Implementation of sustainable development concepts in the international markets of education and science on the example of the Samara University

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The world community puts much more impact and emphasis on such modern concepts as «circular economy», «green» economy, socially responsible business, which, in general, is about sustainable development. The sphere of higher education has not been deprived of attention from this point of view. The world's leading universities are being rebuilt in accordance with the concept of sustainable development. Many educational leaders, based on their experience of developing sustainability in the field of higher education, already have practically received cases, examples, ideas, developments and strategies that provide an initial basis for transforming the path to a sustainable university. As it can be mentioned in the practice of our country, there are several positive trends on the way to sustainable universities, but they are still don’t seem to be cardinal or as fundamental changes. This is one of the most pressing problems, which modern higher education institutions are faced up with. The objective is the analysis of the international education and science market in terms of sustainability and the development of sustainable Samara University. The paper analyzes the state and dynamics of the international education and science market in terms of sustainable development, analyzes the international and domestic activities of the Samara University in terms of sustainable development. As a methodology, there are presented activities that allow using the experience of the same structures, exchanging information between participants whose tasks are similar – activities are proposed to introduce the concepts of sustainable development at Samara University. As an empirical material, the experience of the leading players in the educational market, the legal framework of the issue of sustainable development under consideration were studied. Scientific novelty is determined by the developed and proposed concepts for introducing the principles of sustainable development into the activities of Samara University. The proposed strategy can be applied to the implementation of sustainable development concepts for units of the international education and science market.

Full Text

Введение

Стремительно развивающееся во всех сферах общество, нацеленное на разработку и внедрение новейших технологий, инженерию будущего, форсайт, в особенности в условиях цифровизации, создание  и использование современных методик менеджмента, с каждым днем уделяет все большее внимание и принимает за фундаментальную основу в различных аспектах  концепции устойчивого развития [1]. Парадигмы современности призваны принять и внедрить устойчивое развитие как базис для гармоничного прогресса мировой экономики и жизни социума, в целом [2].

Рынок образования и науки является одним из основополагающих институтов развития, представляя собой стартовую площадку для деятельности, как в масштабах личности, так и в производственных масштабах. Динамичные изменения: расширения, слияния, усиления в качественном и количественном смыслах высших учебных заведений, представляющих такое значимое направление, как высшее образование, с каждым днем увеличивают смысл приверженности концепций устойчивого развития  для успешного функционирования высшего образования как такового [3]. Но так как большинство единиц института высшего образования находятся только в начальной стадии реформ в направлении устойчивого развития, то становится заметным, что высшие учебные заведения оказываются на некоем перепутье на фоне растущих проблем и неопределенностей в отношении устойчивости. Необходимо осуществить позитивные изменения в высшем образовании, исследуя само богатое понятие «устойчивого университета», определить пути, через которые высшим учебным заведениям можно реализовать свой потенциал.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (Самарский университет) является ведущим вузом Российской Федерации, громко заявляя о себе на мировой арене, как в сфере высшего образования, так и на рынке трудоустройства. Таким образом, внедрение концепций устойчивого развития в Самарском университете является актуальным и значимым для его дальнейшего прогресса.

Цель исследования – анализ международного рынка образования  и науки с точки зрения устойчивости и разработка концепций устойчивого развития для Самарского университета.

В качестве научной новизны проделанного исследования следует отметить принципиально новые предложенные концепции конкретно для Самарского университета, необходимые для приближения вуза к устойчивой модели.

Методологии исследования в области устойчивого развития признаются эффективными в случае использования мероприятий, нацеленных на взаимообмен опытом, информацией между заинтересованными сторонами, что было использовано в проведенном исследовании.

В работе изучены состояние и динамика развития международного рынка образования и науки в контексте устойчивого развития, проведен анализ международной и внутренней деятельности Самарского университета в контексте устойчивого развития. Предложены мероприятия по внедрению концепций устойчивого развития в Самарском университете и рассмотрены перспективы развития Самарского университета в контексте устойчивого развития.

Предлагаемая стратегия приближения Самарского университета к устойчивой модели имеет практическую значимость для развития вуза в качестве ведущей единицы международного рынка образования и науки.

 

Ход исследования

Устойчивое развитие измеряется по двум ведущим показателям: оставляемый экологический след [4] в качестве меры для оценки состояния окружающей среды и индекса развития человеческого потенциала в качестве оценки меры развития человека, что включает в себя ожидаемую продолжительность жизни, образование и доходы. Нынешняя ситуация в значительной степени неустойчива и глобальное общество должно развиваться в рамках экологических границ планеты и высокого человеческого развития.

Мировое сообщество признает, что высшее образование способствует и иногда даже ускоряет кризис устойчивости [5]. Это не столько работа невежественных людей, но, в значительной степени, результат работы людей с образованием.

Ключевые тенденции и события, которые оказывают влияние на развитие университетов в период с 1950 года и по настоящее время, представленные на рисунке 1, где видно, что на протяжении многих лет трансформировалась взаимосвязь между устойчивым развитием и высшем образовании, которая в настоящее время сформировала новое понятие «устойчивое образование».

В ходе исследования выделены основные сценарии развития университетов в контексте устойчивого развития:

– социально ориентированные университеты;

– университеты, ориентированные на защиту окружающей среды;

– экономически ориентированные университеты [6].

Социально ориентированные устойчивые университеты представляют собой «социально занятый университет». Устойчивое образование в этой форме университета будет сосредоточено на продвижении знаний и навыков, связанных с устойчивостью, посредством участия в местном или региональном масштабе.  Ключевой ролью подобных университетов является обеспечение устойчивого развития и внедрение устойчивого образования посредством социально ориентированного сотрудничества с другими учебными заведениями и социальными секторами. Так, устойчивость приведет к географическому сосредоточению университета на непосредственных сообществах и регионах или конкретных географических районах развивающихся стран.

 

2022

Новые

вызовы

 

Рисунок 1 – Основные события в сфере высшего образования в контексте устойчивого развития

Figure 1 – Major developments in higher education in the context of sustainable development

 

Экологически ориентированные устойчивые университеты нацелены на создание стратегий и инструментов для трансформаций окружающей среды и обеспечению устойчивости посредством улучшения окружающей среды. Основной акцент деятельности подобных университетов – экологические проблемы.

Экономически ориентированные устойчивые университеты будут созданы для обеспечения устойчивости посредством экономического развития и предпринимательства. Подобные университеты являются активными передатчиками новых технологий в промышленность и создают инновационные продукты. Примером являются Массачусетский технологический университет и Стэнфордский университет.

В соответствии с этими контрастными, но потенциально взаимодополняющими сценариями, университеты будут продолжать претерпевать драматические изменения, поскольку они применяют свои ресурсы для совместного создания устойчивого общества. Подобная классификация устойчивых университетов может служить подходом для руководства университетом в направлении, соответствующем его особо сильным сторонам и приоритетам, а также потребностям и условиям окружающего его общества; позволит продолжать глобальные усилия по стимулированию университетов к расширению деятельности в области устойчивого образования, в то же время, увеличивая вклад в социальное, экономическое и экологическое развитие.

Сделаны выводы по итогу изучения вопроса конъюнктуры международного рынка образования и науки в контексте устойчивого развития:

– спрос на устойчивое образование растет на рынке труда и в обществе, в целом, порождая предложение среди ведущих мировых учебных заведений [7];

– основными игроками являются ведущие зарубежные вузы, тогда как в России университеты только начинают двигаться в направлении к устойчивому образованию;

– основными факторами, используемыми для оценки соответствия образовательной единицы устойчивому высшему учебному заведению, выступают различные ключевые аспекты деятельности университетов;

– в качестве прогноза дальнейшего развития устойчивого образования выделены три сценария: развитие социально, экологически или экономически ориентированных университетов.

Проведено исследование внутренней и внешней ситуации в Самарском университете в контексте устойчивого развития и сделаны выводы.

  1. Самарский университет представляет собой ведущее научно-образовательное учреждение, что подтверждает необходимость его приверженности концепциям устойчивого развития для дальнейшего перспективного развития.
  2. Высокие занимаемые места в глобальных, международных, российских рейтингах подчеркивают признанный высокий статус образовательного учреждения на международном рынке образования и науки, стремление к продвижению в которых призывает к поддерживанию текущего прогрессивного состояния и дальнейшему продвижению, в том числе, внедрению концепций устойчивого развития [8].
  3. На сегодняшний день, принимая во внимание участие Самарского университета в программе «Приоритет-2030», призванной создать центры научно-технологического и социально-экономического развития страны [9], нельзя отрицать, что устойчивое развитие является одним из важнейших аспектов развития. Устойчивое образование упоминается в планах мероприятий по трансформации.
  4. Изменения, касающиеся трансформации Самарского университета, касаются глобальных уровней, тогда как студенческие инициативы и посвящение студенческих обществ в тематику устойчивого развития полностью не реализовано. Кроме того, профессорско-преподавательский состав и пр. органы университета не акцентируют внимание на устойчивом образовании. Основной тематикой трансформации вуза принято считать инновационно-предпринимательские аспекты, затрагивающие в основном приоритетные инженерные, аэрокосмические отрасли университета, тогда как прочие области науки подвержены меньшему влиянию со стороны трансформации.

Таким образом, можно сформулировать основной вывод, что для внедрения необходимых для дальнейшего прогрессирования Самарского университета концепций устойчивого развития, необходимо разработать и применить комплексный подход приближения к устойчивому образованию, акцентируя внимания не только на трансформации глобального уровня, подразумевающие большие финансовые вливания, но и на трансформации со стороны потребителей исследуемого рынка – студентов; а также рассматривать специфику деятельности университета не только с точки зрения приоритетных направлений обучения и исследований аэрокосмического, промышленного комплекса, но и прочие области образования.

Внедрение концепций устойчивого развития в Самарском университете необходимо осуществлять, используя системный и комплексный подход, так как Самарский университет представляет собой мощную и масштабную систему, функционирование и взаимодействие элементов внутри которой позволяет достигать слаженную работу большого механизма.

В первую очередь необходимо создание платформ для обучения с целью ознакомления с понятиями устойчивого развития административных, организационных структур университета для последующей передачи накопленных знаний и применения принципов устойчивого развития основным потребителям услуг Самарского университета – студента и обучаемым. Стоит отметить, что подобное образование может носить как формальный, так и неформальный, неофициальный характер, то есть проводиться в формате круглых столов, проведения форумов, конференций, съездов, с целью обмена мнениями, опытом, выдвижения инициатив, объединениями в сообщества, решения в рамках которых будут переданы для последующего согласования на государственном уровне. 

Кроме того, принимая во внимание заграничный опыт, положительный эффект имеет деятельность созданных государственных экспертных центров по вопросам устойчивого образования, деятельность которых подразумевает определенные отчетные и нормативные подтверждения от учебных организаций. Это позволит отслеживать шаги трансформации университетов и добиться более четких практических действий.Иными словами в качестве мероприятия по внедрению концепций устойчивого развития в Самарском университете на государственном уровне, предлагается выдвижение собственных инициатив от университета различных форматов, которые позволят на государственном уровне отслеживать, способствовать и поддерживать необходимые для развития университета изменения в сторону устойчивого образования.

Для достижения устойчивости в Самарском университете определяющим является знание «носителей информации» – профессорско-преподавательского состава, а также руководящих и административных лиц об устойчивом развитии в целом. Достижение устойчивого микромира университета может быть достигнуто только в случае устойчивого подхода к образованию самих управляющих лиц и преподавателей, профессоров и пр. Для этого важным является проведение обучения руководящих лиц, профессорско-преподавательского состава университета устойчивому развитию, ознакомления с ключевыми моментами прогрессивных концепций, организация тематических форумов, конференций, круглых столов и пр. для широкого и эффективного просвещения штата Самарского университета.

Кроме того, создание комиссий по качеству образования, позволит ввести дополнительный контроль над важным элементом на пути к трансформации Самарского университета. Отчетность в формате отслеживания внутренних изменений посредством присутствия экспертов на учебных занятиях и пр., а не в бумажном варианте, позволит эффективно отслеживать позитивные изменения на путик  устойчивому образованию.

Взаимодействие с внешними агентами является  одним из ключевых моментов устойчивого развития Самарского университета. Сюда относятся различные конференции, форумы, воркшопы и пр. мероприятия, в рамках которых происходит взаимообмен информацией. Количество подобных проводимых мероприятий в стенах Самарского университета, а также за его пределами, участниками которых становятся представители Самарского университета, является весомым, но касающихся устойчивого развития – малым. Следовательно, вовлеченность Самарского университета – его руководителей и непосредственно обучаемых, является минимальной, что влечет за собой незнание понятия «устойчивого развития», что подтверждается опросом респондентов Самарского университета.

Самарский университет представляет собой огромную площадку для привлечения талантливых иностранных абитуриентов, а также интересным партнером для взаимодействия с внешними агентами ближнего и дальнего зарубежья, где приверженность устойчивому образованию более ярко выражена на сегодняшний день. Следовательно, целесообразным является организация мероприятий с зарубежными партнерами по вопрос устойчивого образования.

Так как одной из важнейших ролей высшего образования является подготовка будущих политиков и лиц, принимающих решения на различных уровнях, активных граждан, студенты должны получать в стенах Самарского уровня необходимые компетенции для дальнейшей борьбы с остро стоящими проблемами устойчивости [10]:

– учащиеся должны знать об устойчивости;

– учащиеся должны обладать навыками устойчивости;

– учащиеся должны иметь личные и эмоциональные атрибуты, такие как ценности и взаимоотношения, которые обусловлены устойчивостью.

Очевидно, что устойчивое образование выходит за рамки создания стандартной «базы знаний». Требуется переориентация образовательной политики в целях обеспечения устойчивости [11]. Для этого одной из задач профессорско-преподавательского состава становится обучить студентов следующим основным компетенциям для их дальнейшей работы с вопросами устойчивости [12]:

– системное мышление;

– упреждающее мышление;

– критическое мышление;

– справедливое мышление;

– принятие экологических законов;

– способность сотрудничества и участие;

– готовность к изменениям;

– междисциплинарная работа;

– связь и использование средств массовой информации;

– планирование и реализация инновационных проектов;

– объективная оценка.

Важно отметить, что как в международном политическом дискурсе, так и в литературе по вопросам образования, вопросы устойчивого развития обычно рассматриваются как проблемы, которые могут быть решены путем применения надлежащих стратегий обучения. Но в ходе исследования было выявлено, что  перевод существующего образования в устойчивое образование требует большего. В контексте устойчивости, готовые решения и неоспоримые истины являются редкими явлениями. Только при применении вышеперечисленных компетенций и способности обучить студентов подобному со стороны профессорско-преподавательского состава, устойчивое образование как таковое будет возможным. Иными словами, в вопросах применения устойчивого образования возникает парадокс от появления чувства срочности внедрения концепций устойчивого развития в связи с требованиями общества, состоянием планеты и тем, что четко прописанных шагов и стратегий устойчивого образования нет. В этом заключается вызов нашей действующей концепции образования, подходам к обучению – сам процесс обучения должен иметь демократический характер, включать в себя образовательную практику, в которой учащиеся смогут непосредственно «участвовать». То, что означает быть гражданином, не следует определять заранее. Он может только возникать в рамках участия во всех видах образовательных практик. В работах исследователей R. Lawy и G. Biesta [13] общество и вовлеченность в принятие решений эта перспектива рассматривается с точки зрения «гражданство как практика». В рамках устойчивого образования прослеживается похожая модель обучения, практического характера (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Предлагаемые перемены в подходах к обучению для устойчивого развития
в Самарском университете

Figure 2 – Proposed changes in approaches to learning for sustainable development at Samara University

 

После ознакомления профессорско-преподавательского состава Самарского университета с устойчивым развитием необходимо внедрение в сознание обучаемых накопленных знаний с учетом вышеописанных подходов к обучению.

В Самарском университете дисциплина «устойчивое образование» реализуется только в институте экономики и управления. Принимая во внимание количество институтов и факультетов, систему университета в целом, можно отметить, что ширина охвата аудитории студентов, проходящих ознакомление с устойчивым развитием, очень мало. Необходимо расширение штаба сотрудников, добавление аудиторных часов по вопросам устойчивого развития на всех институтах и факультетах, так как тема устойчивого развития касается не только экономические специальности, но пронизывает все преподаваемые дисциплины.

Самарский университет является одним из крупнейших игроков на международной арене научно-исследовательской деятельности. Сформулированы следующие необходимые характеристики проведения исследовательской деятельности для применения в Самарском университете:

– междисциплинарность;

– совместное производство знаний и участие (трансдисциплинарность) [14];

– производство социально значимых явлений;

– внимание к системным инновациям;

– проблемно-ориентированный (прикладной) характер исследований;

– внимание окружающей среде, безопасности;

– передача знаний;

– локально-глобальный уровень масштаба исследований;

– местные знания (для региона);

– общественный интерес;

– краткая, среднесрочная и долгосрочная перспектива (между будущими поколениями);

– проведение социальной экспертной оценки;

– прозрачность.

В Самарском университете встречается обособленность деятельности научного и образовательного характера. Рассматривая вышеописанные необходимые характеристики исследовательской деятельности, становится очевидным важное значение синтеза кафедр и отдела университета. В стенах вуза происходят различные разработки и технологические открытия, в том числе, подходящие по своим параметрам к требованиям устойчивых исследований, но экономический сегмент вуза не имеет доступа и возможности ознакомиться с происходящим на научном уровне – подходе совместного участия. Единственный возможный путь ознакомления с происходящими открытиями – СМИ и внутренние источники распространения информации, тогда как зарубежные вузы успешно практикуют совместные лаборатории и коллаборацию кафедр/отделов университета. Необходимым является создание общих аудиторных часов, тематических встреч, лабораторий для студентов совершенно различных специальностей по своей природе, но требующих соприкосновения для дальнейшей успешной реализации инновационных открытий и коммерциализации.

Территория кампуса Самарского университета занимает большие площади.Операции по обустройству и поддержанию порядка на территории кампуса университета призваны поддерживать научную миссию Самарского университета, имеют важнейшее значение в контексте устойчивого развития. Во-первых, устойчивые работы на территории кампуса позволяют улучшать экологические, институциональные и социально-экономические показатели учреждения. Во-вторых, переориентируя деятельность по благоустройству кампуса в сторону устойчивости, появится возможность для обеспечения неформального способа изучения устойчивости посредством практики – «практикуйте то, что вы проповедуете».

В Самарском университете ведутся работы по озеленению и поддержанию благоустройства территорий, возведению современных научных центров. Но устойчивые кампусные операции касаются не только экологического управления высшими учебными заведениями в целях снижения воздействия на окружающую среду за счет их различных видов деятельности. Переориентация кампусных операций в сторону устойчивого развития помимо программ утилизации, энергоэффективности, должны включить в себя и социально-экономические цели, привлечь участие заинтересованных сторон.

В Самарском университете необходимо провести работы по плану, предлагаемому Программой оценки устойчивости кампуса (CSAF: Campus Sustainability Assessment Framework) [15].

Аспекты, которые необходимо принимать во внимание для перехода Самарского университета к вузу, функционирующему на устойчивой территории.

  1. Необходимо заострить внимание на реновации основных учебных корпусов Самарского университета.
  2. Необходимо активное поощрение равенства занятости для преподавателей и сотрудников, а также найма и доступности образования для людей, имеющих инвалидность, что является жизненно важным компонентом социальной устойчивости на территории кампуса.
  3. Качество воздуха имеет прямую взаимосвязь со здоровьем человека. Старые здания учебных корпусов имеют плохую вентиляцию и другие загрязняющие вещества.
  4. В целях использованию циркулярной, зеленой экономики и экономией потребление воды целесообразным является рассмотрение использования дождевой воды.
  5. Использование бумаги редко рассматривается университетами в вопросах экологической безопасности. Перенимая опыт ведущих мировых вузов, становится целесообразным использование переработанных бумажных изделий, таких как крафтовая бумага, а также оцифровывание информации для использования электронных источников в процессе обучения.
  6. Покупка нового оборудования для обеспечения процесса обучения в Самарском университете должна основываться на целом ряде вопросов, ключевым из которых будет являться вопрос о количестве потребляемой энергии, воды и прочих ресурсов для ее функционирования. Крупные инвестиции имеют окупаемость в долгосрочной перспективе, но в то же время обладают высокими показателями устойчивости.
  7. Рассмотрение возможности использования возобновляемых источников энергии.
  8. Постоянное обучение членов сообщества кампуса Самарского университета, вне зависимости от занимаемой должности, вопросам экологической устойчивости.
  9. Организация физической и социальной деятельности на территории кампуса, что приведет к улучшению благосостояния людей через активацию тела и ума.
  10. Предоставление доступа к здоровым, питательным, безопасным и устойчивым пищевым продуктам на территории кампуса, что имеет решающее значение для благосостояния сообщества Самарского университета. Необходимо искоренить продажу вредных, но прибыльных для посредников продуктов питания, пропагандируя здоровое питание.
  11. Инвестиции в развитие кампуса Самарского университета.

Реализация предложенных мероприятий по благоустройству студенческого городка Самарского университета в контексте устойчивого развития требует не только финансовые вливания, но и более мощные инструменты, такие как заинтересованность и участие от персонала и студенческих сообществ. Взаимодействие управленцев университета с государственными органами и вовлечение студенческих инициатив способны поддержать и переориентировать имеющиеся ресурсы студенческого городка Самарского университете в устойчивый кампус, необходимый для успешного и долгосрочного функционирования вуза в контексте устойчивости – здоровой, зеленой среде. Кроме того, необходимо проводить качественный мониторинг и следить за эффективностью политики устойчивости кампуса, давая возможность студенческим сообществам оказывать влияние на процесс переориентации кампуса в сторону устойчивости.

Таким образом, совокупность важнейших изменений, необходимых к проведению на территориях Самарского университета в контексте устойчивости должны превзойти традиционные представления об управлении окружающей средой в кампусе. Важным является заострение внимания на вовлечение человеческого фактора, доступности и прозрачности деятельности, что намного превышает требуемые инвестиции и позволит получить большую социальную пользу.

Предлагается обратить внимание на поддержку студенческих инициатив в контексте устойчивого развития и организацию студенческих работ в этом направлении. На сегодняшний день Самарский университет является одним из передовых представителей высшего образования, имеющих высокоразвитую работу студенческого самоуправления и студенческих сообществ. Заинтересованность студентов, как представителей мощнейшего инструмента социальных преобразований, в том числе в контексте устойчивости, позволит добиться желаемого результата. Во-первых, необходимо осведомить и заинтересовать обучаемые группы вопросами устойчивого  развития посредством образовательных программ. Во-вторых, необходимо вовлечение студентов в различные конференции, форумы и пр. по вопросам устойчивого развития не только в качестве слушателей, но и в качестве участников бесед, круглых столов и пр. для предоставления возможностей осуществлять практические действия. В-третьих, необходима прозрачность деятельности административных аппаратов университета и предоставление доступа обучаемым к ознакомлению с деятельностью вуза в контексте устойчивости.

Внедрение концепций устойчивого развития в Самарском университете окажет непосредственное влияние на важнейшие показатели деятельности вуза. Широкое освещение и выбор концепций устойчивого развития в качестве определяющих факторов стратегии вуза позволит привлечь внимание к университету со стороны основного контингента Самарского университета – абитуриентов – потенциальных студентов. Иными словами, значимым эффектом от внедрения концепций устойчивого развития станет обеспечение высокого качества поступающих в университет абитуриентов.

Широкая география приёма студентов Самарского университета также является показателям эффективности деятельности вуза. Основной контингент мирового сообщества абитуриентов Самарского университета представлен странами ближнего зарубежья и Африкой. Внедрение концепций устойчивого развития в Самарский университет позволит привлечь внимание к деятельности вуза студентов из европейских стран, нацеленных на получение качественного устойчивого образования, так как представители развитых стран имеют широкое представление о показателях устойчивости и руководствуются ими в первую очередь при осуществлении выбора места получения образования.

Трансформация на пути к устойчивому развитию может быть подвержена воздействию фактора неопределенности, который представляет собой неполную или неточную информацию об условиях прохождения и реализации изменений в Самарском университете. Риски представляют собой неопределенность, связанную с возможностью возникновения в будущем неблагоприятных ситуаций и последствий. Другим понятием рисков является величина возможного ущерба или выигрыша, связанных с будущим событием, в результате принятия определенного решения. Но так как предложенные мероприятия в основном несут в себе концептуальный подход, минимизирующий финансовые вливания, то фактор неопределенности сыграет незначительную роль, внешние и внутренние риски приближены к минимальным.

Полученные выводы

  1. Устойчивое высшее образования в Самарском университете должно рассматриваться не как дополнение к текущим практикам, а как фундаментальные изменения, основанные на целостном и системном подходе к новому виду образования – устойчивому образованию в Самарском университете.
  2. Необходимо качественное обучение и ознакомление с принципами устойчивого образования всех представителей университета на всех уровнях: государственный, административный, профессорско-преподавательский, студенческий.
  3. Важным является обеспечение взаимодействия и сотрудничества всех отделов, научных кафедр, действующих лабораторий, административного аппарата с обучаемыми лицами для успешных практических действий в сторону устойчивости.
  4. Необходимо массовое проведение, участие представителей Самарского университета в различных конференциях, форумах и прочих мероприятиях по вопросам устойчивого развития.
  5. Требуется проведение устойчивых работ на территории студенческого городка университета.
  6. Необходимо внедрение дисциплин «устойчивое развитие» в образовательные программы всех специальностей.
  7. Значимым является изменение подхода к обучению студентов в контексте устойчивости.
  8. Требуется прозрачность в управлении университетом и предоставление доступа к действию студентам. Обучаемые, в том числе, должны иметь доступ к информации о производительности университета и в идеале влиять на будущее политики и решений по планированию внедрения концепций устойчивости. В случае вовлечения инициативных групп Самарского университета в работы по внедрению концепций устойчивого развития вероятность их внедрения с большей скоростью и скоординированностью увеличивается. Всех представителей Самарского университета объединяют общие ценности, проблемы и равные возможности, основанные на чувстве доверия, надежды и взаимности.

Деятельность Самарского университета должна стать экологически обоснованной, социально справедливой и экономически жизнеспособной не только для настоящего, но и для будущих поколений. Самарский университет призван функционировать как устойчивое сообщество, воплощая ответственное потребление энергии, воды и пр. ресурсов, поддерживая устойчивое развития в регионе.  Устойчивый Самарский университет, внедрив концепции устойчивого развития в свои учебные программы, научно-исследовательскую деятельность и работу, в целом, приготовит студентов – будущих работающих граждан Российского сообщества, к жизни в экологически здоровом и справедливом обществе, воплощая собой устойчивую единицу высшего образования.

 

×

About the authors

Inna S. Platonova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: Platonova.is@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1858-2227

marketing specialist, Department of Professional Orientation and Work with Talented Youth

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara

Mariya V. Klevina

Samara National Research University

Email: mariya.klevina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0374-2793

1st year postgraduate student of the Department of Management and Production Organization, Public Relations specialist, Employment and Career Management

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara

References

  1. Avdeeva T.V. Strategic challenges of the digital transformation of the country's economy. Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo, 2022, no. 5–1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-vyzovy-tsifrovoy-transformatsii-ekonomiki-strany. (In Russ.)
  2. Dovbiy I.P., Degterenko A.N., Kobilyakova V.V. «New industrialization» in Russia as a factor in the transition to a green economy. Financial Journal, 2020, vol. 12, no. 4, pp. 85–100. DOI: http://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-4-85-100. (In Russ.)
  3. Pashakhina E.A. Russia's educational services market in the context of reforms in higher education. Tomsk State University Journal of Economics, 2020, no. 49, pp. 110–121. DOI: http://doi.org/10.17223/19988648/49/8. (In Russ.)
  4. Global Footprint Network. World footprint: do we fit on the planet?. Available at: http://www.footprintnetwork.org/en/index.php/GFN/page/world_footprint/(accessed 15.01.2022)
  5. Tilbury D. Higher education for sustainability: a global review of commitment and progress: from understanding to action. In: GUNI (Ed.) Higher Education in the World 4. Higher Education’s Commitment to Sustainability: from Understanding to Action. Palgrave: Barcelona, pp. 18–28. ISBN 978-0-230-53555. Available at: http://www.academia.edu/1409511/Tilbury_D._2011_._Higher_Education_for_Sustainability_A_Global_
  6. Overview_of_Commitment_and_Progress._In_GUNI_Ed._Higher_Education_in_the_World_4._Higher_Education_s_Commitment_to_Sustainability_from_Understanding_to_Action._Palgrave_Barcelona._pp._18-28_ISBN_978-0-230-53555 (accessed 06.01.2022).
  7. Beynaghi A. Future sustainability scenarios for universities: moving beyond the United Nations Decade of Education for Sustainable Development. Journal of Cleaner Production, 2015, vol. 112, Part 4, pp. 3464–3478. Available at: http://dx.doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.10.117.
  8. Zakharova S.A., Tarshis L.G., Mamontova M.Y. Education for sustainable development: didactics for the future. International Research Journal, 2020, no. 11–3 (101), pp. 116–118. DOI: http://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.093. (In Russ.)
  9. Rating systems. Available at: https://ssau.ru/events_news/ref/6-reytingi. (In Russ.)
  10. Priority 2030 Program. Available at: https://priority2030.ru. (In Russ.)
  11. Shepard K. Higher education for sustainability: seeking affective learning outcomes. International Journal of Sustainability in Higher Education, 2007, vol. 9, issue 1, pp. 87–98. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/14676370810842201.
  12. UNESCO Draft International Implementation Scheme. United Nations Decade of Education for Sustainable Development. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001486/148654e.pdf (accessed 08.01.2022).
  13. Rieckmann M. Future-oriented higher education: Which key competencies should be fostered through university teaching and learning? Futures, 2012, vol. 44, issue 2, pp. 127–135. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.futures.2011.09.005.
  14. Waas T., Hugé J., Ceulemans K., Lambrechts W., Vandenabeele J., Lozano R., Wright T. Sustainable Higher Education – Understanding and Moving Forward. Flemish Government – Environment, Nature and Energy Department, Brussels, 2012, pp. 40–49. Available at: https://www.vub.be/klimostoolkit/sites/default/files/documents/sustainable_higher_education_understanding_and_moving_forward_waas_et_al_.pdf.
  15. Isaeva E.L. Innovative processes in pedagogy on the example of interdisciplinary and transdisciplinary. Scientific news, 2020, no. 20, pp. 66–70. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-protsessy-v-pedagogike-na-primere-mezhdistsiplinarnosti-i-transdistsiplinarnosti; https://elibrary.ru/item.asp?id=45670870. (In Russ.)
  16. Cole L., Wright T. Assessing Sustainability on Canadian University Campuses: the development of a campus sustainability assessment framework. In: Filho W.L. (Ed.) Handbook of sustainability research, 2005, pp. 705–725.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies