ILLEGAL RECEIPT OF UNEMPLOYMENT BENEFIT. GAPS IN THE LEGISLATION
- Authors: Sidorov V.N.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 15, No 1 (2020)
- Pages: 54-58
- Section: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/yuazh/article/view/9796
- DOI: https://doi.org/10.18287/1810-4088-2020-15-1-54-58
- ID: 9796
Cite item
Full Text
Abstract
In the paper the problems of illegal receipt of unemployment benefit are analyzed. The author analyzes the main reasons of illegal receipt of unemployment benefit, gaps in legislation as well as proposed solutions to this problem. It raises issues of law enforcement practice to return the illegally obtained unemployment benefits.
Full Text
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждому Гражданину Российской Федерации гарантируется минимальный размер оплаты труда и право на защиту от безработицы1. Статьей 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) установлено, что государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработному временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый ему для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее2. Вместе с тем, учитывая, что реализация права на защиту от безработицы предпола
гает получение соответствующего материального пособия, в Законе о занятости отражены как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой — исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем незаконного получения пособия по безработице. Несмотря на то, что законодателем разработаны меры по предотвращению незаконного получения пособия по безработице и еще на этапе признания гражданина в качестве безработного сотрудники органов службы занятости предупреждают об ответственности за сокрытие данных о своей занятости, суды все чаще рассматривают дела о возврате незаконно полученного пособия по безработице.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
55С идоров В.Н.
Следовательно, меры по предотвращению незаконного получения пособия по безработице в настоящее время несовершенны. Поскольку в законодательстве о занятости населения есть пробелы, необходимо определить способы устранения данных пробелов, направленные, в первую очередь, на пресечение незаконного получения пособия по безработице на этапе признания гражданина в качестве безработного. Под понятием «незаконное получение пособия по безработице» в данном случае будем понимать получение пособия лицом, являющимся занятым по критериям, установленным статьей 2 Закона о занятости. В соответствии со статьей 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В развитие Закона о занятости принято постановление Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»3. Согласно пункту 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 (далее – Правила регистрации без
работных граждан), постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами таких документов, как: паспорт или документ, его заменяющий, трудовая книжка или документ, ее заменяющий, документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях, справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы и для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Проведя анализ сложившейся практики органов службы занятости в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что основной причиной незаконного получения пособия по безработице является предоставление в органы службы занятости документов, предусмотренных пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан, являющихся недостоверными по своему содержанию. В целях предотвращения попыток незаконного получения пособия по безработице пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан предусмотрено, что государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации. Вместе с тем необходимо отметить, что проверка подлинности представленных
56 Юридический аналитический журнал. 2020. № 1 (38)
документов не позволяет установить факт занятости получателя пособия по безработице, поскольку проверка подлинности документа означает проверку действительности соответствующего документа, включая трудовую книжку, однако это не означает проверку актуальности внесения записи в трудовую книжку, а также не позволяет выявить наличие нескольких трудовых книжек и т. д. Как следует из сложившейся практики взысканий незаконно полученного пособия по безработице, в большинстве случаев о незаконном получении пособия по безработице органам службы занятости населения становится известно от органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Так, при выходе гражданина, незаконно получавшего пособие по безработице, на пенсию, органы Пенсионного фонда Российской Федерации выявляют факт наложения периодов осуществления трудовой деятельности и получения пособия по безработице. На основании данных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в последующем органы службы занятости направляют заявление о незаконном получении пособия по безработице в ОВД Министерства внутренних дел. ОВД Министерства внутренних дел, проведя проверку по факту незаконного получения пособия по безработице, усматривая признаки состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 Уголовного кодекса РФ, выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении уголовного преследования. Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является тот факт, что с момента совершения преступления в большинстве случаев прошло более 2 лет, предусмотренных пунктом «а» части 1 статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации4. В целях возврата незаконно полученного пособия по безработице, а в некоторых случаях и других социальных выплат (например, выплата на организацию
предпринимательской деятельности, выдаваемая органами службы занятости населения безработным гражданам), органы службы занятости обращаются в судебные органы с исковыми заявлениями о возврате незаконно полученного пособия по безработице. Вместе с тем необходимо отметить, что значительная часть незаконно полученных пособий по безработице возвращается в досудебном порядке. Как правило, незаконно полученные пособия по безработице возвращаются в досудебном порядке при незначительных суммах. В последнее время нередки случаи отказа органам службы занятости населения в удовлетворении требований о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в судебном порядке. В качестве оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании незаконно полученных пособий по безработице суды указывают на истечение срока исковой давности, предусмотренного статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации5. В данных случаях суды начинали исчислять срок исковой давности с момента незаконного получения пособия по безработице ответчиком, мотивируя это тем, что органы службы занятости в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан имеют право проверять подлинность представленных документов. Вместе с тем необходимо отметить, что, согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Следовательно, для определения момента начала течения срока исковой дав
57С идоров В.Н.
ности необходимо одновременно наличие двух обстоятельств: лицо знает или должно было знать о нарушении своего права, и лицо должно знать об ответчике, чтобы иметь возможность предъявить свое требование. Таким образом, органы службы занятости населения узнают о нарушении своего права от органов Пенсионного фонда РФ, а о надлежащем ответчике — от органов Министерства внутренних дел. В этой связи можно сделать вывод о том, что начало течения срока исковой давности начинается либо с момента сообщения Пенсионным фондом РФ о наложении периодов получения пособия по безработице и трудовой деятельности, либо с момента вынесения постановления органами Министерства внутренних дел. Относительно предоставленного Правилами регистрации безработных граждан права на проверку подлинности представленных документов необходимо также отметить следующее. Правилами регистрации безработных граждан предусмотрено, что органы службы занятости имеют право направлять запросы с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными. Очевидна необходимость направления органами службы занятости населения запросов в органы Пенсионного фонда на предмет наличия отчислений на конкретного гражданина с целью выявления сокрытия данных о своей занятости. В свою очередь, необходимо отметить, что информация о страховом стаже и страховых взносах, исчисляемых и уплачиваемых организациями в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, содержит их персональные данные. Вместе с тем, согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать тре
тьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом6. Необходимо отметить, что такая же позиция отражена в Апелляционном определении Московского городского суда от 16 февраля 2015 года по делу № 33-4722/ 2015, в определении Московского городского суда от 05.05.2015 г. № 4г/1-4075, Апелляционном определении Ульяновского областного суда от 08 октября 2013 года № 33-3645/2013 и другие. Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденному Приказом Минтруда России от 29 июня 2012 № 10н, определяющему порядок действий при предоставлении государственной услуги, не предусмотрена обязанность органов службы занятости осуществлять проверку достоверности сведений, а равно не установлена процедура и механизм такой проверки7. Относительно периодов незаконного получения пособия по безработице необходимо отметить, что совершение гражданином действий, направленных на незаконное получение пособия по безработице (трудоустройство), является основанием для лишения данного гражданина статуса безработного и прекращения выплаты пособия по безработице с момента такого трудоустройства. Основанием для последующего решения о назначения пособия по безработице является соблюдение Правил регистрации безработных граждан. При этом весь период получения пособия по безработице признается незаконным, и не имеет значения факт прекращения гражданином трудовых отношений в последующем, при условии, что в момент признания данного гражданина в качестве безработного и назначения пособия по безработице гражданин являлся занятым. В целях исключения незаконного получения пособия по безработице на этапе
58 Юридический аналитический журнал. 2020. № 1 (38) признания гражданина в качестве безработного необходимо внести следующие изменения в действующее законодательство. Во-первых, в Федеральном законе от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотреть возможность использования сведений персонифицированного учета для выявления лиц, осуществляющих трудовую деятельность на этапе признания их в качестве безработных8. Во-вторых, предусмотреть в Административном регламенте предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденном Приказом Минтруда России от 29 июня 2012 № 10н, обязанность органов службы занятости осуществлять проверку достоверности сведений при предоставлении государственной услуги и установить процедуру и механизм проведения проверки достоверности сведений. В-третьих, разработать на уровне Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации соглашение о взаимодействии в части обмена сведениями о страховом стаже и страховых взносах в отношении конкретных граждан. Внесение соответствующих изменений в действующее законодательство позволит исключить возможность незаконного получения пособия по безработице на этапе признания гражданина в качестве безработного.
About the authors
V. N. Sidorov
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: sidorovvn9@rambler.ru
assistant professor of the Department of State and Administrative Law
Russian FederationReferences
- Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.
- СЗ РФ. 1996. 22 апреля. № 17. Ст. 1915.
- СЗ РФ. 2012. 17 сентября. № 38. Ст. 5103.
- СЗ РФ. 1996. 17 июня. № 25. Ст. 2954.
- СЗ РФ. 1994. 05 декабря. № 32. Ст. 3301.
- СЗ РФ. 2006. 31 июля. № 31. Ст. 3451.
- Российская газета. 2012. 05 сен. № 31.
- СЗ РФ. 1996. 01 апреля. № 14. Ст. 1401.