Поэтика эпического театра Б. Брехта с точки зрения «кубистического принципа»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена попытке рассмотрения концепции эпического театра
Б. Брехта с точки зрения кубистического принципа как характерного приёма авангарда и постмодернизма, основанного на преодолении традиционных миметических форм при создании художественного целого и предполагающего такой способ организации художественного образа, при котором аффективное вовлечение, базирующееся на «готовых» формах восприятия и узнавания, сменяется необходимостью так называемой «работы понимания». В круг основных задач статьи входит обнаружение и описание механизмов реализации кубистического принципа в концепции эпического театра Брехта. Целью работы является доказать продуктивность рассмотрения поэтики Брехта с точки зрения кубистического принципа. Методология исследования основана на комплексном подходе, сочетающем системно-целостный и герменевтический методы. Эмпирическую основу составляют работы Брехта о теории эпического театра, а также труды отечественных и зарубежных литературоведов и теоретиков искусства, посвященные как узкоспециальным аспектам теории драматургии Брехта, так и вопросам, связанным с проблемой аутентичности художественного высказывания и особенностями структуры произведения искусства в контексте распада традиционных представлений о художественном объекте как о результате подражания или выражения внутреннего мира художника. Полученные результаты позволяют представить концепцию эпического театра Брехта как опыт проблематизации творческого акта в ситуации кризиса художественных форм и обнаруживают целесообразность рассмотрения поэтики Брехта с точки зрения кубистического принципа в силу гораздо более широкого взгляда на техническую и идейно-содержательную стороны его концепции в отличие от принятых ранее понятий «монтаж» и «разъединение элементов».

Об авторах

Дарья Дмитриевна Моросеева

Оснабрюкский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dmoroseeva@uni-osnabrueck.de
ORCID iD: 0000-0002-6788-1637

кандидат филологических наук, магистрант

Германия, 9074, Германия, г. Оснабрюк, Нойер Грабен, 29

Список литературы

  1. Ferrara, A. (1998), Reflective Authenticity. Rethinking the Projekt of Modernity, Routledge, London, UK, doi: 10.1017/S0038038501280158.
  2. Gethmann-Siefert, A. (2013), Danto und Hegel zum Ende der Kunst – Ein Wettstreit um die Modernität der Kunst und Kunsttheorie, Hegels Ästhetik als Theorie der Moderne, [Online], available at: https://www.degruyter.com/view/books/9783050063638/9783050063638.17/9783050063638.17.xml (Accessed 25 Dec 2020), DOI: https://doi.org/10.1524/9783050063638.17 .
  3. Ritter, H.M. (1986), Das gestische Prinzip bei Bertolt Brecht, Prometh Verlag GmbH & Co Kommanditgesellschaft, Köln, Deutschland.
  4. Steunebrink, G. (2013), Das Ideal der Unmittelbarkeit der Kunst und Hegels Schwierigkeit, die Eigenart der modernen Kunst zu bestimmen, Hegels Ästhetik als Theorie der Moderne, [Online], available at: https://www.degruyter.com/view/books/9783050063638/9783050063638.17/9783050063638.17.xml (Accessed 25 Dec 2020), DOI: https://doi.org/10.1524/9783050063638.17 .
  5. Адорно В.Т. Эстетическая теория. Москва: Республика, 2001. 527 с.
  6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва: Прогресс, 1989. 616 с.
  7. Брехт Б. О театре. Москва: Издательство иностранной литературы, 1960. 364 с.
  8. Зингерман Б.И. Случай «Трехгрошовой оперы». У истоков эпического театра // Очерки истории драмы 20 века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. Отв. ред. Аникст А.А. Москва: Наука, 1979. С. 218–268. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/zingerman-sluchaj-trehgroshovoj-opery.htm (дата обращения: 19.01.2021).
  9. Кондаков Д.А. Поэтика и эстетика «эпического театра» Б. Брехта как основа творческой концепции Р. Барта // Вестник Полоцкого Государственного Университета. Серия А. Гуманитарные науки. Литературоведение. 2009. №1. С. 122–127.
  10. Лапшин В. А. Притчи-пьесы Брехта. URL: https://md-eksperiment.org/post/20190416-pesy-pritchi-b-brehta (дата обращения: 19.01.2021).
  11. Рымарь Н.Т. Проблема аутентичности художественного высказывания в ситуации кризиса языка в ХХ в. Учебное пособие по курсу истории зарубежной литературы ХХ века для студентов филологического факультета. Самара: Самарский государственный университет, 2013. 53 с. URL: http://metodichka.x-pdf.ru/15istoriya/286594-1-ntrimar-problema-autentichnosti-hudozhestvennogo-viskazivaniya-situacii-krizisa-yazika-uchebnoe-posobie-kursu-istorii.php (дата обращения: 20.12.2020).
  12. Рымарь Н.Т. Проблема «авторского сюжета» // Новый филологический вестник. 2006. № 2 (3). С. 189–194.
  13. Рымарь Н.Т. О кризисе «новой драмы» рубежа XIX–XX веков и его преодолении в драме 20-30-х годов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2019. № 2 (26). С. 149–165.
  14. Фрадкин И.М. Творческий путь Брехта-драматурга // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. Т.1. Москва: Искусство, 1963. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/fradkin-tvorcheskij-put-brehta-dramaturga.htm (дата обращения: 21.01.2021).
  15. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. Санкт-Петербург: Академ. Проект, 2004. 384 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Моросеева Д.Д., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах