Features of organization and state support of innovative development of automotive clusters

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Currently, there is no mechanism of comprehensive state support for the automotive industry in Russian practice and legislation, only regulatory measures are applied specifically for each case. Taking into account the unstable current economic situation and the possibilities of financial and economic regulation, the most relevant and effective instruments are instruments of indirect financial impact, such as taxation. The disadvantage of the tools of the chosen direction is legislative instability, namely, constant changes in the tax code and the imperfection of legislative initiatives, which include the difficulty in determining the criteria for obtaining tax benefits and the lack of interpretations of key concepts such as R&D. Thus, the effectiveness of the use of these tools is reduced. Modern measures within the framework of organizational and technical regulation are mainly aimed at supporting the activities and financing of new forms of cooperation, ignoring an important aspect of innovative development of industry – the creation of stable infrastructure, including information support, ensuring the safety of operation, procedures for the distribution of investment risks, etc.). In addition, one of the basic principles of the development of the automotive industry is the process of localization of production, which is similarly insufficiently developed. All the problems described above indicate the need to consider the specifics of organizational and technical forms within which state support is implemented, and the search for further ways of innovative development of automotive industry.

Full Text

Введение

Организационно-техническими формами государственной поддержки называется совокупность мероприятий, реализуемых государством на основе обеспечения экономической и институциональной основ, в целях стимулирования предприятий к функционированию в рамках новых форм внутрихозяйственного взаимодействия.

Классифицируя модели инновационного процесса как открытую и закрытую с учетом приоритетности различных методов государственного регулирования предприятий различного масштаба, можно определить наиболее эффективные и перспективные организационные формы инновацион-
ного развития и выработать конкретные мероприятия госрегулирования под определенную
форму (рисунок 1).

Рисунок 1 – Приоритетные методы государственного регулирования для закрытой и открытой моделей инноваций

Figure 1 – Priority methods of state regulation for closed and open innovation models

 

Ход исследования

В современных условиях глобализации, обширного разделения труда, выделения ТНК, как одной из ключевых форм интеграции, высокой доли расходов на НИОКР, использование открытых инноваций – наиболее эффективный способ развития предприятий.

Несмотря на это, при реализации такой стратегии возникают следующие трудности:

  • большой объем расходов на реализацию и контроль процессов открытых инноваций;
  • трудности при поиске контрагентов;
  • риски, касающиеся безопасности интеллектуальных активов;
  • риски, связанные со внедрением заимствованных инновационных решений.

Государственное участие в решении этих проблем может заключаться, как уже отмечалось, в способствовании развитию инфраструктуры, формированию новых организационно-технических форм, основанных на моделях открытых инноваций.

Одной из наиболее эффективных форм организации инновационного производства в автомобильной промышленности являются кластеры, эффективно функционирующие в экономиках развитых и развивающихся стран. Среди преимуществ использования кластерных образований можно выделить:

  • эффективность управления развитием в широком масштабе;
  • снижение производственных затрат за счет синергии;
  • повышение внутренней и внешней инвестиционной привлекательности [1].

Перспективной формой кооперации автомобильной промышленности можно выделить региональную кооперацию. Приоритетными задачами государства в регулировании кооперации такого рода должны стать способствование организации региональных кластеров и разграничение полномочий властей всех уровней в этом отношении.

Таким образом, программами современного регионального развития предусмотрено создание территориально-производственных кластеров с единой технологической цепочкой производства. Разработана и отдельная программа развития кластеров, где определены условия формирования, способы функционирования и факторы поддержания их конкурентоспособности [2].

Эффективная кластерная организация должна строиться при кооперации предприятий на условиях ГЧП с региональными и местными властями, которые в настоящее время используются не часто. Благодаря партнерству появляется возможность распределения рисков между всеми его участниками: собственником, инвесторами и государством, а также появляются гарантии возврата инвестиций. Организация хозяйственной деятельности такого рода особенно важна и необходима в условиях экономической нестабильности и меняющегося законодательства, что важно при наличии внешнего инвестирования.

Распределение рисков в рамках ГЧП – эффективный, в условиях экономической стагнации, метод создания организационно-технической формы развития, так как принятие рисков полностью лишь одной из сторон может привести к негативным для проекта последствиям. Таким образом, если предприятие – инвестор, принимая на себя все риски, не в состоянии влиять на внешние факторы своей деятельности, такие как законодательство и финансирование, а в случае возложения рисков только на государство, может произойти потеря эффективности проекта в силу нехватки практического опыта у органов власти [3].

Риск-распределение – концепция, позволяющая использовать по максимуму инструменты риск-менеджмента (государственные и частных лиц), что дает возможность распределения ответственности за эффективность и результативность проекта между всеми его сторонами, что позволяет оптимизировать процессы, решения, использование ресурсов.

Актуальным направлением развития современного автомобильного кластера может стать совместная работа с зарубежными партерами в рамках формирования автомобильной технологической платформы [4].

Основная концепция развития автомобильной промышленности сегодня – это идеи, разрабатываемые сегодня, сугубо, в рамках технопарков и кластерных образований, основанных на рыночных принципах без ограничений ответственности и рисков входящих туда лиц.

Организация производства в формате кластеров началась в то время, когда законодательные и организационные моменты еще не были определены, как и механизм создания, что привело к тому, что на сегодняшний момент кластерные образования, являясь кооперацией большого количества лиц, не обладают свойством синергии, и, соответственно работают недостаточно эффективно.

По статистическим данным процент технопарков, работающих сегодня в отрасли автомобилестроения равен порядка 10 % процентам, помимо этого, присутствуют и другие объединения, по принципам организации, отраслевому и территориальному принципам соответствуют кластерам. К таким можно отнести:

  • в рамках Камского инновационного территориально-производственного кластера: ООО «Форд Соллерс Холдинг», ПАО «КАМАЗ», ПАО ПО «ЕлАЗ», ООО «Митсубиши Фузо Трак энд Бус», а также некоторые предприятия нефтехимии;
  • к Нижегородскому индустриальному инновационному кластеру относятся Volkswagen, Skoda, General Motors, Daimler, а также предприятия по производству автокомпонентов;
  • в Калужском кластере состоят Volkswagen, Volvo Trucks & Renault Trucks, Peugeot [5];
  • «Citroen-Mitsubishi Motors Rus» и производители элементов автомобилей и автокомпонентов;
  • К Самарскому кластеру относятся АВТОВАЗ с брендами Lada, Renault, Nissan, GM-АВТОВАЗ.

Наиболее перспективным в данный момент является Калужский кластер, увеличивший объем производства в 2021 году на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Его структура отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Состав Калужского автомобильного кластера

Figure 2 – Composition of the Kaluga automobile cluster

 

На основе кластерных образований также возможно развитие смежных с автомобилестроением отраслей. Рассмотрим преимущества, кластерной формы организации развития на основе работы Калужского кластера. Уровень его локализации достиг уже 60–70 %, отмечается положительная динамика внешних и внутренних инвестиций.

Располагается кластер на территории 3 технопарков и формируется из производственных предприятий разного масштаба, а также, научно исследовательских организаций и прочих объектов инфраструктуры [5].

Автокомпоненты и комплектующие 3 и 4 уровней производятся дочерними компаниями зарубежных производителей, это дает возможности для:

  • комплексного развития производства;
  • более детальной проработки каждой отдельной области производства;
  • апробации инновационных технологий;
  • синергии;
  • ускорению процесса локализации.

Кластер также можно характеризовать наличием полной цепи создания добавленной стоимости благодаря:

  • использованию лазерного и измерительного оборудования в металлообработке и

оценке свойств материалов;

  • MAD, CAМ, CALS технологии.

Использование данных технологий дает возможности для улучшения качества компонентов, производимых малыми и средними компаниями кластера, ускорению большинства производственных процессов, за счет чего укрепляются конкурентные позиции отечественной автомобильной промышленности. А центры коллективного пользования оборудованием дают возможность проходить сотрудникам отрасли переподготовку и повышать квалификацию [6].

Что касается другой перспективной формы кооперации – технологических платформ, то, они представляют собой инструмент коммуникации для активизации усилий в целях создания инновационных технологий, осуществления научно исследовательских и опытно-конструкторских работ при привлечении на основе привлекаемых ресурсов. На данный момент такие площадки в отрасли развития автомобилестроения не создано.

 

Заключение

При анализе государственной политики в сфере образования и развития кластеров, как наиболее эффективных и перспективных организационно-технических форм развития автомобильной промышленности, выявляются ее ключевые критерии:

  • образование новых кластеров должно базироваться на уже существующих кооперациях, что существенно упростит их создание;
  • государственное стимулирование не должно концентрироваться на отрасли или отдельных предприятиях, а направить на реализацию совершенствования инфраструктуры для создания кооперационных связей и улучшение экономического климата;

Исходя из вышеизложенного, современную государственную поддержку автомобильных кластеров в России можно разделить на два направления:

  • поддержка кластеров, сформированных на базе уже существующих промышленных кооперационных связей;
  • поддержка существующих кластеров, сформированных на базе инфраструктуры ОЭЗ, технопарка и т. д.
×

About the authors

Elena E. Gredasova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: 26844@tyazhmash.com
ORCID iD: 0000-0002-9194-8897

associate professor of the Department of Innovation Economics

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara

Ekaterina S. Podbornova

Samara National Research University

Email: kate011087@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-5135-7961

associate professor of the Department of Innovation Economics

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara

References

  1. Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. Cluster approach in the strategy of innovative development of Russia. Problemy prognozirovaniya, 2010, no. 6 (123), pp. 45–57. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16352096. (In Russ.)
  2. Rekhtina I.V., Shunina O.A. Economic and legal preconditions of formation of regional clusters in the territory of the Russian Federation. Juridical World, 2012, no. 10. Available at: https://wiselawyer.ru/poleznoe/58026-ehkonomicheskie-pravovye-predposylki-formirovaniya-regionalnykh-klasterov-territorii; https://center-bereg.ru/b2751.html. (In Russ.)
  3. Pryadko I.A. Public-private partnership as a factor of management of innovative development of the economy. Moscow journal, 2021, no. 7. DOI: https://doi.org/10.24411/2413-046X-2021-10386. (In Russ.)
  4. Baklykova E.A., Karpus N.P. Organizational and economic innovation as a tool for the automotive industry in Russia in modern conditions. Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2017, vol. 9, no. 2, p. 8. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29229403. (In Russ.)
  5. Materials of the investment portal of the Kaluga region. Retrieved from the official website of the investment portal in Kaluga region. Available at: http://investkaluga.com (accessed 10.02.2022) (In Russ.)
  6. Bogachev I. Direction of increase of efficiency of activity of industrial enterprises on the basis of clustering (on the example of the Kaluga region): Candidate's of Economic Sciences thesis: 08.00.05. Moscow, 2016, 224 p. Available at: http://dissovet.rudn.ru/web-local/prep/rj/dis/download.php?file=2872c1438c5fc3b4f79435df84d
  7. dcbb4977. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies