Региональные аспекты планирования в системе государственного стратегического управления
- Авторы: Оруч Т.А.1
-
Учреждения:
- Поволжский государственный университет сервиса
- Выпуск: Том 13, № 2 (2022)
- Страницы: 80-91
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/10554
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-2-80-91
- ID: 10554
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время вопрос изучения проблем стратегического управления на региональном уровне является актуальным направлением и связано это в первую очередь с тем, что эффективность регионального управления напрямую влияет на социально-экономическое развитие данной территории. Важной функцией управленческого процесса выступает планирование, которое представляет собой процесс разработки и утверждения мероприятий, направленных на достижение поставленных целей развития территории, при наиболее полном использовании имеющихся и потенциальных ресурсов. В длительной перспективе большее значение приобретает региональное стратегическое планирование, которое направлено не только на оценку текущего социально-экономического состояния субъекта РФ, но и планирование его развитие на будущее. Принятие в 2014 году Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определило практику реализации стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, как инструмента повышения эффективности деятельности органов власти конкретной территории. Цель представленной работы – анализ особенностей стратегического планирования как инструмента социально-экономического развития региона (на примере Самарской области). Исходя из этого, важными являются теоретические аспекты содержания регионального стратегического планирования в системе инструментов повышении социально-экономического развития субъекта РФ и, как следствие, повышения эффективности деятельности региональных органов плати. Методические аспекты стратегического планирования на уровне региона связаны с разработкой способов оценки влияния эффективности стратегического планирования на уровень социально-экономического развития региона, различных хозяйствующих субъектов и региональных властей. Практический аспект рассматриваемой проблемы связан с разработкой направлений по повышению эффективности стратегического планирования социально-экономического развития региона.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Для более точного понимания стратегического планирования на уровне региона необходимо рассмотреть сущность и место планирования в общей управленческой системе. Планирование выступает одним из этапов управленческого процесса. Управленческий процесс традиционно представлен следующими основными этапами: анализ, планирование, исполнение.
Основные этапы управленческого процесса представлены на рисунке 1, рассмотрим их подробнее.
- Анализ.
Данный этап является начальной и конечной точкой всего управленческого процесса. На начальном этапе проводится стратегический анализ территории в разрезе внешней и внутренней среды ее функционирования, а также оценивается ее ресурсный потенциал. Проведенный анализ в итоге позволит оценить благоприятные факторы и возможности для развития территории и выявить возможные угрозы ее развития. На основе проведенного стратегического обследования формируется информационная база для разработки стратегии, программ для ее реализации, планов действий и проектов. На конечном этапе управленческого процесса анализ проводится с целью оценки реализации принятых стратегических решений и их последствий, сравнения достигнутых результатов с поставленными целями. На данном этапе в анализе используются стратегические и тактические индикативные показатели для оценки степени реализации запланированных целей.
Рисунок 1 – Этапы управленческого процесса [1]
Figure 1 – Stages of the management process [1]
- Планирование.
Используя информационную базу, сформированную на предыдущем аналитическом этапе, на стадии планирования последовательно реализуются следующие действия:
1) формирование миссии и стратегических целей развития территории;
2) определяются тактические и оперативные цели и задачи развития территории для реализации стратегических целей;
3) формирование конкретных программ, проектов и мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач;
4) разработка сетевых графиков и управление реализацией запланированных мероприятий в рамках стратегии развития территории.
- Исполнение.
На данном этапе происходит непосредственно реализация запланированных программ, проектов и мероприятий.
Управленческий процесс замыкается контролем запланированных результатов от реализации конкретных программ, проектов и мероприятий. По сути, на данном этапе реализуются функции мониторинга и корректировки в случае необходимости уточнения стратегических целей территории.
В системе государственного регионального управления планирование направлено на определение стратегических и тактических целей развития территории, разработку плановых документов, способствующих достижению целевых ориентиров.
Долгосрочное планирование страны в целом и отдельных ее субъектов и муниципальных образований является стратегическим планированием развития территории [2].
В научной литературе на данный момент существует много разнообразных подходов к определению видов планирования. Систематизированный материал, отражающий подходы и виды планирования, представлен на рис. 2.
Из представленной классификации (рис. 2), рассмотрим виды планирования по методическому аппарату: директивное, индикативное и стратегическое планирование.
Директивное планирование осуществляется посредством определения задач развития с учетом имеющихся ресурсов и достигнутого уровня развития.
Индикативное планирование строится на основе системы индикаторов, разрабатываемых для оценки достижения поставленных целей.
В группе видов планирования по методическому аппарату для нас наибольший интерес представляет стратегическое планирование.
В научной литературе стратегическое планирование трактуется как планирование, направленное на достижение желаемого будущего состояния объекта планирования, исходя из поставленной цели и имеющихся (или потенциальных) ресурсов [3; 4].
Рисунок 2 – Классификация видов планирования [1]
Figure 2 – Classification of planning types [1]
Ход исследования
Для нормативно-правового регулирования вопросов государственного стратегического планирования в РФ был утвержден Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [5].
Данным Федеральным законом определяются правовые нормы стратегического планирования в Российской Федерации, координация государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования [5].
Государственное стратегическое планирование в РФ, согласно положениям Федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014 года, основывается на следующих основных принципах [5; 6]:
– единства и целостности;
– внутренней сбалансированности;
– результативности и эффективности функционирования;
– самостоятельности выбора путей решения задач;
– ответственности участников процесса государственного стратегического планирования;
– прозрачности (открытости);
– достоверности и реалистичности;
– финансовой обеспеченности.
В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» система стратегического планирования представляет собой комплекс документов, связанных между собой горизонтальными и вертикальными связями. Законом определены уровни стратегического планирования: федеральный, региональный и муниципальный. Также данный федеральный закон определяет виды документов, которые разрабатываются в процессе государственного стратегического планирования на трех этапах: целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. В таблице 1 отражены документы, составляющие систему стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, определенные Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
С учетом того, что проблема стратегического планирования в данной работе рассматривается на примере планирования социально-экономического развития региона, именно региональные аспекты стратегического планирования необходимо более подробно рассмотреть.
- Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, иных документов федерального уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Период, на который разрабатывается стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Корректировка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таблица 1 – Система документов стратегического планирования, разрабатываемая
на разных уровнях стратегического планирования
Table 1 – System of strategic planning documents developed at different levels of strategic planning
Уровни | Целеполагание | Прогнозирование | Планирование |
Федеральный уровень | – ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ; – стратегия социально-экономического развития РФ; – стратегия национальной безопасности РФ, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ; – отраслевые документы стратегического планирования РФ; – стратегия пространственного развития РФ; – стратегия социально-экономического развития макрорегионов | – прогноз научно-технического развития РФ; – стратегический прогноз РФ; – прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный прогноз; – бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период; – прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период | – основные направления деятельности Правительства РФ; – государственные программы РФ; – государственная программа вооружения; – схемы территориального планирования РФ; – планы деятельности федеральных органов исполнительной власти |
Региональный уровень | – стратегия социально-экономического развития субъекта РФ | – прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период; – бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; – прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период | – план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ; – государственные программы субъекта РФ; – схема территориального планирования субъекта РФ |
Муниципальный уровень | – стратегия социально-экономического развития муниципального образования | – прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; – бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период | – план мероприятий по реализации стратегии социально-экономи- – муниципальная |
- Целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Сроки реализации целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
- На основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу и целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, разрабатывается схема территориального планирования (стратегия пространственного развития) субъекта Российской Федерации.
- Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается ежегодно на 3 года.
- Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период. Программа социально-эконо-
мического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются раз в 3 года на 6 лет. Корректировка программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации [5].
Нужно отметить, что перечисленные выше документы, раскрывающие вопросы стратегического планирования в регионах, не разрабатываются по отдельности друг от друга, а представляют собой комплексную систему стратегических документов [7]. Состав и последовательность разработки комплекта стратегических документов регионального развития субъектов РФ показана на рисунке 3.
Рисунок 3 – Состав и последовательность разработки комплекта стратегических документов
регионального развития субъектов РФ
Figure 3 – Composition and sequence of development of a set of strategic documents for the regional
development of the subjects of the Russian Federation
Согласно положениям нормативно-правовых актов, регулирующих процессы стратегического планирования на уровне регионов, проекты документов государственного стратегического планирования подлежат общественному обсуждению. Высшим исполнительным органом субъекта РФ определяются формы и порядок стратегического планирования, реализуемого в данном регионе [8]. Для создания открытой и доступной информационной среды относительно целевых установок и направлений стратегического развития региона проекты документов системы государственного стратегического планирования обязательно размещают на официальном сайте в сети Интернет органа государственной власти субъекта РФ, который отвечает за разработку данных документов. Также важно в процессе согласования и утверждения указанных документов соблюдать сроки размещения для учета мнения и интересов граждан и заинтересованных организаций (стейкхолдеров), которые могут повлиять на процесс стратегического планирования в регионе.
Система стратегического планирования в регионе представляет собой комплекс плановых и программных документов, увязанных по срокам и горизонтам планирования, стратегическим приоритетам, целям и задачам, ресурсному обеспечению [8; 9].
Стратегия социально-экономического развития региона представляется как управленческий документ – содержит научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития региона и в дальнейшем – на обеспечение устойчивого инновационного развития. В ней представлены возможности выбора путей достижения целей из существующих альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизма реализации принимаемых решений [5; 10].
В современной российской практике стратегического планирования используются различные алгоритмы разработки стратегий социально-экономического развития региона. Традиционный алгоритм разработки стратегии социально-экономического развития региона, наиболее часто применя-
емый на практике, показан на рис. 4 как цепочка последовательных этапов [11; 12].
Рисунок 4 – Этапы и последовательность разработки стратегии социально-экономического
развития региона
Figure 4 – Stages and sequence of development of the socio-economic development strategy of the region
Стратегия должна включать необходимые сведения о развитии экономики региона, анализ нынешнего состояния экономики региона и ее конкурентных преимуществ, определять стратегические цели и задачи, содержать характеристику экономических зон, перечень соответствующих программ и проектов. В каждой региональной стратегии должны быть спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения [13; 14].
Одна из ключевых проблем территориального стратегического планирования связана с обоснованием стратегического выбора территории и формированием системы стратегических целей ее социального-экономического и пространственного развития. Дело в том, что от объективности сделанного стратегического выбора и сформулированных стратегических целей развития территории во многом зависит успех реализации стратегии в целом. Поэтому к определению стратегического выбора и формулировке целей необходимо подойти со всей ответственностью и вниманием и попытаться вовлечь в этот процесс максимально широкий круг участников [15; 16].
В России первой региональной стратегией стал документ, названный как «Стратегический план Санкт-Петербурга», разработанный в 1997 году. Для разработки данного стратегического плана была создана рабочая группа в составе губернатора и экспертов по различным отраслевым направлениям. Работа над стратегическим планом велась с учетом полученных результатов опроса населения и анализа зарубежного опыта в области регионального стратегического планирования. Проект Стратегического плана Санкт-Петербурга перед его окончательным утверждением прошел этапы согласования с органами власти, профсоюзными организациями и прочими заинтересованными аудиториями. Утвержденный Стратегический план по мере надобности корректировался с учетом изменения законодательства, влияния макрофакторов на развитие территории и страны в целом. Принятый в 1997 году Стратегический план до сих пор является для администрации города ориентиром [1].
Рассмотрим в действующей редакции Стратегию социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441 [17].
Одна из ключевых проблем регионального стратегического планирования связана с обоснованием стратегического выбора региона и формированием системы стратегических целей его социально-экономи-
ческого и пространственного развития [1]. От объективности сделанного стратегического выбора и сформулированных стратегических целей развития региона во многом зависит успех реализации стратегии в целом [18, 19].
На рис. 5 отражена система стратегических целей и связанных с их реализацией задач, представленная в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [17].
Рисунок 5 – Стратегические цели и задачи, представленные в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
Figure 5 – Strategic goals and objectives presented in the Strategy of socio-economic development of the Samara Region for the period up to 2030
Далее в таблице 2 представим основные характеристики Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [17].
Таким образом, для реализации Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года будет необходимо финансирование в размере 9,02 трлн рублей. При этом планируется, что собственные средства составят 5,34 трлн руб., а заемные ресурсы, полученные за счет банковских кредитов, заемных средств от других организаций, инвестиций и бюджетного финансирования, – 3,68 трлн руб.
Таблица 2 – Основные характеристики Стратегии социально-экономического развития
Самарской области на период до 2030 года
Table 2 – Main characteristics of the Strategy of socio-economic development of the Samara Region for the period up to 2030
Этапы реализации Стратегии | Стратегические направления развития Самарской области | Ключевые показатели достижения стратегических целей (целевой сценарий) | Оценка необходимых финансовых ресурсов, трлн.руб. |
1. Реструктуризация и создание условий развития | – Реализация национальных проектов на территории Самарской области – Развитие традиционных кластеров: автомобилестроительного, аэрокосмического, нефтехимического – Развитие агропищевого кластера – Развитие кластера медицинских и фармацевтических технологий – Развитие транспортно-логистиче- | Цель: улучшение качества жизни населения Самарской области
Цель: обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики области (2030 к 2015 гг.) * В сопоставимых ценах.
Цель: повышение эффективности органов власти Самарской области | Всего – 1,61, в т.ч.: – собственные – 1,06 – привлеченные – 0,55
|
2. Ведущий производственный хаб России (2021–2025 годы) | – Реализация национальных проектов на территории Самарской области – Интеграция региональных производителей автомобилестроительного и аэрокосмического кластеров в глобальные производственные цепочки – Закрепление на рынке производства спутников, спутниковой электроники – Развитие новых продуктовых сегментов нефтехимической промышленности с высокой добавленной стоимостью – Выход продукции кластера медицинских и фармацевтических технологий на глобальные рынки – Повышение глубины переработки продукции с/х – Создание транспортно-логистиче- – Развитие туризма – Использование эффектов развития Самарско-Тольяттинской агломерации | Всего – 2,76, в т.ч. – собственные – 1,73 – привлеченные – 1,03
| |
3. Центр промышленных инноваций (2026 – 2030 годы) | – Создание и развитие новых перспективных наукоемких секторов (науки о жизни, зеленая химия) – Развитие новых направлений в производстве автокомпонентов, аэрокосмическом кластере – Производство новых моделей автомобилей – Выход на новые сегменты (конструирование, инжиниринг) – Развитие агробиотехнологий – Развитие альтернативной – Формирование межрегионального транспортно-логистического центра | Всего – 4,64, в т.ч. – собственные – 2,74 – привлечен-
|
Для реализации Стратегии развития Самарской области основным инструментом выступает программно-целевой метод управления экономикой региона. Из доклада министерства экономического развития и инвестиций Самарской области следует, что в 2020 году в регионе реализовывались 50 госпрограмм. Общий объем бюджетного финансирования составил в 2020 году 207,8 млрд. рублей (на 10,8 % выше уровня 2019 г.), в том числе средства областного бюджета – 154,15 млрд руб. (на 5,1 % выше значения 2019 г.), средства федерального бюджета – 53,6 млрд руб. (на 30 % выше значения 2019 г.).
Эффективность госпрограмм как документов стратегического планирования оценивается, исходя из степени достижения стратегических показателей (индикаторов), значения которых устанавливаются в федеральных и региональных документах стратегического планирования, национальных и федеральных проектах, планах действий долгосрочного характера, указах и решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [20].
В реализуемых в 2020 году в Самарской области государственных программах было запланировано достижение 93 стратегических показателей. По результатам выполнения мероприятий госпрограмм получены следующие результаты:
– у 53 стратегических показателей значения превысили запланированный уровень, что соответствует 56,4 % от общего количества показателей;
– у 15 стратегических показателей (17 % от общего количества) значения соответствуют запланированным;
– значения 25 стратегических показателей, что составляет 26,6 % от общего их количества, не достигли запланированного уровня.
В итоге получается, что у более половины государственных программ (64 %), реализуемых в Самарской области в 2020 году, степень достижения стратегических показателей превышает или соответствует их запланированным значениям. Из этого можно сделать вывод об эффективности региональной стратегической политики по социально-экономическому развитию региона.
Заключение
В настоящее время реализация Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года происходит в условиях быстро меняющегося влияниях факторов внешней и внутренней среды функционирования экономики региона и страны в целом. Текущие кризисные явления в экономике (последствия пандемии COVID-19, международные санкции в отношении России и т. д.) оказывают сильное негативное влияние на социально-экономическое развитие региона, особенно в сфере промышленности. Однако Правительство Самарской области сохраняет основные стратегические цели и ключевые приоритеты развития региона, обозначенные в действующей до 2030 года Стратегии региона, и продолжает реализацию предусмотренных в ней стратегических проектов.
Об авторах
Татьяна Анатольевна Оруч
Поволжский государственный университет сервиса
Автор, ответственный за переписку.
Email: oruch_t@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2398-5298
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Многофункциональная экономика и развитие территории»
Россия, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4Список литературы
- Яковлева С.И. Стратегическое планирование регионов и городов [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 3-е доп. изд. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). URL: http://texts.lib.tversu.ru/texts/EOR/ucheb/12747d/01_start.html.
- Российские регионы в условиях санкций: возможности опережающего развития экономики на основе инноваций: монография / Л.К. Агаева [и др.]; под общ. ред. Г.А. Хмелевой. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. 446 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37287867. EDN: https://www.elibrary.ru/dnkikx.
- Binz C., Truffer B. Global Innovation Systems – A conceptual framework for innovation dynamics in transnational contexts // Research Policy. 2017. Vol. 46, issue 7. P. 1284–1298. DOI: http://doi.org/10.1016/j.respol.2017.05.012.
- Areal F.J., Balcombe K., Tiffin R. Integrating spatial dependence into stochastic frontier analysis. Munich, Germany: University Library of Munich, 2010.
- О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ (последняя ред.): [принят Гос. Думой 20 июня 2014 г.: одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 г.] // СПС «КонсультантПлюс»: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 08.02.2022).
- Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учеб. для вузов по направлению подгот. 38.03.04 «Гос. и муницип. упр.». Москва: ИНФРА-М, 2020. 416 с. (Высшее образование – Бакалавриат). URL: https://znanium.com/read?id=355257 (дата обращения: 08.02.2022).
- Кара А.Н., Ковтуненко А.В. Проблемы методологии регионального стратегического планирования // Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса: сб. ст. Тольятти: ПВГУС, 2009. Ч. 1. С. 66–71.
- Перова В.И., Незнакомцева О.Ю. Исследование динамики социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2016. № 4 (44). С. 44–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28416028. EDN: https://www.elibrary.ru/xxvnln.
- Zemtsov S., Muradov A., Wade I., Barinova V. Determinants of Regional Innovation in Russia: Are People or Capital More Important? // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10, № 2. P. 29–42. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.29.42.
- Федорова Е.А., Мусиенко С.О., Федоров Ф.Ю., Рогов О.Ю. Оценка качества образования в регионах РФ // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 2. С. 249–262. DOI: http://doi.org/10.24891/re.16.2.249.
- Herrendorf B., Rogerson R., Valentinyi A. Growth and Structural Transformation. 2013. URL: https://www.imf.org/external/np/seminars/eng/2013/SPR/pdf/rrog2.pdf.
- Чмышенко Е.В. Стратегическое планирование как фактор регионального развития // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 1. С. 77–82. URL: http://vestnik.osu.ru/2010_1/13.pdf.
- Zemtsov S., Barinova V., Pankratov A., Kutsenko E. Potential high-tech сlusters in Russian regions: from current policy to new growth areas // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10, № 3. P. 34–52. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.34.52.
- Рисин И.Е. Сильные и слабые стороны современной практики стратегического планирования регионального развития // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы XI международной научно-практической конференции / под ред. И.Е. Рисина. Воронеж, 2016. С. 131–134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=
- 26306375. EDN: https://www.elibrary.ru/wdrfon.
- Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem // Harvard Business Review. 2006. Vol. 84, no. 4. P. 98–107; 148. URL: https://hbr.org/2006/04/match-your-innovation-strategy-to-your-innovation-ecosystem.
- Porter M. Location, competition, and economic development in a global economy // Economic Development Quarterly. 2000. Vol. 14, № 1. Р. 15–34. DOI: http://doi.org/10.1177/089124240001400105. EDN: https://www.elibrary.ru/jrnlln.
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, которая была утверждена постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441 [в ред. постановления Правительства Самарской области от 17.09.2019 № 643] // СПС «КонсультантПлюс»: сайт. URL: https://economy.samregion.ru/programmy/strategy_programm/proekt_strateg/obnovlennaya-strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-samarskoy-oblasti-na-period-do-2030-goda (дата обращения: 10.02.2022).
- Christiansen L., Schindler M., Tressel T. Growth and Structural Reforms: A new Assessment // Journal of International Economics. 2013. Vol. 89, № 2. P. 347–356. DOI: http://doi.org/10.1016/j.jinteco.2012.07.008.
- Semenychev V.K., Kurkin E.I., Semenychev E.V. Modelling and forecasting the trend of life cycle curves in the production of non-renewable resources // Energy. 2014. Vol. 75. P. 244–251. DOI: http://doi.org/10.1016/j.energy.2014.07.063.
- Шульмин С.А. О стратегическом планировании на региональном уровне в Российской Федерации // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. № 1–2. С. 325–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39560870. EDN: https://www.elibrary.ru/qxqhnn.