Самоидентификация героя в модернистском романе Лены Элтанг «Побег куманики»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Роман Лены Элтанг «Pobeg kumaniki» («Escape (Sprout) of the Brambles») интерпретируется как современная модернистская проза. Теоретико-методологической базой исследования стали работы А.А. Житенева, Я.В. Солдаткиной, Н.Т. Рымаря, Т.Л. Рыбальченко.
Самоидентификация героя романа Лены Элтанг «Побег куманики» Мораса затруднена из-за отсутствия внешних опор существования (дома, связи с родными). Второе, что осложняет самоидентификацию, – невозможность соотнести себя с каким-то конкретным Другим (как в культуре, так и в окружении), так как ситуативно возникают противоречивые автоассоциации со множеством образов. Третья сложность – в желании совмещать в себе не просто разное, а противоположное (мужское и женское, наивное и мудрое и т.д.), реализовать в своей жизни «другие возможности». Многоголосье сознания и внешних ему точек зрения также не дают определённости в понимании себя. Основная трудность идентифицировать себя – в ограниченности гносеологических возможностей человека и в его неспособности занять позицию «вненаходимости», чтобы увидеть себя целостно.
«Побег куманики» прочитывается как роман о носителе андрогинного сознания, «постояльце» и «убиквисте» – о человеке, способном существовать в разных условиях, проявлять себя в разных ипостасях, но не могущем дать аутентичное своей сущности самоопределение, постичь себя целостно. Базовые идеи в романе – «множественность сознания» и незавершимость самоидентификации человека в процессе жизни. Самоидентификация – часть жизнетворчества.

Об авторах

Елена Александровна Полева

Томский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: poleva@tspu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4224-8456

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской литературы

Россия, 634061, Томск, ул. Киевская, 60

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Сост. С.Г. Бочаров, прим. С.С. Аверинцева и
  2. С.Г. Бочарова. Москва: Искусство, 1979. 423 с.
  3. Безрукавая М.В. Неомодернизм в современной русской прозе : художественные модели мира, концепции человека, авторские стратегии : автореферат дисс. … д. филол. н. Краснодар, 2019. URL: https://www.dissercat.com/content/neomodernizm-v-sovremennoi-russkoi-proze-khudozhestvennye-modeli-mira-kontseptsii-cheloveka/read (дата обращения: 12.10. 2020).
  4. Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы науки. 2014. №5 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoidentifikatsiya-kak-opyt (дата обращения: 14.12.2020).
  5. Введенский А.И. Произведения 1926-1937. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. Москва: Гилея, 1993. URL: https://ruslit.traumlibrary.net/book/vvedenskiy-ss02-01/vvedenskiy-ss02-01.html (дата обращения: 12.10. 2020).
  6. Ерохина Т.И. Жизнетворчество символистов в аспекте самоидентификации // Вестник Вятского государственного университета. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznetvorchestvo-simvolistov-v-aspekte-samoidentifikatsii (дата обращения: 15.12.2020).
  7. Житенев А.А. Порождающие модели и художественная практика в поэзии неомодернизма1960-х–2000-х гг.: автореферат дисс. … д. филол. н. Воронеж, 2012. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005092614.pdf (дата обращения: 12.10. 2020).
  8. Коврижных А.Ю. Поэтика романов Лены Элтанг // Язык. Культура. Коммуникации. 2015. № 1(3). (Электронный ресурс). URL: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/184/387 (дата обращения: 12.08.2020).
  9. Кожанова Д. Книга отражений: «Другие барабаны» Л. Элтанг через «Письмовник» М. Шишкина // Контрабанда. 2013. 15 марта. С. 5.
  10. Михайлова Г., Самойленко А. Художественная картина мира в романе Лены Элтанг «Каменные клёны» // Литература. Вильнюс. 2013. № 55(2). [Электронный ресурс]. URL: http://www.literatura.flf.vu.lt/wp-content/uploads/2014/03/55_2_91_106.pdf (дата обращения: 3.02.2017).
  11. Мозжерина М.С. Поэтика жанра в романе Лены Элтанг «Каменные клёны» // Русская литература и диалог культур в эпоху глобализации: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Под. ред. Е.И. Лелис. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, 2018. С. 35–39.
  12. Рыбальченко Т.Л. История литературы XX века как история литературных течений // Вестник Томского государственного университета. 1999. № 268. С. 68–72.
  13. Рымарь Н.Т. Проблема «авторского сюжета» // Новый филологический вестник. 2006. № 2(3). С. 189–194. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12881724_16687600.pdf(дата обращения: 02. 11. 2020).
  14. Солдаткина Я.В. Неомодернистские тенденции в современной русской прозе // Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности. К 130-летию со дня рождения Е.И. Замятина. По материалам международного конгресса литературоведов: сб. трудов. Ред. Н.Н. Комлик. Выпуск 2. Книга 2. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2014. С. 386–390.
  15. Солдаткина Я.В. Категория времени в современной русской прозе (М. Шишкин, М. Петросян, Е. Водолазкин) // Вісник Дніпропетровського університету імені Альфреда Нобеля. Серія «Філологічні науки». 2013. № 2 (6). С. 271–280. URL: https://studylib.ru/doc/2231345/kategoriya-vremeni-v-sovremennoj-russkoj-proze--m.-shishkin--m (дата обращения: 12.10. 2020).
  16. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2 : Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Москва: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
  17. Фролова Т.Г. Эволюция метафорического стиля на рубеже ХХ–ХХI вв.: автореферат дисс. … к.ф.н. Санкт-Петербург. 2012. 21 с.
  18. Элтанг Л. Побег куманики: роман. Москва: АСТ, Астрель, 2009. 416 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Полева Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах