Methodology for investigating the illegal sale of drugs completed using the Internet


Cite item

Full Text

Abstract

the article reflects the main trends of modern illicit drug trafficking using the global Internet, and, accordingly, new methods that law enforcement officers can use when investigating illicit drug trafficking. The forensic characteristics of the sale of narcotic drugs using the Internet are considered. An analysis of digital traces left on the global Internet is given, which makes it possible to track and identify criminals committing drug trafficking. The circle of exemplary participants in criminal groups committing these illegal acts is outlined, their characteristics are given, and their responsibilities are listed. The author analyzed the features of individual investigative actions and operational-search activities in the process of identifying and collecting evidence of this category of crimes. In the process of research, the author identified gaps in legislation and practice, outlined prospects and noted the need to improve methods for investigating the illegal sale of drugs committed using the Internet, taking into account new methods of producing and selling drugs on the territory of the Russian Federation.

Full Text

Введение. Наркопреступность является одной из масштабных угроз национальной и общественной безопасности Российской Федерации (далее –РФ), поскольку преступное посягательство направлено на общественные отношения, охраняющие здоровье населения. Распространение наркотических средств среди населения стало легкодоступным в связи с появлением сети Интернет. Наркобизнес постоянно совершенствует способы незаконного оборота наркотических средств, применяя новейшие разработки в области информационных технологий и финансовых операций, позволяющих скрывать преступную деятельность и доходы, полученные от незаконного оборота наркотических средств. Использование сети Интернет для незаконного оборота наркотиков создает некоторые препятствия в выявлении и расследовании данных преступлений. Проблема расследования незаконного сбыта наркотических средств с использованием сети Интернет заключается в общедоступности, открытости и недостаточности правового регулирования сети Интернет, что позволяет незаконному обороту наркотиков оставаться скрытым от правоохранительных органов, а при его выявлении нередко возникают трудности с правомерностью действий сотрудников оперативных и следственных подразделений, связанных с осуществлением процесса доказывания. Указом Президента РФ от 23.11.2020 №733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» был отражен анализ наркоситуации в России по итогам антинаркотической политики 2010–2020 годов. Среди принятых мер обозначились: совершенствование государственного управления и законодательства РФ в сфере незаконного оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту; усилена уголовная ответственность за сбыт и контрабанду наркотиков в особо крупных размерах, а также за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, на объектах транспорта, в местах проведения культурно-досуговых мероприятий, образовательных организациях, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет; установлен порядок внесудебного ограничения доступа к размещаемой в сети Интернет  информации о способах и методах разработки, изготовления и использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также о местах их приобретения[1]. Также было отмечено, что масштабное использование сети Интернет для пропаганды незаконного потребления наркотиков, является одной из угроз национальной безопасности РФ, для противодействия которой необходимо совершенствование мер по выявлению и пресечению функционирования в сети Интернет ресурсов, используемых для пропаганды незаконного потребления и распространения наркотиков[2]. Использование информационно-телекоммуникационных сетей для совершения преступлений создает угрозу информационной безопасности Российской Федерации, поскольку оказывает общественно-опасное воздействие на информационную сферу страны. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информационно-телекоммуникационную сеть как технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники[3]. Возможности информационно-телекоммуникационных сетей широко используются лицами, вовлеченными в незаконный оборот наркотических средств, из-за чего возрастает уровень преступности в стране. Основное исследование. Выбор эффективных организационно-тактических приемов расследования возможен с учетом рассмотрения криминалистической характеристики конкретного вида или группы преступлений. Н.П. Яблоков дает следующие определение криминалистической характеристики: «криминалистическая характеристика – система описания криминалистически значимых признаков вида, группы и отдельного преступления, проявляющихся в особенностях способа, механизма и обстановки его совершения, дающая представление о преступлении, личности его субъекта и иных обстоятельствах, об определенной преступной деятельности и имеющая своим назначением обеспечение успешного решения задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений» (Яблоков 1995). В структуру криминалистической характеристики незаконного сбыта наркотических средств, совершенного с использованием сети Интернет можно включить такие элементы: характеристика предмета преступного посягательства; способ совершения преступления; характеристика личности преступника, с учетом занимаемой им роли в незаконном обороте наркотиков; типичные следы преступления. В качестве способа незаконного сбыта наркотических средств с использованием сети Интернет выступают различные деяния, направленные на реализацию наркотиков с применением возможностей Интернета. С течением развития правоохранительными органами методов выявления возможно совершаемых преступлений и виновных лиц, осуществляющих незаконный оборот наркотиков через сеть Интернет, последними начали разрабатываться и внедряться различные меры конспирации по сокрытию факта совершения преступного посягательства.  В этих целях злоумышленники используют средства анонимизации: VPN-сеть, TOR, SSH-туннели. Например, сеть TOR позволяет скрыть IP-адрес с помощью направления интернет-трафика через анонимные прокси-серверы, что позволяет сохранять анонимность пользователя. В последние годы наркорынок преимущественно эмигрировал на площадку мессенджера “Telegram”, что объясняется простотой его использования, общедоступностью и гарантированной анонимностью. На просторах “Telegram” можно найти как открытые, так и закрытые каналы (чаты, боты), которые предоставляют пользователям информацию следующего характера: о наркотических средствах и их воздействии; о способах изготовления и производства наркотиков; о способах приобретения приспособлений для употребления или изготовления наркотических средств; обучение по получению прибыли от продажи наркотиков; продвижение идей легализации наркотиков. Криминалистическое значение способа совершения преступления заключается в том, что в зависимости от конкретного способа возможно установить стадии совершения преступления и их особенности, а также конкретный механизм следообразования.  Помимо традиционных следов, которые преступник может оставить при совершении различных видов преступлений, при незаконном обороте наркотиков присутствуют материальные следы, характерные именно для данного вида преступлений, например:

  • следы, позволяющие установить принадлежность вещества к

наркотическому средству (остатки растительного сырья, отходы, компоненты процесса синтеза наркотика, микрочастицы наркотического средства на руках, одежде подозреваемого и т.д.);

  • следы, образовавшиеся в процессе хранения, перевозки,

производства наркотических средств (специальные тайники в жилом помещении или транспортном средстве, рукописные записи с методикой изготовления наркотика, схемы земельных участков, предназначенных для культивирования растений и т.д.);

  • следы употребления наркотиков (отображающиеся на теле человека или в его психофизиологическом состоянии).

В отдельную группу можно выделить цифровые следы, которые преступник оставляет в процессе использования при сбыте наркотических средств сети Интернет, мобильных и компьютерных устройств. Определение цифрового следа было дано Е.Р. Россинской: «цифровой след представляет собой криминалистически значимую компьютерную информацию о событиях или действиях, отраженную в материальной среде, в процессе ее возникновения, обработки, хранения и передачи» (Россинская, Рядовский 2019,  7). К таким следам относятся: IP-адреса, фотографии на мобильном устройстве закладок и тайников с наркотическим средством, переписки в мессенджерах с участниками преступной группы или ботом интернет-магазина, подписки на тематические Telegram-каналы, используемые как площадка для размещения интернет-магазина, зарегистрированный аккаунт на сайте интернет-магазина, скриншоты об осуществлении перевода денежных средств, информация о платежных операциях на электронных кошельках и другие. Незаконный оборот наркотиков с использованием сети Интернет преимущественно осуществляется преступными группами. Каждый участник наделен своими обязанностями и за их выполнение получает заработную плату, имеет свои инструкции по взаимодействию с другими участниками группы, общению с наркопотребителями, осуществлению финансовых операций и действиям при задержании сотрудниками полиции. Взаимодействие между всеми участниками группы происходит дистанционно и позволяет им оставаться анонимными друг для друга. Такой подход обусловлен тем, что при задержании сотрудниками правоохранительных органов одного из соучастников, остальные могут продолжать заниматься преступной деятельностью без риска, что их личность станет известна правоохранительным органам от задержанного. 

Исходя из особенностей наркобизнеса в сети Интернет, можно выделить примерный состав преступной группы:

  1. Организатор. Осуществляет организационные и управленческие функции, подбирает лиц для совместной преступной деятельности, распределяет между ними роли и задачи. Разрабатывает определенные механизм преступной деятельности, создает условия для конспирации. Организовывает оптовую закупку и поставку наркотиков для дальнейшей продажи. Создает интернет-магазин, организовывает функционирование платежных ресурсов, устанавливает цену на товар, распределяет доходы между участниками.
  2. Химики. Осуществляют подбор, исследование, переработку химических реактивов, прекурсоров наркотических средств, подготовку и обслуживание оборудования и устройств для производства наркотических средств, организуют и принимают участие в процессе изготовления наркотиков.
  3. Контрабандисты. Осуществляют перемещение наркотиков из-за границы на территорию РФ.
  4. Перевозчики. Осуществляют доставку наркотиков по территории субъекта страны и за его пределами, с последующим помещением в тайники для дальнейшего передачи другим лицам.
  5. Маркетологи. Осуществляют продвижение интернет-магазина, путем разработки и публикации рекламы о продаже наркотиков для привлечения потенциальных покупателей.
  6. Кладовщики. Осуществляют безопасную перевозку наркотиков к месту хранения, хранение и фасовку наркотиков на мелкие порции для дальнейшего сбыта.
  7. Операторы. Осуществляют обработку заказов от покупателей, контроль за переводом денежных средств, передачу информации закладчикам и наркопотребителям о месте нахождения тайника с наркотическим средством.
  8. Кураторы. Осуществляют контроль за деятельностью лиц, выполняющих роли «химиков», «закладчиков», «кладовщиков», «курьеров», «промоутеров», ведут отчеты по итогам их деятельности, перечисляют заработную плату.
  9. Кадровики. Осуществляют поиск, подбор и вовлечение в преступную группу новых участников, посредством публикации вакансий на интернет-порталах или рассылки предложений о высокооплачиваемой работе в личных сообщениях пользователей социальных сетей и мессенджеров.
  10. Коллекторы. Осуществляют «воспитательные» функции в отношении участников преступной группы, применяя методы запугивания и насилия, в целях наказания для курьеров или закладчиков, укравших наркотики. Видеозаписи с совершением насильственных действий в отношении провинившихся лиц распространяются в сети Интернет для устрашения остальных участников незаконного оборота наркотиков.
  11. Закладчики. Осуществляют доставку мелкооптовых партий наркотического средства в определенное место (фотографируют закладку и место, отправляют его оператору).
  12. Промоутеры. Осуществляют распространение информации вне сети Интернет о том, где можно приобрести наркотические средства. Развешивают листовки на остановках общественного транспорта, столбах, подъездах, наносят краской записи на здания и сооружения с названием или ссылкой интернет-источника приобретения наркотиков.
  13. Кассиры. Осуществляют вывод электронных денежных средств с электронных или банковских счетов, обналичивают их, после чего передают лицу, отвечающему за финансовую сторону наркобизнеса.
  14. Дропы. Лица, чьи паспортные данные используют в преступных целях, в основном для проведения финансовых операций. Лицо может не знать, для чего конкретно необходимы его персональные данные, но предоставляет их добровольно за определенную плату, полагая, что использоваться они будут, например, для перечисления заработной платы лицам, не имеющим гражданства РФ.

Расследование незаконного сбыта наркотических средств с использованием сети Интернет осуществляется посредством совокупности оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, большая часть из которых производится в соответствии с предъявляемыми требованиями уголовно-процессуального закона, а также по общепринятым правилам криминалистической тактики. Предварительная проверка материалов о незаконном обороте наркотических средств с использованием сети Интернет преимущественно осуществляется в процессе оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[4]. Выявление незаконного оборота наркотических средств напрямую зависит от своевременного получения оперативно значимой информации, по результатам проверки которой сотрудники ОВД могут организовать и провести необходимые оперативно-розыскные мероприятия, способствующие документированию преступлений для дальнейшего формирования на их основе доказательств. А.В. Шебалин в своих трудах, посвященных особенностям этапа предварительной проверки материалов о незаконном сбыте наркотических средств, совершенном бесконтактным способом -  высказывает позицию о малоэффективности раскрытия данных преступлений «следственным путем», поскольку уголовно-процессуальные средства доказывания, используемые следователями, являются гласными, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться негласно. Знание следователем алгоритмов, которые используют оперативные сотрудники для документирования оперативно-розыскных мероприятий, позволяет представить четкую картину процесса формирования доказательств и тем самым повысить эффективность расследования таких преступлений (Шебалин 2015, 150).

         Первичная информация о незаконном обороте наркотических средств в ОВД поступает:

  • от граждан, сообщивших или заявивших о преступлении лично в территориальное подразделение ОВД, по телефону в дежурную часть;
  • от лиц, оказывающих содействие ОВД (ранее судимых, приобретающих наркотики через Интернет, родственники и знакомые лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков);
  • сообщение из медицинского учреждения о факте поступления лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения;
  • от сотрудников других правоохранительных органов;
  • из объяснений задержанных лиц, рассказавших про источник приобретения наркотиков;
  • в процессе анализа интернет-ресурсов, на которых расположена информация о продаже или пропаганде наркотиков (Шебалин 2015,15).

 Информация о незаконном обороте наркотических средств поступает от граждан в том числе во время проведения ОВД мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, сбор и проверку оперативно-значимой информации, поступающей от граждан. Например, общероссийская акция «Сообщи, где торгуют смертью», за время проведения которой в 2022 году сотрудниками ОВД на территории Самарской области были выявлены преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также выявлены и заблокированы 24 интернет-ресурса пронаркотической направленности[5].

 Так сотрудниками оперативных подразделений может быть получена информация: о лицах, вовлеченных в незаконный оборот наркотических средств посредством сети Интернет; интернет-ресурсах, на которых размещена реклама о продаже или пропаганде наркотиков; каналах поступления наркотиков, местах их хранения, производства и сбыта; способах оплаты за покупку наркотиков; местонахождении предметов и документов, которые впоследствии могут быть использованы в качестве доказательства.

         При поступлении информации о факте сбыта наркотического средства и местонахождении закладки, возможно, задержать лицо, которое приобретает наркотическое средство, и провести его опрос. Таким образом, у опрашиваемого возможно выяснить значимые для дальнейшего расследования сведения:

  • известные ему данные лица, у которого были приобретены

наркотики;

  • способ приобретения наркотика, конкретную интернет-площадку и

интернет-магазин, какие данные использовались для получения доступа к интернет-ресурсам, как поддерживалась связь с продавцом;

  • способ оплаты, конкретная электронная платежная система,

электронные или банковские счета;

  • какие указания были получены от оператора интернет-магазина,

 Для документирования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств с использование сети Интернет проводятся такие негласные оперативно-розыскные мероприятия, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. На этапе документирования преступлений возможно получить сведения, указывающие на незаконный оборот наркотиков, из различных автоматизированных систем, например, АИС «НОН», АИС «КИВИ», АИС «Перевод». В АИС «НОН» вносятся все данные о сбытчике наркотиков и обстоятельствах их приобретения задержанным лицом. Формирование АИС осуществляется на основе учетных карточек, отражающих информацию о фигуранте уголовного дела и неустановленном лице, сбывшем ему наркотическое средство, с указанием используемых ник-неймов, IP-адресов, MAC-адресов, номеров учетных записей в различных программах, электронных платежных системах, банковских счетов, а также мест закладок наркотического средства (Дикарев, Олимпиев 2016, 149). При расследовании уголовного дела на основании информации, полученной из данной АИС, могут быть выявлены дополнительные эпизоды преступной деятельности сбытчика наркотических средств по используемым ник-неймам, номерам телефонов, номерам электронных и банковских счетов. Одним из наиболее эффективных оперативно-розыскных мероприятий для документирования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, в том числе с применением возможностей сети Интернет, является проверочная закупка, проводимая в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Проверочная закупка – оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования[6]. Проверочная закупка направлена на документирование факта передачи покупателю наркотического средства. Особенностью проведения данного мероприятия является наличие в письменной форме заявления от “покупателя” о добровольном участии в проведении оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка. Результаты анализа уголовных дел по ст. 228 и ст. 228.1 УК РФ, расследуемых на территории Самарской области, показали, что проверочная закупка является одним из наиболее часто проводимых оперативно-розыскных мероприятий, а сведения, полученные оперативными сотрудниками, активно представляются в суд в качестве доказательства вины обвиняемого в незаконном обороте наркотических средств. По результатам оперативно-розыскного мероприятия составляется ряд документов, которые впоследствии приобщаются к уголовному делу: рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление о проведении проверочной закупки, постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, акт личного досмотра покупателя, акт проверочной закупки, акт передачи покупателю технических средств, а также, документ, фиксирующий факт изъятия наличных денежных средств и наркотических средств. Так, Октябрьский городской суд Самарской области вынес обвинительный приговор по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ в отношении Маслова А.А. В качестве одних из доказательств, подтверждающих вину Маслова А.А. суд рассмотрел: постановление о рассекречивании и предоставлении материалов оперативно-розыскных мероприятий от 04.12.2019 в отношении Маслова А.А. по факту незаконного сбыта наркотических средств через посредника Свидетель №6 Свидетель №5;  постановление о проведении проверочной закупки у Маслова А.А.; акт наблюдения от 03.12.2019, согласно которому ведется наблюдение за ходом проведения ОРМ «Проверочная закупка» в отношении Маслова А.А.; акт осмотра вещей, находящихся при покупателе от 03.12.2019, согласно которому проведено обследование предметов одежды «закупщика» Свидетель №5, в ходе которого ничего запрещенного не обнаружено; акт осмотра, пометки и вручения денежных средств от 03.12.2019, согласно которому осмотрены 2 денежные купюры по 1 000 рублей, каждая купюра обработана специальным составом и на каждую купюру нанесена надпись специальным карандашом «ОНК»[7]. Проверочная закупка, предполагающая приобретение покупателем наркотического средства через сеть Интернет, осуществляется путем видеофиксации процесса оплаты через электронные платежные системы. После выдачи покупателем наркотического средства оперативным сотрудникам составляется акт добровольной выдачи, к которому впоследствии прилагаются скриншоты переписки с продавцом, финансовых операций и фотографий с места нахождения закладки. После составления заключения эксперта, подтверждающего, что найденное вещество действительно относится к наркотическому, оперативными сотрудниками составляется рапорт на основании ст. 143 УПК РФ об обнаружении признаков преступления и полученные сведения передаются в орган предварительного расследования. В процессе документирования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершенных с использованием сети Интернет, при проведении проверочной закупки возможно установить каким образом осуществляется движение денежных средств, полученных от преступной деятельности, и направить запрос в финансовую организацию, для установления лиц, принимающих участие в незаконном обороте наркотиков. Важным требованием соблюдения законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий по фактам незаконного оборота наркотиков является соблюдение оперативными сотрудниками законодательства РФ при изъятии наркотических средств и помеченных денежных купюр. Порядок изъятия наркотических средств установлен Приказом МВД РФ № 840, Минюста РФ № 320, Минздрава РФ № 388, Минэкономики РФ № 472, ГТК РФ № 726, ФСБ РФ № 530, ФПС РФ № 585 от 09.11.1999 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения». Так, к общим правилам изъятия наркотических средств относится: изъятие должно производиться в присутствии не менее, чем двух понятых, при необходимости осуществляется фотосъемка или видеосъемка, наркотики предъявляются всем присутствующим при изъятии, факт изъятия наркотиков отражается в протоколе. Часто проводимым оперативно-розыскным мероприятием при документировании незаконного оборота наркотических средств, совершенного с использованием сети Интернет, является снятие информации с технических каналов связи. В Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» не закреплено понятие технических каналов связи. Ю.В. Демидченко считает, что к техническим  каналам связи можно относить: «...радиоканалы, факсимильные каналы, каналы космической связи, каналы сотовой связи, каналы, предназначенные для передачи коротких текстовых и мультимедийных сообщений, локальные вычислительные сети, включая и сеть Интернет со всеми ее возможностями по передаче данных с различными протоколами и методами сжатия информации» (Демидченко 2021). Оперативно-розыскное мероприятие снятие информации с технических каналов связи может быть необходимо для документирования переписки в мессенджерах о совершении незаконного оборота наркотических средств и установления IP-адресов технических устройств, через которые осуществляется переписка. Сведения, полученные в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия, могут признаваться доказательствами незаконного оборота наркотических средств после их закрепления процессуальным путем. Однако, в настоящее время нет надлежащего законодательного закрепления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, поэтому процедура доказывания по данным результатам несколько усложняется и требует процессуального преобразования, поскольку результаты оперативно-розыскной деятельности сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу, а лишь способствуют их формированию после предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности в орган предварительного расследования, который с соблюдением требований УПК РФ, предъявляемых к доказательствам, проверяет и впоследствии преобразовывает полученные оперативными сотрудниками сведения в доказательства. Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются с учетом требований, изложенных в Инструкции от 27 сентября 2013 г. о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. Для использования в ходе проверки процессуального повода для возбуждения уголовного дела, а также в качестве доказательств результатов оперативно-розыскной деятельности, производится на основании постановления руководителя подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При представлении результатов проверочной закупки прилагается постановление руководителя о проведении оперативно-розыскного мероприятия. К указанным документам прилагается постановление о рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну,  а также все материалы и объекты, которые в дальнейшем могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу[8]. Таким образом формируется официальный источник получения сведений о незаконном обороте наркотических средств, который орган предварительного расследования может использовать для принятия дальнейших процессуальных решений. И.С. Земцова считает, что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты оперативно-розыскной деятельности представляются следователю в виде рапорта об обнаружении признаков преступления и должны содержать сведения, указывающие на признаки преступления: «...где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах были обнаружены; о лицах, совершивших преступление и очевидцах; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами; другие факты, имеющие значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела» (Земцова, Суров, Галушин 2019, 63). Так, для возбуждения уголовного дела по п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ будет достаточно таких сведений:

  • вещество является наркотическим средством и его объем;
  • фигуранты дела являются наркозависимыми;
  • наркотическое средство приобреталось с использованием сети Интернет;
  • каким образом сбывались наркотические средств через сеть Интернет, какие конкретно интернет-ресурсы использовались;
  • как лицо было вовлечено в незаконный оборот наркотиков и какую роль выполняло; 
  • как производилась оплата, через какие электронные или банковские счета; 
  • продолжительность незаконного оборота наркотиков.

 Следует учитывать, что при соблюдении всех требований проведения и документирования оперативно-розыскной деятельности основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по факту незаконного оборота наркотических средств могут стать:

  • вес изъятого наркотического средства меньше, чем определено Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 №1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» либо изъяты микрочастицы вещества, являющегося наркотическим средством;
  • изъятое вещество обладает свойствами наркотического средства, но не включено в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 №681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

В зависимости от сведений, содержащихся в материалах оперативно-розыскной деятельности, будет определено дальнейшее направление расследования. Например, имеются сведения об одном участнике организованной преступной группы, осуществляющей незаконный оборот наркотиков посредством сети Интернет. В первую очередь необходимо провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на установление и доказывание причастности лица к деятельности организованной преступной группы по незаконному обороту наркотиков (осмотр места происшествия, личный досмотр, получение образцов для сравнительного исследования, направление на исследование изъятых веществ, допрос подозреваемого, обыск в жилище, назначение судебной экспертизы наркотических средств), затем комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на установление других участников организованной преступной группы (осмотр мобильных и компьютерных устройств, направление запросов в компании сотовой связи, банки и другие финансовые организации, следственный эксперимент, назначение компьютерной экспертизы) (Земцова, Суров, Галушин 2019, 67). При проверке представленных результатов на законность органу предварительного расследования следует обратить внимание на соответствие мероприятия целям и принципам оперативно-розыскной деятельности; уполномоченность лица на проведение мероприятия; предоставление адвокату возможности принимать участие при проведении гласных мероприятий; соблюдение порядка проведения мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан; соблюдение порядка изъятия наркотических средств, документов и иных предметов. Также результаты оперативно-розыскной деятельности подлежат проверке на достоверность, следователю необходимо обратить внимание на неточности и противоречия в материалах; искажения обстоятельств; наличие фальсификации результатов мероприятия; полноту и отсутствие ошибок аудио и видеозаписей (Гармаев 2020, 41). Таким образом, можно сделать вывод, что оперативно-розыскная деятельность является достаточно эффективной при выявлении, предварительной проверке и расследовании незаконного оборота наркотических средств с использованием сети Интернет, а проведение оперативно-розыскных мероприятий в данных целях имеет ряд тактических особенностей, соблюдение которых обеспечивает законность оперативно-розыскной деятельности. Проведение проверочной закупки позволяет своевременно пресечь преступную деятельность по незаконному обороту наркотиков и минимизировать их распространение среди населения, а также выявить активные интернет-ресурсы, предлагающие услуги по продаже наркотических средств. Сведения, полученные в результате ее осуществления могут быть использованы для возбуждения уголовного дела и проведения на их основе следственных действий, по итогам производства которых возможно получить доказательства, отвечающие требованиям уголовно-процессуального закона, при условии, что представленные дознавателю или следователю результаты оперативно-розыскной деятельности были получены с соблюдением законности, условий, порядка проведения и документирования оперативно-розыскной деятельности, то есть представленные сведения должны соответствовать требованиям УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд. Следователю при получении результатов оперативно-розыскной деятельности необходимо проверить их на соответствие законности и правильность документирования для принятия на их основе дальнейших процессуальных решений. Далее остановимся более подробно на производстве отдельных следственных действий. Осмотр мобильного устройства. Осмотр мобильного устройства при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершенных с использованием сети Интернет, имеет значение непосредственно при осмотре виртуальной информационной среды устройства и осуществляется с целью обнаружения цифровых следов преступления. Настоящее уголовно-процессуальное законодательство не регламентирует порядок получения сведений, содержащихся в мобильном устройстве, из-за чего в регионах складывается неоднозначная практика производства осмотра мобильного устройства, поскольку встает вопрос о том, необходимо ли для проведения данного следственного действия постановление суда об удовлетворении ходатайства следователя о разрешении производства осмотра сведений, содержащихся на мобильном устройстве подозреваемого, либо для проведения осмотра достаточно согласия владельца мобильного устройства или следственное действие может быть произведено в порядке, предусмотренном ст. 176 УПК РФ. С.В. Бычков считает, что: «осмотр мобильного устройства нарушает конституционное право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, поэтому осмотр предметов, которые содержат сведения о частной жизни, должен производиться с письменного согласия владельца мобильного устройства либо на основании судебного решения» (Бычков 2013). В судебной практике также неоднократно отражалась позиция судов об отсутствии необходимости в вынесении судами определений, разрешающих производство данного следственного действия. Так,  Конституционный суд РФ вынес определение от 25.01. 2018 года по жалобе П., где тот просил признать не соответствующими ч. 1 ст.15, ч. 1 ст.17, ст. 18, ч.2 ст. 23, ч.1 ст. 45, ч.2 ст.50 Конституции РФ, а также статьи 176, 177 и 195 УПК РФ в той мере, в какой их положения, по мнению заявителя, нарушают его право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, поскольку допускают возможность получения следователем информации о соединениях между абонентскими устройствами, текстов переписки, почтовых и иных сообщений в ходе производства осмотра и компьютерно-технических экспертиз, изъятых абонентских устройств, без получения судебного решения. В своем определении суд указал, что проведение осмотра и экспертизы с целью получения имеющей значение для уголовного дела информации, находящейся в электронной памяти абонентских устройств, изъятых при производстве следственных действий в установленном законом порядке, не предполагает вынесения об этом специального судебного решения[9]. Осмотр мобильных устройств позволяет обнаружить цифровые следы незаконного оборота наркотических средств, например, фотографии со свертками наркотических средств и местами их сбыта либо переписки в мессенджерах между покупателем и продавцом наркотического средства, так при задержании приобретателя наркотика следствие может получить информацию о интернет-магазине, который осуществляет реализацию наркотических средств или о конкретной личности сбытчика. При задержании лица, выполняющего функции закладчика, правоохранительными органами на основании информации, содержащейся в мобильном устройстве о местонахождении тайников, могут быть изъяты наркотики, которые покупатель не успел забрать. Результаты анализа уголовных дел по ст. 228 и ст. 228.1 УК РФ, расследуемых на территории Самарской области, показали, что основным видом изымаемой с мобильных устройств информации, указывающей на причастность лица к незаконному обороту наркотиков, являются переписки в мессенджерах и фотографии. При обнаружении мобильного устройства важно правильно произвести его изъятие, а также принять меры к обеспечению сохранности находящейся на нем информации. В результате опроса сотрудников ОВД, производивших изъятие мобильного устройства, А.В. Архипова выявила, что мобильные устройства изымаются выключенными, если они включены, производят фотосъемку мобильного устройства и его экрана, после чего отражают результаты осмотра в протоколе и выключают мобильное устройство (Архипова 2014, 16). Осмотр мобильного устройства должен производиться своевременно, если есть основания полагать, что на нем расположена информация, позволяющая установить важные для расследования факты о незаконном обороте наркотических средств, поскольку современные виды мобильных устройств, также как и интернет-мессенджеры имеют функцию удаленного доступа или пользования одним аккаунтом с различных устройств, за счет чего лицами, осведомленными о задержании подозреваемого, могут быть совершены действия по безвозвратному удалению информации, связанной с незаконным оборотом наркотиков и о причастных к нему лицах. При осмотре мобильного устройства важно соблюдение общих условий: присутствие понятых; участие в осмотре эксперта или последующее обращение к эксперту; недопустимость проведения осмотра в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательств (Бутенко 2016, 53). Нередко возникает ситуация, когда мобильное устройство заблокировано и необходимо ввести пароль, в таком случае, правоохранительными органами для извлечения информации с мобильных устройств могут использоваться программно-аппаратные комплексы, с помощью которых возможно проанализировать и извлечь данные с устройства (то есть происходит полное копирование содержания внутренней памяти устройства). При расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств с использованием сети Интернет следственным и судебным органам следует учитывать, что лицо вправе отказаться от предоставления доступа к своему мобильному устройству сотрудникам правоохранительных органов, и данное действие не будет свидетельствовать о наличии в виртуальной информационной среде устройства цифровых следов незаконного оборота наркотиков, которые лицо стремиться скрыть, а следовательно и о его вине. Так, Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел кассационную жалобу по делу Касенкова, который был признан виновным в покушении на сбыт наркотических средств в крупном размере. Оперативные сотрудники задержали Касенкова со свертками наркотических средств в декабре 2020 года на территории бывшего консервного завода, где, по данным оперативников, делались закладки. Суды первой и апелляционной инстанции при вынесении приговора, опровергая доводы защиты об отсутствии у Касенкова умысла на сбыт наркотиков, сослались на отказ Касенкова добровольно предоставить пароли от изъятых у него мобильных телефонов. В связи с чем эксперты не смогли получить доступ к информации, находящейся в телефоне. Из определения следует, что показания свидетелей не подтверждают того, что Касенков предпринимал активные действия для обустройства закладок, а у сотрудников полиции нет какой-либо конкретной информации о том, что он намеревался произвести незаконный сбыт, так как осужденного задержали только из-за того, что он находился на проблемном участке. Сам Косенков говорил, что приобрел наркотики для личного потребления. Вывод судов основан на предположении о возможном содержании в  памяти мобильных телефонов Касенкова сведений, подтверждающих его причастность к сбыту наркотических средств. Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул, что отказ обвиняемого не может быть истолкован против него и являться подтверждением его виновности. В связи с этим Верховный Суд Российской Федерации переквалифицировал обвинение на менее тяжкую статью – ч. 2 ст. 228 УК РФ[10]. Данный пример из судебной практики позволяет сделать вывод о том, что на практике сотрудниками правоохранительных органов при расследовании незаконного оборота наркотиков с применением информационно-телекоммуникационных технологий, не всегда может быть произведен осмотр заблокированного мобильного устройства как лично или с применением программно-аппаратных комплексов, так и с помощью экспертов, поскольку возможно отсутствие у сотрудников специальных знаний в информационно-технической области, нехватка специализированных кадров в Экспертно-криминалистических Центрах МВД, высокая загруженность сотрудников ОВД, не позволяющая производить сбор цифровых доказательств по уголовному делу. При этом цифровые следы незаконного оборота наркотических средств, оставленные на мобильном устройстве, могут быть признаны доказательствами по уголовному делу только после их полного и объективного исследования, правомерного изъятия и правильного документирования, независимо от предыдущего опыта и «обычаев» совершения незаконного оборота наркотических средств с использованием сети Интернет. Среди проблем осмотра виртуальной информационной среды мобильного устройства с целью получения сведений о незаконном обороте наркотических средств также следует выделить соответствие действий сотрудников ОВД законности, а именно недопустимость применения физической силы в отношении подозреваемого для разблокировки мобильного устройства. Данная проблема стала актуальна с момента трансформации мобильных устройств и внедрения в их технические возможности функции разблокировки с использованием отпечатка пальца. Практика показывает, что сотрудниками ОВД часто применяется физическая сила для разблокировки мобильного устройства с помощью отпечатка пальца подозреваемого, против его воли. Согласно ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению[11]. Следовательно, применение физической силы для получения доступа к мобильному устройству недопустимо. В противном случае, обнаруженные цифровые следы незаконного оборота наркотических средств будут являться недопустимыми доказательствами по уголовному делу, так как получены с нарушением принципа законности уголовного судопроизводства. Обыск. Обыск по делам о незаконном обороте наркотических средств с использованием сети Интернет производится с целью установления местонахождения и изъятия наркотических средств,  оборудования, предназначенного для их изготовления, мобильных и компьютерных устройств, и имеет некоторые особенности тактики производства. Объектами обыска являются: наркотические средства; упаковки и тары для их хранения или транспортировки; предметы для расфасовки наркотиков; записи с методикой изготовления наркотических средств или содержащие сведения о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков; денежные средства; документы об открытии денежных счетов; мобильные и компьютерные устройства, в том числе хранящиеся в их памяти переписки, фотографии, видеозаписи, электронные денежные счета и так далее. В соответствии со ст. 182 УПК РФ правоохранительные органы вправе проводить обыск в жилище подозреваемого на основании судебного решения. При производстве обыска в жилище лица, подозреваемого в незаконном обороте наркотических средств с использованием сети Интернет, следует принять меры для обнаружения компьютерных устройств, обеспечивающих выход в Интернет, поскольку именно на этих устройствах могут остаться цифровые следы преступления. Если следственным органам заблаговременно известна информация о нахождении по месту обыска электронных носителей информации, в виртуальной информационной среде которых могут храниться цифровые следы незаконного оборота наркотиков, необходимо привлечь к участию в следственном действии специалиста, с целью предотвратить повреждение или утрату информации при изъятии. Согласно ч. 2 ст. 164.1 УПК РФ электронные носители информации изымаются в ходе производства следственных действий с участием специалиста, отсутствие специалиста при изъятии может послужить признанием собранных в ходе производства обыска доказательств недопустимыми. Поскольку незаконный оборот наркотиков, преимущественно, является преступлением, совершаемым преступными группами, в целях недопущения уничтожения доказательств соучастниками преступления, следователь может одновременно провести обыски у нескольких известных ему подозреваемых лиц (Афзалетдинова 2019, 90). Для поиска специально оборудованных тайников, в которых могут находиться наркотики или деньги, следователю необходимо учитывать род профессиональной деятельности подозреваемого, его жизненный и преступный опыт, наличие специальных знаний, на которые подозреваемый будет полагаться при сооружении тайника. В ходе проведения обыска следователю или иным должностным лицам необходимо наблюдать за поведением обыскиваемого, чтобы не допустить нападения на сотрудников или уничтожения объектов обыска, а также для зрительной фиксации реакции подозреваемого на различные ситуации, например, при приближении сотрудника к тайнику обыскиваемый начинает заметно нервничать или долго задерживать взгляд на одном месте. При проведении обыска в целях обнаружения наркотических средств могут использоваться специально обученные служебные собаки. Обнаружение, изъятие и фиксация вещественных доказательств по делам о незаконном обороте наркотиков проходит по общим уголовно-процессуальным и криминалистическим правилам. Предметы и документы, изъятые в ходе обыска, отражаются в протоколе с указанием их индивидуальных признаков (указываются размеры свертков и упаковок, а также описание процесса их изъятия). При изъятии упакованных наркотических средств важно сохранить возможно имеющиеся на упаковке следы пальцев рук и назначить дактилоскопическую судебную экспертизу для идентификации обыскиваемого лица или сбытчика наркотических средств. Допрос подозреваемого. Допрос – одно из самых распространенных следственных действий, которое заключается в получении и фиксации показаний подозреваемых об известных им фактах, имеющих значение для уголовного дела, регламентированный ст. 187 и ст. 189 УПК РФ.  Криминалистическая тактика допроса практически универсальна и может применяться по делам о незаконном обороте наркотиков. Показания подозреваемого, полученные во время производства допроса без процессуальных нарушений, будут являться источником доказательств по уголовному делу. При проведении допроса подозреваемого в ситуации незаконного оборота наркотических средств следователь должен убедиться, что допрашиваемый не находится в состоянии наркотического опьянения, поскольку показания лица в состоянии опьянения не всегда достоверны и логически обоснованы. Выбор следователем тактики допроса по данной категории уголовных дел зависит от деяния, которое совершил подозреваемый, и его роли в незаконном обороте наркотиков. При доказывании по уголовным делам о незаконном сбыте наркотических средств закладчиком через сеть Интернет следователю необходимо выяснить следующие обстоятельства: 

  • знал ли допрашиваемый о том, что имеет дело с наркотическими средствами, если да, откуда ему стало известно;
  • употребляет ли допрашиваемый наркотики, если да, то при каких обстоятельствах и когда начал употреблять, какие именно наркотики, в каком количестве, как часто;
  • материальное и финансовое положение допрашиваемого и его семьи, по каким причинам и каким образом был вовлечен в незаконный оборот наркотиков, как давно занимается распространением закладок;
  • получал ли денежные средства за сбыт наркотиков, если да, в каком размере и каким способом, на какие счета или банковские карты;
  • являлся ли сбыт наркотиков постоянной деятельностью допрашиваемого;
  • как допрашиваемый узнал о вакансии, как проходила процедура «трудоустройства»;
  • через какой источник приобретались наркотики, с какими лицами контактировал допрашиваемый по поводу передачи наркотиков, в каком мессенджере осуществлялась переписка, имеются ли номера телефонов операторов, курьеров или покупателей, в  каком месте допрашиваемым были получены наркотические средства;
  • известен ли допрашиваемому интернет-магазин, через который потребитель приобрел наркотическое средство, если да, на какой интернет-площадке расположен магазин, как называется, ссылка или адрес магазина;
  • кому сбывались наркотики, как часто, поддерживалась ли связь с приобретателем наркотиков, если да, когда и через какие каналы связи;
  • в каких местах организовывались тайники для закладок, выбирал ли допрашиваемый самостоятельно место для организации закладки, если да, как и кому передавалась информация о местонахождении закладки, осуществлялась ли фотосъемка тайников, или получал определенные указания с координатами, где необходимо оставить наркотики;
  • в каких местах и когда были организованы последние тайники с закладками;
  • находятся ли на хранении у допрашиваемого наркотические средства, если да, то, где, какие, в каком размере;
  • известна ли допрашиваемому стоимость сбываемых наркотиков.

         Так, в ходе допроса по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, Г.Д. показал каким образом совместно с Р.С. осуществлял незаконный оборот наркотических средств: «...на сайте в сети Интернет нашли объявление о работе в магазине курительных смесей, отправили фотографию паспорта Арцименя Р.С., последний прошел собеседование с работодателем через программу «Скайп», стали работать вдвоем с согласия работодателя, и по указанию которого он (Г.) установил на свой телефон приложение «Хabber», зарегистрировал свою учетную запись, сообщил о ней работодателю, договорились с ним о том, что он (Г.) и Арцименя Р.С. получают от работодателя наркотики через тайниковые закладки, их адреса последний передает по ссылкам «Privenote», они расфасовывают наркотики, раскладывают согласно указаниям куратора по отдельным закладкам, адреса и описания места нахождения наркотиков сообщают куратору через сайт «Privenote». Первоначально куратор давал ему (Г.) и Арцименя Р.С. адреса с наркотиком «реагент» массой от 5 до 20 граммов, который они приносили домой к Арцименя Р.С., хранили, расфасовывали, по указанию куратора ежедневно делали закладки с наркотиком. Изначально куратор платил им по 300 рублей за каждую сделанную закладку с наркотиками, деньги переводил один раз в неделю со своего qiwi-кошелька на его (Г.) qiwi-кошелек, эти деньги он (Г.) переводил на счет банковской карты банка «Русский стандарт», оформленную на имя Г.А. Ильдара, деньги обналичивал в банкоматах»[12]. Таким образом, при активном участии допрашиваемого, следователем может быть получена максимально полная картина о схеме реализации наркотических средств определенной преступной группой. Судебные экспертизы. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» обозначает, что для определения вида наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов, их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры требуются, специальные знания[13]. Порядок назначения всех видов судебных экспертиз определен ст. 195 УПК РФ. Так, приняв процессуальное решение о необходимости провести судебную экспертизу следователь выносит соответствующее постановление. В постановлении содержится ряд вопросов, которые поставлены перед экспертом, необходимые для наиболее полного и точного исследования. При расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств с использованием сети Интернет могут проводится следующие судебные экспертизы: судебно-химическая, судебная физико-химическая, судебно-психиатрическая, судебно-наркологическая, судебно-фармакологическая, компьютерно-техническая, судебная лингвистическая и так далее. А.А. Глазков и С.О. Гасанов считают, что судебно-наркологическая экспертиза значение для расследования незаконного сбыта наркотических средств, поскольку ее проведение осуществляется в целях установить у подозреваемого наркотическую зависимость. Так, при изъятии у задержанного наркотического средства, задержанный может давать пояснения, что приобрел наркотики для личного потребления и не имел цели на их последующий сбыт. Так, заключение эксперта о том, что лицо не имеет наркотической зависимости и не употребляет наркотики, может быть использовано для опровержения версии защиты об отсутствии у подозреваемого цели сбыта наркотических средств (Глазков 2021, 48). Наиболее часто проводятся различные судебные экспертизы, направленные на исследование вещества, предположительно являющегося наркотическим средствам, объектом их исследования также могут быть упаковки или предметы, на которых могут находиться частички наркотического вещества. Данные экспертизы проводятся для установления вида наркотика, его свойств, массы, обнаружения микроследов на одежде, смывах с рук и т.д.  Для установления является ли изъятое вещество наркотическим средством, психотропным веществом или их аналогом перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • Является ли представленное на исследование вещество наркотическим средством, психотропным веществом или их аналогом?
  • Являлось ли представленное на исследование вещество наркотическим средством, психотропным веществом или их аналогом на момент изъятия, какова его масса?
  • Какая масса вещества была израсходована для проведения исследования?

         В процессе исследования часть наркотического средства расходуется, о чем эксперт делает отметку в заключении и описывает проведенные реакции. Наркотическое средство, которое остается после экспертизы упаковывается и направляется должностному лицу, от которого было получено. По делам о незаконном обороте наркотических средств с использованием сети Интернет нередко проводятся компьютерно-технические экспертизы. Для экспертных подразделений МВД применяется название компьютерная экспертиза, в соответствии с Приказом от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации». Данная экспертиза назначается с целью получения цифровых доказательств незаконного оборота наркотических средств. Объектами компьютерной экспертизы являются компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, сим-карты, флеш-карты. Так, в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия обследование жилища по подозрению в хранении наркотических средств В.П.ВА сотрудниками ОНК МУ МВД России «Оренбургское» был изъят телефон и планшет. Посредством производства компьютерной экспертизы в процессе доказывания вины В.П.ВА в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 228 УК РФ, была обнаружена переписка в мессенджере «Telegram» с контактами по поводу приобретения наркотических средств, их цены и фотографиями с местами закладок наркотических средств. Таким образом, судом было установлено, что В.П.ВА осуществлял заказ наркотического средства с использованием сети Интернет через приложение «Telegram»[14]. При производстве компьютерной экспертизы экспертными подразделениями МВД применяются различные аппаратно-программные комплексы, позволяющие извлекать с технических устройств важные  для следствия криминалистические данные, например, аппаратно-программный комплекс Universal forensic extraction device (UFED), предназначенный для извлечения, декодирования, анализа данных и составления отчетов. Комплекс позволяет выполнить извлечение данных на физическом, логическом и файловом уровне, а также восстановление паролей с различных устройств[15]. Также может применяться аппаратно-программный комплекс MSAB Office, который позволяет максимально безопасно извлечь данные из мобильного устройства, или программный комплекс «Мобильный криминалист», с помощью которого эксперт может обходить блокировку мобильного устройства с использованием пароля, восстанавливать удаленную информацию, в том числе удаленные переписки в мессенджерах (Муравьев, Ермаков 2019, 186). К.В. Муравьев и М.Г. Ермаков сформировали вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом для производства компьютерной экспертизы, в зависимости от целей назначенного исследования:

  • каковы общие технические характеристики, конфигурация, марка, техническое состояние представленного устройства;
  • имеется ли в устройстве, представленном на экспертизу, информация, содержащая определенные данные (с указанием перечня ключевых слов либо конкретных данных);
  • каков тип данных, выявленных на носителях информации (текстовые документы, графические файлы, базы данных и т. д.);
  • могут ли потребоваться для обработки данных такого типа дополнительные программные средства;
  • имеются ли на представленных носителях информации сведения о собственнике или пользователях компьютерной системы (в том числе логины, пароли, журналы производимых операций);
  • возможно ли определить точную дату и время создания файла, предоставленного на экспертизу;
  • имело ли представленное компьютерное средство доступ к сети Интернет; если да, то присутствуют ли признаки работы с сетью;
  • каково содержание установок удаленного доступа и протоколов соединений;
  • установлены ли в памяти представленного устройства программы персональной связи через Интернет, программы-клиенты электронной почты; если да, то имеется ли в архивах переписки программного обеспечения персональной связи через Интернет, архивах программ-клиентов электронной почты наименований наркотических средств, технологии изготовления, методиках синтеза, иные описания, адреса тайников, информация о денежных переводах, информация о стоимости единиц весов, банковских счетах, счетах электронных платежных систем;
  • установлено ли в памяти представленного устройства программное обеспечение для доступа к банковским и платежным системам, если да, то для доступа к каким банковским и платежным системам использовалось данное программное обеспечение;
  • имеется ли переписка с использованием интернет мессенджеров (указываются определенные данные с перечислением ключевых слов либо конкретных данных);
  • имеются ли на представленных носителях информации сведения, содержащие текстовые данные или изображения бланков рецептов, лечебных учреждений, печатей врачей и т. п.;
  • посредством какого пароля производится доступ к компьютерному устройству, представленному на экспертизу (Муравьев, Ермаков 2019, 189).

 Так, заключение эксперта по результатам компьютерной экспертизы будет являться одним из доказательств причастности подозреваемого к незаконному обороту наркотических средств, совершенного с использованием сети Интернет. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что следственные действия, производимые по делам о незаконном обороте наркотических средств, совершенном с использованием сети Интернет, проводятся по общим правилам и рекомендациям криминалистической тактики, с учетом особенностей предмета и способа совершения преступления, а также личности преступника. Однако, для наиболее эффективного расследования указанной категории уголовных дел, необходимо выработать более определенную и четкую правоприменительную практику на общегосударственном уровне, для единообразного производства такого следственного действия как осмотр мобильного устройства всеми территориальными подразделениями органов внутренних дел, занимающихся расследованием и предупреждением преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, поскольку при грамотном проведении указанного следственного действия возможно получить информацию, имеющую значение для уголовного дела и способствующую его быстрому и эффективному расследованию. Следует отметить, что исследование, направленное на установление принадлежности вещества к наркотическому средству, необходимо проводить до возбуждения уголовного дела. Судебная компьютерная экспертиза позволяет исследовать информационное содержание компьютерного или мобильного устройства в значительном и достаточном для доказывания объеме причастности лица к незаконному обороту наркотиков или отдельных обстоятельств, имеющих значение для расследования, посредством использования различных программно-аппаратных комплексов и специальных познаний. Однако, одной из проблем производства данного вида экспертиз по-прежнему остается недостаточная оснащенность отдельных подразделений необходимыми техническими средствами (программно-аппаратными комплексами) и кадрами, имеющими специальные познания в информационно-технической области. Выводы. Таким образом, исследование и анализ практики показывает, что правоохранительным органам необходимо совершенствовать методы расследования незаконного сбыта наркотических средств, совершенного с использованием сети Интернет, с учетом новых способов производства и реализации наркотиков на территории РФ.

×

About the authors

Аnastasia S. Strizhakova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: strizhakkova@gmail.com

lawyer

Russian Federation

References

  1. Arkhipova, Nadezhda A. 2014. “On the issue of using the capabilities of mobile communications in solving and investigating crimes.” Collection of materials from forensic readings. Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 10: 16–17. (in Russian).
  2. Afzaletdinova, Gulnara Kh. 2019. “On the issue of the peculiarities of conducting a search and sending material evidence for expert research in cases of crimes in the field of drug trafficking committed using the Internet.” Academic Thought 3(8): 87–91. (in Russian).
  3. Butenko, Oleg S. 2016. “Forensic and procedural aspects of the examination of mobile phones as part of the preliminary investigation.” Lex Russica 4: 49–60. (in Russian).
  4. Bychkov, Vasily V. 2013. “Respect for the rights of citizens to privacy, personal and family secrets, privacy of correspondence, telephone conversations, postal, telegraph and other messages when checking reports of crimes and during their investigation.” Russian investigator 24. SPS “ConsultantPlus”. (in Russian)
  5. Garmaev, Yuri P. 2020. Errors and violations of the law in the field of operational investigative activities: A practical guide. Volume Issue 1. Krasnoyarsk. (in Russian)
  6. Glazkov, Alexey A., Gasanov, Sahib O. 2021. Tactics for carrying out individual investigative actions in the investigation of crimes related to the sale of narcotic drugs. Topical issues of the activities of the police department at the present stage. Materials of the intradepartmental scientific and practical conference: 46–50. (in Russian)
  7. Demidchenko, Yuri V. 2021. “Removing information from technical communication channels as one of the ways to obtain information used in the process of proof in a criminal case.” Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University 4: 67–74. (in Russian)
  8. Dikarev, Vyacheslav G., Olimpiev, Anatoly Yu. 2016. “On the issue of countering the contactless method of selling drugs via the Internet.” Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia 8: 147–151. (in Russian)
  9. Zemtsova, Svetoana I., Surov, Oleg A., Galushin, Pavel V. 2019. Methodology for investigating the illegal sale of synthetic drugs committed using Internet technologies: a training manual. M.: Yurlitinform. (in Russian)
  10. Isakov Roman V., Tetkin Denis V. 2022. “The problem of combating illicit drug trafficking in the Darknetˮ. Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia SCIENTIFIC PORTAL OF THE RUSSIA MINISTRY OF THE INTERIOR 1 (57): 119–126. (in Russian)
  11. Muravyov, Kirill V., Ermakov, Mikhail G. 2019. “Modern capabilities of forensic computer examination and measures to improve the practice of its use in the investigation of crimes related to illicit drug trafficking using the “Remote” method. Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 3 (90): 182–192. (in Russian)
  12. Rossinskaya Elena R., Ryadovsky Igor A. 2019. “The concept of digital traces in forensic science.” Aubakirov readings: materials of the international scientific and practical conference: 6–9. (in Russian)
  13. Shebalin, Alexander V. 2015. Investigation of illegal sales of narcotic drugs committed in a non-contact manner: a training manual. Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (in Russian)
  14. Yablokov Nikolay P. 1995. Forensics. M.: Beck. (in Russian)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies