Метод расчёта в первом приближении взлётной массы лёгкого самолёта с гибридной силовой установкой
- Авторы: Сычёв А.В.1, Арбузов И.В.1, Равикович Ю.А.1
-
Учреждения:
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 23, № 2 (2024)
- Страницы: 62-73
- Раздел: АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/27656
- DOI: https://doi.org/10.18287/2541-7533-2024-23-2-62-73
- ID: 27656
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается метод расчёта в первом приближении взлётной массы лёгкого самолёта с гибридной силовой установкой на базе поршневого и электрического двигателей. Дан краткий обзор организаций, занимающихся тематикой гибридных силовых установок. Показано влияние степени гибридизации силовой установки на взлётную массу самолёта. Под степенью гибридизации силовой установки понимается относительная величина, характеризующая распределение суммарной мощности всех двигателей, установленных на летательном аппарате, между поршневыми и электрическими двигателями. Представлены основные параметры, необходимые для определения взлётной массы самолёта в первом приближении. Взлётная масса самолёта в первом приближении определяется из уравнения её существования. Приводятся статистические данные самолётов с разными типами силовых установок, на основе которых проводятся расчёты. В первом приближении относительная масса гибридной силовой установки определяется путём анализа статистических данных лёгких самолётов с поршневыми и электрическими двигателями, по которым построены соответствующие графики. Сделаны выводы о наличии оптимального диапазона характеристик лёгкого самолёта с гибридной силовой установкой.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. Сычёв
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: saavia@mail.ru
ведущий инженер, Передовая инженерная школа МАИ
РоссияИ. В. Арбузов
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Email: i_arbusov@mail.ru
кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент
РоссияЮ. А. Равикович
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Email: yurav@mai.ru
доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе
РоссияСписок литературы
- Болховитинов В.Ф. Пути развития летательных аппаратов. М.: Оборонгиз, 1962. 131 с.
- Isyanov A., Mirzoyan A., Ryabov P., Ezrokhi Yu., Kalensky S. Studies of distributed and hybrid propulsion systems for advanced air vehicles using mission and environmental criteria // 14th ONERA–TsAGI Seminar (October, 29-30, 2015, Onera Châtillon (Salle Contensou), France). France: ONERA, 2015. P. 10-12.
- Рябов П.А., Каленский С.M. Концепции перспективных гибридных маршевых двигателей летательных аппаратов на газовых и криогенных топливах // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22, № 1. С. 87-99.
- Сычёв А.В., Коломин И.В., Зинник Д.С. Испытательный стенд для гибридной силовой установки с поршневым двигателем и электрическим мотор-генератором // Тезисы 22-ой Международной конференции «Авиация и космонавтика» (20-24 ноября 2023, Москва). М.: Издательство «Перо», 2023. С. 105-106.
- Сычёв А.В., Равикович Ю.А., Борисов Д.А. Стендовые испытания электрической винтомоторной группы как первый этап в создании гибридной силовой установки // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023. Т. 22, № 3. С. 99-107. doi: 10.18287/2541-7533-2023-22-3-99-107
- Варюхин А.Н., Захарченко В.С., Рахманкулов Д.Я., Сунцов П.С., Овдиенко М.А., Гелиев А.В., Киселев И.О., Власов А.В. Традиционные, гибридные и электрические силовые установки самолётов местных воздушных линий // Авиационные двигатели. 2022. № 1 (14). С. 19-32. doi: 10.54349/26586061_2022_1_19
- Сычёв А.В., Балясный К.В., Борисов Д.А. Гибридная силовая установка с использованием электрического двигателя и двигателя внутреннего сгорания с общим приводом на воздушный винт // Вестник Московского авиационного института. 2022. Т. 29, № 4. С. 172-185. doi: 10.34759/vst-2022-4-172-185
- Авиационные правила. Часть 23. Нормы лётной годности гражданских лёгких самолётов. М.: Авиаиздат, 2014. 194 с.
- Ravikovich Yu., Ponyaev L., Kuprikov M. Innovation design analysis of the optimal aerodynamic adaptive smart structures for disk-body solar Hybrid Electric aircraft and airship concepts // IOP Conference Series Materials Science and Engineering. 2021. V.
- Сычёв А.В., Балясный К.В., Равикович Ю.А. Синхронизация работы поршневого и электрического двигателя в авиационной гибридной силовой установке параллельной схемы // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2023. Т. 27, № 3 (101). С. 99-107. doi: 10.54708/19926502_2023_27310199
- Самолёт Аэропракт-20 (А-20). http://www.airwar.ru/enc/la/a20.html
- Характеристики самолёта СП30. https://taganrog-avia.ru/aircraft/Spektr/sp-aero_ru/sved.htm
- Самолёт Бекас X-32. https://www.skykrasnodar.com/bekas
- Самолёт Virus. http://www.airwar.ru/enc/la/virus.html
- Самолёт Zodiak CH-601 XL. http://www.airwar.ru/enc/la/ch601.html
- Лёгкий многоцелевой самолёт STOL CH-701. http://www.airwar.ru/enc/la/ch701.html
- Самолёт Птенец-2. https://vzletim.ru/aviapark/h2.php
- Pipistrel. Velis electro. https://www.pipistrel-aircraft.com/products/velis-electro/
- Airbas. Hybrid and electric flight. https://www.airbus.com/en/innovation/low-carbon-aviation/hybrid-and-electric-flight