Алгоритм кластеризации с проекцией для решения задач оптимизации размещения транспортных объектов
- Авторы: Есипов Б.А.1, Москвичев О.В.2, Складнев Н.С.1, Алёшинцев А.О.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- Самарский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 16, № 4 (2017)
- Страницы: 108-117
- Раздел: УПРАВЛЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАТИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/5623
- DOI: https://doi.org/10.18287/2541-7533-2017-16-4-108-117
- ID: 5623
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предлагается математическая модель и новый метод решения задачи оптимального размещения логистических центров двухуровневой сети железнодорожных перевозок на основе применения математического аппарата кластерного анализа. При заданных геоинформационных параметрах производств-поставщиков, а также заданных железнодорожных станциях сети железных дорог ставится задача оптимального выбора станций – контейнерных пунктов (КП). Критерием является минимизация общего суммарного объёма перевозок в тонно-километрах от производств до КП. Для этого в качестве оптимизационной математической модели используется модель разбиения объектов на кластеры. Искомыми кластерами являются подмножества точек-производств со своими центрами-КП. Поскольку центры кластеров обязательно должны находиться в железнодорожных станциях, в статье предложен новый алгоритм кластеризации «с проекцией». Исследованы возможности такого алгоритма кластеризации, названного k-means pro. Рассмотрена методика оптимизации выбора мест расположения контейнерных накопительных распределительных центров как центров кластеров второго уровня для двухуровневой сети перевозок. Приведены примеры расчётов для предприятий и железных дорог Приволжского федерального округа на основе созданного программного обеспечения.
Об авторах
Б. А. Есипов
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: bobpereira@yandex.ru
кандидат технических наук
доцент кафедры информационных систем и технологий
О. В. Москвичев
Самарский государственный университет путей сообщения
Email: moskvichev063@yandex.ru
кандидат экономических наук, доцент
заведующий кафедрой
Н. С. Складнев
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Email: author.skn@gmail.com
студент
РоссияА. О. Алёшинцев
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Email: fenr1r16n@yandex.ru
студент
РоссияСписок литературы
- Резер С.М., Москвичев О.В., Москвичева Е.Е. Оптимизация модели формирования и функционирования контейнерно-транспортной системы страны // Транспорт: наука, техника, управление. 2016. № 7. С. 3-7.
- Москвичев О.В. О новом подходе к организации контейнерных поездов во внутреннем сообщении // Железнодорожный транспорт. 2014. № 2. С. 56-59.
- Разина М.А. Математические модели и оптимизация размещения станций скорой помощи для обслуживания населения заданной области. Дис. … канд. физ.-мат. наук. Казань, 2005. 110 с.
- Михалевич B.C., Трубин В.А., Шор Н.З. Оптимизационные задачи производственно-транспортного планирования: Модели, методы, алгоритмы. М.: Наука, 1986. 260 с.
- Протасов В.Ю. Максимумы и минимумы в геометрии. М.: Московский центр непрерывного математического образования. 2005. 56 c.
- Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. 607 с.
- Мандель И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988. 176 с.
- Есипов Б.А., Москвичёв О.В., Складнев Н.С., Алёшинцев А.О. Разработка и исследование алгоритма кластеризации с проекцией для решения задач оптимизации транспортной инфраструктуры // Сборник трудов международной научно-технической конференции «Перспективные информационные технологии (ПИТ 2017)». Самара: Самарский научный центр РАН, 2017. С. 633-637.
- Москвичев О.В. Модели, методы и алгоритмы оптимизации контейнерно-транспортной системы железнодорожного транспорта на основе кластерного подхода. // Транспорт Урала. 2017. № 2 (53). С. 18-27.