«Правда народная» и «правда среды»: к вопросу об историософской концепции Ф.М. Достоевского в «Дневнике писателя»

Л. А, Артамонова

Аннотация


 В статье на материале очерка «Среда» из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского рассматривается магистральный мотив русской литературы - проблема вины, наказания и страдания. Выделяется и анализируется социально-психологический тип государственного служащего, присяжного заседателя, как историософский тип, который выражает собой два мировоззренческих полюса - «правду народную» и «правду среды» и представляет перспективы будущего исторического пути духовной жизни России.

Ключ. слова


историософия; тип; социализм; христианский идеал; вина; христианская антропология;

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // К.В. Мочульский. Гоголь. Соловьев. Достоевский / сост. и послесл. В.М. Толмачева. М.: Республика, 1995. С. 219-562.
2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
3. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // В.С. Соловьев. Сочинения: в2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 289-318.
4. Катаев Б.В. «Все за всех виноваты» (к истории мотива в русской литературе) //Достоевский и мировая культура: альманах. N 9. М.: Классика плюс, 1997. С. 40-45. 5. Герцен А.И. Собрание сочинений: в 30 т. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 11.
5. Касаткина Т.А. О творящей природе слова: онтологичность слова в творчествеФ.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.
6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейскиеобщества, 1993. 1376 с.

Ссылки

  • Ссылки не определены.