Выбор моделей гидродинамических демпферов в задачах роторной динамики газотурбинных двигателей
- Авторы: Леонтьев М.К.1, Кутаков М.Н.2
-
Учреждения:
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
- Инженерно-консультационный центр по роторной динамике турбомашин ООО "Альфа-Транзит"
- Выпуск: Том 16, № 3 (2017)
- Страницы: 81-93
- Раздел: АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/5230
- DOI: https://doi.org/10.18287/2541-7533-2017-16-3-81-93
- ID: 5230
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время существуют различные (стандартные) модели гидродинамических демпферов, которые можно применить при решении задач роторной динамики в газотурбинных двигателях. Их выбор для решения конкретной задачи, в конечном счёте, определяет правильность получаемых результатов и зависит от многих факторов – конкретной геометрии демпферов, способов подачи и отвода масла, давления подачи, режимов работы и т.д. Выбор модели демпфера не всегда однозначен и требует предварительной работы. В статье даются рекомендации по выбору той или иной модели демпфера, а также сравниваются результаты в случае применения различных моделей. Исследование ведётся на примере точечного ротора, построенной в среде программной системы DYNAMICSR4 (www.alfatran.com)
Ключевые слова
Об авторах
М. К. Леонтьев
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: lemk@alfatran.com
доктор технических наук,
профессор кафедры «Конструкция и проектирование двигателей»
М. Н. Кутаков
Инженерно-консультационный центр по роторной динамике турбомашин ООО "Альфа-Транзит"
Email: maxim.kutakov@alfatran.com
инженер-программист
РоссияСписок литературы
- Сергеев С.И. Демпфирование механических колебаний. М.: Физматгиз, 1959. 408 с.
- Белоусов А.И., Балякин В.Б., Новиков Д.К. Теория и проектирование гидродинамических демпферов опор роторов. Самара: Самарский научный центр РАН, 2002. 335 с.
- Леонтьев М.К. Конструкция и расчёт демпферных опор роторов ГТД: уч. пособие. М.: Московский авиационный институт, 1998. 44 c.
- Reynolds O. On the Theory of Lubrication and Its Application to Mr. Beauchamp Tower’s Experiments, Including an Experimental Determination of the Viscosity of Olive Oil // Proceedings of the Royal Society of London. 1886. V. 40, Iss. 242-245. P. 191-203. doi: 10.1098/rspl.1886.0021
- Кутаков М.Н., Дегтярев С.А., Леонтьев М.К. Математические модели гидродинамических демпферов в задачах роторной динамики газотурбинных двигателей // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017. Т. 16, № 1. С. 115-128. doi: 10.18287/2541-7533-2017-16-1-115-128
- Marmol R.A., Vance J.M. Squeeze film damper characteristics for gas turbine engines // Journal of Mechanical Design. 1978. V. 100, Iss. 1. P. 139-146. doi: 10.1115/1.3453878
- Cookson R.A., Kossa S.S. The effectiveness of squeeze-film damper bearings supporting rigid rotors without a centralising spring // International Journal of Mechanical Sciences. 1979. V. 21, Iss. 11. P. 639-650. doi: 10.1016/0020-7403(79)90043-2
- Cookson R.A. Optimum design of squeeze-film damper bearings // I Mech. E Conference Publications (Institution of Mechanical Engineers). 1981. P. 31-37.
- Holmes R., Dogan M. Investigation of Squeeze-Film Dampers in Flexible Support Structures // NASA Conference Publication. 1982. P. 415-433.
- San Andrés L., Den S., Jeung S. H. Transient Response of a Short-Length (L/D= 0.2) Open-Ends Elastically Supported Squeeze Film Damper: Centered and Largely Off-Centered Whirl Motions // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 2016. V. 138, Iss. 12. doi: 10.1115/1.4034002