Исследование циклической долговечности материала в условиях малоцикловой усталости и длительной прочности
- Авторы: Букатый С.А.1, Округин А.А.2
-
Учреждения:
- Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А. Соловьева
- Научно-производственное объединение «Сатурн»
- Выпуск: Том 13, № 5-4 (2014): Специальный выпуск
- Страницы: 72-77
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2571
- DOI: https://doi.org/10.18287/1998-6629-2014-0-5-4(47)-72-77
- ID: 2571
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Экспериментальные исследования показывают, что основные детали – валы и диски газотурбинных двигателей, работающие в условиях малоцикловой усталости и длительной прочности, имеют долговечность, значительно превышающую ресурс, определяемый расчётным путём на основе гипотезы линейного суммирования повреждений. Следовательно, требуется уточнение расчётных методик, позволяющее полнее использовать резервы прочности деталей. В данной работе проведены исследования влияния на долговечность увеличения длительности отнулевого цикла нагружения образцов с периодом Т=200 с и выдержкой на максимальном и минимальном уровнях: Dtmax=120 c и Dtmin=60 c. Исследования проводили на стандартных круглых образцах с диаметром рабочего участка 7,5 мм. Показано, что при остановке нагружения в материале протекают релаксационные процессы, сопровождающиеся ростом пластических деформаций и деформационным циклическим упрочнением. При этом установлено, что гипотеза о линейном суммировании статической и циклической составляющих повреждений в условиях малоцикловой усталости и длительной прочности не подтверждается. Увеличение в цикле напряжений длительности выдержки под нагрузкой до Dtmax=20 c и более приводит к значительному росту – до 94 % статической составляющей повреждения. Результаты исследований, полученные при циклическом и повторно-статическом нагружениях, позволили подтвердить и обосновать существование неизвестного ранее «Эффекта циклического упрочнения» материалов, обусловленного длительностью действия максимальных нагрузок в цикле нагружения.
Об авторах
С. А. Букатый
Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А. Соловьева
Автор, ответственный за переписку.
Email: bukaty_sa@mail.ru
Доктор технических наук
Профессор кафедры «Теоретическая механика и сопротивление материалов»
РоссияА. А. Округин
Научно-производственное объединение «Сатурн»
Email: aleks.okrugin@mail.ru
Начальник проекта
РоссияСписок литературы
- Шереметьев А.В. Прогнозирование циклической долговечности и установление ресурсов основных деталей авиационных ГТД // Авиационно-космическая техника и технология. 2005 . № 8. С. 5.
- Портер А.М., Букатый С.А., Водолагин А.Л. Исследование влияния длительности действия максимальных напряжений в цикле нагружения на малоцикловую усталость и длительную прочность вала ГТД из материала ЭИ961-Ш // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2009. № 3(19), часть 2. С. 55-63.
- Портер А.М., Букатый С.А., Округин А.А. Исследование процессов накопления повреждений и разрушения валов и дисков ГТД из материалов ЭИ-961 в зависимости от длительности действия максимальных напряжений в цикле нагружения // Вестник Рыбинской государственной технологической академии имени П.А. Соловьева. 2008. № 2(14). С. 65-74.
- Демьянушко И.В., Биргер И.А. Расчёт на прочность вращающихся дисков. М.: Машиностроение. 1978. 247 с.
- Роней М. Усталость высокопрочных материалов. В кн.: Разрушение. Т. 3. М.: Мир, 1976. С. 471-527.
- Кузнецов Н.Д., Цейтлин В.И. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение. 1976. 216 с.