Математические модели гидродинамических демпферов в задачах роторной динамики газотурбинных двигателей


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены вопросы выбора моделей гидродинамических демпферов и методов их расчёта в инженерных задачах роторной динамики газотурбинных двигателей. Целью работы является теоретическое установление критериев применения математических моделей гидродинамического демпфера в зависимости от его характеристик и условий работы. Обозначены уровни моделирования демпфера по количеству пространственных измерений: трёхмерное, двухмерное и одномерное. Представлены принципы постановки граничных условий для учёта торцевых уплотнений. Показаны критерии оценки необходимости учёта таких факторов как турбулентность, инерция жидкости, кавитация.

Об авторах

М. Н. Кутаков

Инженерно-консультационный центр по роторной динамике турбомашин ООО «Альфа-Транзит», г. Химки

Автор, ответственный за переписку.
Email: maxim.kutakov@alfatran.com

инженер-программист

Россия

С. А. Дегтярев

Инженерно-консультационный центр по роторной динамике турбомашин ООО «Альфа-Транзит», г. Химки

Email: degs@alfatran.com

руководитель направления разработки средств моделирования

Россия

М. К. Леонтьев

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Email: lemk@alfatran.com

доктор технических наук

профессор кафедры «Конструкция и проектирование двигателей»

Россия

Список литературы

  1. Белоусов А.И., Балякин В.Б., Новиков Д.К. Теория и проектирование гидродинамических демпферов опор роторов. Самара: Самарский научный центр РАН, 2002. 335 с.
  2. Леонтьев М.К. Конструкция и расчёт демпферных опор роторов ГТД: учеб. пособие. М.: Московский авиационный институт, 1998. 43 c.
  3. Сергеев С.И. Демпфирование механических колебаний. М.: Физматгиз, 1959. 408 с.
  4. Zeidan F.Y., San Andres L., Vance J.M. Design and application of squeeze film dampers in rotating machinery // Proceedings of the 25th Turbomachinery Symposium. 1996. P. 169-188.
  5. Szeri A.Z. Fluid film lubrication. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 547 p.
  6. Флетчер К. Вычислительные методы в динамике жидкостей. В 2-х томах. Т. 1. М.: Мир, 1991. 504 с.
  7. Dousti S., Gerami A., Dousti M. A numerical CFD analysis on supply groove effects in high pressure, open end squeeze film dampers // International Journal of Engineering Innovation and Research. 2016. V. 5, Iss. 1. P. 80-89.
  8. Reynolds O. On the Theory of Lubrication and Its Application to Mr. Beauchamp Tower’s Experiments, Including an Experimental Determination of the Viscosity of Olive Oil // Proceedings of the Royal Society of London. 1886. V. 40, Iss. 242-245. P. 191-203. doi: 10.1098/rspl.1886.0021
  9. Zeidan F.Y., Vance J.M. Cavitation Effects on the Pressure Distribution of a Squeeze Film Damper Bearing // Proceedings of the Texas A&M Workshop on Rotordynamic Instability Problem in High – Performance Turbomachinery. 1988. P. 111-132.
  10. Dowson D., Taylor C.M. Cavitation in bearings // Annual Review of Fluid Mechanics. 1979. V. 11, Iss. 1. P. 35-65. doi: 10.1146/annurev.fl.11.010179.000343
  11. San Andres L. Notes 06. Liquid cavitation in fluid film bearings. http://hdl.handle.net/1969.1/93246
  12. Nelson C.C. The effect of turbulence and fluid inertia on a squeeze film bearing damper // 16th Joint Propulsion Conference. 1980. doi: 10.2514/6.1980-1262
  13. San Andrés L. Modern Lubrication Theory. Notes 13. Squeeze Film Dampers (SFD). http://repository.tamu.edu/handle/1969.1/93253
  14. San Andrés L. Modern Lubrication Theory. Notes 04. Static Load Performance of Plain Journal Bearings. http://repository.tamu.edu/handle/1969.1/93244

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 2017

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах