Том 20, № 3 (2021)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Проектирование и доводка камер сгорания газотурбинных двигателей на основе расчётов различного уровня сложности

Александров Ю.Б., Нгуен Т.Д., Мингазов Б.Г.

Аннотация

Предлагается метод проектирования камер сгорания газотурбинных двигателей, основанный на сочетании применения расчётов в одномерной и трёхмерной постановке задачи. Такой приём позволяет быстро провести проектирование на начальном этапе создания и доводки существующих камер сгорания по упрощённым алгоритмам расчёта. На окончательном этапе проводятся детальные расчёты с использованием трёхмерных численных расчётов. Метод включает в себя гидравлические расчёты, на основе которых определяется распределение расхода воздуха, проходящего через основные элементы камеры сгорания. Затем определяется смешение потока газа за фронтовым устройством и воздуха, проходящего через отверстия в жаровой трубе. Качество смешения определяет распределение местных составов смеси по длине жаровой трубы. Расчёт процесса горения проводится с определением полноты, температуры, концентраций вредных веществ и других параметров. Предложенный метод апробируется на примере камеры сгорания трубчато-кольцевого типа. Сопоставляются между собой результаты численного расчёта, экспериментальные данные и значения, полученные с применением предложенного метода для различных режимов работы двигателя.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):7-23
pages 7-23 views

Анализ концепций базовых обликов перспективных двигателей сверхзвуковых гражданских летательных аппаратов на основе опыта зарубежных разработчиков

Алендарь А.Д., Грунин А.Н., Силуянова М.В.

Аннотация

Работа содержит результаты исследования концепций базовых обликов перспективных двигателей для сверхзвуковых гражданских летательных аппаратов, проведённого в целях формирования прогноза развития авиационной техники с учётом опыта зарубежных разработчиков. Приводятся схемы двигателей, рассматриваемые в настоящее время как наиболее рациональные с точки зрения достижения высоких технико-экономических характеристик в диапазоне чисел Маха крейсерского полёта от 1,2 до 6. Рассматриваются преимущества и недостатки различных схемных решений по двигателям, а также вопросы их регулирования на различных режимах полёта. Представлены параметры некоторых двигателей, разрабатываемых и исследуемых в настоящее время для сверхзвуковых гражданских летательных аппаратов. Анализ схем показывает, что увеличение числа Маха крейсерского полёта приводит к усложнению схем двигателей в направлении увеличения числа регулируемых элементов, числа контуров течения рабочего тела, усложнения архитектуры турбомашин, а также в направлении применения комбинированных схем и альтернативных топлив. При этом стремление удовлетворить ужесточающимся экологическим требованиям за счёт применения новых сложных схем двигателей, значительно отличающихся от газотурбинных двигателей традиционной архитектуры, неизбежно повлечёт за собой дополнительные технические риски ввиду недостаточности уровня технологической готовности большинства новых регулируемых узлов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):24-36
pages 24-36 views

Сканирующий лазерный дальномер на подвесе с двумя степенями свободы

Зеленский В.А., Капалин М.В.

Аннотация

Представлен сканирующий лазерный дальномер, закреплённый на подвесе с двумя степенями свободы, который может быть использован в составе навигационной системы беспилотного летательного аппарата для обхода препятствий или предотвращения столкновений. По сравнению со стереокамерами устройство требует значительно меньше вычислительных ресурсов, менее зависимо от условий освещения. По сравнению с интегральными сканирующими лидарами устройство имеет на порядок меньшую стоимость. Разработана модель устройства и выполнена имитация полёта с обходом препятствий в симуляторе «Gazebo». В качестве автопилота использовано программное обеспечение «PX4/Avoidance». В результате модельного эксперимента установлено, что сканирующий лазерный дальномер может обеспечить автономную навигацию с обходом препятствий.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):37-48
pages 37-48 views

Экспериментальные исследования составных частей высокочастотного ионного двигателя РД0310

Казбанов А.А., Дронов П.А., Спивак О.О., Деркачев А.Б.

Аннотация

Испытания опытных образцов техники являются важнейшим этапом их разработки. В статье рассмотрен высокочастотный ионный двигатель малой мощности РД0310, который был изготовлен и испытан на производственной базе АО «Конструкторское бюро химавтоматики». Испытания проводились в вакуумной камере объёмом 5,66 м3, вакуум-откачная система которой позволяет обеспечить давление внутри камеры не более 1·10-5 мм рт. ст. при расходе ксенона до 0,7 мг/с, что является максимально приближенным к космическим условиям. В ходе испытаний была отработана циклограмма запуска и останова двигателя, а также получены зависимости тяги от расхода рабочего тела, мощности высокочастотного генератора и напряжения на эмиссионном электроде. По результатам испытаний была достигнута стабильная работа двигателя и получены следующие значения: тяга 9,1 мН при удельном импульсе 3740 с.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):49-56
pages 49-56 views

Введение в задачу расчёта параметров камеры смешения турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой сгорания

Карев О.Д.

Аннотация

Рассмотрена проблема повышения точности вычислений при использовании математических моделей газотурбинных двигателей 2-го уровня сложности на примере устройства смешения потоков наружного и внутреннего контуров газотурбинного двигателя, предложены методы её решения. Процессы, происходящие в камерах смешения воздушно-реактивных двигателей, считаются сложными для математического моделирования, поскольку в них одновременно происходит обмен кинетической и тепловой энергиями потоков, имеющих разные скорости, давления, температуры и химический состав. Смеситель не только обеспечивает перемешивание потоков из разных контуров двигателя, но и служит своеобразным дросселем. Он регулирует давление за вентилятором и, следовательно, расход воздуха в наружном контуре и таким образом оказывает непосредственное влияние на характеристики вентилятора и распределение потоков по контурам двигателя. В работе представлены зависимости параметров рабочего процесса, позволяющие более точно верифицировать модели смесителей 2-го уровня сложности.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):57-64
pages 57-64 views

Анализ характеристик электрореактивных двигательных установок, применяемых для проведения манёвров поддержания низкой рабочей орбиты малых космических аппаратов

Салмин В.В., Волоцуев В.В., Никитин А.В.

Аннотация

Проведён анализ массы рабочего тела и моторного времени работы электрореактивных двигательных установок, которые применяются в составе малых космических аппаратов для проведения манёвров поддержания низкой рабочей орбиты. Анализ проведён для малых космических аппаратов с массой в диапазоне от 300 до 1000 кг, функционирующих на рабочих орбитах с высотой в диапазоне от 400 до 600 км. При проведении анализа были приняты значения удельного импульса тяги двигательной установки в диапазоне от 800 до 1600 с. Было использовано методическое обеспечение для оценки величины требуемой характеристической скорости в зависимости от силы аэродинамического сопротивления, а также для оценки величины массы рабочего тела с учётом величины удельного импульса тяги и определения моторного времени работы двигательной установки в зависимости от скорости истечения рабочего тела. Результаты расчётов, приведённые в статье, показывают изменение массы рабочего тела и моторного времени работы в зависимости от высоты орбиты и массы малого космического аппарата и позволяют оперативно производить предварительную оценку основных проектных характеристик электрореактивных двигательных установок, применяемых для проведения манёвров поддержания низкой рабочей орбиты малых космических аппаратов с различными габаритными и массовыми характеристиками в течение заданного срока активного существования.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):65-76
pages 65-76 views

Оценка и анализ влияния ионизирующего излучения на функционирование бортовой радиоэлектронной аппаратуры наноспутника

Цаплин С.В., Болычев С.А.

Аннотация

Приводятся результаты расчёта по исследованию влияния ионизирующего, тормозного излучений на функционирование наноспутника, полученные при выполнении проекта
0777-2020-0018 в 2020 г. Приводится сравнительный анализ результатов расчёта удельных ионизационных, радиационных потерь энергии протонов (от 0,1 до 400 МэВ) и электронов
(от 0,04 до 7 МэВ), а также их длины пробега в алюминии, полученные по формулам различных авторов, а также из базы данных материалов Национального института стандартов и технологий. По результатам анализа вычисляется годовая доза в алюминиевой конструкции наноспутника SamSat – ION, находящейся на круговой солнечно-синхронной орбите (ССО).      В основе всех расчётов используются данные энергетических спектров протонов и электронов ССО, приведённые в информационной системе Spenvis (Европейское космическое агентство). Получены результаты расчёта интегральных потоков в алюминии при воздействии протонов и электронов круговой ССО для различных толщин, показана доля прошедших частиц в приближении однослойной стопы. Проведена оценка радиационной стойкости радиоэлектронных элементов ISL70321SEH, ISL73321SEH и Virtex-4QV, Virtex-5QV, входящих в состав блоков радиоэлектронной аппаратуры SamSat – ION и её возможности функционирования в течение года.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):77-96
pages 77-96 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

Разработка методики расчёта рабочего процесса и мощностных характеристик малоразмерного двухтактного двигателя внутреннего сгорания

Бирюк В.В., Горшкалев А.А., Захаров М.О., Ларин В.Л.

Аннотация

На основании имеющихся теоретических выкладок, методик расчёта рабочего процесса и мощностных характеристик двигателей внутреннего сгорания и проведённых экспериментальных исследований была разработана и апробирована методика расчёта рабочего процесса для малоразмерных двухтактных двигателей внутреннего сгорания. В ходе выполнения данной работы были получены следующие результаты: параметры рабочего процесса и мощностные характеристики малоразмерного двухтактного двигателя внутреннего сгорания; проведено сравнение параметров, полученных расчётным путём в ходе исследования двигателя Evolution 20GX2, с результатами экспериментального исследования. По результатам сравнения были выявлены отклонения в величинах параметров исследуемого двигателя от результатов экспериментального исследования на режимах максимальной мощности и максимальной частоты вращения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):97-109
pages 97-109 views

О применении газоанализаторов для контроля топлива в воздушной среде предприятий ракетно-космической отрасли

Булгаков А.Б., Ващук С.П., Паньшин Р.А.

Аннотация

Показана необходимость организации индивидуального инструментального контроля содержания ракетного топлива и его продуктов в воздушной среде предприятий ракетно-космической отрасли. На сегодняшний день не выявлено газоанализаторов, представленных на российском рынке, обеспечивающих индивидуальный инструментальный контроль концентраций гептила и его производных в воздухе рабочей зоны. Остаётся актуальной задача экспрессного, автоматического, селективного и одновременного контроля одним прибором содержания паров гептила и производных его трансформации в воздушной среде производственных помещений и замещения импортных газоанализаторов. Показано, что решение поставленной задачи возможно на базе оптического абсорбционного метода. Сформулированы требования, которым должен отвечать газоанализатор. Определены ориентировочные длины волн, на которых возможно производить одновременное измерение концентраций гептила и его производных в воздушной пробе. Намечены пути реализации индивидуальных газоанализаторов, имеющих небольшие массогабаритные характеристики. Предложены структурные схемы инфракрасных газоанализаторов: многоканальная, одноканальная (с частотной модуляцией излучения). Сформулированы задачи дальнейших исследований.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):110-118
pages 110-118 views

Современное состояние теории и технологии инкрементального формообразования

Гречников Ф.В., Сурудин С.В., Ерисов Я.А., Де Алваренга Р.

Аннотация

Дана оценка современного состояния и тенденций развития теории и технологии процесса инкрементального формообразования – перспективного технологического процесса для быстрого прототипирования деталей из листовых заготовок. Описаны основы процесса и оборудование для его реализации, механизм деформации при инкрементальном формообразовании. Описано разработанное решение для экспорта траектории движения деформирующего инструмента из CAM в CAE систему.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):119-137
pages 119-137 views

Трёхмерное периодическое термоупругогидродинамическое моделирование гидродинамических процессов упорного подшипника скольжения

Соколов Н.В., Хадиев М.Б., Федотов П.Е., Федотов Е.М.

Аннотация

Приведены основные принципы трёхмерного математического моделирования работы упорного подшипника скольжения с неподвижными подушками компрессора. В основу модели положена периодическая термоупругогидродинамическая постановка, которая позволяет рассчитывать температуру на входе в подушку и рассматривать полную тепловую картину. Дано описание основных положений численной реализации. При стационарном режиме работы подшипника с помощью программы Sm2Px3Txτ проведены численные эксперименты, направленные на изучение разных граничных условий к уравнению Рейнольдса, физики гидродинамического процесса в самих смазочном и пограничном слоях подшипника и распространения теплоты в теле подушки и упорного диска.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):138-151
pages 138-151 views

Применение технологии вакуумного литья при изготовлении лопаточных машин малоразмерных газотурбинных двигателей

Фарамазян А.М., Ремчуков С.С., Демидюк И.В.

Аннотация

Обосновано применение технологий литья при изготовлении деталей и узлов малоразмерных газотурбинных двигателей. Проведена отработка технологии вакуумного литья в гипсовые формы при изготовлении экспериментального центробежного компрессора малоразмерного газотурбинного двигателя. По 3D-модели спроектированного центробежного компрессора проведены расчётные исследования вакуумного литья и определены рациональные параметры технологического процесса. Изготовлены опытные образцы разработанного центробежного компрессора малоразмерного газотурбинного двигателя. Результаты расчётов и проведённого технологического эксперимента подтвердили заполняемость литниковой формы и отсутствие недоливов. Распределение пористости и раковин при усадке соответствует расчётным значениям и концентрируется в центральной части отливки, которая подвергается последующей механической обработке. Область лопаток, диска и втулки формируется без дефектов. Применение технологий литья при изготовлении деталей и узлов малоразмерных газотурбинных двигателей обеспечивает требуемое качество при сравнительно низкой цене готового изделия, чем достигается баланс между ценой технологии и качеством производимого с её помощью продукта.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):152-159
pages 152-159 views

ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Оптимизация распределения технологических ресурсов авиатранспортной системы при наличии расписания и нечётких исходных данных

Романенко В.А.

Аннотация

Рассматривается задача оптимального распределения технологических ресурсов (операторов) технической или организационно-технической системы, предназначенных для обслуживания определённых объектов (операндов) по заданному расписанию. Учитываются необходимость включения в состав процесса обслуживания, совместно с основной, подготовительной и заключительной операций, возможность выделения для обслуживания операнда одного или нескольких операторов, а также зависимость продолжительности операций от факторов, характеризующихся неопределённостью. В связи с предполагаемым отсутствием статистики используются экспертно-заданные неопределённые величины в форме треугольных нечётких чисел. Оптимизационная задача формулируется как задача математического программирования с нечётким критерием и «чёткими» ограничениями, состоящая в поиске такого распределения заданного числа операторов для обслуживания каждого операнда из заданной совокупности, которое минимизирует целевую функцию, учитывающую отклонения от расписания (опоздания) с окончанием обслуживания. Характерными примерами систем, для которых задача актуальна, служат производственные комплексы авиатранспортных предприятий, функционирующие в условиях неопределённости при необходимости обеспечения регулярности и безопасности воздушных перевозок. Приведён модельный пример решения задачи распределения подвижных средств топливозаправки в узловом аэропорту с учётом особенностей его расписания. Показано, что для решения достаточно возможностей стандартного программного обеспечения персональной вычислительной техники.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):160-170
pages 160-170 views

ЮБИЛЕИ УЧЁНЫХ

Искусственный интеллект в проектировании авиационной техники и роль школы профессора В.Г. Маслова в процессе его развития

Боргест Н.М., Григорьев В.А., Кузьмичёв В.С.

Аннотация

Статья подготовлена к 95-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Маслова, доктора технических наук, профессора, основателя школы оптимального концептуального проектирования авиационных двигателей, руководителя отдела САПР двигателей (Отдел 6) отраслевой научно-исследовательской лаборатории (ОНИЛ-2) Куйбышевского авиационного института имени академика С.П. Королёва. Рассмотрены этапы создания теоретической базы оптимального проектирования для авиационной техники. Показана роль профессора В.Г. Маслова в формализации знаний при проектировании авиационной техники в условиях неопределённости и многокритериальной оценки проектных решений. Работы Отдела 6
ОНИЛ-2 (КуАИ-СГАУ), руководимые Валентином Григорьевичем, обеспечили самарской научной школе лидирующее положение в области оптимального проектирования двигателей для летательных аппаратов разного назначения. Эти работы способствовали формированию современного понимания интеллектуализации систем и успешному началу работ в области их создания. Показано развитие идей профессора В.Г. Маслова не только в работах его учеников, но и успешных аспирантов его учеников.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021;20(3):171-190
pages 171-190 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах