Обобщенное описание и референциальное значение типичных детских ситуаций, аналогичных жертвоприношению
- Авторы: Сериков А.Е.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 1, № 2 (2021)
- Страницы: 22-30
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/9372
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-2-22-30
- ID: 9372
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы о том, в чём состоит реальность типичных детских ситуаций, аналогичных жертвоприношению, а также чем отличаются наименования и описания типов поведения от самих этих типов как таковых. Описание лексических значений на семантическом метаязыке и описание типичных языковых и других культурных форм на основе прототипов не противоречат друг другу, так как решают разные задачи. Соответственно, обобщенные описания типичных детских ситуаций, аналогичных жертвоприношению, — это сконструированные на метаязыке на основе интуитивного понимания сходства лексические значения кратких наименований типичных ситуаций, существующие в качестве артефактов анализа текстов, а сами аналогичные жертвоприношению типичные ситуации и формы детского поведения — это реально существующие объективные формы поведенческих ситуаций и биологические, культурные и социальные предрасположенности к определённым типичным формам поведения.
Ключевые слова
Об авторах
Андрей Евгеньевич Сериков
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: aeserikov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4213-8089
Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Barsalou L.W. Ad hoc categories // The Cambridge encyclopedia of the language sciences / Ed. by P.C. Hogan. N.Y.: Cambridge University Press, 2010. P. 87–88. URL: http://psychology.emory.edu/cognition/barsalou/papers/Barsalou_entry_2010_ad_hoc_categories.pdf (дата обращения: 15.01.21).
- Barsalou L.W. Situated simulaton in human conceptual system // Language and Cognitive Processes. 2003. Vol. 18. P. 513–62. URL: http://psychology.emory.edu/cognition/barsalou/papers/Barsalou_LCP_2003_situated_simulation.pdf (дата обращения: 15.01.21).
- Cohen D., Nisbett R.E., Bowdle B.F., Schwarz N. Insult, Aggression, and the Southern Culture of Honor: An "Experimental Ethnography" // Journal of Personalily and Social Psychology. 1996. Vol. 70. No. 5. P. 945–960. URL: http://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/92155/InsultAggressionAndTheSouthernCulture.pdf (дата обращения: 18.01.21).
- Lakoff G., Núñez R. E. Where mathematics comes from: how the embodied mind brings mathematics into being. NY: Basic Books, 2000. 492 p.
- Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and Categorization. Hillslade: Lawrence Erlbaum Associates, 1978. P. 27–48. URL: http://commonweb.unifr.ch/artsdean/pub/gestens/f/as/files/4610/9778_083247.pdf (дата обращения: 15.01.21).
- Rosch E., Mervis C., Gray W.D., Johnson D., Boyes-Braem P. Basic Objects in Natural Categories // Cognitive Psychology. 1976. Vol. 8. P. 382–439. URL: http://www.cns.nyu.edu/~msl/courses/2223/Readings/Rosch-CogPsych1976.pdf (дата обращения: 15.01.21).
- Runciman W. G. The Theory of Cultural and Social Selection. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
- Smith E.E., Medin D.L. The exemplar view // Foundations of Cognitive Psychology: Core Readings / Ed. by D. Levitin. MIT Press, 2002.
- Smith E.E., Medin D.L. Сategories and Concepts. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. URL: http://www.cs.indiana.edu/~port/teach/sem08/Smith.Medin.1983.ch1.2.3.pdf (дата обращения: 15.01.21).
- Wierzbicka A. Emotions Across Languages and Cultures: Diversity and Universals. N.Y.: Cambridge University Press; Paris: Editions de la Maison des Sciences de l'Homme, 1999. 349 p.
- Бутовская М.Л. Истоки человеческой агрессии. 24.09.2014. URL: http://postnauka.ru/video/32641 (дата обращения 18.01.2021).
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. Москва: Русские словари, 1996. 416 с.
- Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. / Пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. Сост., вступ. статья и примеч. М.С. Козловой. Москва: Гнозис, 1994. 612 с.
- Детский мир: [рассказы] / сост. Д. Быков, А. Портнов. Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. 432 с.
- Дойч Д. Структура реальности: Наука параллельных вселенных / Пер. с англ.; 3-е изд. Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. 614 с.
- Жирар Р. Насилие и священное / Пер. с фр. Г. Дашевского. Москва: Новое литературное обозрение, 2000. 400 с.
- Жуков Д.А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. Т.1. Москва: Альпина нон-фикшн, 2014. 428 с.
- Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Пер. с англ. И.Б. Шатуновского. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 792 с.
- Носов Н.Н. Тук-тук-тук. Сборник рассказов. (Рисунки Г.И. Огородникова). Москва: Детская литература, 1988 // Электронная библиотека ЛитМир. URL: https://www.litmir.me/br/?b=165629 (дата обращения: 07.03.20).
- Рамачандран В.С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми / Пер. с англ. Елены Чепель. Москва: Карьера Пресс, 2014. 422 с.
- Сапольски Р. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки / Пер. с англ. Е. Наймарк, Ю. Аболиной. Москва: Альпина Нон-фикшн, 2020. 766 с.
- Сериков А.Е. Интерпретация поведения персонажа художественного нарратива: разметка текста и ситуативный анализ // История. Семиотика. Культура: сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 250-летию Фридриха Шлейермахера / отв.ред. И.В. Демин. Самара: Сам. гуманит. акад., 2018. С. 255–261. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Istoriya-Semiotika-Kultura/Interpretaciya-povedeniya-personazha-hudozhestvennogo-narrativa-razmetka-teksta-i-situativnyi-analiz-74239/1/%d0%a1%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%20%d1%81.%20255-261.pdf (дата обращения: 17.01.21).
- Сериков А.Е. Типичные формы предрасположенности детей к принятию и принесению жертвы // Mixtura Verborum’ 2019-2020: пограничное время: сборник научных статей / под общ. ред. С.А. Лишаева. Самара: Самарама, 2021. С. 65–94.
- Трава была зеленее, или Писатели о своём детстве: [сборник]. Москва: Издательство «Э», 2016. 672 с.