Том 20, № 2 (2021)
- Год: 2021
- Статей: 10
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/issue/view/488
Весь выпуск
АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Система дифференциальных уравнений динамики пространственного движения самолёта с произвольными тензором инерции и положением центра масс
Аннотация
Представлен вывод аналитических выражений, составляющих основу математической модели динамики полёта самолёта, для дифференциальных уравнений, описывающих изменение скоростей крена, рыскания и тангажа, а также составляющих скорости полёта в проекциях на оси связанной системы координат, начало которой в общем случае не совпадает с центром масс самолёта, а направление осей не совпадает с его главными центральными осями инерции. Дифференциальные уравнения для угловых и линейных скоростей доведены до удобной для применения численных методов и ЭВМ формы и позволяют получать достоверные результаты моделирования динамики пространственного движения самолёта с произвольным тензором инерции и положением центра масс.
Расчёт характеристик течения жидкого топлива при его подаче через центробежные форсунки малоразмерных газотурбинных двигателей
Аннотация
Приведены результаты исследования характеристик течения жидкого топлива в центробежных форсунках малоразмерных газотурбинных двигателей (ГТД) с диаметрами сопла 0,4–0,6 мм при различных режимных и конструктивных параметрах. Исследование проводилось с помощью экспериментальных методов, полуэмпирических выражений и методов вычислительной гидрогазодинамики CFD. При использовании CFD для моделирования многофазного потока применялся подход Эйлера – метод объёма жидкости (VOF). Получено хорошее согласование экспериментальных и расчётных данных по коэффициенту расхода топлива и углу первичного конуса распыла на выходе из форсунки. Дополнительно приведена оценка применимости полуэмпирических методик для исследуемых вариантов форсунок. В дальнейшем исследуемые характеристики течения (коэффициент расхода форсунки, толщина топливной плёнки и угол первичного конуса распыла) могут быть использованы для определения среднего диаметра капель, необходимого для полного определения граничных условий впрыска топлива при моделировании процессов горения в камерах сгорания малоразмерных ГТД.
Разработка аппаратуры контроля и продувки системы полного и статического давления пассажирских самолётов
Аннотация
Рассмотрен вопрос автоматизации последовательного проведения работ по продувке и контролю системы полного и статического давления пассажирских самолётов. Предложена функциональная схема и принципиальные исполнения некоторых частей комбинированной аппаратуры, которая позволяет с высокой оперативностью проводить и чередовать указанные работы. На этапе контроля системы давление или разрежение в ней создаётся мановакуумной пневмоустановкой, в состав которой входят компрессор и набор электромагнитных кранов, позволяющих включать его в магистраль нагнетания или откачки. Величина создаваемого давления регулируется расходом в канале нагнетания/откачки и в канале сообщения с атмосферой. Имитация изменения температуры окружающей среды происходит за счёт обдува нагретым или охлаждённым воздухом датчиков температуры самолёта. Давление или разрежение в контролируемой системе создаётся по очереди, в каждой её магистрали. На этапе продувки источником давления является баллон сжатого азота. Газ под давлением проходит через приёмники системы и стравливается в атмосферу, вычищая загрязнения. После подключения предлагаемой комбинированной аппаратуры к системе полного и статического давления никаких ручных операций по монтажу и демонтажу соединительных шлангов между работами по контролю и продувке проводить не требуется. Сообщение каналов контролируемой системы с мановакуумной пневмоустановкой и источником сжатого азота выполняется электромагнитными кранами с дистанционным управлением, чем достигается сокращение продолжительности последовательного проведения работ по обслуживанию системы.
Учёт требований жёсткости при проектировании трёхслойных конструкций панелей пола самолёта из высокопрочных композиционных материалов
Аннотация
Рассматривается задача проектирования трёхслойных конструкций панелей пола из высокопрочных композитов с учётом ограничений по жёсткости. Предложен безразмерный критерий оценки жёсткости панели пола и уравнение связи геометрических параметров трёхслойных конструкций с данным критерием. Приводятся демонстрационный пример и результаты проектирования типовой клетки пола с использованием высокопрочного композиционного материала. В качестве целевой функции рассматривается масса квадратного метра конструкции, в качестве проектных переменных – толщина обшивок и высота сотового заполнителя трёхслойной панели. В целях поиска оптимального соотношения проектных переменных используется графическая интерпретация проектной задачи с одновременным учётом требований по прочности и жёсткости в пространстве проектных переменных. Отмечается, что наличие ограничений по заданной величине допускаемого относительного прогиба приводит к увеличению потребной высоты сотового заполнителя при незначительном расходе дополнительной массы трёхслойной конструкции.
Математическая модель акустических характеристик пенополиуретана, применяемого для звукопоглощения в ракетно-космической технике
Аннотация
При решении задачи снижения акустической нагрузки на космический аппарат при старте и полёте ракеты-носителя проводится конечно-элементное моделирование акустических процессов под головным обтекателем. Для успешного решения этой задачи необходима математическая модель акустических характеристик материала, применяемого для увеличения звукоизоляции. Существующие математические модели акустических характеристик материалов не подходят для рассматриваемого материала, который может применяться в ракетно-космической технике для увеличения звукоизоляции сборочно-защитного блока. Для получения коэффициента звукопоглощения материала используется метод измерения в импедансной трубе с двумя микрофонами. С помощью метода дифференциальной эволюции подбираются коэффициенты математической модели акустических характеристик типа Делани-Бэзли для указанного материала. Проведено сравнение коэффициента звукопоглощения, полученного экспериментальным путём и вычисленного с помощью полученной модели, и показана средняя и максимальная величина ошибки. Полученная модель позволит проводить конечно-элементное моделирование акустических и виброакустических процессов под головным обтекателем с учётом расположения звукопоглощающего материала.
Развёртывание и стабилизация движения космической тросовой системы на окололунной орбите
Аннотация
Исследуется движение космической тросовой системы, состоящей из космической станции и двух микроспутников. Станция движется по круговой невозмущённой окололунной орбите. Рассматривается процесс формирования тросовой системы и её стабилизация в конечном состоянии, близком к вертикальному. Предлагается программа управления силой натяжения троса, обеспечивающая развёртывание системы в заданное состояние. Проводится исследование устойчивости конечного положения равновесия механической системы и показано, что оно асимптотически устойчиво. Теоретические исследования иллюстрируются численными расчётами.
Трёхмерные неоднородные тепловые поля электронной платы полезной нагрузки «Фотон-Амур 2.0», разработанной для наноспутников
Аннотация
Исследованы тепловые поля электронной платы полезной нагрузки «Фотон-Амур 2.0», разработанной для наноспутников. Для численного моделирования был применён модифицированный метод тепловых балансов. Построенная модель и получаемые результаты численного моделирования были верифицированы путём сравнения с теплограммами, полученными для электронной платы «Фотон-Амур 2.0» в нормальных условиях. При моделировании условий эксплуатации в космическом пространстве предполагалось, что вне и внутри корпуса «Фотон-Амур 2.0» находится вакуум, тепловое воздействие передается от стоек наноспутника к электронной плате полезной нагрузки через крепления. Тепловое воздействие имеет периодический характер с амплитудой –45○С до +80○С с периодом 96 мин, что приблизительно соответствует движению наноспутника по орбите высотой 575 км. Было продемонстрировано, что при такой компоновке модуля полезной нагрузки его корпус может работать как пассивный терморегурятор тепловых полей на электронной плате. Результаты моделирования показали, что предложенная конструкция корпуса ПН является достаточно эффективной с тепловой точки зрения и позволяет поддерживать температуру от –15○С до +85○С, допустимую для используемых на управляющей плате ПН электронных компонентов.
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
Модель оценки торцевых биений ротора с параллельными связями деталей
Аннотация
На основе анализа основных методов расчёта сборочных размерных цепей роторов авиационных двигателей выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на достоверность расчёта контролируемых сборочных параметров изделия. Одним из таких факторов является наличие параллельных связей деталей в роторе. В роторах барабанно-дискового типа параллельные связи ротора образованы сопряжением его деталей по нескольким торцевым поверхностям в осевом направлении. Предложена математическая модель, позволяющая учитывать параллельные связи деталей в роторе. Определена зависимость между торцевыми биениями ротора, амплитудами отклонений формы сопрягаемых поверхностей деталей и их угловыми положениями в узле. Она включает в себя множество коэффициентов, позволяющих учитывать амплитуды отклонений формы сопрягаемых поверхностей, параллельные связи деталей в роторе и их угловое положение. Определение значений коэффициентов зависимости решается как задача регрессионного анализа. Исходные данные для получения зависимости формируются с использованием разработанной параметризованной конечно-элементной модели (КЭМ) узла ротора компрессора высокого давления (КВД) авиационного двигателя. Представлены результаты исследований торцевых биений контрольных поверхностей дисков рассматриваемого узла ротора КВД. Определены значения коэффициентов зависимости для оценки торцевых биений ротора.
Экспериментальное исследование влияния типа привода на динамическое нагружение и ресурс клапанных уплотнений агрегатов
Аннотация
Рассматривается экспериментальное исследование влияния типа привода на динамическое нагружение и ресурс клапанных уплотнений агрегатов. Приведены результаты исследования режимов закрытия клапанов с поршневым и сильфонным приводами при различных скоростях срабатывания клапанов. Установлены различия характеров соударения при исполнении клапанов в части амплитуды повторных соударений при отскоке затвора. Была выполнена оценка влияния режима работы на ресурс работы в обоих вариантах конструктивного исполнения клапана, произведены испытания на предмет потери герметичности.
ЮБИЛЕИ УЧЁНЫХ
Роль профессора А.П. Меркулова в процессе исследования и развития вихревого эффекта
Аннотация
Статья подготовлена к 100-летию со дня рождения Александра Петровича Меркулова. Рассмотрены этапы создания теоретической базы вихревого эффекта энергетического разделения газов (гипотеза взаимодействия вихрей), создание и внедрение вихревых устройств на основе использования вихревого эффекта для авиации и медицины. Показана роль профессора А.П. Меркулова в изучении характерных особенностей процесса энергоразделения в вихревых трубах, практического применения вихревого эффекта в СССР. Работы ОНИЛ-9 (КуАИ-СГАУ), руководителем которой был Александр Петрович, обеспечили советской научной школе лидирующее положение в области вихревого эффекта. Эти работы способствовали формированию современного понимания вихревого эффекта и успешному началу промышленного применения вихревых аппаратов.