Обобщенное описание и референциальное значение типичных детских ситуаций, аналогичных жертвоприношению


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы о том, в чём состоит реальность типичных детских ситуаций, аналогичных жертвоприношению, а также чем отличаются наименования и описания типов поведения от самих этих типов как таковых. Описание лексических значений на семантическом метаязыке и описание типичных языковых и других культурных форм на основе прототипов не противоречат друг другу, так как решают разные задачи. Соответственно, обобщенные описания типичных детских ситуаций, аналогичных жертвоприношению, — это сконструированные на метаязыке на основе интуитивного понимания сходства лексические значения кратких наименований типичных ситуаций, существующие в качестве артефактов анализа текстов, а сами аналогичные жертвоприношению типичные ситуации и формы детского поведения — это реально существующие объективные формы поведенческих ситуаций и биологические, культурные и социальные предрасположенности к определённым типичным формам поведения.

Об авторах

Андрей Евгеньевич Сериков

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: aeserikov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4213-8089

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Barsalou L.W. Ad hoc categories // The Cambridge encyclopedia of the language sciences / Ed. by P.C. Hogan. N.Y.: Cambridge University Press, 2010. P. 87–88. URL: http://psychology.emory.edu/cognition/barsalou/papers/Barsalou_entry_2010_ad_hoc_categories.pdf (дата обращения: 15.01.21).
  2. Barsalou L.W. Situated simulaton in human conceptual system // Language and Cognitive Processes. 2003. Vol. 18. P. 513–62. URL: http://psychology.emory.edu/cognition/barsalou/papers/Barsalou_LCP_2003_situated_simulation.pdf (дата обращения: 15.01.21).
  3. Cohen D., Nisbett R.E., Bowdle B.F., Schwarz N. Insult, Aggression, and the Southern Culture of Honor: An "Experimental Ethnography" // Journal of Personalily and Social Psychology. 1996. Vol. 70. No. 5. P. 945–960. URL: http://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/92155/InsultAggressionAndTheSouthernCulture.pdf (дата обращения: 18.01.21).
  4. Lakoff G., Núñez R. E. Where mathematics comes from: how the embodied mind brings mathematics into being. NY: Basic Books, 2000. 492 p.
  5. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and Categorization. Hillslade: Lawrence Erlbaum Associates, 1978. P. 27–48. URL: http://commonweb.unifr.ch/artsdean/pub/gestens/f/as/files/4610/9778_083247.pdf (дата обращения: 15.01.21).
  6. Rosch E., Mervis C., Gray W.D., Johnson D., Boyes-Braem P. Basic Objects in Natural Categories // Cognitive Psychology. 1976. Vol. 8. P. 382–439. URL: http://www.cns.nyu.edu/~msl/courses/2223/Readings/Rosch-CogPsych1976.pdf (дата обращения: 15.01.21).
  7. Runciman W. G. The Theory of Cultural and Social Selection. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
  8. Smith E.E., Medin D.L. The exemplar view // Foundations of Cognitive Psychology: Core Readings / Ed. by D. Levitin. MIT Press, 2002.
  9. Smith E.E., Medin D.L. Сategories and Concepts. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. URL: http://www.cs.indiana.edu/~port/teach/sem08/Smith.Medin.1983.ch1.2.3.pdf (дата обращения: 15.01.21).
  10. Wierzbicka A. Emotions Across Languages and Cultures: Diversity and Universals. N.Y.: Cambridge University Press; Paris: Editions de la Maison des Sciences de l'Homme, 1999. 349 p.
  11. Бутовская М.Л. Истоки человеческой агрессии. 24.09.2014. URL: http://postnauka.ru/video/32641 (дата обращения 18.01.2021).
  12. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. Москва: Русские словари, 1996. 416 с.
  13. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. / Пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. Сост., вступ. статья и примеч. М.С. Козловой. Москва: Гнозис, 1994. 612 с.
  14. Детский мир: [рассказы] / сост. Д. Быков, А. Портнов. Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. 432 с.
  15. Дойч Д. Структура реальности: Наука параллельных вселенных / Пер. с англ.; 3-е изд. Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. 614 с.
  16. Жирар Р. Насилие и священное / Пер. с фр. Г. Дашевского. Москва: Новое литературное обозрение, 2000. 400 с.
  17. Жуков Д.А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. Т.1. Москва: Альпина нон-фикшн, 2014. 428 с.
  18. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Пер. с англ. И.Б. Шатуновского. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 792 с.
  19. Носов Н.Н. Тук-тук-тук. Сборник рассказов. (Рисунки Г.И. Огородникова). Москва: Детская литература, 1988 // Электронная библиотека ЛитМир. URL: https://www.litmir.me/br/?b=165629 (дата обращения: 07.03.20).
  20. Рамачандран В.С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми / Пер. с англ. Елены Чепель. Москва: Карьера Пресс, 2014. 422 с.
  21. Сапольски Р. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки / Пер. с англ. Е. Наймарк, Ю. Аболиной. Москва: Альпина Нон-фикшн, 2020. 766 с.
  22. Сериков А.Е. Интерпретация поведения персонажа художественного нарратива: разметка текста и ситуативный анализ // История. Семиотика. Культура: сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 250-летию Фридриха Шлейермахера / отв.ред. И.В. Демин. Самара: Сам. гуманит. акад., 2018. С. 255–261. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Istoriya-Semiotika-Kultura/Interpretaciya-povedeniya-personazha-hudozhestvennogo-narrativa-razmetka-teksta-i-situativnyi-analiz-74239/1/%d0%a1%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%20%d1%81.%20255-261.pdf (дата обращения: 17.01.21).
  23. Сериков А.Е. Типичные формы предрасположенности детей к принятию и принесению жертвы // Mixtura Verborum’ 2019-2020: пограничное время: сборник научных статей / под общ. ред. С.А. Лишаева. Самара: Самарама, 2021. С. 65–94.
  24. Трава была зеленее, или Писатели о своём детстве: [сборник]. Москва: Издательство «Э», 2016. 672 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сериков А.Е., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах