Оптимизация распределения технологических ресурсов авиатранспортной системы при наличии расписания и нечётких исходных данных


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается задача оптимального распределения технологических ресурсов (операторов) технической или организационно-технической системы, предназначенных для обслуживания определённых объектов (операндов) по заданному расписанию. Учитываются необходимость включения в состав процесса обслуживания, совместно с основной, подготовительной и заключительной операций, возможность выделения для обслуживания операнда одного или нескольких операторов, а также зависимость продолжительности операций от факторов, характеризующихся неопределённостью. В связи с предполагаемым отсутствием статистики используются экспертно-заданные неопределённые величины в форме треугольных нечётких чисел. Оптимизационная задача формулируется как задача математического программирования с нечётким критерием и «чёткими» ограничениями, состоящая в поиске такого распределения заданного числа операторов для обслуживания каждого операнда из заданной совокупности, которое минимизирует целевую функцию, учитывающую отклонения от расписания (опоздания) с окончанием обслуживания. Характерными примерами систем, для которых задача актуальна, служат производственные комплексы авиатранспортных предприятий, функционирующие в условиях неопределённости при необходимости обеспечения регулярности и безопасности воздушных перевозок. Приведён модельный пример решения задачи распределения подвижных средств топливозаправки в узловом аэропорту с учётом особенностей его расписания. Показано, что для решения достаточно возможностей стандартного программного обеспечения персональной вычислительной техники.

Об авторах

В. А. Романенко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: vla_rom@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3897-2238

кандидат технических наук, доцент кафедры организации и управления перевозками на транспорте;

Россия

Список литературы

  1. Babić O. Optimization of refueling truck fleets at an airport // Transportation Research Part B. 1987. V. 21, Iss. 6. P. 479-487. doi: 10.1016/0191-2615(87)90042-7
  2. Carotenuto P., Giordani S., Salvatore A., Biasini A. Resource planning for aircraft refueling in airport parking area // Transportation Research Procedia. 2019. V. 37. P. 250-257. doi: 10.1016/j.trpro.2018.12.190
  3. Балашов В.Г., Заложнев А.Ю., Новиков Д.А. Механизмы управления организационными проектами. М.: ИПУ РАН, 2003. 84 с.
  4. Голенко-Гинзбург Д.И. Стохастические сетевые модели планирования и управления разработками. Воронеж: Научная книга, 2010. 283 с.
  5. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечёткой исходной информации. М.: Наука, 1981. 206 с.
  6. Лю Б. Теория и практика неопределённого программирования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 416 с.
  7. Пегат А. Нечёткое моделирование и управление. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 798 с.
  8. Романенко В.А. Оптимизация параметров системы трансферных авиаперевозок с учётом нечёткой и стохастической неопределённостей // Управление большими системами. 2015. № 41. С. 285-313.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах