhMrajEMpjP.pdf. (дата обращения: 21.04.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах