Вопрос о сущности техники в рамках семиотического подхода
- Авторы: Нестеров А.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 14, № 1 (2015)
- Страницы: 235-246
- Раздел: ЭКОНОМИКА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2610
- DOI: https://doi.org/10.18287/1998-6629-2015-14-1-235-246
- ID: 2610
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье в рамках семиотического подхода рассматривается вопрос о сущности техники. Под техникой понимается проективный способ работы сознания со знаками, представляющий собой обращение рецепции и приводящий к формированию новых «значений» при реализации семантических, синтаксических и прагматических правил на каждой из ступеней познания, будь то чувственное восприятие, рассудок или разум. Техническое сознание рассматривается на трёх ступенях: как «традиция», где техника определяется в качестве неосознаваемой правилосообразной деятельности, удовлетворяющей требованию выживания человека в естественной природной среде; как «вторая природа», где техника есть процесс создания нового, возможный за счёт контроля над материей, и замещающий естественную среду искусственной; как «третья природа», где техника есть способ управления рефлексией. Техническое сознание, описываемое как проективный семиозис, показывает эволюцию индивида от традиции к неочеловечеству. Человек, рождаясь, осваивает транслируемую культурной памятью сумму навыков, обеспечивающих выживание в естественной среде его рождения; фантазия, вымысел, метафизическое представление, порождённые удивлением, эстетическим переживанием или практической проблемой, вызывают процессы самосознания, позволяют косвенным образом увидеть рефлексивный характер практической деятельности; способность воплощать в материальных субстратах фикциональные объекты порождает вторую природу, замещающую естественные объекты восприятия и представления; способность материального изменения правил рефлексии открывает путь к осознанной и контролируемой автоэволюции человека, создавая «третью природу», в которой человек превращается в неочеловека, способного изменять качество своего человеческого существования как рефлексивного существа.
Ключевые слова
Об авторах
А. Ю. Нестеров
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: phil@ssau.ru
Доктор философских наук
Заведующий кафедрой философии и истории
РоссияСписок литературы
- Аристотель. Метафизика. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. М.: Мысль, 1975. 550 с.
- Cassirer E. Form und Technik // Symbol, Technik, Sprache. Hamburg: Meiner, 1985. P. 39-91.
- Рапп Ф. Философия техники: обзор // Философия техники в ФРГ: сб. статей. М.: Прогресс, 1989. С. 24-53.
- Бек Х. Сущность техники // Философия техники в ФРГ: сб. статей. М.: Прогресс, 1989. С. 172-190.
- Энгельмейер П.К. Философия техники. СПб: Лань, 2013. 96 с.
- Рополь Г. Техника как противоположность природы // Философия техники в ФРГ: сб. статей. М.: Прогресс, 1989. С. 203-221.
- Popper K.R. Objective Knowledge: An Evolutionary Approach. Oxford: Clarendon Press, 1972. 380 p.
- Нестеров А.Ю. Семиотическая схема познания и коммуникации. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2008. 193 с.
- Kant I. Kritik der reinen Vernunft // Wekausgabe in 12 Bänden. Bd. III. F.a. M.: Suhrkamp, 1956. 340 p.
- Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Канон+, 2002. 368 с.
- Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М.: ИД Стратегия-Центр, 2007. 272 с.
- Goodman N. Ways of Worldmaking. Hassocks, Sussex: Harvester Pr., 1978. 142 p.
- Лебедев М.В. Значение, истина, обоснование. М.: Книжный дом «ЛИБ-РОКОМ», 2011. 368 с.
- Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М.: АСТ, 1998. 784 с.
- Платон. Государство // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79-420.
- Hegel G.W.F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Hamburg: Meiner, 1991. 515 p.
- Wittgenstein L. Tractatus logico-philosophicus // Werkausgabe in 8 Bänden. Bd. 1. F.a. M.: Suhrkamp, 1999. P. 7-85.