Том 3, № 4 (2023)

Весь выпуск

ФИЛОСОФИЯ

Общее введение к проекту «Открытая cемиотика»

Биглари А.

Аннотация

Настоящая статья представляет собой перевод на русский язык вступительной статьи к четырехтомному проекту «Открытая семиотика», изданному в 2023 году под редакцией Амира Биглари в издательстве Арматтан. Выходные данные оригинала – Biglari, A. (2023), General intoduction, A. Biglari (ed.), Open Semiotics: Epistemological and Conceptual Foundations, L'Harmattan, Paris, vol. 1, pp. 33–43. 
«Открытая семиотика» состоит из четырех томов: (1) Эпистемологические и концептуальные основы, (2) Культура и общество, (3) Тексты, изображения, искусство, (4) Жизнь и её расширения. Проект включает в себя 141 раздел, подготовленный 178 учёными из 58 стран со всех континентов Земли. Разделы представляют широкий спектр тенденций и подходов, многочисленные и разнообразные дисциплинарные пересечения семиотических исследований.
Знаки и значения пронизывают мир в его различных аспектах, семиотика открыта для взаимодействия с другими областями, – от гуманитарных и социальных наук до естественных и математических наук. Открытая семиотика направлена на изучение и расширение этих взаимодействий, на создание новых возможностей для междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, на выявление ресурсов перераспределения дисциплинарных областей.

Семиотические исследования. 2023;3(4):8-14
pages 8-14 views

К 50-летию дискуссии с Э.В. Ильенковым по проблеме идеального

Дубровский Д.И.

Аннотация

В статье рассматривается ряд сохранивших актуальность вопросов этой давней дискуссии. Среди них значительное место занимала проблема слепоглухоты и истолкование результатов знаменитого «Загорского эксперимента». В конце 70-х гг. прошлого века Э.В. Ильенков, его сторонники, а также массовая пресса и официальные органы называли его «выдающимся достижением советской науки мирового уровня»: четверо слепоглухих от рождения, лишенные психики и сознания, благодаря марксистским методам воспитания смогли окончить психологический факультет МГУ 
им. М.В. Ломоносова. На этом основывалась концепция Э.В. Ильенкова о формировании личности 
с «психического нуля», как сугубо социального образования, исключающего роль генетических факторов, что использовалось для широких философских выводов о природе сознания и познания. Однако вскоре выяснилось, что все четверо утратили зрение и слух в довольно позднем возрасте, имея уже развитое сознание и сформированную речь. Эти решающие факты опровергали концепцию 
Э.В. Ильенкова, однако скрывались им и его сторонниками, что находило поддержку со стороны официальных органов. Во времена перестройки эта фальсификация была публично разоблачена. Тем не менее до сих пор во многих философских публикациях сторонников Э.В. Ильенкова эта фальсификация замалчивается и «Загорский эксперимент» превозносится как выдающееся достижение науки. В статье критически рассматриваются эти публикации под углом анализа биосоциальной проблемы, ставшей особенно острой в условиях глобального экологического кризиса. Подчеркивается, что в условиях роста технологических возможностей протезирования зрения и слуха необходима разработка новых методологических, педагогических и психологических подходов к решению проблем слепоглухоты.

Семиотические исследования. 2023;3(4):15-29
pages 15-29 views

Типология и специфика философских проблем биологии

Редникина В.Е., Ястреб Н.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема нового уровня сложности онтологии, вызываемой к жизни техническими вмешательствами в живые системы. Объектом выступают философские проблемы биологии, предметом исследования – выявление специфики и типологии философских проблем биологии.
Развитие экспериментальной техники предопределило переход биологии на молекулярный (геномный) уровень, что сделало её одним из лидеров в ряду естественных наук. Биология изменяет научную картину мира в рамках кибернетической онтологии, новой парадигмы, в которой молекулы используются в качестве средств передачи информации, а науки о жизни превращаются в «технобиологическое искусство». Характер научного познания трансформирует субъект-объектные отношения, познание определяется техно-научными методами и приёмами в области биомедицинских и информационных технологий. Практические и теоретические схемы биологии выступают как особая модель экспериментально-измерительной практики и как проект технического действия.
Технологии затрагивают множество социально-этических вопросов, выходящих за пределы компетенции естествоиспытателей и инженеров. Как философов, так и естествоиспытателей беспокоит мысль о том, что развитие естествознания изменило или в ближайшем будущем изменит цивилизацию и судьбы человечества.

Семиотические исследования. 2023;3(4):30-39
pages 30-39 views

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Семиотика художественного языка В. Набокова в свете теории символизации Н. Гудмена

Шевченко Е.С., Герченова Д.В.

Аннотация

Статья посвящена проблемам авторского стиля В. Набокова, рассматриваемого с позиций семиотики. В качестве материала исследования привлекается русскоязычная проза, созданная В. Набоковым в берлинский период его жизни: романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Подвиг», «Камера обскура», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Дар» и рассказы из сборника  «Возвращение Чорба».  Рассматриваются особенности словесного знака в набоковском тексте, а также изобразительно-выразительные возможности словесных образов в произведениях писателя. Благодаря привлечению в качестве методологического обоснования всеобщей теории символов Н. Гудмена  и теории интермедиальности О.А. Ханзена-Лёве, открываются возможности интерпретации набоковской поэтики как «мерцающей», метафорической, «поликодовой». В качестве «кода» набоковских образов рассматриваются не только словесные знаки сами по себе, но и перевод их в знаки других искусств, прямо со словом не связанных, – живописи, кинематографа, архитектуры. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что у В. Набокова словесный знак стремится к максимальной зрительной выразительности, перенимая на себя некоторые свойства знака иконического. Благодаря избранному подходу были достигнуты новые результаты в изучении художественного языка В. Набокова, исследован визуальный метафорический потенциал его слова.

Семиотические исследования. 2023;3(4):40-47
pages 40-47 views

Роль городского пространства в романе А. Иличевского «Чертеж Ньютона»

Тютелова Л.Г., Сидоренко Л.С.

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию особенностей городского пространства в современном романе. Целью работы является анализ пространственно-временной организации художественного мира произведения и ее роли в изучении поэтики субъектной сферы произведений Александра Иличевского. В статье предметом исследования служит городское пространство в романе «Чертеж Ньютона» как внесубьектная форма выражения авторского сознания. Оно создается из архитектурных доминант, микромира бытового пространства и макромира города, которые взаимодействуют друг с другом.
Пространство является динамической моделью взаимодействия автора, героя и читателя. Смена пространства в романе отражает внутренние изменения персонажей, указывает на их причины и основные особенности.
Важной для понимания мысли автора, лежащей в основе целостности его художественного мира, становится оппозиция городского и не-городского пространств. Герой на этапе зрелости ощущает потребность в уединении и бежит от людей. Ведя мысленный диалог с отцом и пытаясь пройти его маршрутами, он находит свой собственный путь. И это отражается в динамической картине смены пространств в романе.

Семиотические исследования. 2023;3(4):48-56
pages 48-56 views

Самара в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки»

Левина П.А., Перепелкин М.А.

Аннотация

Настоящая статья представляет собой опыт исследования структуры и роли «самарского текста» в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки». Исходной предпосылкой данной статьи является убеждение её авторов в том, что именно пространство выступает в названном романе Дины Рубиной в качестве конструктивного принципа жанровой организации художественного произведения и конструирования художественной семиосферы, анализируя которую исследователь может выйти и к сфере смыслов. Самарское пространство – не единственное в романе и входит в большую и сложную систему пространств, образуемую «львовскими», «пражскими», «берлинскими», «израильскими» и «южно-сахалинскими» главами, и за каждым из этих локусов закреплены свои художественные задачи и свои смыслы. В то же время Самара выступает в романе в качестве совершенно особого пространства и смыслового кода, образуемого самарской историей, городским фольклором, художественными и иными текстами, в совокупности образующими городской миф и городской текст, наконец, – возможно, личными впечатлениями Дины Рубиной, очевидно, хорошо знакомой с Самарой и самарцами. Все названные компоненты «самарского текста» и образуют тот самарский код, который находится в центре внимания авторов статьи. Наиболее тщательному анализу в статье подвергается один из самарских мини-топосов – квартира Виси, выступающая квинтэссенцией всего «самарского» в романе. 

Семиотические исследования. 2023;3(4):57-64
pages 57-64 views

Радуга как «знамение завета» в духовной лирике И.А. Бунина: семиотика сакрального. Статья 1. Введение в проблему. Сакральное в произведениях И.А. Бунина

Карпенко Г.Ю.

Аннотация

Для решения, казалось бы, простого филологического вопроса, какие смыслы связаны с образом радуги в лирике Бунина, пришлось решать ряд непростых задач, когда выяснилось, что радуга – это не совсем природное явление или образ, а в первую очередь духовная реалия, существующая в стихотворениях Бунина на верховных правах религиозного феномена. Отсюда в первой статье возникла необходимость рассмотрения специфических проблем. 1. Реалии особого порядка, принадлежащие духовному миру, формируют сакральное пространство, определяют его ценностную иерархию. Сакральное предполагает  действительное «присутствие Божие». 2. Иеротопическое в тексте возникает как воплощение в «знаках», в «образах», в «знамениях» особого способа видения мира в Его свете. Структуру такой иерофании – «вторжения священного»  (М. Элиаде) – предельно просто и точно выразил Бунин: «Никого в подлунной нет, Только я да Бог». 3. Присутствие в тексте такого «сверхзнака», как Бог, превышающего в системе сложившихся в национальной культуре смыслов всякое бытие, превращает текст в духовный. Утверждение надмирной силы, воплощенной в Боге, определяющем мироориентацию и восприятие человека, становится  решающим фактором «пресуществления» лирики Бунина в духовную. 4. Художественная сакральность, чтобы быть семантически значимой для читателя, нуждается в узнавании: или в непосредственном отклике-восприятии, или в исследовательском прояснении прикровенных анагогических смыслов. 5. Художественная локализация сакрального легче достигается в текстах не просто «интенсивной» формы, какой является лирика, но и субъектно центрированной.

Семиотические исследования. 2023;3(4):65-71
pages 65-71 views

Феномен творческой авторефлексии и проблема создания биографии писателя

Голубков С.А.

Аннотация

В статье идет речь об учете многочисленных случаев авторефлексии писателя при создании его научной биографии, о диалогических связях биографии с эпохой. Творческая жизнь художника может складываться как благодаря, так и вопреки воздействию времени, а то и независимо от него. Уделяется внимание проблеме поэтапного становления писателя, осознания творческой личностью собственной миссии, своего социокультурного предназначения. Тут немаловажен вопрос о побудительных мотивах выбора профессии, к числу которых можно отнести и судьбоносную встречу с большим художником, и груз накопившихся жизненных впечатлений, и пережитую психотравму. Велико значение многообразной рецепции писателем чужого эстетического опыта. Отношение к этому опыту можно выразить триадой: влияние, отталкивание, взаимообогащение. Говорится о двоякой роли творческого кризиса (досадное отсутствие темы, ощущение исчерпанности и бессилия, оскудение творческих средств воплощения), который может рассматриваться не только как неудача, но и как редкий шанс вероятного продуктивного обновления. Приводятся примеры такого радикального обновления в творческой жизни В.П. Катаева, Ю.В. Трифонова, В.Ф. Тендрякова в 1960–1970-е годы. Кроме того, в статье учитывается феномен литературного поколения, принадлежность к которому может стать школой и помочь писателю определить вектор дальнейшего развития, проблематику творчества, выбор художественного языка, творческой манеры. Идет речь и об особой значимости культурного родословия и выработки писателем собственного индивидуального творческого кода, который писатель передаст будущим поколениям литераторов.

Семиотические исследования. 2023;3(4):72-80
pages 72-80 views

СОЦИОЛОГИЯ

Стратегия смешивания методов в исследовании идентичностей и практик консолидации современной молодежи

Вандышева Л.В., Васькина Ю.В., Малаканова О.А., Митрофанова С.Ю., Пустарнакова А.А.

Аннотация

Обоснована актуальность исследования идентичностей и практик консолидации молодежи в условиях российского общества. На теоретическом и эмпирическом уровнях определены понятия консолидации и идентичности. Рассмотрен потенциал микс-стратегии в исследовании идентичностей и практик консолидации современной молодежи. Обозначены факторы популярности микс-стратегии в современных условиях. Указано содержание дискуссии в российском научном социологическом поле о соответствии перевода на русский язык англоязычного названия Mixed Methods Research. На основе апелляции к анализу уже реализованных практик применения стратегии смешивания методов обозначены два подхода к её использованию. Рассмотрены четыре ключевых элемента стратегии смешивания методов в рамках подхода Д. Кресвелла и В. Плано Кларка, а также указаны три стратегии совмещения методов с позиции Д. Моргана. Обозначены авторская позиции и проблемные вопросы, связанные с применением стратегии смешивания методов. Указывается, какие возможности открывает применение стратегии смешивания методов в рамках заявленного исследования. Делается вывод о том, что сочетание качественного и количественного подходов в одном исследовательском цикле усложняет задачу осмысления идентичностей и практик консолидации современных молодых, и в то же время позволяет взглянуть более глубоко на предмет исследования.

Семиотические исследования. 2023;3(4):81-89
pages 81-89 views

О сопряжении визуальных форм в живописи и кино

Хосуева Е.Д., Колесник Н.В., Хосуева С.Д.

Аннотация

В работе представлен анализ взаимодействия визуальных форм в живописи и кинематографе (на примере сопряжения живописи А. Дюрера и мирового кинематографа). Основой для аналитической части исследования послужили визуальные источники (фильмы Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана, Ларса фон Триера, Фрэнсиса Форда Копполы, Ладо Кватании, художественные произведения Альбрехта Дюрера). В ходе проведенного исследования определено, как соотносятся живопись и кино, позволяет ли анализ живописного произведения в фильме понять общую концепцию, хронику происходящего, образ главного героя. Была подтверждена основная гипотеза исследования о том, что живописное произведение является концептуальным основанием или «идеологией» фильма, которое позволяет выявить устойчивые и воспроизводимые формы сопряжения исторической живописи в современном кинематографе. Обнаружилось, что в анализируемых фильмах поднимаются вопросы витальности, чистой души и роли совести, расставания с миром и войной как внешними, так и внутренними. Показано, что в фильмах «Иваново детство», «Казнь» и «Дракула» присутствие произведений создает концептуальное поле для понимания образов, языка и сюжета, в «Меланхолии» сопряжение происходит на стыке толкования называний и выстраивания кадра. В «Седьмой печати» смысл гравюры А. Дюрера в целом смежен со значением картины режиссера, оправдывая художественную связь обоих творцов. 

Семиотические исследования. 2023;3(4):90-99
pages 90-99 views

Факторы трудовой мотивации работников предприятий аэрокосмического кластера в условиях цифровизации и роботизации

Бочаров В.Ю., Васькина Ю.В., Иванов Д.Ю., Нестеров А.Ю., Ткаченко И.С.

Аннотация

Статья посвящена анализу трудовой мотивации работников современных российских предприятий аэрокосмической отрасли, занятых на автоматизированных и неавтоматизированных участках производства. Авторы дают обзор сложившихся подходов к анализу трудовой мотивации и приводят данные проведенного в октябре 2023 года пилотажного социологического исследования (N = 86), в ходе которого решались теоретические и прикладные задачи. В теоретическом плане проверялась гипотеза о влиянии процессов цифровизации и роботизации на факторы трудовой мотивации. Прикладная задача исследования была связана с апробацией инструментария социологического исследования и методов факторного и кластерного анализа к полученным в ходе опроса работников данным. Проведенное исследование позволило сделать вывод о существовании 3 основных групп мотивов, формирующих факторы трудовой мотивации работников обследованного предприятия: 1) мотивация профессиональной реализации; 2) материальная мотивация и 3) социально-ориентированная мотивация. В результате кластерного анализа было выделено две группы работников, в зависимости от типа доминирующих мотивов: материально-ориентированные на профессиональную самореализацию («прагматики») и ожидающие в процессе своей работы одобрения и поддержки от начальства и своих коллег («конформисты»). Несмотря на то, что гипотеза о влиянии уровня автоматизации производственного участка на тип доминирующей мотивации работника нашла свое подтверждение с помощью метода дискриминантного анализа, она нуждается в дополнительной проверке на большем масштабе выборки. 

Семиотические исследования. 2023;3(4):100-113
pages 100-113 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах