Эпоха модерна: границы и поименования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье дан пространный обзор современных подходов к проблеме описания модерна как литературной эпохи и к возможному установлению ее хронологических границ. Рассмотрены основные терминологические варианты, связанные как с самопоименованием эпохи, так и с попытками исследователей подобрать адекватное сложносоставному эстетическому феномену определение. Дискутируется расширительное толкование модерна как «макроэпохи», ведущей отсчет с конца XVIII столетия и связываемой прежде всего с художественной системой романтизма. На материале эстетических манифестаций немецкого натурализма выявляется роль и значение литературной ситуации 1880-х годов в Германии, в которой повсеместное прокламирование «эстетической революции» и «модерных» установок в культуре уживается со следованием детерминистской эстетике прошлых десятилетий. Ведущие тенденции в культуре «конца века» связываются с формированием первого этапа модерна в искусстве и литературе в 1890–1900 гг., на смену которому уже с началом второго десятилетия нового века приходит искусство авангарда, взрывающее установившиеся было художественные формы, максимально соотносящее себя с современностью. Высказывается предположение, что литературный авангард как «проект будущего» утилитаризирует установки порубежного «модерна», разворачивает их в сторону «массы», выводит художника в пространство политического взаимодействия с обществом, в этом усматривая свою «современность».

Об авторах

Александр Васильевич Белобратов

Санкт-Петербургский государственный
университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: austrianlibr@hotmail.com

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры истории зарубежной литературы

Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 11

Список литературы

  1. Anz, Th. (1994), Gesellschaftliche Modernisierung, literarische Moderne und philosophische Postmoderne, Die Modernität des Expressionismus, Hrsg. von Th. Anz, M. Stark, Metzler, Stuttgart; Weimar, pp. 1–8.
  2. Bahr, H. (1981), Die Moderne, Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910, Hrsg. von H. Wunberg, Reclam, Stuttgart, Germany.
  3. Curtius, E.R. (1993), Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter., 11. Aufl., A. Francke, Tübingen and Basel.
  4. Deppermann, M. (2001), Experiment der Freiheit: Russische Moderne im europäischen Vergleich, Wien und St. Petersburg um die Jahrhundertwende(n): kulturelle Interferenzen, Hrsg. von A. W. Belobratow, Bd. 1, Peterburg. XX vek, St. Petersburg, pp. 31–51.
  5. Gumbrecht, H.U. (1972), Modern, Modernität, Moderne, Geschichtliche Grundbegriffe, Bd. 4 (Mi – Pre), Hrsg. von W. Conze., Klett-Cotta, Stuttgart, pp. 93–131.
  6. Gumbrecht, H.U. (1998), Kaskaden der Modernisation, Mehrdeutigkeiten der Moderne, Hrsg. von J. Weiß. University Press, Kassel, pp. 15–37.
  7. Japp, U. (1987), Literatur und Modernität, Vittorio Klostermann, Frankfurt a. M, Germany.
  8. Jauß, H.R. (1989), Studien zum Epochenwandel der ästhetischen Moderne, Suhrkamp, Frankfurt a. M, Germany.
  9. Kemper, D. (1997), Ästhetische Moderne als Makroepoche, Ästhetische Moderne in Europa. Grundzüge und Problemzusammenhänge seit der Romantik, Hrsg. von S. Vietta and D. Kemper, Wilhelm Fink, München, pp. 97–126.
  10. Kiesel, H. (2004), Geschichte der literarischen Moderne. Sprache – Ästhetik – Dichtung im zwanzigsten Jahrhundert, C.H. Beck, München, Germany.
  11. Klinger, C. (2002), Modern / Moderne / Modernismus, Ästhetische Grundbegriffe. Bd. 4. Hrsg. von K. Barck and M. Fontius, Metzler, Stuttgart, pp. 121–167.
  12. Petersen, J.H. (1991), Der deutsche Roman der Moderne, Metzler, Stuttgart, Germany.
  13. Schönert, J. (1986), Gesellschaftliche Modernisierung und Literatur der Moderne, Zur Terminologie der Literaturwissenschaft, Hrsg. von Ch. Wagenknecht. Metzler, Stuttgart, pp. 393–423.
  14. Vietta, S. (1992), Die literarische Moderne. Eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Hölderlin bis Thomas Bernhard, Metzler, Stuttgart, Germany.
  15. Wolff, E. (1886), Die Moderne. Zur «Revolution» und «Reform» der Litteratur, Deutsche academische Zeitschrift, vol. 3, no. 33, insert 2, p. 2.
  16. Zima, P.V. (1997), Moderne – Postmoderne: Gesellschaft, Philosophie, Literatur, A. Francke, Tübingen and Basel, Germany.
  17. Категории поэтики в смене литературных эпох С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров [и др.] // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред. Гринцер П.А. Москва: Наследие, 1994. С. 3–38.
  18. Адмони В.Г. Модернизм – постмодернизм // Всемирное слово. 1992. № 2. С. 54–57.
  19. Адорно Т. Эстетическая теория. Пер. Дранова А.В. Москва: Республика, 2001. 526 с.
  20. Бахмутский В.Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. Сост. Бахмутский В.Я. Москва: Искусство, 1985. С. 7–40.
  21. Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. Сост. Белобратов А.В. Санкт-Петербург: Симпозиум, 2004. 478 с.
  22. Березина А.Г. Модерн и модернизм // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. Т. IV. Отв. ред. Бабенко Н.С., Белобратов А.В. Москва: Языки славянской культуры, 2008. С. 28–41.
  23. Бодлер Ш. Поэт современной жизни. Пер. Столяровой Н.И., Липман Л.Д. // Бодлер Ш. Об искусстве. Москва: Искусство, 1986. С. 283–315.
  24. Гофмансталь Г. фон. Габриэль д’Аннунцио. Пер. Михелевич Е. // Гофмансталь Г фон. Избранное. Москва: Искусство, 1995. С. 488–498.
  25. Жеребин А.И. Вертикальная линия. Венский модерн в смысловом пространстве русской культуры. Санкт-Перетбург: Изд. им. Н.И. Новикова, 2011. 533 с.
  26. Лиссман К.П. Философия современного искусства: введение. Санкт-Перетбург: Гиперион, 2011. 247 с.
  27. Михайлов А.В. Языки культуры. Москва: Языки русской культуры, 1997. 909 с.
  28. Попов Ю.Н. Философско-эстетические воззрения Фридриха Шлегеля // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1. Сост. Попов Ю.И. Москва: Искусство, 1983. С. 7–37.
  29. Тюпа В.И. Парадигмы художественности // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. Глав. науч. ред. Тамарченко Н.Д. Москва: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. С. 155–158.
  30. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1. Пер. Попова Ю.И. Москва: Искусство, 1983. 479 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Белобратов А.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах