Эпоха модерна: границы и поименования
- Авторы: Белобратов А.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 1, № 1 (2021)
- Страницы: 33-41
- Раздел: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/8617
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-1-33-41
- ID: 8617
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье дан пространный обзор современных подходов к проблеме описания модерна как литературной эпохи и к возможному установлению ее хронологических границ. Рассмотрены основные терминологические варианты, связанные как с самопоименованием эпохи, так и с попытками исследователей подобрать адекватное сложносоставному эстетическому феномену определение. Дискутируется расширительное толкование модерна как «макроэпохи», ведущей отсчет с конца XVIII столетия и связываемой прежде всего с художественной системой романтизма. На материале эстетических манифестаций немецкого натурализма выявляется роль и значение литературной ситуации 1880-х годов в Германии, в которой повсеместное прокламирование «эстетической революции» и «модерных» установок в культуре уживается со следованием детерминистской эстетике прошлых десятилетий. Ведущие тенденции в культуре «конца века» связываются с формированием первого этапа модерна в искусстве и литературе в 1890–1900 гг., на смену которому уже с началом второго десятилетия нового века приходит искусство авангарда, взрывающее установившиеся было художественные формы, максимально соотносящее себя с современностью. Высказывается предположение, что литературный авангард как «проект будущего» утилитаризирует установки порубежного «модерна», разворачивает их в сторону «массы», выводит художника в пространство политического взаимодействия с обществом, в этом усматривая свою «современность».
Ключевые слова
Об авторах
Александр Васильевич Белобратов
Санкт-Петербургский государственныйуниверситет
Автор, ответственный за переписку.
Email: austrianlibr@hotmail.com
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры истории зарубежной литературы
Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 11Список литературы
- Anz, Th. (1994), Gesellschaftliche Modernisierung, literarische Moderne und philosophische Postmoderne, Die Modernität des Expressionismus, Hrsg. von Th. Anz, M. Stark, Metzler, Stuttgart; Weimar, pp. 1–8.
- Bahr, H. (1981), Die Moderne, Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910, Hrsg. von H. Wunberg, Reclam, Stuttgart, Germany.
- Curtius, E.R. (1993), Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter., 11. Aufl., A. Francke, Tübingen and Basel.
- Deppermann, M. (2001), Experiment der Freiheit: Russische Moderne im europäischen Vergleich, Wien und St. Petersburg um die Jahrhundertwende(n): kulturelle Interferenzen, Hrsg. von A. W. Belobratow, Bd. 1, Peterburg. XX vek, St. Petersburg, pp. 31–51.
- Gumbrecht, H.U. (1972), Modern, Modernität, Moderne, Geschichtliche Grundbegriffe, Bd. 4 (Mi – Pre), Hrsg. von W. Conze., Klett-Cotta, Stuttgart, pp. 93–131.
- Gumbrecht, H.U. (1998), Kaskaden der Modernisation, Mehrdeutigkeiten der Moderne, Hrsg. von J. Weiß. University Press, Kassel, pp. 15–37.
- Japp, U. (1987), Literatur und Modernität, Vittorio Klostermann, Frankfurt a. M, Germany.
- Jauß, H.R. (1989), Studien zum Epochenwandel der ästhetischen Moderne, Suhrkamp, Frankfurt a. M, Germany.
- Kemper, D. (1997), Ästhetische Moderne als Makroepoche, Ästhetische Moderne in Europa. Grundzüge und Problemzusammenhänge seit der Romantik, Hrsg. von S. Vietta and D. Kemper, Wilhelm Fink, München, pp. 97–126.
- Kiesel, H. (2004), Geschichte der literarischen Moderne. Sprache – Ästhetik – Dichtung im zwanzigsten Jahrhundert, C.H. Beck, München, Germany.
- Klinger, C. (2002), Modern / Moderne / Modernismus, Ästhetische Grundbegriffe. Bd. 4. Hrsg. von K. Barck and M. Fontius, Metzler, Stuttgart, pp. 121–167.
- Petersen, J.H. (1991), Der deutsche Roman der Moderne, Metzler, Stuttgart, Germany.
- Schönert, J. (1986), Gesellschaftliche Modernisierung und Literatur der Moderne, Zur Terminologie der Literaturwissenschaft, Hrsg. von Ch. Wagenknecht. Metzler, Stuttgart, pp. 393–423.
- Vietta, S. (1992), Die literarische Moderne. Eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Hölderlin bis Thomas Bernhard, Metzler, Stuttgart, Germany.
- Wolff, E. (1886), Die Moderne. Zur «Revolution» und «Reform» der Litteratur, Deutsche academische Zeitschrift, vol. 3, no. 33, insert 2, p. 2.
- Zima, P.V. (1997), Moderne – Postmoderne: Gesellschaft, Philosophie, Literatur, A. Francke, Tübingen and Basel, Germany.
- Категории поэтики в смене литературных эпох С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров [и др.] // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред. Гринцер П.А. Москва: Наследие, 1994. С. 3–38.
- Адмони В.Г. Модернизм – постмодернизм // Всемирное слово. 1992. № 2. С. 54–57.
- Адорно Т. Эстетическая теория. Пер. Дранова А.В. Москва: Республика, 2001. 526 с.
- Бахмутский В.Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. Сост. Бахмутский В.Я. Москва: Искусство, 1985. С. 7–40.
- Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. Сост. Белобратов А.В. Санкт-Петербург: Симпозиум, 2004. 478 с.
- Березина А.Г. Модерн и модернизм // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. Т. IV. Отв. ред. Бабенко Н.С., Белобратов А.В. Москва: Языки славянской культуры, 2008. С. 28–41.
- Бодлер Ш. Поэт современной жизни. Пер. Столяровой Н.И., Липман Л.Д. // Бодлер Ш. Об искусстве. Москва: Искусство, 1986. С. 283–315.
- Гофмансталь Г. фон. Габриэль д’Аннунцио. Пер. Михелевич Е. // Гофмансталь Г фон. Избранное. Москва: Искусство, 1995. С. 488–498.
- Жеребин А.И. Вертикальная линия. Венский модерн в смысловом пространстве русской культуры. Санкт-Перетбург: Изд. им. Н.И. Новикова, 2011. 533 с.
- Лиссман К.П. Философия современного искусства: введение. Санкт-Перетбург: Гиперион, 2011. 247 с.
- Михайлов А.В. Языки культуры. Москва: Языки русской культуры, 1997. 909 с.
- Попов Ю.Н. Философско-эстетические воззрения Фридриха Шлегеля // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1. Сост. Попов Ю.И. Москва: Искусство, 1983. С. 7–37.
- Тюпа В.И. Парадигмы художественности // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. Глав. науч. ред. Тамарченко Н.Д. Москва: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. С. 155–158.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1. Пер. Попова Ю.И. Москва: Искусство, 1983. 479 с.