Категория Ничто как фактор эстетики и поэтики литературы модернизма


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье определяется специфика влияния представлений о Ничто на художественную
философию и эстетику модернизма. Констатируется, что ощущение «рубежности» времени создавало неоднозначное восприятие мира: мистический страх «кануть в Ничто» вместе с «умирающим» миром, горечь утраты «прежнего» мира сочетались с ожиданием неизбежного возрождения. Ничто становится системообразующим фактором художественной философии и эстетики модернизма. Модернизм возражает как против ницшеанской концепции «смерти Бога», так и против рационально-прагматического понимания бытия. Модернистская рефлексия о Ничто означает стремление к классическому ценностному отношению к миру, манифестирует спасение культуры, человеческого и божественного в человеке, утверждает представление о высшем (в онтологическом и ценностном смысле) бытии. Поэтому определяющим положением модернистской эстетики оказывается утверждение наличия Высшего и Сакрального, одним из репрезентантов которого в тексте становится Ничто. Теоретики модернизма проявляют интерес к различным традициям осмысления Ничто в культуре и осваивают их в эстетике и поэтике. Гетерогенность наследуемых традиций порождает многообразие поэтико-философских концепций: установка на познание Непознаваемого через символическую образность, мифо-теургические построения как основа «негативной эстетики» ХХ в. сочетались с онтологизацией Ничто в хронотопе художественного произведения на основе сближения архетипических оппозиций и утверждения ценности духовного усилия, направленного на постижение высшего смысла бытия. Таким образом,
категория Ничто в эстетике модернизма выступает воплощением онтологической проблематичности непостижимого мира, признаком его эпистемологической неопределенности, соотнося Абсолютное и Непостижимое с Прекрасным.

Об авторах

Роман Геннадьевич Житко

Гродненский Государственный университет имени Янки Купалы

Автор, ответственный за переписку.
Email: romanzhitko92@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8821-0955

магистр филологических наук, старший преподаватель кафедры русской филологии

Белоруссия, 230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, д. 22

Список литературы

  1. Авдейчик Л.Л. Культурный синтез в поэзии В.С. Соловьёва // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». 2024. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-sintez-v-poezii-v-s-solovieva. (дата обращения: 09.09.2023).
  2. Бердяев Н.А. Кризис искусства // Электронная библиотека Одинцовского благочиния Московской епархии. 2024. URL: http://www.odinblago.ru/krizis_iskusstva. (дата обращения: 11.09.2024).
  3. Борев Ю.Б. Период постмодернизма: человек не выдерживает давления и становится постчеловеком // Теория литературы. Том. IV. Литературный процесс. Москва: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. 624 с.
  4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. Москва: Республика, 1994. 415 с.
  5. Генис А.А. Модернизм как стиль XX века // Журнальный зал. 2024. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2000/11/genis.html (дата обращения: 12.09.2024).
  6. Едошина И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы: [Монография]. М-во образования Рос. Федерации. Рос. гос. гуманитар. ун-т. Москва; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. 250 с.
  7. Зверев А.М. Модернизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий. Москва, 2001. С. 566–569.
  8. Исупов К.Г. Символизм и герменевтика // Opuscula slavica sedlcensia. Т. I. Седльце, 2012. 98 с.
  9. Казин А.Л. Андрей Тарковский. «Андрей Рублёв» [Электронный ресурс] // Портал «Слово». 2024. URL: https://www.portal-slovo.ru/art/35941.php?ELEMENT_ID=35941&PAGEN_1=4. (дата обращения: 11.09.2024).
  10. Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца XIX – начала XX в. Москва: Прометей, 1997. 137 с.
  11. Севастьянова В.С. «Качая мглой, встает ничто...» (О проблеме не-бытия в поэзии русского модернизма и в литературоведческом дискурсе) // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 61. 2011. № 37 (252). С. 109–118.
  12. Севастьянова В.С. «В темь изначальную…»: эманатический универсум Андрея Белого // Вестник МаГУ. 2010. С. 45–50.
  13. Севастьянова В.С. «Весь ужас переставшей пустоты...»: трагедия творения в художественном пространстве русской поэзии 1920-х гг. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». 2024. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ves-uzhas-perestavshey-pustoty-tragediya-tvoreniya-v-hudozhestvennom-prostranstve-russkoy-poezii-1920-h-gg. (дата обращения: 20.08.2024).
  14. Севастьянова В.С. «Гляди в холодное ничто...»: трагедия познания в художественных вселенных русского литературного модернизма (А. Блок, Ю. Балтрушайтис, В. Брюсов) // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». 2024. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glyadi-v-holodnoe-nichto-tragediya-poznaniya-v-hudozhestvennyh-vselennyh-russkogo-literaturnogo-modernizma-a-blok-yu-baltrushaytis-v. (дата обращения: 29.08.2024).
  15. Соловьёв В.C. Собрание сочинений: в 10 Т. Москва: Книга по требованию, 2013. Т. I. 407 с.
  16. Фёдоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. Москва: МИК, 2004. 368 с.
  17. Франк С.Л. Духовные основы общества // Православная энциклопедия «Азбука веры». 2024. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/duhovnye-osnovy-obshestva/. (дата обращения: 11.09.2024).
  18. Хайдеггер М. Вещь // Цифровая библиотека по философии. 2024. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000286/index.shtml. (дата доступа: 23.08.2024).
  19. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Время и бытие: Статьи и выступления / пер. с нем. Москва: Республика, 1993. С. 16–27.
  20. Ханзен-Лёве Оге А. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду; перевод с немецкого Б. Скуратова, Е. Смотрицкого. Москва: РГГУ, 2016, 450 с.
  21. Шпенглер О. Закат Европы // Lib.ru: Классика. 2024. URL: http://az.lib.ru/s/shpengler_o/text_1922_zakat_evropy.shtml. (дата обращения: 06.09.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Житко Р.Г., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах