Том 22, № 2 (2023)
АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Моделирование процесса переориентации космического аппарата оптико-электронного наблюдения поверхности Земли при объектовой съёмке
Аннотация
Разработаны проектные модели и алгоритмы для оценки пространственного направления переориентации космического аппарата оптико-электронного наблюдения поверхности Земли при объектовой съёмке с учётом относительного движения объектов наблюдения в поле обзора космического аппарата. Моделирование упрощается благодаря выбору таких систем координат, в которых космический аппарат неподвижен, а объекты наблюдения перемещаются относительно него. Отыскивается направление разворота космического аппарата с заданной угловой скоростью в точку предстоящего пересечения оптической оси аппаратуры наблюдения на поверхности Земли с движущимся в выбранной системе координат объектом наблюдения. Модели и алгоритмы разработаны с целью расширения возможностей существующего в Самарском университете программного комплекса для оценки целевых показателей и проектных характеристик космических аппаратов наблюдения. На основе разработанных моделей перенацеливания разработаны алгоритмы для выбора последовательности съёмки объектов наблюдения по критерию максимума их количества на витке полёта космического аппарата и подсчёта отснятых объектов для оценки производительности объектовой съёмки. Приведён пример реализации одного из графических окон программного обеспечения с разработанными моделями и алгоритмами, в котором визуализируется процесс перенацеливания космического аппарата, что является одним из способов проверки адекватности разработанных моделей и алгоритмов.
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
Влияние комплексного нагружения радиальных подшипников узлов качания рулевых агрегатов ЖРД на момент трения
Аннотация
Рассмотрена методика определения моментов трения узлов качания наиболее массовых отечественных рулевых агрегатов ЖРД. Это является актуальной темой, требующей исследований для улучшения эффективности и надёжности узлов качания. Показана причина возникновения дополнительного осевого усилия в радиальных подшипниках шарнирных узлов, приводящего к завышению фактических значений моментов относительно теоретических значений. Приведён порядок расчёта максимального осевого усилия и сопутствующего ему прироста момента, который был подтверждён анализом результатов стендового испытания экспериментального рулевого агрегата ЖРД. Выполнена оценка диапазона осевых усилий в отсутствии блокировки осевого перемещения подшипника с одновременным анализом пригодности существующих методик расчёта прироста момента трения при полученных соотношениях осевой и радиальной нагрузок. Определено направление дальнейшего исследования низкооборотных радиальных подшипников, направленного на повышение достоверности расчётов и разработку мероприятий по снижению момента трения в серийных узлах качания.
Разработка гидравлических устройств с упругими регулирующими элементами
Аннотация
В настоящее время при создании исполнительных механизмов глубоководных аппаратов и иных технических средств имеется тенденция размещать элементы гидравлического привода вне прочного корпуса. Подобные системы гидравлики подвержены риску разгерметизации, что ведёт к попаданию рабочей жидкости (минеральных масел или синтетических рабочих жидкостей) в морскую воду и обводнению морской забортной водой рабочей жидкости системы гидравлики. Попадание рабочей жидкости в морскую воду ведёт к нарушению экологической безопасности и демаскирует подводный объект. Попадание морской воды во внутренние полости системы гидравлики может привести к их повреждению и потребовать в дальнейшем длительного и дорогостоящего ремонта. Одним из возможных способов устранения перечисленных последствий разгерметизации забортных гидравлических систем является создание гидравлического оборудования с использованием морской воды в качестве рабочей жидкости. Самая дешёвая конструкция такого нормативного тела – это использование отключенных клапанов с упругими элементами управления трубчатыми. Были проведены исследования, подтверждающие возможность создания малошумных гидравлических регуляторов с эластичными регулирующими элементами. Эти регуляторы имеют лучшие виброакустические характеристики, чем дроссели золотникового типа с аналогичными рабочими характеристиками. Было подтверждено сохранение рабочих характеристик регуляторов с упругими регулирующими элементами при работе с рабочими жидкостями различной вязкости (жидкость ПГВ, минеральное масло, водопроводная вода). Было подтверждено сохранение работоспособности гидравлического регулятора с эластичными регулирующими элементами при проведении длительных испытаний. В результате проведённых работ получен научно-технический задел, позволяющий создать прибор с эластичными регулирующими элементами, имеющий расходно-перепадную характеристику, отвечающую современным требованиям, виброакустическую характеристику, отвечающую перспективным требованиям, и имеющий достаточную надёжность при работе на чистых рабочих жидкостях.
Пошаговое моделирование износа рабочих поверхностей роликовых подшипников
Аннотация
Целью данной работы явилась разработка эффективных методов расчёта скорости износа дорожек качения и роликов роликовых подшипников при динамических нагрузках. На основании закона Арчарда построены методы прямого пошагового расчёта скорости износа и метода расчёта этой скорости по усреднённым параметрам для условий переменных контактных нагрузок и скоростей скольжения. В соответствии с первым методом изменение нормальной силы, скорости скольжения и толщины масляной плёнки в контакте определяется в динамическом расчёте подшипника, а для расчёта поля контактного давления применяется метод конечных элементов. Многомассовая модель динамики подшипника включает в себя модель контактного трения, позволяющую адекватно воспроизводить условия гидродинамического контакта твёрдых тел. С помощью этих двух методов выполнены расчёты износа дорожки качения внутреннего кольца и роликов двухрядного конического роликоподшипника. Сопоставление результатов подтверждает приемлемую точность расчёта по усреднённым параметрам.
Особенности решения задач прочности при динамическом нагружении оборудования реакторной установки
Аннотация
Рассмотрены задачи и подходы к их решению при анализе и обосновании вибропрочности и динамической защищённости механического оборудования (электронасосов, приводов системы управления и защиты) судовой реакторной установки. Актуальность работы определена опытом эксплуатации объектов атомной энергетики. Проведённые работы по созданию цифровых моделей оборудования реакторной установки и расчётное компьютерное моделирование позволило исключить натурный эксперимент по обоснованию сейсмостойкости приводов системы управления и защиты. С целью обоснования вибропрочности и ресурса гидрокамеры главного циркуляционного электронасоса реакторной установки разработана компьютерная модель корпуса реакторной установки с электронасосом, проведено расчётно-экспериментальное исследование их вибрационного состояния. Также проведено расчётно-экспериментальное исследование вибрационного состояния приводов системы управления и защиты.
Методика индивидуального подбора деталей для селективной сборки электрогидравлических сервоприводов
Аннотация
Представлена методика подбора деталей и сборочных единиц (далее кратко – деталей) в комплекты для сборки партии электрогидравлических сервоприводов, исходя из измеренных (индивидуальных) механических и гидравлических характеристик деталей. Описан подготовительный этап: построение математической модели изделия, определение параметров деталей и регулировок, которые оказывают наибольшее влияние на параметры готовых изделий, формирование системы оценки качества изделий в партии, математическая формулировка задачи подбора деталей. Задача подбора деталей сформулирована как задача о назначениях в максиминной постановке. Представлен детерминированный алгоритм решения задачи, построенный на основе метода ветвей и границ и учитывающий то, что в процессе сборки приводов выполняются регулировки. Существенное сокращение количества шагов (итераций) при поиске оптимального распределения деталей по сборочным комплектам достигается за счёт выбранной математической формулировки задачи, а также за счёт выбранной стратегии подбора деталей в очередной сборочный комплект. Предложено в сборочные комплекты в первую очередь вовлекать «наиболее проблемные» детали, параметры которых не позволяют получить комплект, прогнозируемый показатель качества которого будет выше определённой величины. При этом негативное влияние этих деталей на параметры изделия компенсируется за счёт сочетания их в одном сборочном комплекте с прочими деталями. Показаны результаты математического моделирования сборки 992 приводов при случайном формировании сборочных комплектов и при индивидуальном подборе деталей. Моделирование показывает, что в результате внедрения индивидуального подбора деталей в соответствии с описанной методикой можно ожидать существенного сокращения разброса параметров готовых изделий в пределах партий, а также улучшения эксплуатационных качеств изделий. Представленная методика индивидуального подбора деталей может быть применена при сборке различных изделий.
Разработка модели определения натягов по антивибрационным полкам лопаток
Аннотация
Приводится расчёт изменения углов установки профиля лопаток рабочего колеса компрессора, характеризующего натяги по антивибрационным полкам, посредством разработки цифровой модели. Входными параметрами в модель являются геометрические отклонения пазов диска и лопаток комплекта. В основе расчёта лежит моделирование соединений посредством метода конечных элементов (КЭМ). Кроме того, для автоматизации моделирования используется параметрическая конструкторская модель лопатки, созданная в CAD модуле программы NX; программа автоматизации расчётов, созданная в среде MATLAB и алгоритм пересчёта деформаций в точках, получаемых в КЭМ, в величины углов. Исходные данные и результирующие значения параметров хранятся в электронных таблицах. Проведены экспериментальные исследования, включающие в себя измерения диска и лопаток рабочего колеса, их сборку и измерение натягов. Для фильтрации погрешностей измерений углов применён фильтр Гаусса. Выполнен расчёт натягов данного комплекта с использованием разработанной модели. Результаты показали, что предельная погрешность моделирования составляет 16% от величины экспериментальных данных, коэффициент корреляции между моделируемыми и экспериментальными данными составил 0,71.
Многопозиционный контроль с помощью лазерного трекера перемещений элементов крупногабаритной конструкции в процессе статического нагружения
Аннотация
Контроль геометрических параметров изделий аэрокосмической техники на разных стадиях изготовления и оценка их соответствия требованиям конструкторской документации является одной из важнейших задач производства. Использование лазерных автоматизированных измерительных систем измерительных средств позволяет повысить скорость проводимых измерений и использовать в качестве эталона цифровую модель изделия. В работе рассматривается двухпозиционный контроль бака одного из компонентов топлива проектируемой ракеты-носителя, изготовленного из сплава АМг-6. Контроль геометрических параметров проводится при двух режимах статического нагружения. При этом погрешность определения линейных размеров не должна превышать 150 мкм. Построена математическая модель измерительной системы многопозиционного контроля и получены уравнения для оценки неопределённости измерений при многопозиционном контроле. Значение функции ошибок, представляющей собой разницу ошибок определения координат опорных точек и контролируемых точек объекта измерений, должно быть минимальным. Математическая модель в дальнейшем использована для проведения численного моделирования, которое позволит выбрать оптимальную конфигурацию измерительной системы многопозиционного контроля для оценки геометрических параметров бака в процессе нагружения
Новые методы выявления диагностических признаков технического состояния редукторов авиационных ГТД
Аннотация
Планетарные редукторы авиационных газотурбинных двигателей являются наиболее напряжёнными их узлами. Контроль их технического состояния в условиях эксплуатации посредством измерения температуры масла и наличия в нём стружки, визуальным эндоскопическим методом не обеспечивают требуемой полноты контроля. Высокая виброактивность редукторов, особенно при развитии широко распространённого дефекта в виде износа боковых поверхностей зубьев, требует привлечения дополнительных методов оценки их технического состояния. Практика эксплуатации таких сложных и напряжённых объектов показывает, что наиболее эффективной является виброакустическая диагностика. Однако для авиационных газотурбинных двигателей её использование связано с определёнными трудностями. Это, прежде всего, изменение интенсивности вибрации при перестановке двигателя со стенда на объект. На стенде завода-изготовителя двигателя, как правило, осуществляется сбор экспериментального материала для разработки методик вибродиагностики дефектов. Для преодоления отмеченной проблемы в работе предложены новые методы выявления диагностических признаков износа боковых поверхностей зубьев. Используются как вибрационные процессы, так и сигналы «штатных» тахометрических датчиков частот вращения входного и выходного валов редуктора. Предложен комплекс диагностических признаков на базе частотных параметров. Использование некоторых их них позволяет выполнять оценку технического состояния редуктора двигателя в процессе эксплуатации, например в процессе выполнения регламентных работ.
Управляемые виброзащитные системы: оптимизация и энергоэффективность
Аннотация
Энергоэффективность управляемых виброзащитных систем определяется как отношение достигаемого ими показателя вибрационной безопасности к затратам энергетических ресурсов, необходимых для достижения искомого показателя. В работе для решения оптимизационных задач управляемой виброзащиты использовалось достаточное условие оптимальности принятого функционала и, соответственно, принцип минимума, пошаговая реализация которого в ходе численного интегрирования исходных уравнений состояния системы позволяет воспроизводить оптимальные числовые массивы управления и соответствующие компоненты состояния системы. Алгоритм пошаговой процедуры принципа минимума был использован для оптимизации динамических процессов в системе виброзащиты с непрямым управлением демпфером вязкого сопротивления и рекуператором потенциальной энергии. Установлено, что оптимальные управления, которые позволяют устранить резонансные явления в этих системах, – это позиционные функции сингулярного типа, релейные переключения которых в системах виброзащиты с управляемым демпфером и рекуператором связаны со сменой знака абсолютной и относительной скорости объекта и со сменой знака скорости и относительного смещения объекта.