Внедрение концепций устойчивого развития на международных рынках образования и науки на примере Самарского университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мировое сообщество все больше и больше вникает в такие современные понятия, как «циркулярная экономика», «зеленая экономика», «социально ответственный бизнес», что в общем и целом предопределяет такое понятие, как «устойчивое развитие». Сфера высшего образования не была обделена вниманием с этой точки зрения. Ведущие мировые вузы перестраиваются в соответствии с концепциями устойчивого развития. Ведущие представители образовательной сферы, исходя из своего опыта развития устойчивости в области высшего образования, уже имеют конкретные примеры, идеи, размышления и стратегии, что позволяет иметь исходную базу для реформ на пути к устойчивым университетам. В отечественной практике можно заметить несколько положительных тенденций на пути к устойчивым университетам, но все же не кардинальных и коренных изменений. Это является одной из наиболее остро стоящих проблем перед современными высшими учебными заведениями. Цель статьи – разработка мероприятий по внедрению концепций устойчивого развития для Самарского университета. Проведен анализ состояния и динамики развития международного рынка образования и науки и анализ международной и внутренней деятельности Самарского университета в контексте устойчивого развития. В качестве методологии представлены мероприятия, которые позволяют использовать одноименный опыт, осуществлять обмен информацией между участниками, задачи которых схожи – предложены мероприятия по внедрению концепций устойчивого развития в Самарском университете. В качестве эмпирического материала изучен опыт ведущих игроков образовательного рынка, нормативно-правовая база рассматриваемого вопроса устойчивого развития. Научная новизна определяется разработанными и предложенными концепциями внедрения принципов устойчивого развития в деятельность Самарского университета. Предлагаемая стратегия может быть применима для внедрения концепций устойчивого развития в научно-образовательных центрах, функционирующих на международных рынках образования и науки.

Полный текст

Введение

Стремительно развивающееся во всех сферах общество, нацеленное на разработку и внедрение новейших технологий, инженерию будущего, форсайт, в особенности в условиях цифровизации, создание  и использование современных методик менеджмента, с каждым днем уделяет все большее внимание и принимает за фундаментальную основу в различных аспектах  концепции устойчивого развития [1]. Парадигмы современности призваны принять и внедрить устойчивое развитие как базис для гармоничного прогресса мировой экономики и жизни социума, в целом [2].

Рынок образования и науки является одним из основополагающих институтов развития, представляя собой стартовую площадку для деятельности, как в масштабах личности, так и в производственных масштабах. Динамичные изменения: расширения, слияния, усиления в качественном и количественном смыслах высших учебных заведений, представляющих такое значимое направление, как высшее образование, с каждым днем увеличивают смысл приверженности концепций устойчивого развития  для успешного функционирования высшего образования как такового [3]. Но так как большинство единиц института высшего образования находятся только в начальной стадии реформ в направлении устойчивого развития, то становится заметным, что высшие учебные заведения оказываются на некоем перепутье на фоне растущих проблем и неопределенностей в отношении устойчивости. Необходимо осуществить позитивные изменения в высшем образовании, исследуя само богатое понятие «устойчивого университета», определить пути, через которые высшим учебным заведениям можно реализовать свой потенциал.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (Самарский университет) является ведущим вузом Российской Федерации, громко заявляя о себе на мировой арене, как в сфере высшего образования, так и на рынке трудоустройства. Таким образом, внедрение концепций устойчивого развития в Самарском университете является актуальным и значимым для его дальнейшего прогресса.

Цель исследования – анализ международного рынка образования  и науки с точки зрения устойчивости и разработка концепций устойчивого развития для Самарского университета.

В качестве научной новизны проделанного исследования следует отметить принципиально новые предложенные концепции конкретно для Самарского университета, необходимые для приближения вуза к устойчивой модели.

Методологии исследования в области устойчивого развития признаются эффективными в случае использования мероприятий, нацеленных на взаимообмен опытом, информацией между заинтересованными сторонами, что было использовано в проведенном исследовании.

В работе изучены состояние и динамика развития международного рынка образования и науки в контексте устойчивого развития, проведен анализ международной и внутренней деятельности Самарского университета в контексте устойчивого развития. Предложены мероприятия по внедрению концепций устойчивого развития в Самарском университете и рассмотрены перспективы развития Самарского университета в контексте устойчивого развития.

Предлагаемая стратегия приближения Самарского университета к устойчивой модели имеет практическую значимость для развития вуза в качестве ведущей единицы международного рынка образования и науки.

 

Ход исследования

Устойчивое развитие измеряется по двум ведущим показателям: оставляемый экологический след [4] в качестве меры для оценки состояния окружающей среды и индекса развития человеческого потенциала в качестве оценки меры развития человека, что включает в себя ожидаемую продолжительность жизни, образование и доходы. Нынешняя ситуация в значительной степени неустойчива и глобальное общество должно развиваться в рамках экологических границ планеты и высокого человеческого развития.

Мировое сообщество признает, что высшее образование способствует и иногда даже ускоряет кризис устойчивости [5]. Это не столько работа невежественных людей, но, в значительной степени, результат работы людей с образованием.

Ключевые тенденции и события, которые оказывают влияние на развитие университетов в период с 1950 года и по настоящее время, представленные на рисунке 1, где видно, что на протяжении многих лет трансформировалась взаимосвязь между устойчивым развитием и высшем образовании, которая в настоящее время сформировала новое понятие «устойчивое образование».

В ходе исследования выделены основные сценарии развития университетов в контексте устойчивого развития:

– социально ориентированные университеты;

– университеты, ориентированные на защиту окружающей среды;

– экономически ориентированные университеты [6].

Социально ориентированные устойчивые университеты представляют собой «социально занятый университет». Устойчивое образование в этой форме университета будет сосредоточено на продвижении знаний и навыков, связанных с устойчивостью, посредством участия в местном или региональном масштабе.  Ключевой ролью подобных университетов является обеспечение устойчивого развития и внедрение устойчивого образования посредством социально ориентированного сотрудничества с другими учебными заведениями и социальными секторами. Так, устойчивость приведет к географическому сосредоточению университета на непосредственных сообществах и регионах или конкретных географических районах развивающихся стран.

 

2022

Новые

вызовы

 

Рисунок 1 – Основные события в сфере высшего образования в контексте устойчивого развития

Figure 1 – Major developments in higher education in the context of sustainable development

 

Экологически ориентированные устойчивые университеты нацелены на создание стратегий и инструментов для трансформаций окружающей среды и обеспечению устойчивости посредством улучшения окружающей среды. Основной акцент деятельности подобных университетов – экологические проблемы.

Экономически ориентированные устойчивые университеты будут созданы для обеспечения устойчивости посредством экономического развития и предпринимательства. Подобные университеты являются активными передатчиками новых технологий в промышленность и создают инновационные продукты. Примером являются Массачусетский технологический университет и Стэнфордский университет.

В соответствии с этими контрастными, но потенциально взаимодополняющими сценариями, университеты будут продолжать претерпевать драматические изменения, поскольку они применяют свои ресурсы для совместного создания устойчивого общества. Подобная классификация устойчивых университетов может служить подходом для руководства университетом в направлении, соответствующем его особо сильным сторонам и приоритетам, а также потребностям и условиям окружающего его общества; позволит продолжать глобальные усилия по стимулированию университетов к расширению деятельности в области устойчивого образования, в то же время, увеличивая вклад в социальное, экономическое и экологическое развитие.

Сделаны выводы по итогу изучения вопроса конъюнктуры международного рынка образования и науки в контексте устойчивого развития:

– спрос на устойчивое образование растет на рынке труда и в обществе, в целом, порождая предложение среди ведущих мировых учебных заведений [7];

– основными игроками являются ведущие зарубежные вузы, тогда как в России университеты только начинают двигаться в направлении к устойчивому образованию;

– основными факторами, используемыми для оценки соответствия образовательной единицы устойчивому высшему учебному заведению, выступают различные ключевые аспекты деятельности университетов;

– в качестве прогноза дальнейшего развития устойчивого образования выделены три сценария: развитие социально, экологически или экономически ориентированных университетов.

Проведено исследование внутренней и внешней ситуации в Самарском университете в контексте устойчивого развития и сделаны выводы.

  1. Самарский университет представляет собой ведущее научно-образовательное учреждение, что подтверждает необходимость его приверженности концепциям устойчивого развития для дальнейшего перспективного развития.
  2. Высокие занимаемые места в глобальных, международных, российских рейтингах подчеркивают признанный высокий статус образовательного учреждения на международном рынке образования и науки, стремление к продвижению в которых призывает к поддерживанию текущего прогрессивного состояния и дальнейшему продвижению, в том числе, внедрению концепций устойчивого развития [8].
  3. На сегодняшний день, принимая во внимание участие Самарского университета в программе «Приоритет-2030», призванной создать центры научно-технологического и социально-экономического развития страны [9], нельзя отрицать, что устойчивое развитие является одним из важнейших аспектов развития. Устойчивое образование упоминается в планах мероприятий по трансформации.
  4. Изменения, касающиеся трансформации Самарского университета, касаются глобальных уровней, тогда как студенческие инициативы и посвящение студенческих обществ в тематику устойчивого развития полностью не реализовано. Кроме того, профессорско-преподавательский состав и пр. органы университета не акцентируют внимание на устойчивом образовании. Основной тематикой трансформации вуза принято считать инновационно-предпринимательские аспекты, затрагивающие в основном приоритетные инженерные, аэрокосмические отрасли университета, тогда как прочие области науки подвержены меньшему влиянию со стороны трансформации.

Таким образом, можно сформулировать основной вывод, что для внедрения необходимых для дальнейшего прогрессирования Самарского университета концепций устойчивого развития, необходимо разработать и применить комплексный подход приближения к устойчивому образованию, акцентируя внимания не только на трансформации глобального уровня, подразумевающие большие финансовые вливания, но и на трансформации со стороны потребителей исследуемого рынка – студентов; а также рассматривать специфику деятельности университета не только с точки зрения приоритетных направлений обучения и исследований аэрокосмического, промышленного комплекса, но и прочие области образования.

Внедрение концепций устойчивого развития в Самарском университете необходимо осуществлять, используя системный и комплексный подход, так как Самарский университет представляет собой мощную и масштабную систему, функционирование и взаимодействие элементов внутри которой позволяет достигать слаженную работу большого механизма.

В первую очередь необходимо создание платформ для обучения с целью ознакомления с понятиями устойчивого развития административных, организационных структур университета для последующей передачи накопленных знаний и применения принципов устойчивого развития основным потребителям услуг Самарского университета – студента и обучаемым. Стоит отметить, что подобное образование может носить как формальный, так и неформальный, неофициальный характер, то есть проводиться в формате круглых столов, проведения форумов, конференций, съездов, с целью обмена мнениями, опытом, выдвижения инициатив, объединениями в сообщества, решения в рамках которых будут переданы для последующего согласования на государственном уровне. 

Кроме того, принимая во внимание заграничный опыт, положительный эффект имеет деятельность созданных государственных экспертных центров по вопросам устойчивого образования, деятельность которых подразумевает определенные отчетные и нормативные подтверждения от учебных организаций. Это позволит отслеживать шаги трансформации университетов и добиться более четких практических действий.Иными словами в качестве мероприятия по внедрению концепций устойчивого развития в Самарском университете на государственном уровне, предлагается выдвижение собственных инициатив от университета различных форматов, которые позволят на государственном уровне отслеживать, способствовать и поддерживать необходимые для развития университета изменения в сторону устойчивого образования.

Для достижения устойчивости в Самарском университете определяющим является знание «носителей информации» – профессорско-преподавательского состава, а также руководящих и административных лиц об устойчивом развитии в целом. Достижение устойчивого микромира университета может быть достигнуто только в случае устойчивого подхода к образованию самих управляющих лиц и преподавателей, профессоров и пр. Для этого важным является проведение обучения руководящих лиц, профессорско-преподавательского состава университета устойчивому развитию, ознакомления с ключевыми моментами прогрессивных концепций, организация тематических форумов, конференций, круглых столов и пр. для широкого и эффективного просвещения штата Самарского университета.

Кроме того, создание комиссий по качеству образования, позволит ввести дополнительный контроль над важным элементом на пути к трансформации Самарского университета. Отчетность в формате отслеживания внутренних изменений посредством присутствия экспертов на учебных занятиях и пр., а не в бумажном варианте, позволит эффективно отслеживать позитивные изменения на путик  устойчивому образованию.

Взаимодействие с внешними агентами является  одним из ключевых моментов устойчивого развития Самарского университета. Сюда относятся различные конференции, форумы, воркшопы и пр. мероприятия, в рамках которых происходит взаимообмен информацией. Количество подобных проводимых мероприятий в стенах Самарского университета, а также за его пределами, участниками которых становятся представители Самарского университета, является весомым, но касающихся устойчивого развития – малым. Следовательно, вовлеченность Самарского университета – его руководителей и непосредственно обучаемых, является минимальной, что влечет за собой незнание понятия «устойчивого развития», что подтверждается опросом респондентов Самарского университета.

Самарский университет представляет собой огромную площадку для привлечения талантливых иностранных абитуриентов, а также интересным партнером для взаимодействия с внешними агентами ближнего и дальнего зарубежья, где приверженность устойчивому образованию более ярко выражена на сегодняшний день. Следовательно, целесообразным является организация мероприятий с зарубежными партнерами по вопрос устойчивого образования.

Так как одной из важнейших ролей высшего образования является подготовка будущих политиков и лиц, принимающих решения на различных уровнях, активных граждан, студенты должны получать в стенах Самарского уровня необходимые компетенции для дальнейшей борьбы с остро стоящими проблемами устойчивости [10]:

– учащиеся должны знать об устойчивости;

– учащиеся должны обладать навыками устойчивости;

– учащиеся должны иметь личные и эмоциональные атрибуты, такие как ценности и взаимоотношения, которые обусловлены устойчивостью.

Очевидно, что устойчивое образование выходит за рамки создания стандартной «базы знаний». Требуется переориентация образовательной политики в целях обеспечения устойчивости [11]. Для этого одной из задач профессорско-преподавательского состава становится обучить студентов следующим основным компетенциям для их дальнейшей работы с вопросами устойчивости [12]:

– системное мышление;

– упреждающее мышление;

– критическое мышление;

– справедливое мышление;

– принятие экологических законов;

– способность сотрудничества и участие;

– готовность к изменениям;

– междисциплинарная работа;

– связь и использование средств массовой информации;

– планирование и реализация инновационных проектов;

– объективная оценка.

Важно отметить, что как в международном политическом дискурсе, так и в литературе по вопросам образования, вопросы устойчивого развития обычно рассматриваются как проблемы, которые могут быть решены путем применения надлежащих стратегий обучения. Но в ходе исследования было выявлено, что  перевод существующего образования в устойчивое образование требует большего. В контексте устойчивости, готовые решения и неоспоримые истины являются редкими явлениями. Только при применении вышеперечисленных компетенций и способности обучить студентов подобному со стороны профессорско-преподавательского состава, устойчивое образование как таковое будет возможным. Иными словами, в вопросах применения устойчивого образования возникает парадокс от появления чувства срочности внедрения концепций устойчивого развития в связи с требованиями общества, состоянием планеты и тем, что четко прописанных шагов и стратегий устойчивого образования нет. В этом заключается вызов нашей действующей концепции образования, подходам к обучению – сам процесс обучения должен иметь демократический характер, включать в себя образовательную практику, в которой учащиеся смогут непосредственно «участвовать». То, что означает быть гражданином, не следует определять заранее. Он может только возникать в рамках участия во всех видах образовательных практик. В работах исследователей R. Lawy и G. Biesta [13] общество и вовлеченность в принятие решений эта перспектива рассматривается с точки зрения «гражданство как практика». В рамках устойчивого образования прослеживается похожая модель обучения, практического характера (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Предлагаемые перемены в подходах к обучению для устойчивого развития
в Самарском университете

Figure 2 – Proposed changes in approaches to learning for sustainable development at Samara University

 

После ознакомления профессорско-преподавательского состава Самарского университета с устойчивым развитием необходимо внедрение в сознание обучаемых накопленных знаний с учетом вышеописанных подходов к обучению.

В Самарском университете дисциплина «устойчивое образование» реализуется только в институте экономики и управления. Принимая во внимание количество институтов и факультетов, систему университета в целом, можно отметить, что ширина охвата аудитории студентов, проходящих ознакомление с устойчивым развитием, очень мало. Необходимо расширение штаба сотрудников, добавление аудиторных часов по вопросам устойчивого развития на всех институтах и факультетах, так как тема устойчивого развития касается не только экономические специальности, но пронизывает все преподаваемые дисциплины.

Самарский университет является одним из крупнейших игроков на международной арене научно-исследовательской деятельности. Сформулированы следующие необходимые характеристики проведения исследовательской деятельности для применения в Самарском университете:

– междисциплинарность;

– совместное производство знаний и участие (трансдисциплинарность) [14];

– производство социально значимых явлений;

– внимание к системным инновациям;

– проблемно-ориентированный (прикладной) характер исследований;

– внимание окружающей среде, безопасности;

– передача знаний;

– локально-глобальный уровень масштаба исследований;

– местные знания (для региона);

– общественный интерес;

– краткая, среднесрочная и долгосрочная перспектива (между будущими поколениями);

– проведение социальной экспертной оценки;

– прозрачность.

В Самарском университете встречается обособленность деятельности научного и образовательного характера. Рассматривая вышеописанные необходимые характеристики исследовательской деятельности, становится очевидным важное значение синтеза кафедр и отдела университета. В стенах вуза происходят различные разработки и технологические открытия, в том числе, подходящие по своим параметрам к требованиям устойчивых исследований, но экономический сегмент вуза не имеет доступа и возможности ознакомиться с происходящим на научном уровне – подходе совместного участия. Единственный возможный путь ознакомления с происходящими открытиями – СМИ и внутренние источники распространения информации, тогда как зарубежные вузы успешно практикуют совместные лаборатории и коллаборацию кафедр/отделов университета. Необходимым является создание общих аудиторных часов, тематических встреч, лабораторий для студентов совершенно различных специальностей по своей природе, но требующих соприкосновения для дальнейшей успешной реализации инновационных открытий и коммерциализации.

Территория кампуса Самарского университета занимает большие площади.Операции по обустройству и поддержанию порядка на территории кампуса университета призваны поддерживать научную миссию Самарского университета, имеют важнейшее значение в контексте устойчивого развития. Во-первых, устойчивые работы на территории кампуса позволяют улучшать экологические, институциональные и социально-экономические показатели учреждения. Во-вторых, переориентируя деятельность по благоустройству кампуса в сторону устойчивости, появится возможность для обеспечения неформального способа изучения устойчивости посредством практики – «практикуйте то, что вы проповедуете».

В Самарском университете ведутся работы по озеленению и поддержанию благоустройства территорий, возведению современных научных центров. Но устойчивые кампусные операции касаются не только экологического управления высшими учебными заведениями в целях снижения воздействия на окружающую среду за счет их различных видов деятельности. Переориентация кампусных операций в сторону устойчивого развития помимо программ утилизации, энергоэффективности, должны включить в себя и социально-экономические цели, привлечь участие заинтересованных сторон.

В Самарском университете необходимо провести работы по плану, предлагаемому Программой оценки устойчивости кампуса (CSAF: Campus Sustainability Assessment Framework) [15].

Аспекты, которые необходимо принимать во внимание для перехода Самарского университета к вузу, функционирующему на устойчивой территории.

  1. Необходимо заострить внимание на реновации основных учебных корпусов Самарского университета.
  2. Необходимо активное поощрение равенства занятости для преподавателей и сотрудников, а также найма и доступности образования для людей, имеющих инвалидность, что является жизненно важным компонентом социальной устойчивости на территории кампуса.
  3. Качество воздуха имеет прямую взаимосвязь со здоровьем человека. Старые здания учебных корпусов имеют плохую вентиляцию и другие загрязняющие вещества.
  4. В целях использованию циркулярной, зеленой экономики и экономией потребление воды целесообразным является рассмотрение использования дождевой воды.
  5. Использование бумаги редко рассматривается университетами в вопросах экологической безопасности. Перенимая опыт ведущих мировых вузов, становится целесообразным использование переработанных бумажных изделий, таких как крафтовая бумага, а также оцифровывание информации для использования электронных источников в процессе обучения.
  6. Покупка нового оборудования для обеспечения процесса обучения в Самарском университете должна основываться на целом ряде вопросов, ключевым из которых будет являться вопрос о количестве потребляемой энергии, воды и прочих ресурсов для ее функционирования. Крупные инвестиции имеют окупаемость в долгосрочной перспективе, но в то же время обладают высокими показателями устойчивости.
  7. Рассмотрение возможности использования возобновляемых источников энергии.
  8. Постоянное обучение членов сообщества кампуса Самарского университета, вне зависимости от занимаемой должности, вопросам экологической устойчивости.
  9. Организация физической и социальной деятельности на территории кампуса, что приведет к улучшению благосостояния людей через активацию тела и ума.
  10. Предоставление доступа к здоровым, питательным, безопасным и устойчивым пищевым продуктам на территории кампуса, что имеет решающее значение для благосостояния сообщества Самарского университета. Необходимо искоренить продажу вредных, но прибыльных для посредников продуктов питания, пропагандируя здоровое питание.
  11. Инвестиции в развитие кампуса Самарского университета.

Реализация предложенных мероприятий по благоустройству студенческого городка Самарского университета в контексте устойчивого развития требует не только финансовые вливания, но и более мощные инструменты, такие как заинтересованность и участие от персонала и студенческих сообществ. Взаимодействие управленцев университета с государственными органами и вовлечение студенческих инициатив способны поддержать и переориентировать имеющиеся ресурсы студенческого городка Самарского университете в устойчивый кампус, необходимый для успешного и долгосрочного функционирования вуза в контексте устойчивости – здоровой, зеленой среде. Кроме того, необходимо проводить качественный мониторинг и следить за эффективностью политики устойчивости кампуса, давая возможность студенческим сообществам оказывать влияние на процесс переориентации кампуса в сторону устойчивости.

Таким образом, совокупность важнейших изменений, необходимых к проведению на территориях Самарского университета в контексте устойчивости должны превзойти традиционные представления об управлении окружающей средой в кампусе. Важным является заострение внимания на вовлечение человеческого фактора, доступности и прозрачности деятельности, что намного превышает требуемые инвестиции и позволит получить большую социальную пользу.

Предлагается обратить внимание на поддержку студенческих инициатив в контексте устойчивого развития и организацию студенческих работ в этом направлении. На сегодняшний день Самарский университет является одним из передовых представителей высшего образования, имеющих высокоразвитую работу студенческого самоуправления и студенческих сообществ. Заинтересованность студентов, как представителей мощнейшего инструмента социальных преобразований, в том числе в контексте устойчивости, позволит добиться желаемого результата. Во-первых, необходимо осведомить и заинтересовать обучаемые группы вопросами устойчивого  развития посредством образовательных программ. Во-вторых, необходимо вовлечение студентов в различные конференции, форумы и пр. по вопросам устойчивого развития не только в качестве слушателей, но и в качестве участников бесед, круглых столов и пр. для предоставления возможностей осуществлять практические действия. В-третьих, необходима прозрачность деятельности административных аппаратов университета и предоставление доступа обучаемым к ознакомлению с деятельностью вуза в контексте устойчивости.

Внедрение концепций устойчивого развития в Самарском университете окажет непосредственное влияние на важнейшие показатели деятельности вуза. Широкое освещение и выбор концепций устойчивого развития в качестве определяющих факторов стратегии вуза позволит привлечь внимание к университету со стороны основного контингента Самарского университета – абитуриентов – потенциальных студентов. Иными словами, значимым эффектом от внедрения концепций устойчивого развития станет обеспечение высокого качества поступающих в университет абитуриентов.

Широкая география приёма студентов Самарского университета также является показателям эффективности деятельности вуза. Основной контингент мирового сообщества абитуриентов Самарского университета представлен странами ближнего зарубежья и Африкой. Внедрение концепций устойчивого развития в Самарский университет позволит привлечь внимание к деятельности вуза студентов из европейских стран, нацеленных на получение качественного устойчивого образования, так как представители развитых стран имеют широкое представление о показателях устойчивости и руководствуются ими в первую очередь при осуществлении выбора места получения образования.

Трансформация на пути к устойчивому развитию может быть подвержена воздействию фактора неопределенности, который представляет собой неполную или неточную информацию об условиях прохождения и реализации изменений в Самарском университете. Риски представляют собой неопределенность, связанную с возможностью возникновения в будущем неблагоприятных ситуаций и последствий. Другим понятием рисков является величина возможного ущерба или выигрыша, связанных с будущим событием, в результате принятия определенного решения. Но так как предложенные мероприятия в основном несут в себе концептуальный подход, минимизирующий финансовые вливания, то фактор неопределенности сыграет незначительную роль, внешние и внутренние риски приближены к минимальным.

Полученные выводы

  1. Устойчивое высшее образования в Самарском университете должно рассматриваться не как дополнение к текущим практикам, а как фундаментальные изменения, основанные на целостном и системном подходе к новому виду образования – устойчивому образованию в Самарском университете.
  2. Необходимо качественное обучение и ознакомление с принципами устойчивого образования всех представителей университета на всех уровнях: государственный, административный, профессорско-преподавательский, студенческий.
  3. Важным является обеспечение взаимодействия и сотрудничества всех отделов, научных кафедр, действующих лабораторий, административного аппарата с обучаемыми лицами для успешных практических действий в сторону устойчивости.
  4. Необходимо массовое проведение, участие представителей Самарского университета в различных конференциях, форумах и прочих мероприятиях по вопросам устойчивого развития.
  5. Требуется проведение устойчивых работ на территории студенческого городка университета.
  6. Необходимо внедрение дисциплин «устойчивое развитие» в образовательные программы всех специальностей.
  7. Значимым является изменение подхода к обучению студентов в контексте устойчивости.
  8. Требуется прозрачность в управлении университетом и предоставление доступа к действию студентам. Обучаемые, в том числе, должны иметь доступ к информации о производительности университета и в идеале влиять на будущее политики и решений по планированию внедрения концепций устойчивости. В случае вовлечения инициативных групп Самарского университета в работы по внедрению концепций устойчивого развития вероятность их внедрения с большей скоростью и скоординированностью увеличивается. Всех представителей Самарского университета объединяют общие ценности, проблемы и равные возможности, основанные на чувстве доверия, надежды и взаимности.

Деятельность Самарского университета должна стать экологически обоснованной, социально справедливой и экономически жизнеспособной не только для настоящего, но и для будущих поколений. Самарский университет призван функционировать как устойчивое сообщество, воплощая ответственное потребление энергии, воды и пр. ресурсов, поддерживая устойчивое развития в регионе.  Устойчивый Самарский университет, внедрив концепции устойчивого развития в свои учебные программы, научно-исследовательскую деятельность и работу, в целом, приготовит студентов – будущих работающих граждан Российского сообщества, к жизни в экологически здоровом и справедливом обществе, воплощая собой устойчивую единицу высшего образования.

 

×

Об авторах

Инна Сергеевна Платонова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: Platonova.is@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1858-2227

специалист по маркетингу, отдел профессиональной ориентации и работы с талантливой молодежью

Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Мария Васильевна Клёвина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: mariya.klevina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0374-2793

аспирант I курса кафедры менеджмента и организации производства, специалист по связям с общественностью, управление занятости и карьеры

Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Список литературы

  1. 1. Авдеева Т.В. Стратегические вызовы цифровой трансформации экономики страны // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. № 5–1. DOI: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-vyzovy-tsifrovoy-transformatsii-ekonomiki-strany.
  2. 2. Довбий И.П., Дегтеренко А.Н., Кобылякова В.В. «Новая индустриализация» в России как фактор перехода к «Зеленой» экономике // Финансовый журнал. 2020. Т. 12, № 4. С. 85–100. DOI: http://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-4-85-100
  3. 3. Пашахина Е.А. Рынок образовательных услуг России в условиях реформирования системы высшего образования // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2020. № 49. С. 110–121. DOI: http://doi.org/10.17223/19988648/49/8.
  4. 4. Global Footprint Network. World footprint: do we fit on the planet? [Электронный ресурс]. URL: http://www.footprintnetwork.org/en/index.php/GFN/page/world_footprint (дата обращения 15.01.2022).
  5. 5. Tilbury D., Higher education for sustainability: a global review of commitment and progress: from understanding to action. URL: http://www.academia.edu/1409511/Tilbury_D._2011_._Higher_Education_for_Sustainability_A_Global_Overview_of_Commitment_and_Progress._In_GUNI_Ed._Higher_Education_in_the_World_4._Higher_Education_s_Commitment_to_Sustainability_from_Understanding_to_Action._Palgrave_Barcelona._pp._18-28_ISBN_978-0-230-53555 (дата обращения: 06.01.2022).
  6. 6. Beynaghi A. (et al.) Future sustainability scenarios for universities: moving beyond the United Nations Decade of Education for Sustainable Development // Journal of Cleaner Production. 2015. Vol. 112, Part 4, P. 3464–3478. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.10.117.
  7. 7. Захарова С.В., Таршис Л.Г., Мамонтова М.Ю. Образование для устойчивого развития: дидактика будущего // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 11–3 (101). С. 116–118. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.093.
  8. 8. Рейтинговые системы. URL: https://ssau.ru/events_news/ref/6-reytingi.
  9. 9. Программа «Приоритет-2030». URL: https://priority2030.ru.
  10. 10. Shepard K. Higher education for sustainability: seeking affective learning outcomes // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2007, vol. 9, issue 1, pp. 87–98. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/14676370810842201.
  11. 11. UNESCO Draft International Implementation Scheme. United Nations Decade of Education for Sustainable Development. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001486/148654e.pdf (дата обращения 08.01.2022).
  12. 12. Rieckmann M., Future-oriented higher education: Which key competencies should be fostered through university teaching and learning? // Futures. 2012. 44(2). P. 127–135.
  13. 13. Waas T. Sustainable Higher Education – Understanding and Moving Forward / T. Waas, J. Hugé, K. Ceulemans, W. Lambrechts, J. Vandenabeele, R. Lozano, T. Wright // Flemish Government – Environment, Nature and Energy Department, Brussels. 2012. P. 40–49. URL: https://www.vub.be/klimostoolkit/sites/default/files/documents/sustainable_higher_education_understanding_and_moving_forward_waas_et_al_.pdf.
  14. 14. Исаева Э.Л. Инновационные процессы в педагогике на примере междисциплинарности и трансдисциплинарности // Научные известия. 2020. № 20. С. 66–70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-protsessy-v-pedagogike-na-primere-mezhdistsiplinarnosti-i-transdistsiplinarnosti; https://elibrary.ru/item.asp?id=45670870.
  15. 15. Cole L., Wright T. Assessing Sustainability on Canadian University Campuses: the development of a campus sustainability assessment framework // Handbook of sustainability research. W.L. Filho, Editor. 2005. P. 705–725.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах