Regional aspects of planning in the system of state strategic management

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Currently, the issue of studying the problems of strategic management at the regional level is an urgent direction and this is primarily due to the fact that the effectiveness of regional management directly affects the socio-economic development of this territory. An important function of the management process is planning, which is the process of developing and approving measures aimed at achieving the set goals for the development of the territory, with the fullest use of available and potential resources. In the long term, regional strategic planning becomes more important, which is aimed not only at assessing the current socio-economic state of the subject of the Russian Federation, but also planning its development for the future. The adoption in 2014 of the Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» defined the practice of implementing strategic planning at the federal, regional and municipal levels as a tool to improve the efficiency of the authorities of a particular territory. The purpose of the presented work is to analyze the features of strategic planning as a tool for socio-economic development of the region (using the example of the Samara region). Proceeding from this, the theoretical aspects of the content of regional strategic planning in the system of tools for improving the socio-economic development of the subject of the Russian Federation and, as a consequence, increasing the efficiency of the activities of regional tax authorities are important. Methodological aspects of strategic planning at the regional level are related to the development of ways to assess the impact of the effectiveness of strategic planning on the level of socio-economic development of the region, various economic entities and regional authorities. The practical aspect of the problem under consideration is related to the development of directions for improving the effectiveness of strategic planning for the socio-economic development of the region.

Full Text

Введение

Для более точного понимания стратегического планирования на уровне региона необходимо рассмотреть сущность и место планирования в общей управленческой системе. Планирование выступает одним из этапов управленческого процесса. Управленческий процесс традиционно представлен следующими основными этапами: анализ, планирование, исполнение.

Основные этапы управленческого процесса представлены на рисунке 1, рассмотрим их подробнее.

  1. Анализ.

Данный этап является начальной и конечной точкой всего управленческого процесса. На начальном этапе проводится стратегический анализ территории в разрезе внешней и внутренней среды ее функционирования, а также оценивается ее ресурсный потенциал. Проведенный анализ в итоге позволит оценить благоприятные факторы и возможности для развития территории и выявить возможные угрозы ее развития. На основе проведенного стратегического обследования формируется информационная база для разработки стратегии, программ для ее реализации, планов действий и проектов. На конечном этапе управленческого процесса анализ проводится с целью оценки реализации принятых стратегических решений и их последствий, сравнения достигнутых результатов с поставленными целями. На данном этапе в анализе используются стратегические и тактические индикативные показатели для оценки степени реализации запланированных целей.

 

Рисунок 1 – Этапы управленческого процесса [1]

Figure 1 – Stages of the management process [1]

 

  1. Планирование.

Используя информационную базу, сформированную на предыдущем аналитическом этапе, на стадии планирования последовательно реализуются следующие действия:

1) формирование миссии и стратегических целей развития территории;

2) определяются тактические и оперативные цели и задачи развития территории для реализации стратегических целей;

3) формирование конкретных программ, проектов и мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач;

4) разработка сетевых графиков и управление реализацией запланированных мероприятий в рамках стратегии развития территории.

  1. Исполнение.

На данном этапе происходит непосредственно реализация запланированных программ, проектов и мероприятий.

Управленческий процесс замыкается контролем запланированных результатов от реализации конкретных программ, проектов и мероприятий. По сути, на данном этапе реализуются функции мониторинга и корректировки в случае необходимости уточнения стратегических целей территории.

В системе государственного регионального управления планирование направлено на определение стратегических и тактических целей развития территории, разработку плановых документов, способствующих достижению целевых ориентиров.

Долгосрочное планирование страны в целом и отдельных ее субъектов и муниципальных образований является стратегическим планированием развития территории [2].

В научной литературе на данный момент существует много разнообразных подходов к определению видов планирования. Систематизированный материал, отражающий подходы и виды планирования, представлен на рис. 2.

Из представленной классификации (рис. 2), рассмотрим виды планирования по методическому аппарату: директивное, индикативное и стратегическое планирование.

Директивное планирование осуществляется посредством определения задач развития с учетом имеющихся ресурсов и достигнутого уровня развития.

Индикативное планирование строится на основе системы индикаторов, разрабатываемых для оценки достижения поставленных целей.

В группе видов планирования по методическому аппарату для нас наибольший интерес представляет стратегическое планирование.

В научной литературе стратегическое планирование трактуется как планирование, направленное на достижение желаемого будущего состояния объекта планирования, исходя из поставленной цели и имеющихся (или потенциальных) ресурсов [3; 4].

 

Рисунок 2 – Классификация видов планирования [1]

Figure 2 – Classification of planning types [1]

 

Ход исследования

Для нормативно-правового регулирования вопросов государственного стратегического планирования в РФ был утвержден Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [5].

Данным Федеральным законом определяются правовые нормы стратегического планирования в Российской Федерации, координация государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования [5].

Государственное стратегическое планирование в РФ, согласно положениям Федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014 года, основывается на следующих основных принципах [5; 6]:

– единства и целостности;

– внутренней сбалансированности;

– результативности и эффективности функционирования;

– самостоятельности выбора путей решения задач;

– ответственности участников процесса государственного стратегического планирования;

– прозрачности (открытости);

– достоверности и реалистичности;

– финансовой обеспеченности.

В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» система стратегического планирования представляет собой комплекс документов, связанных между собой горизонтальными и вертикальными связями. Законом определены уровни стратегического планирования: федеральный, региональный и муниципальный. Также данный федеральный закон определяет виды документов, которые разрабатываются в процессе государственного стратегического планирования на трех этапах: целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. В таблице 1 отражены документы, составляющие систему стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, определенные Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

С учетом того, что проблема стратегического планирования в данной работе рассматривается на примере планирования социально-экономического развития региона, именно региональные аспекты стратегического планирования необходимо более подробно рассмотреть.

  1. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, иных документов федерального уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Период, на который разрабатывается стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Корректировка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Таблица 1 – Система документов стратегического планирования, разрабатываемая
на разных уровнях стратегического планирования

Table 1 – System of strategic planning documents developed at different levels of strategic planning

Уровни
стратегического планирования

Целеполагание

Прогнозирование

Планирование
и программирование

Федеральный уровень

– ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

– стратегия социально-экономического развития РФ;

– стратегия национальной безопасности РФ, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ;

– отраслевые документы стратегического планирования РФ;

– стратегия пространственного развития РФ;

– стратегия социально-экономического развития макрорегионов

– прогноз научно-технического развития РФ;

– стратегический прогноз РФ;

– прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный прогноз;

– бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период;

– прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период

– основные направления деятельности Правительства РФ;

– государственные программы РФ;

– государственная программа вооружения;

– схемы территориального планирования РФ;

– планы деятельности федеральных органов исполнительной власти

Региональный уровень

– стратегия социально-экономического развития субъекта РФ

– прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период;

– бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период;

– прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период

– план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ;

– государственные программы субъекта РФ;

– схема территориального планирования субъекта РФ

Муниципальный уровень

– стратегия социально-экономического развития муниципального образования

– прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

– бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период

– план мероприятий по реализации стратегии социально-экономи-
ческого развития муниципального образования;

– муниципальная
программа

 

  1. Целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Сроки реализации целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
  2. На основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу и целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, разрабатывается схема территориального планирования (стратегия пространственного развития) субъекта Российской Федерации.
  3. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается ежегодно на 3 года.
  4. Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период. Программа социально-эконо-
    мического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются раз в 3 года на 6 лет. Корректировка программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации [5].

Нужно отметить, что перечисленные выше документы, раскрывающие вопросы стратегического планирования в регионах, не разрабатываются по отдельности друг от друга, а представляют собой комплексную систему стратегических документов [7]. Состав и последовательность разработки комплекта стратегических документов регионального развития субъектов РФ показана на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Состав и последовательность разработки комплекта стратегических документов
регионального развития субъектов РФ

Figure 3 – Composition and sequence of development of a set of strategic documents for the regional
development of the subjects of the Russian Federation

 

Согласно положениям нормативно-правовых актов, регулирующих процессы стратегического планирования на уровне регионов, проекты документов государственного стратегического планирования подлежат общественному обсуждению. Высшим исполнительным органом субъекта РФ определяются формы и порядок стратегического планирования, реализуемого в данном регионе [8]. Для создания открытой и доступной информационной среды относительно целевых установок и направлений стратегического развития региона проекты документов системы государственного стратегического планирования обязательно размещают на официальном сайте в сети Интернет органа государственной власти субъекта РФ, который отвечает за разработку данных документов. Также важно в процессе согласования и утверждения указанных документов соблюдать сроки размещения для учета мнения и интересов граждан и заинтересованных организаций (стейкхолдеров), которые могут повлиять на процесс стратегического планирования в регионе.

Система стратегического планирования в регионе представляет собой комплекс плановых и программных документов, увязанных по срокам и горизонтам планирования, стратегическим приоритетам, целям и задачам, ресурсному обеспечению [8; 9].

Стратегия социально-экономического развития региона представляется как управленческий документ – содержит научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития региона и в дальнейшем – на обеспечение устойчивого инновационного развития. В ней представлены возможности выбора путей достижения целей из существующих альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизма реализации принимаемых решений [5; 10].

В современной российской практике стратегического планирования используются различные алгоритмы разработки стратегий социально-экономического развития региона. Традиционный алгоритм разработки стратегии социально-экономического развития региона, наиболее часто применя-
емый на практике, показан на рис. 4 как цепочка последовательных этапов [11; 12].

 

 

Рисунок 4 – Этапы и последовательность разработки стратегии социально-экономического
развития региона

Figure 4 – Stages and sequence of development of the socio-economic development strategy of the region

 

Стратегия должна включать необходимые сведения о развитии экономики региона, анализ нынешнего состояния экономики региона и ее конкурентных преимуществ, определять стратегические цели и задачи, содержать характеристику экономических зон, перечень соответствующих программ и проектов. В каждой региональной стратегии должны быть спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения [13; 14].

Одна из ключевых проблем территориального стратегического планирования связана с обоснованием стратегического выбора территории и формированием системы стратегических целей ее социального-экономического и пространственного развития. Дело в том, что от объективности сделанного стратегического выбора и сформулированных стратегических целей развития территории во многом зависит успех реализации стратегии в целом. Поэтому к определению стратегического выбора и формулировке целей необходимо подойти со всей ответственностью и вниманием и попытаться вовлечь в этот процесс максимально широкий круг участников [15; 16].

В России первой региональной стратегией стал документ, названный как «Стратегический план Санкт-Петербурга», разработанный в 1997 году. Для разработки данного стратегического плана была создана рабочая группа в составе губернатора и экспертов по различным отраслевым направлениям. Работа над стратегическим планом велась с учетом полученных результатов опроса населения и анализа зарубежного опыта в области регионального стратегического планирования. Проект Стратегического плана Санкт-Петербурга перед его окончательным утверждением прошел этапы согласования с органами власти, профсоюзными организациями и прочими заинтересованными аудиториями. Утвержденный Стратегический план по мере надобности корректировался с учетом изменения законодательства, влияния макрофакторов на развитие территории и страны в целом. Принятый в 1997 году Стратегический план до сих пор является для администрации города ориентиром [1].

Рассмотрим в действующей редакции Стратегию социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441 [17].

Одна из ключевых проблем регионального стратегического планирования связана с обоснованием стратегического выбора региона и формированием системы стратегических целей его социально-экономи-
ческого и пространственного развития [1]. От объективности сделанного стратегического выбора и сформулированных стратегических целей развития региона во многом зависит успех реализации стратегии в целом [18, 19].

На рис. 5 отражена система стратегических целей и связанных с их реализацией задач, представленная в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [17].

 

 

Рисунок 5 – Стратегические цели и задачи, представленные в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

Figure 5 – Strategic goals and objectives presented in the Strategy of socio-economic development of the Samara Region for the period up to 2030

 

Далее в таблице 2 представим основные характеристики Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [17].

Таким образом, для реализации Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года будет необходимо финансирование в размере 9,02 трлн рублей. При этом планируется, что собственные средства составят 5,34 трлн руб., а заемные ресурсы, полученные за счет банковских кредитов, заемных средств от других организаций, инвестиций и бюджетного финансирования, – 3,68 трлн руб.

 

Таблица 2 – Основные характеристики Стратегии социально-экономического развития
Самарской области на период до 2030 года

Table 2 – Main characteristics of the Strategy of socio-economic development of the Samara Region for the period up to 2030

Этапы реализации Стратегии

Стратегические направления развития Самарской области

Ключевые показатели достижения стратегических целей (целевой сценарий)

Оценка необходимых финансовых ресурсов, трлн.руб.

1. Реструктуризация и создание условий развития
(2017–2020 годы)

– Реализация национальных проектов на территории Самарской области

– Развитие традиционных кластеров: автомобилестроительного, аэрокосмического, нефтехимического

– Развитие агропищевого кластера

– Развитие кластера медицинских и фармацевтических технологий

– Развитие транспортно-логистиче-
ской, промышленной, коммунальной и социальной инфраструктуры

Цель: улучшение качества жизни населения Самарской области

 

Цель: обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики области (2030 к 2015 гг.)

* В сопоставимых ценах.

 

Цель: повышение эффективности органов власти Самарской области

Всего – 1,61, в т.ч.:

– собственные – 1,06

– привлеченные – 0,55

 

2. Ведущий производственный хаб России (2021–2025 годы)

– Реализация национальных проектов на территории Самарской области

– Интеграция региональных производителей автомобилестроительного и аэрокосмического кластеров в глобальные производственные цепочки

– Закрепление на рынке производства спутников, спутниковой электроники

– Развитие новых продуктовых сегментов нефтехимической промышленности с высокой добавленной стоимостью

– Выход продукции кластера медицинских и фармацевтических технологий на глобальные рынки

– Повышение глубины переработки продукции с/х

– Создание транспортно-логистиче-
ского кластера

– Развитие туризма

– Использование эффектов развития Самарско-Тольяттинской агломерации

Всего – 2,76, в т.ч.

– собственные – 1,73

– привлеченные – 1,03

 

3. Центр промышленных инноваций (2026 – 2030 годы)

– Создание и развитие новых перспективных наукоемких секторов (науки о жизни, зеленая химия)
и высокотехнологичных производств, в т. ч. в рамках новых рынков

– Развитие новых направлений в производстве автокомпонентов, аэрокосмическом кластере

– Производство новых моделей автомобилей

– Выход на новые сегменты (конструирование, инжиниринг)

– Развитие агробиотехнологий

– Развитие альтернативной
энергетики

– Формирование межрегионального транспортно-логистического центра

Всего – 4,64, в т.ч.

– собственные – 2,74

– привлечен-
ные – 1,9

 

 

Для реализации Стратегии развития Самарской области основным инструментом выступает программно-целевой метод управления экономикой региона. Из доклада министерства экономического развития и инвестиций Самарской области следует, что в 2020 году в регионе реализовывались 50 госпрограмм. Общий объем бюджетного финансирования составил в 2020 году 207,8 млрд. рублей (на 10,8 % выше уровня 2019 г.), в том числе средства областного бюджета – 154,15 млрд руб. (на 5,1 % выше значения 2019 г.), средства федерального бюджета – 53,6 млрд руб. (на 30 % выше значения 2019 г.).

Эффективность госпрограмм как документов стратегического планирования оценивается, исходя из степени достижения стратегических показателей (индикаторов), значения которых устанавливаются в федеральных и региональных документах стратегического планирования, национальных и федеральных проектах, планах действий долгосрочного характера, указах и решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [20].

В реализуемых в 2020 году в Самарской области государственных программах было запланировано достижение 93 стратегических показателей. По результатам выполнения мероприятий госпрограмм получены следующие результаты:

– у 53 стратегических показателей значения превысили запланированный уровень, что соответствует 56,4 % от общего количества показателей;

– у 15 стратегических показателей (17 % от общего количества) значения соответствуют запланированным;

– значения 25 стратегических показателей, что составляет 26,6 % от общего их количества, не достигли запланированного уровня.

В итоге получается, что у более половины государственных программ (64 %), реализуемых в Самарской области в 2020 году, степень достижения стратегических показателей превышает или соответствует их запланированным значениям. Из этого можно сделать вывод об эффективности региональной стратегической политики по социально-экономическому развитию региона.

 

Заключение

В настоящее время реализация Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года происходит в условиях быстро меняющегося влияниях факторов внешней и внутренней среды функционирования экономики региона и страны в целом. Текущие кризисные явления в экономике (последствия пандемии COVID-19, международные санкции в отношении России и т. д.) оказывают сильное негативное влияние на социально-экономическое развитие региона, особенно в сфере промышленности. Однако Правительство Самарской области сохраняет основные стратегические цели и ключевые приоритеты развития региона, обозначенные в действующей до 2030 года Стратегии региона, и продолжает реализацию предусмотренных в ней стратегических проектов.

×

About the authors

Tatyana A. Oruch

Volga Region State University of Service

Author for correspondence.
Email: oruch_t@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2398-5298

Candidate of Economics, associate professor of the Department of Multifunctional Economy and Development of the Territory

Russian Federation, 4, Gagarina Street, Togliatti

References

  1. Yakovleva S.I. Strategic planning of regions and cities: textbook. 3rd edition, expanded. Tver: Tver. gos. un-t, 2015, 1 electronic optical disc (DVD-ROM). Available at: http://texts.lib.tversu.ru/texts/EOR/ucheb/12747d/01_start.html. (In Russ.)
  2. Agayeva L.K. [et al.] Russian regions under sanctions: opportunities for accelerated development of the economy based on innovations: monograph. Khmeleva G.A. (Ed.). Samara: Izd-vo Samar. gos. ekon. un-ta, 2019, 446 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37287867. EDN: https://www.elibrary.ru/dnkikx. (In Russ.)
  3. Binz C., Truffer B. Global Innovation Systems – A conceptual framework for innovation dynamics in transnational contexts. Research Policy, 2017, vol. 46, issue 7, pp. 1284–1298. DOI: http://doi.org/10.1016/j.respol.2017.05.012.
  4. Areal F.J., Balkombe K., Tiffin R. Integrating spatial dependence into stochastic frontier analysis. Munich, Germany: University Library of Munich, 2010.
  5. On strategic planning in the Russian Federation: Federal Law as of June 28, 2014 № 172-FZ (last edition): [adopted by the State Duma on June 20, 2014: approved by the Federation Council on June 25, 2014]. Retrieved from the official website of ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/document/
  6. cons_doc_LAW_164841 (accessed 08.02.2022). (In Russ.)
  7. Fetisov G.G., Oreshin V.P. Regional economy and management: textbook for universities in the direction of preparation 38.03.04 «State and municipal administration2. Moscow: INFRA-M, 2020, 416 p. (Higher education – Bachelor's degree). Available at: https://znanium.com/read?id=355257 (accessed 08.02.2022). (In Russ.)
  8. Kara A.N., Kovtunenko A.V. Problems of methodology of regional strategic planning. In: Status and prospects for the development of innovative activities in the field of service: collection of articles. Togliatti: PVGUS, 2009, Part 1, pp. 66–71. (In Russ.)
  9. Perova V.I., Neznakomtseva O.Yu. Research into the dynamics of social and economic development of the Russian Federation regions. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 2016, no. 4 (44), pp. 44–51. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28416028. EDN: https://www.elibrary.ru/xxvnln. (In Russ.)
  10. Zemtsov S., Muradov A., Wade I., Barinova V. Determinants of Regional Innovation in Russia: Are People or Capital More Important? Foresight and STI Governance, 2016, vol. 10, no. 2, pp. 29–42. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.29.42.
  11. Fedorova E.A., Musienko S.O., Fedorov F.Yu., Rogov O.Yu. Assessment of the Quality of Education in Russian Regions. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, issue 2, pp. 249–262. DOI: http://doi.org/10.24891/re.16.2.249. (In Russ.)
  12. Herrendorf B., Rogerson R., Valentinyi A. Growth and Structural Transformation. 2013. Available at: https://www.imf.org/external/np/seminars/eng/2013/SPR/pdf/rrog2.pdf.
  13. Chmyshenko E.V. Strategic planning as a factor of regional development. Vestnik of the Orenburg State University, 2010, no. 1, pp. 77–82. Available at: http://vestnik.osu.ru/2010_1/13.pdf. (In Russ.)
  14. Zemtsov S., Barinova V., Pankratov A., Kutsenko E. Potential high-tech clusters in Russian regions: from current policy to new growth areas. Foresight and STI Governance, 2016, vol. 10, no. 3, pp. 34–52. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.34.52.
  15. Risin I.E. Strengths and weaknesses of modern practice of strategic planning of regional development. In: Risin I.E. (Ed.) In: Actual problems of development of economic entities, territories and systems of regional and municipal management: materials of the XI international research and practical conference. Voronezh, 2016, pp. 131–134. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26306375. EDN: https://www.elibrary.ru/wdrfon. (In Russ.)
  16. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem. Harvard Business Review, 2006, vol. 84, no. 4, pp. 98–107; 148. Available at: https://hbr.org/2006/04/match-your-innovation-strategy-to-your-innovation-ecosystem.
  17. Porter M. Location, competition, and economic development in a global economy. Economic Development Quarterly, 2000, vol. 14, no. 1, pp. 15–34. DOI: http://doi.org/10.1177/089124240001400105. EDN: https://www.elibrary.ru/jrnlln.
  18. Strategy of the socio-economic development of the Samara Region for the period up to 2030, which was approved by the Decree of the Government of the Samara Region as of July 12, 2017 № 441 [as amended by the Decree of the Government of the Samara Region dated September 17, 2019 № 643]. Retrieved from of ConsultantPlus. Available at: https://economy.samregion.ru/programmy/strategy_programm/proekt_strateg/obnovlennaya-strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-samarskoy-oblasti-na-period-do-2030-goda (accessed 10.02.2022). (In Russ.)
  19. Christiansen L., Schindler M., Tressel T. Growth and Structural Reforms: A new Assessment. Journal of International Economics, 2013, vol. 89, no. 2, pp. 347–356. DOI: http://doi.org/10.1016/j.jinteco.2012.07.008.
  20. Semenychev V.K., Kurkin E.I., Semenychev E.V. Modeling and forecasting the trend of life cycle curves in the production of non-renewable resources. Energy, 2014, vol. 75, pp. 244–251. DOI: http://doi.org/10.1016/j.energy.2014.07.063.
  21. Shulmin S.A. On strategic planning at the regional level in Russian Federation. Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta, 2019, no. 1–2, pp. 325–328. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39560870. EDN: https://www.elibrary.ru/qxqhnn.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies