Региональные аспекты планирования в системе государственного стратегического управления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время вопрос изучения проблем стратегического управления на региональном уровне является актуальным направлением и связано это в первую очередь с тем, что эффективность регионального управления напрямую влияет на социально-экономическое развитие данной территории. Важной функцией управленческого процесса выступает планирование, которое представляет собой процесс разработки и утверждения мероприятий, направленных на достижение поставленных целей развития территории, при наиболее полном использовании имеющихся и потенциальных ресурсов. В длительной перспективе большее значение приобретает региональное стратегическое планирование, которое направлено не только на оценку текущего социально-экономического состояния субъекта РФ, но и планирование его развитие на будущее. Принятие в 2014 году Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определило практику реализации стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, как инструмента повышения эффективности деятельности органов власти конкретной территории. Цель представленной работы – анализ особенностей стратегического планирования как инструмента социально-экономического развития региона (на примере Самарской области). Исходя из этого, важными являются теоретические аспекты содержания регионального стратегического планирования в системе инструментов повышении социально-экономического развития субъекта РФ и, как следствие, повышения эффективности деятельности региональных органов плати. Методические аспекты стратегического планирования на уровне региона связаны с разработкой способов оценки влияния эффективности стратегического планирования на уровень социально-экономического развития региона, различных хозяйствующих субъектов и региональных властей. Практический аспект рассматриваемой проблемы связан с разработкой направлений по повышению эффективности стратегического планирования социально-экономического развития региона.

Полный текст

Введение

Для более точного понимания стратегического планирования на уровне региона необходимо рассмотреть сущность и место планирования в общей управленческой системе. Планирование выступает одним из этапов управленческого процесса. Управленческий процесс традиционно представлен следующими основными этапами: анализ, планирование, исполнение.

Основные этапы управленческого процесса представлены на рисунке 1, рассмотрим их подробнее.

  1. Анализ.

Данный этап является начальной и конечной точкой всего управленческого процесса. На начальном этапе проводится стратегический анализ территории в разрезе внешней и внутренней среды ее функционирования, а также оценивается ее ресурсный потенциал. Проведенный анализ в итоге позволит оценить благоприятные факторы и возможности для развития территории и выявить возможные угрозы ее развития. На основе проведенного стратегического обследования формируется информационная база для разработки стратегии, программ для ее реализации, планов действий и проектов. На конечном этапе управленческого процесса анализ проводится с целью оценки реализации принятых стратегических решений и их последствий, сравнения достигнутых результатов с поставленными целями. На данном этапе в анализе используются стратегические и тактические индикативные показатели для оценки степени реализации запланированных целей.

 

Рисунок 1 – Этапы управленческого процесса [1]

Figure 1 – Stages of the management process [1]

 

  1. Планирование.

Используя информационную базу, сформированную на предыдущем аналитическом этапе, на стадии планирования последовательно реализуются следующие действия:

1) формирование миссии и стратегических целей развития территории;

2) определяются тактические и оперативные цели и задачи развития территории для реализации стратегических целей;

3) формирование конкретных программ, проектов и мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач;

4) разработка сетевых графиков и управление реализацией запланированных мероприятий в рамках стратегии развития территории.

  1. Исполнение.

На данном этапе происходит непосредственно реализация запланированных программ, проектов и мероприятий.

Управленческий процесс замыкается контролем запланированных результатов от реализации конкретных программ, проектов и мероприятий. По сути, на данном этапе реализуются функции мониторинга и корректировки в случае необходимости уточнения стратегических целей территории.

В системе государственного регионального управления планирование направлено на определение стратегических и тактических целей развития территории, разработку плановых документов, способствующих достижению целевых ориентиров.

Долгосрочное планирование страны в целом и отдельных ее субъектов и муниципальных образований является стратегическим планированием развития территории [2].

В научной литературе на данный момент существует много разнообразных подходов к определению видов планирования. Систематизированный материал, отражающий подходы и виды планирования, представлен на рис. 2.

Из представленной классификации (рис. 2), рассмотрим виды планирования по методическому аппарату: директивное, индикативное и стратегическое планирование.

Директивное планирование осуществляется посредством определения задач развития с учетом имеющихся ресурсов и достигнутого уровня развития.

Индикативное планирование строится на основе системы индикаторов, разрабатываемых для оценки достижения поставленных целей.

В группе видов планирования по методическому аппарату для нас наибольший интерес представляет стратегическое планирование.

В научной литературе стратегическое планирование трактуется как планирование, направленное на достижение желаемого будущего состояния объекта планирования, исходя из поставленной цели и имеющихся (или потенциальных) ресурсов [3; 4].

 

Рисунок 2 – Классификация видов планирования [1]

Figure 2 – Classification of planning types [1]

 

Ход исследования

Для нормативно-правового регулирования вопросов государственного стратегического планирования в РФ был утвержден Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [5].

Данным Федеральным законом определяются правовые нормы стратегического планирования в Российской Федерации, координация государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования [5].

Государственное стратегическое планирование в РФ, согласно положениям Федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014 года, основывается на следующих основных принципах [5; 6]:

– единства и целостности;

– внутренней сбалансированности;

– результативности и эффективности функционирования;

– самостоятельности выбора путей решения задач;

– ответственности участников процесса государственного стратегического планирования;

– прозрачности (открытости);

– достоверности и реалистичности;

– финансовой обеспеченности.

В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» система стратегического планирования представляет собой комплекс документов, связанных между собой горизонтальными и вертикальными связями. Законом определены уровни стратегического планирования: федеральный, региональный и муниципальный. Также данный федеральный закон определяет виды документов, которые разрабатываются в процессе государственного стратегического планирования на трех этапах: целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. В таблице 1 отражены документы, составляющие систему стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, определенные Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

С учетом того, что проблема стратегического планирования в данной работе рассматривается на примере планирования социально-экономического развития региона, именно региональные аспекты стратегического планирования необходимо более подробно рассмотреть.

  1. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, иных документов федерального уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Период, на который разрабатывается стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Корректировка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Таблица 1 – Система документов стратегического планирования, разрабатываемая
на разных уровнях стратегического планирования

Table 1 – System of strategic planning documents developed at different levels of strategic planning

Уровни
стратегического планирования

Целеполагание

Прогнозирование

Планирование
и программирование

Федеральный уровень

– ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

– стратегия социально-экономического развития РФ;

– стратегия национальной безопасности РФ, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ;

– отраслевые документы стратегического планирования РФ;

– стратегия пространственного развития РФ;

– стратегия социально-экономического развития макрорегионов

– прогноз научно-технического развития РФ;

– стратегический прогноз РФ;

– прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный прогноз;

– бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период;

– прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период

– основные направления деятельности Правительства РФ;

– государственные программы РФ;

– государственная программа вооружения;

– схемы территориального планирования РФ;

– планы деятельности федеральных органов исполнительной власти

Региональный уровень

– стратегия социально-экономического развития субъекта РФ

– прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период;

– бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период;

– прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период

– план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ;

– государственные программы субъекта РФ;

– схема территориального планирования субъекта РФ

Муниципальный уровень

– стратегия социально-экономического развития муниципального образования

– прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

– бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период

– план мероприятий по реализации стратегии социально-экономи-
ческого развития муниципального образования;

– муниципальная
программа

 

  1. Целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Сроки реализации целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
  2. На основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу и целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, разрабатывается схема территориального планирования (стратегия пространственного развития) субъекта Российской Федерации.
  3. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается ежегодно на 3 года.
  4. Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период. Программа социально-эконо-
    мического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются раз в 3 года на 6 лет. Корректировка программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации [5].

Нужно отметить, что перечисленные выше документы, раскрывающие вопросы стратегического планирования в регионах, не разрабатываются по отдельности друг от друга, а представляют собой комплексную систему стратегических документов [7]. Состав и последовательность разработки комплекта стратегических документов регионального развития субъектов РФ показана на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Состав и последовательность разработки комплекта стратегических документов
регионального развития субъектов РФ

Figure 3 – Composition and sequence of development of a set of strategic documents for the regional
development of the subjects of the Russian Federation

 

Согласно положениям нормативно-правовых актов, регулирующих процессы стратегического планирования на уровне регионов, проекты документов государственного стратегического планирования подлежат общественному обсуждению. Высшим исполнительным органом субъекта РФ определяются формы и порядок стратегического планирования, реализуемого в данном регионе [8]. Для создания открытой и доступной информационной среды относительно целевых установок и направлений стратегического развития региона проекты документов системы государственного стратегического планирования обязательно размещают на официальном сайте в сети Интернет органа государственной власти субъекта РФ, который отвечает за разработку данных документов. Также важно в процессе согласования и утверждения указанных документов соблюдать сроки размещения для учета мнения и интересов граждан и заинтересованных организаций (стейкхолдеров), которые могут повлиять на процесс стратегического планирования в регионе.

Система стратегического планирования в регионе представляет собой комплекс плановых и программных документов, увязанных по срокам и горизонтам планирования, стратегическим приоритетам, целям и задачам, ресурсному обеспечению [8; 9].

Стратегия социально-экономического развития региона представляется как управленческий документ – содержит научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития региона и в дальнейшем – на обеспечение устойчивого инновационного развития. В ней представлены возможности выбора путей достижения целей из существующих альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизма реализации принимаемых решений [5; 10].

В современной российской практике стратегического планирования используются различные алгоритмы разработки стратегий социально-экономического развития региона. Традиционный алгоритм разработки стратегии социально-экономического развития региона, наиболее часто применя-
емый на практике, показан на рис. 4 как цепочка последовательных этапов [11; 12].

 

 

Рисунок 4 – Этапы и последовательность разработки стратегии социально-экономического
развития региона

Figure 4 – Stages and sequence of development of the socio-economic development strategy of the region

 

Стратегия должна включать необходимые сведения о развитии экономики региона, анализ нынешнего состояния экономики региона и ее конкурентных преимуществ, определять стратегические цели и задачи, содержать характеристику экономических зон, перечень соответствующих программ и проектов. В каждой региональной стратегии должны быть спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения [13; 14].

Одна из ключевых проблем территориального стратегического планирования связана с обоснованием стратегического выбора территории и формированием системы стратегических целей ее социального-экономического и пространственного развития. Дело в том, что от объективности сделанного стратегического выбора и сформулированных стратегических целей развития территории во многом зависит успех реализации стратегии в целом. Поэтому к определению стратегического выбора и формулировке целей необходимо подойти со всей ответственностью и вниманием и попытаться вовлечь в этот процесс максимально широкий круг участников [15; 16].

В России первой региональной стратегией стал документ, названный как «Стратегический план Санкт-Петербурга», разработанный в 1997 году. Для разработки данного стратегического плана была создана рабочая группа в составе губернатора и экспертов по различным отраслевым направлениям. Работа над стратегическим планом велась с учетом полученных результатов опроса населения и анализа зарубежного опыта в области регионального стратегического планирования. Проект Стратегического плана Санкт-Петербурга перед его окончательным утверждением прошел этапы согласования с органами власти, профсоюзными организациями и прочими заинтересованными аудиториями. Утвержденный Стратегический план по мере надобности корректировался с учетом изменения законодательства, влияния макрофакторов на развитие территории и страны в целом. Принятый в 1997 году Стратегический план до сих пор является для администрации города ориентиром [1].

Рассмотрим в действующей редакции Стратегию социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441 [17].

Одна из ключевых проблем регионального стратегического планирования связана с обоснованием стратегического выбора региона и формированием системы стратегических целей его социально-экономи-
ческого и пространственного развития [1]. От объективности сделанного стратегического выбора и сформулированных стратегических целей развития региона во многом зависит успех реализации стратегии в целом [18, 19].

На рис. 5 отражена система стратегических целей и связанных с их реализацией задач, представленная в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [17].

 

 

Рисунок 5 – Стратегические цели и задачи, представленные в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

Figure 5 – Strategic goals and objectives presented in the Strategy of socio-economic development of the Samara Region for the period up to 2030

 

Далее в таблице 2 представим основные характеристики Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [17].

Таким образом, для реализации Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года будет необходимо финансирование в размере 9,02 трлн рублей. При этом планируется, что собственные средства составят 5,34 трлн руб., а заемные ресурсы, полученные за счет банковских кредитов, заемных средств от других организаций, инвестиций и бюджетного финансирования, – 3,68 трлн руб.

 

Таблица 2 – Основные характеристики Стратегии социально-экономического развития
Самарской области на период до 2030 года

Table 2 – Main characteristics of the Strategy of socio-economic development of the Samara Region for the period up to 2030

Этапы реализации Стратегии

Стратегические направления развития Самарской области

Ключевые показатели достижения стратегических целей (целевой сценарий)

Оценка необходимых финансовых ресурсов, трлн.руб.

1. Реструктуризация и создание условий развития
(2017–2020 годы)

– Реализация национальных проектов на территории Самарской области

– Развитие традиционных кластеров: автомобилестроительного, аэрокосмического, нефтехимического

– Развитие агропищевого кластера

– Развитие кластера медицинских и фармацевтических технологий

– Развитие транспортно-логистиче-
ской, промышленной, коммунальной и социальной инфраструктуры

Цель: улучшение качества жизни населения Самарской области

 

Цель: обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики области (2030 к 2015 гг.)

* В сопоставимых ценах.

 

Цель: повышение эффективности органов власти Самарской области

Всего – 1,61, в т.ч.:

– собственные – 1,06

– привлеченные – 0,55

 

2. Ведущий производственный хаб России (2021–2025 годы)

– Реализация национальных проектов на территории Самарской области

– Интеграция региональных производителей автомобилестроительного и аэрокосмического кластеров в глобальные производственные цепочки

– Закрепление на рынке производства спутников, спутниковой электроники

– Развитие новых продуктовых сегментов нефтехимической промышленности с высокой добавленной стоимостью

– Выход продукции кластера медицинских и фармацевтических технологий на глобальные рынки

– Повышение глубины переработки продукции с/х

– Создание транспортно-логистиче-
ского кластера

– Развитие туризма

– Использование эффектов развития Самарско-Тольяттинской агломерации

Всего – 2,76, в т.ч.

– собственные – 1,73

– привлеченные – 1,03

 

3. Центр промышленных инноваций (2026 – 2030 годы)

– Создание и развитие новых перспективных наукоемких секторов (науки о жизни, зеленая химия)
и высокотехнологичных производств, в т. ч. в рамках новых рынков

– Развитие новых направлений в производстве автокомпонентов, аэрокосмическом кластере

– Производство новых моделей автомобилей

– Выход на новые сегменты (конструирование, инжиниринг)

– Развитие агробиотехнологий

– Развитие альтернативной
энергетики

– Формирование межрегионального транспортно-логистического центра

Всего – 4,64, в т.ч.

– собственные – 2,74

– привлечен-
ные – 1,9

 

 

Для реализации Стратегии развития Самарской области основным инструментом выступает программно-целевой метод управления экономикой региона. Из доклада министерства экономического развития и инвестиций Самарской области следует, что в 2020 году в регионе реализовывались 50 госпрограмм. Общий объем бюджетного финансирования составил в 2020 году 207,8 млрд. рублей (на 10,8 % выше уровня 2019 г.), в том числе средства областного бюджета – 154,15 млрд руб. (на 5,1 % выше значения 2019 г.), средства федерального бюджета – 53,6 млрд руб. (на 30 % выше значения 2019 г.).

Эффективность госпрограмм как документов стратегического планирования оценивается, исходя из степени достижения стратегических показателей (индикаторов), значения которых устанавливаются в федеральных и региональных документах стратегического планирования, национальных и федеральных проектах, планах действий долгосрочного характера, указах и решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [20].

В реализуемых в 2020 году в Самарской области государственных программах было запланировано достижение 93 стратегических показателей. По результатам выполнения мероприятий госпрограмм получены следующие результаты:

– у 53 стратегических показателей значения превысили запланированный уровень, что соответствует 56,4 % от общего количества показателей;

– у 15 стратегических показателей (17 % от общего количества) значения соответствуют запланированным;

– значения 25 стратегических показателей, что составляет 26,6 % от общего их количества, не достигли запланированного уровня.

В итоге получается, что у более половины государственных программ (64 %), реализуемых в Самарской области в 2020 году, степень достижения стратегических показателей превышает или соответствует их запланированным значениям. Из этого можно сделать вывод об эффективности региональной стратегической политики по социально-экономическому развитию региона.

 

Заключение

В настоящее время реализация Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года происходит в условиях быстро меняющегося влияниях факторов внешней и внутренней среды функционирования экономики региона и страны в целом. Текущие кризисные явления в экономике (последствия пандемии COVID-19, международные санкции в отношении России и т. д.) оказывают сильное негативное влияние на социально-экономическое развитие региона, особенно в сфере промышленности. Однако Правительство Самарской области сохраняет основные стратегические цели и ключевые приоритеты развития региона, обозначенные в действующей до 2030 года Стратегии региона, и продолжает реализацию предусмотренных в ней стратегических проектов.

×

Об авторах

Татьяна Анатольевна Оруч

Поволжский государственный университет сервиса

Автор, ответственный за переписку.
Email: oruch_t@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2398-5298

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Многофункциональная экономика и развитие территории»

Россия, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4

Список литературы

  1. Яковлева С.И. Стратегическое планирование регионов и городов [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 3-е доп. изд. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). URL: http://texts.lib.tversu.ru/texts/EOR/ucheb/12747d/01_start.html.
  2. Российские регионы в условиях санкций: возможности опережающего развития экономики на основе инноваций: монография / Л.К. Агаева [и др.]; под общ. ред. Г.А. Хмелевой. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. 446 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37287867. EDN: https://www.elibrary.ru/dnkikx.
  3. Binz C., Truffer B. Global Innovation Systems – A conceptual framework for innovation dynamics in transnational contexts // Research Policy. 2017. Vol. 46, issue 7. P. 1284–1298. DOI: http://doi.org/10.1016/j.respol.2017.05.012.
  4. Areal F.J., Balcombe K., Tiffin R. Integrating spatial dependence into stochastic frontier analysis. Munich, Germany: University Library of Munich, 2010.
  5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ (последняя ред.): [принят Гос. Думой 20 июня 2014 г.: одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 г.] // СПС «КонсультантПлюс»: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 08.02.2022).
  6. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учеб. для вузов по направлению подгот. 38.03.04 «Гос. и муницип. упр.». Москва: ИНФРА-М, 2020. 416 с. (Высшее образование – Бакалавриат). URL: https://znanium.com/read?id=355257 (дата обращения: 08.02.2022).
  7. Кара А.Н., Ковтуненко А.В. Проблемы методологии регионального стратегического планирования // Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса: сб. ст. Тольятти: ПВГУС, 2009. Ч. 1. С. 66–71.
  8. Перова В.И., Незнакомцева О.Ю. Исследование динамики социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2016. № 4 (44). С. 44–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28416028. EDN: https://www.elibrary.ru/xxvnln.
  9. Zemtsov S., Muradov A., Wade I., Barinova V. Determinants of Regional Innovation in Russia: Are People or Capital More Important? // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10, № 2. P. 29–42. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.29.42.
  10. Федорова Е.А., Мусиенко С.О., Федоров Ф.Ю., Рогов О.Ю. Оценка качества образования в регионах РФ // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 2. С. 249–262. DOI: http://doi.org/10.24891/re.16.2.249.
  11. Herrendorf B., Rogerson R., Valentinyi A. Growth and Structural Transformation. 2013. URL: https://www.imf.org/external/np/seminars/eng/2013/SPR/pdf/rrog2.pdf.
  12. Чмышенко Е.В. Стратегическое планирование как фактор регионального развития // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 1. С. 77–82. URL: http://vestnik.osu.ru/2010_1/13.pdf.
  13. Zemtsov S., Barinova V., Pankratov A., Kutsenko E. Potential high-tech сlusters in Russian regions: from current policy to new growth areas // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10, № 3. P. 34–52. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.34.52.
  14. Рисин И.Е. Сильные и слабые стороны современной практики стратегического планирования регионального развития // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы XI международной научно-практической конференции / под ред. И.Е. Рисина. Воронеж, 2016. С. 131–134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=
  15. 26306375. EDN: https://www.elibrary.ru/wdrfon.
  16. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem // Harvard Business Review. 2006. Vol. 84, no. 4. P. 98–107; 148. URL: https://hbr.org/2006/04/match-your-innovation-strategy-to-your-innovation-ecosystem.
  17. Porter M. Location, competition, and economic development in a global economy // Economic Development Quarterly. 2000. Vol. 14, № 1. Р. 15–34. DOI: http://doi.org/10.1177/089124240001400105. EDN: https://www.elibrary.ru/jrnlln.
  18. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, которая была утверждена постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441 [в ред. постановления Правительства Самарской области от 17.09.2019 № 643] // СПС «КонсультантПлюс»: сайт. URL: https://economy.samregion.ru/programmy/strategy_programm/proekt_strateg/obnovlennaya-strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-samarskoy-oblasti-na-period-do-2030-goda (дата обращения: 10.02.2022).
  19. Christiansen L., Schindler M., Tressel T. Growth and Structural Reforms: A new Assessment // Journal of International Economics. 2013. Vol. 89, № 2. P. 347–356. DOI: http://doi.org/10.1016/j.jinteco.2012.07.008.
  20. Semenychev V.K., Kurkin E.I., Semenychev E.V. Modelling and forecasting the trend of life cycle curves in the production of non-renewable resources // Energy. 2014. Vol. 75. P. 244–251. DOI: http://doi.org/10.1016/j.energy.2014.07.063.
  21. Шульмин С.А. О стратегическом планировании на региональном уровне в Российской Федерации // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. № 1–2. С. 325–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39560870. EDN: https://www.elibrary.ru/qxqhnn.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах