Регионализм правовой системы Италии
- Авторы: Никищенкова М.А.1, Анучина А.А.2
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- ООО ПКФ «Исток»
- Выпуск: Том 17, № 3 (2022)
- Страницы: 46-52
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/yuazh/article/view/27241
- DOI: https://doi.org/10.18287/1810-4088-2022-17-3-46-52
- ID: 27241
Цитировать
Полный текст
Аннотация
статья посвящена рассмотрению ключевых особенностей правовой системы Италии. Обосновывается актуальность темы в современных условиях. Анализируется процесс становления двухуровневого правового регулирования общественных отношений в стране. Рассматриваются характерные черты XIX, XX веков и современное состояние правовой системы. Приводятся примеры судебных споров между федерацией и отдельными регионами Итальянской республики. Проводится разграничение предметов ведения, находящихся в исключительной компетенции государства, в совместном ведении государства и регионов и исключительной компетенции регионов. Разрабатываются авторские заключения о достоинствах и недостатках правовой системы в разные исторические эпохи. Авторами делается прогноз о перспективах заключения двухсторонних и многосторонних международных договоров с некоторыми регионами Италии при стабилизации международной обстановки. Актуальной задачей исследования является определение регионального правотворчества, его роли и возможного применения итальянского опыта в правовой системе Российской Федерации.
Полный текст
Ведущими тенденциями мирового развития XXI века являются два процесса - глобализация и регионализация, которые долгое время рассматривались как противоположные друг другу явления. Однако опыт их самостоятельного анализа ставил перед исследователями проблемы недостаточности внимания либо специфике регионального развития, либо глобальному системному контексту. Именно поэтому современная юриспруденция значительное внимание уделяет сравнительно-правовым исследованиям, которые позволяют не только выявить основные направления развития национальных правовых систем, но определить факторы, влияющие на их изменение в контексте глобальных международных процессов. Значение сравнительно-правовых исследований состоит в том, что они позволяют не только подойти под более широким углом зрения к решению многих традиционных вопросов правоведения, но и определить актуальные тенденции их развития (Туманов 2003, 6). Каждое государство обладает уникальным набором культурной, политической и правовой составляющих. Изучение и понимание этих особенностей юристами является неотъемлемым элементом для взаимодействия в условиях современных вызовов. На наш взгляд, построение эффективной системы сотрудничества невозможно без учета специфики отдельных регионов. Под регионализмом понимается явление, когда региональные структуры получают большую автономию в определенных аспектах жизни общества, включая правовую систему. В Италии, которая является одной из самых децентрализованных стран в Европе, регионализм имеет длительную историю, которая ввела принципы децентрализации и перераспределения власти между центральным правительством и региональными структурами. С тех пор Италия прошла долгий путь в развитии региональной автономии и на сегодняшний день регионализм является ключевым элементом ее правовой системы. В мировой истории Римское государство являет собой пример наиболее успешного имперского режима. Он сформировался задолго до того, как Октавиан Цезарь в 27 году до н.э. получил от римского сената титул Августа и, фактически, стал первым императором. К тому времени Рим распространил свою власть на все Средиземноморье. На Апеннинском полуострове народы разного этнического происхождения, включая этрусков, сабинян и гaллов, приняли римскую правовую и административную системы, став субъектами государства, хотя при этом сохранили многое из собственной культуры и религиозных обычаев (Китс 2012, 30). Единство системы основывалось как на культурном аспекте: язык и религия, так и на сохранявшем свою роль римском праве. С момента падения Римской империи на территории Италии возникли противоречия между императорами и римскими папами, что привело к множеству разрозненных княжеств и свободных городов. «Несмотря на некоторые тенденции объединения страны, до середины XIX в. на территории Италии существовало несколько государств, ставших в результате Тридцатилетней войны зависимыми от Франции и Австрии. Это были единое королевство Ломбардия и Венеция, Тоскана, Лукка, Модена, Неаполь, Пьемонт, а также обширная Папская область — Понтификат» (Иванов 2012, 240). В правовом контексте регионализм стал важным фактором в итальянской правовой системе XIX века. Региональные законы и обычаи были тесно связаны с историей и культурой каждого региона и были часто отражением его особых потребностей и интересов. Что в свою очередь влияло на развитие правовой системы страны в целом. Одной из особенностей регионализма в правовой системе Италии в XIX веке было то, что региональные законы и обычаи часто имели приоритет перед национальными законами. Данное соотношение двух уровней системы законодательства определялось не только кругом вопросов, составляющих предмет ведения национального и регионального законодательства, но и самой процедурой принятия регионального закона, учитывающего особенности каждого региона и мнение местных жителей. Кроме того, регионализм в Италии в эту историческую эпоху часто сопровождался взаимодействием различных правовых систем, таких как римское право, каноническое право и обычное право. Это приводило к тому, что правовая система Италии была достаточно сложной и многогранной, и в ней существовали множество конфликтов и противоречий. Таким образом, в анализируемый период регионализм стал важным и характерным элементом правовой системы Италии. Он отражал множество факторов, включая историю, культуру и особенности каждого региона, а также сложности, связанные с созданием единого и справедливого правового порядка для всей страны. В 60-х годах XIX в результате объединительного процесса (Рисорджименто) было создано единое независимое итальянское государство. В это же время были заложены основы его правовой системы. На формирование единой системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые зачастую содержали положения, схожие с кодексами наполеоновской Франции. Одновременно с этим в отдельных отраслях законодательства, особенно в гражданском праве сохраняли свою силу и положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов. Со времен объединения Италии в 1870 году региональный вопрос непременно включался в политическую повестку дня как один из самых острых и жизненно важных для успешного развития итальянской государственности. Главной региональной проблемой для всех последующих правительств стало экономическое отставание южных областей Италии от остальной части страны (Пантелеев 2015, 254). В XX веке Италия прошла через ряд значительных политических и социальных изменений, которые также повлияли на ее правовую систему и регионализм. Одним из главных событий было создание Итальянской Республики в 1946 году, которое привело к созданию новой конституции и единых законов для всей страны. Это стало важным шагом в направлении упорядочения правовой системы Италии и уменьшению различий в правовой практике между разными регионами. Кроме того, в XX веке Италия стала более централизованной, что означало, что правительство страны стало более мощным и имело больше полномочий в области законодательства и правоприменения. Это привело к тому, что региональная автономия стала менее значимой в правовой системе Италии. Тем не менее, региональные законы и обычаи до сих пор играют важную роль в правовой системе Италии. Некоторые регионы по-прежнему имеют большую автономию в некоторых областях, таких как культура, образование и экономика. Кроме того, некоторые регионы имеют свои собственные законы в области землепользования, строительства и транспорта. Таким образом, в XX веке Италия продолжила свой путь к унификации и упорядочению правовой системы, но регионализм до сих пор остается важным элементом ее правовой практики и культуры. Современная концепция территориального устройства Италии была сформирована в 70-е годы XX века. С этого времени большое внимание уделяется вопросам полномочий регионов. В 1975 году Конституционный суд Италии впервые в своем решении № 3/7/19753 занял «антирегионалистскую» позицию. Он постановил, что «регионы не обладают достаточной компетенцией на заключение актов, не входящих в сферу полномочий, предоставленных областям Конституцией Италии. Только государственные власти Италии обладают такими полномочиями, но не региональные» (Шашкова 2017, 170). В 1991 году была принята Декларация «К новому статусу региона», в которой было разработано предложение «регионального фронта», которая включала в себя: «требование расширения полномочий регионов, прямое участие региональных представителей в законодательном политическом процессе на национальном уровне через палату регионов или парламентский комитет и расширение финансовой самостоятельности регионов» (Смищенко 2011, 279). Сегодня каждый итальянский регион имеет избираемую населением региональную ассамблею, которая, в свою очередь, избирает исполнительную власть (правительство) во главе с президентом региона. В компетенцию региональных правительств входят вопросы в области культуры, экологии, некоторые аспекты аграрной политики и политики в области образования. Например, «регион Валле-д'Аоста уполномочен издавать нормативно-правовые акты и обеспечивать исполнение законодательства по вопросам социальной помощи и социального обеспечения, а в Уставе региона Абруццо предусматривается обязанность региона обеспечивать реализацию права каждого на жилье, принимать меры по борьбе с бедностью и социальной изоляцией, оказывать социальную поддержку иммигрантам» (Аристов 2015, 148). Конституция Италии также возлагает на регионы задачу содействия внедрению законодательства ЕС, хотя эта компетенция в первую очередь принадлежит государству. Вмешательство регионов в реализацию законодательства ЕС, которое может быть более или менее широким в зависимости от конкретных случаев, позволяет им адаптировать национальные положения к различным территориальным реалиям. С этой целью регионы используют различные инструменты: региональные уставы, законы и административные акты. В то же время Конституционный суд Италии подтвердил региональную процедуру имплементации – в рамках процессуальных норм, установленных национальными законами, – заявив, что регионы могут законодательно регулировать «конкретную внутреннюю процедуру, направленную на установление метода» имплементации на региональном уровне. Актуальность процессуального права подчеркивает тот факт, что региональные законы могут быть отменены только в установленном порядке (Ди Козимо 2016, 94). Области Италии обладают автономией, но они не являются самостоятельными субъектами международного права. Некоторые из них вправе заключать международные соглашения, но такие соглашения налагают обязательства именно на Итальянскую Республику. Вопрос о применимости таких норм разрешается на федеральном уровне. Указ президента Республики №616 от 24 июля 1977 года предоставил регионам возможность быть представленными на международной арене только в случае получения полномочий по делегации от центральной власти. А в 1987 году Конституционный Суд Италии в постановлении №179 закрепил иную позицию, признав за областями Италии право участвовать в заключении международных договоров (Шашкова 2018, 14). Так, в июле 1961 года Конституционный суд вынес постановление № 46 «О равнозначном представлении всех языковых групп в сфере радиовещания» о неконституционности законопроекта провинции Больцано, поскольку он затрагивал предмет итало-австрийского договора от 5 сентября 1946 года Это нарушало фундаментальные принципы Конституции, которая сохраняла за государством право подписания, ратификации и реализации международных соглашений (Пантелеев 2015, 255). Принципиальное значение имела Декларация о регионализме, принятая Ассамблеей регионов Европы в 1996 году, поскольку в ней говорилось о способности регионов действовать на международной арене: заключать договоры и соглашения, подписывать протоколы международного характера, открывать собственные представительства за рубежом, участвовать в международных программах своего правительства. При этом подчеркивалось, что этими инструментами регионы должны пользоваться с согласия государства на основании своего внутреннего национального законодательства. Поскольку регионы представляют собой важнейший и незаменимый элемент процесса европейской интеграции, государства должны взять обязательство максимально передавать полномочия регионам. Области Италии получили некоторую автономию, но они не являются самостоятельными субъектами международного права. Некоторые из них вправе заключать международные соглашения, но такие соглашения налагают обязательства именно на Итальянскую Республику. Следовательно, автономность регионов на международной арене оставалась под вопросом, поскольку окончательное решение о применимости подписанных международных правовых актов по-прежнему разрешалась на федеральном уровне. В настоящее время все итальянские регионы вовлечены в процесс расширения международных связей. Большая часть региональных статутов (уставов), в частности статуты Калабрии, Эмилии-Романьи, Лацио, Лигурии, Марке, Пьемонта, Тосканы и Умбрии, содержат нормы-принципы программного характера о присоединении к европейским ценностям и открытости международному сотрудничеству, а также обязательства регионального участия в регулировании данных вопросов. Таким образом, итальянские регионы получили достаточно широкий объем полномочий по международным вопросам. Поэтому в ближайшее время можно ожидать активного выхода итальянских регионов на мировую арену и активного их вовлечения в международную торговлю, что, в свою очередь, предоставляет для России новые возможности для расширения сотрудничества с итальянскими партнерами. По мнению авторов, подобная самостоятельность регионов представляет собой опасность для единства итальянской нации-государства и может оказать серьезное влияние на эрозию территориальной целостности страны (Малышенко 2013, 36). Отдельный интерес в контексте регионализма представляют особенности правового взаимодействия Италии и Ватикана. В 1870 году в результате объединения Италии и упразднения Папской области возник «Римский вопрос», заключающийся в противостоянии светского и религиозного начала. Урегулирован он был лишь в 1929 году с принятием Латеранских соглашений, включающих в себя договор, предусматривающий образование государства-города Ватикан, финансовую Конвенцию, урегулировавшую отношения сторон в финансовой области, и Конкордат, установивший права и привилегии Католической церкви в Италии. Так называемая «Папская область» признавалась составной частью Италии (Маклаков 2012, 250). Согласно положениям политического договора, Католическая Церковь признавалась единственной государственной религией, Италия признавала суверенную власть Римского понтифика над городом-государством Ватикан. Правовая система Ватикана основана на каноническом праве. Главными источниками являются Кодекс канонического права (Codex Juris Canonic), принятый в 1983 году Папой Иоаном Павлом II, апостольские конституции, законы, изданные Верховным понтификом или делегированной властью, постановления, изданные компетентными властями (Ищенко 2021, 158). Законодательные акты в Ватикане издаются как Верховным Понтификом, так и от его имени Комиссией кардиналов. Законы и акты, имеющие силу закона, публикуются в специальном Приложении к официальному бюллетеню Святого Престола «Acta Apostolicae Sedis» (Малиновская 2020, 84). Вместе с тем, расположение внутри территории столицы Италии Рима лишь усиливает связь Святого престола с Италией. Так, в соответствии со ст. 3 и 4 Закона Ватикана об источниках права от 07.06.1929 года на территории Ватикана применяется законодательство Италии, в частности с определенными оговорками действует итальянское уголовное и гражданское законодательство. Таким образом, региональный вопрос в Италии на протяжении долгого времени включался в политическую повестку дня как один из самых острых и жизненно важных для успешного развития итальянской государственности. Сегодня он решается путем признания некоторой автономии регионов, предоставления полномочий региональным правительствам по решению отдельных вопросов, реализации федеральной политике и имплементации норм права Европейского союза. Заключение международных договоров и осуществление иной внешнеполитической деятельности возможно с согласия государства на основании своего внутреннего национального законодательства. Современное состояние регионализма в правовой системе Италии можно охарактеризовать как баланс между централизацией и децентрализацией власти. С одной стороны, Италия является централизованной государственной системой, где центральное правительство имеет широкие полномочия в области законодательства и правоприменения. С другой стороны, региональная автономия все еще играет важную роль в правовой системе Италии. Одним из ключевых аспектов современного регионализма в Италии является процесс реформирования правовой системы, который начался в 1990-е годы. Целью этих реформ было упорядочение правовой системы, упрощение процедур и уменьшение бюрократии. В результате реформ были созданы новые правовые структуры, такие как региональные правительства и суды, которые помогли улучшить работу правовой системы в Италии. Таким образом, современное состояние регионализма можно охарактеризовать как баланс между централизацией и децентрализацией власти, где региональная автономия до сих пор играет важную роль в правовой практике и культуре страны. Анализ особенностей правовой системы Италии, позволяет понять специфику регулирования возникающих там правоотношений. Представляется, что для нормализации отношений со странами Европы, отечественным юристам необходимо понимать особенности их правовых механизмов. Регионализм в правовой системе Италии может принести потенциальные преимущества для разных регионов страны. Некоторые из них включают в себя:
- Развитие инноваций и экономический рост. Определенная автономия позволяет регионам Италии разрабатывать свои собственные подходы к решению местных проблем и потребностей жителей. Потенциально это приведет к развитию инноваций и улучшению экономического роста в регионах. Например, регион Ломбардия, который имеет более сильную экономику, может разрабатывать свои собственные инновационные подходы к промышленности и бизнесу. Правовое регулирование в данном контексте наиболее эффективно при сочетании государственного и регионального подходов.
- Более эффективное управление. Местные региональные органы могут лучше понимать потребности своих жителей и более эффективно управлять ресурсами в своих регионах. Это может привести к более эффективному решению местных проблем и улучшению качества жизни жителей.
- Разнообразие в правовых решениях. Различные регионы Италии могут разрабатывать свои собственные законы, которые отражают местные потребности и особенности. Это может привести к разнообразию в правовых решениях и учитывать местные особенности, что более точно отражает потребности жителей региона.
Таким образом, регионализм в правовой системе Италии может принести множество потенциальных преимуществ для разных регионов в стране. Это может включать в себя развитие инноваций и экономический рост, развитие культурного наследия и туризма, более эффективное управление и разнообразие в правовых решениях.
Об авторах
Мария А. Никищенкова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: nikishchenkova@yandex.ru
Россия
Арина А. Анучина
ООО ПКФ «Исток»
Email: anuchina.2002@list.ru
Россия
Список литературы
- Аристов, Евгений В. 2015. “Социальность государства в Италии”. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 10-1: 147–152.
- Ди Козимо, Д. 2016. “Механизм имплементации права ЕС на региональном уровне в Италии”. Право и управление 4: 92–97.
- Иванов, Андрей А. 2012. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА.
- Ищенко, Наталья Г. 2021. “Святой престол – Европейский Союз: правовое регулирование отношений”. Актуальные проблемы российского права 1: 156–166.
- Китс, Д. 2012. История Италии. М.: Астрель.
- Маклаков, Вячеслав В. 2012. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. М.: Инфотропик Медиа.
- Малиновская, Виктория М. 2020. “К вопросу о государственно-правовом статусе Ватикана”. Власть Закона 3(43): 75–87.
- Малышенко, Ирина А. 2013. “Тенденции регионализма Италии на современном этапе развития”. Российское правоведение: трибуна молодого ученого 13: 35–36.
- Пантелеев, Евгений А. 2015. “Особенности становления и развития региональной политики Италии в сфере международных отношений”. Теория и практика общественного развития 12: 253–257.
- Смищенко, Руслан С. 2011. “Регионализм и модели регионализации в сравнительной перспективе”. Известия АлтГУ. 4-2: 278–281.
- Туманов, Владимир А. 2003. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. М.: Юристъ.
- Шашкова, Анна В. 2017. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата. Москва: Юрайт.
- Шашкова, Анна В. 2018. “Конституционно-правовые проблемы имплементации и денонсации международных договоров в Италии”. Пробелы в российском законодательстве. 1: 13–16.
- Aristov, Yevgeniy V. 2015. “Sociality of the state in Italy”. Gumanitarnie, socialno-ekonomicheskie i obschestvennie nauki 10-1: 147–152.
- Di Cosimo, D. 2016. “The mechanism of implementation of EU law at the regional level in Italy”. Pravo i upravlenie 4: 92–97.
- Ishchenko, Natalia G. 2021. “Holy See - European Union: legal regulation of relations”. Actual problems of Russian law 1: 156–166.
- Ivanov, Andrey A. "History of state and law of foreign countries: tutorial for university students studying in the specialty «Jurisprudence». M.: UNITY-DANA.
- Keats, D. 2012. History of Italy. M.: Astrel.
- Maklakov, Vyacheslav V. 2012. Constitutions of foreign states: Great Britain, France, Germany, Italy, the European Union, the United States of America, Japan: studies. manual. M.: Infotropik Media.
- Malinovskaya, Victoria M. “On the question of state-legal status of Vatikan”. Vlast Zakona 3 (43): 75–87.
- Malyshenko, Irina A. “Trends of Italian regionalism at the present stage of development”. Rossiiskoe pravovedenie: tribuna molodogo uchenogo 13: 35–36.
- Panteleev, Yevgeniy A. 2015. “Features of the formation and development of regional policy of Italy in the field of international relations”. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya 12: 253–257.
- Smishchenko, Ruslan S. 2011. “Regionalism and models of regionalization in a comparative perspective”. Izvestiya AltGU 4-2: 278–281.
- Tumanov, Vladimir A. 2003. Comparative jurisprudence (the main legal systems of modernity): textbook. M.: Yurist.
- Shashkova, Anna V. 2017. Constitutional law of foreign countries, textbook. M.: Yurayt.
- Shashkova, Anna V. “Constitutional and legal problems of implementation and denunciation of international treaties in Italy”. Probeli v rossiiskom zakonodatelstve 1: 13–16