Человек в информационном обществе: перспектива междисциплинарных исследований в рамках проблемного подхода


Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

В Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва (Самарский университет) 26–28 апреля 2023 г. состоялась вторая международная научно-практическая конференция «Человек в информационном обществе», посвящённая Десятилетию науки и технологий в Российской Федерации. Организатором конференции выступил социально-гуманитарный институт Самарского университета. Конференция проходила в смешанном формате (велась онлайн-трансляция), но в отличие от первой конференции, проходившей во время пандемии в 2021 году, количество очных участников было более значительным.
Открыл пленарное заседание, проходившее в зале заседаний ученого совета, и поздравил с началом конференции ректор Самарского университета В.Д. Богатырёв, подчеркнувший, что «эта конференция крайне актуальна, так как она проводится на стыке наук. Сейчас как раз важны междисциплинарные исследования. Доклады, которые будут обсуждаться на конференции, являются животрепещущими для общества, потому что взаимовлияние человека и технического прогресса порождает массу вопросов и нам необходимо вместе искать на них ответы, прогнозировать пути их решения. Сейчас формируется информационное общество, активно развиваются телекоммуникации, интернет, соцсети. И это ставит перед нами новые вопросы: например, остаётся ли человек человеком, когда он играет в компьютерной игре и находится в виртуальной реальности, что дают такие технологии человеку?»
Далее с приветственным словом к собравшимся участникам выступил директор социально-гуманитарного института Самарского университета, д.филос.н., проф. А.Ю. Нестеров, отметивший необходимость объединения всех форм человеческого знания в рамках проблемного подхода: «Есть проблема человека, есть проблема социума, проблема влияния технологий на социум и человека. Это объективные проблемы и решить их отдельно невозможно. Мы должны понять, как каждый из нас может включиться в решение этой проблемы. Это цель нашей междисциплинарной деятельности. Эта конференция впервые проходит в постковидные времена и собирает очень уважаемых участников не только онлайн, но и офлайн. Я бы подчеркнул, что, несмотря на существующую политическую ситуацию, люди продолжают вести с нами диалог –
из Индии, Болгарии, Германии, США».
На пленарном заседании выступали ведущие научные сотрудники и руководители институтов РАН (Москва, Новосибирск), Болгарской Академии наук (София), профессора ведущих вузов России, представители Технического университета Дармштадта, Рурского университета города Бохум – философы, лингвисты, историки, социологи, педагоги. Своим видением проникновения в жизнь людей искусственного интеллекта, нейросетей, в том числе ChatGPT, поделились доктора технических и физико-математических наук директор Центра коммерческого космоса Самарского университета А.В. Дорошин, директор института информатики и кибернетики Самарского университета А.В. Куприянов, директор института искусственного интеллекта Самарского университета А.В. Никоноров.
Центральными вопросами, которые обсуждались в ходе пленарного заседания, были: Как человек может контролировать эволюцию нейросетей? Кому будет принадлежать ведущая роль в новом цифровом мире – искусственному интеллекту или человеку? Насколько дистанционные технологии в образовательном процессе действительно могут заменить привычные аудитории и работу в лабораториях?
В следующие за пленарным два дня конференции проходили заседания 10-ти секций, в работе которых приняли участие более 250 историков, педагогов, социологов, социальных работников, психологов, филологов, философов и юристов Самарского университета и исследователей, представляющих научные школы 25 городов России, а также других стран – Беларуси, Болгарии, Германии, Индии, Китая, США. Всего было представлено 239 докладов (для сравнения на первой конференции «Человек в информационном обществе» 2021 г. в рамках работы 7-ми секций было представлено 89 докладов. См. подробно: Человек в информационном обществе: начало дискуссии в дискурсе конвергенции гуманитарных дисциплин /
Н.В. Авдошина, А.Ю. Агафонов, А.А. Бельцер, В.Ю. Бочаров, Ю.В. Васькина, И.В. Дёмин,
А.И. Дёмина, Н.А. Захарченко, Т.В. Казарина,
Г.В. Кучумова, К.С. Поздняков, Е.А. Тузлаева,
О.А. Усачёва, Е.В. Шокова // Семиотические исследования. Semiotic studies. 2021. Т. 1, № 2.
С. 111–120).
Секция №1. «Меняющееся общество в оптике социологии» (рук. секции: В.Ю. Бочаров, Ю.В. Васькина)
В работе секции приняли активное участие члены научно-исследовательского комитета «Социология труда» РОС и Центра исследований социально-трудовой сферы им. Б.Г. Тукумцева СИ ФНИСЦ РАН (СПб). Открыла работу секции
Н.В. Авдошина (Самарский ун-т), представив совместно подготовленный с В.Ю. Бочаровым (Самарский ун-т), Ю.В. Васкиной (Самарский ун-т) и С.Г. Климовой (ИС ФНИСЦ РАН) сборник избранных статей Б.Г. Тукумцева (Тукумцев Будимир Гвидонович: избранные статьи: сборник статей; под ред. В.Ю. Бочарова. Самара: Издательство Самарского университета, 2023. 648 с. ISBN 978-5-7883-1869-1). Участники секции живо откликнулись и поддержали выход этой книги работ заслуженного самарского и петербургского социолога. Многие в своих дальнейших докладах обращались к наследию Будимира Гвидоновича и приветствовали издание его основных научных статей именно в Самарском университете. В частности, доклад С.Г. Климовой был целиком посвящен методологической рефлексии опыта работы над проектом: «Методология и методы ситуационного анализа на предприятии», осуществленного в 2010–2011 гг.именно под научным руководством Б.Г. Тукумцева. В докладе было заявлена актуальная для наших дней необходимость пересмотра практик трудовых отношений, основанных на принципах неофордизма и необходимость восстановления производственной социологии как институциализированной службы предприятий. И в этом полезен опыт проекта, который возглавлял Б.Г. Тукумцев.
В свою очередь, доклад И.Л. Сизовой (СПбГУ) был обращен к теоретическому анализу влияния современной ситуации неопределенности на труд и занятость. В частности, подчеркивалось, что в отличие от предыдущего времени неопределенность характеризуется как следствие недостаточной рациональности и кризиса доверия к либеральному нарративу прогресса. Непредсказуемое развитие заставляет трудящихся отвлекать силы на овладение искусством социального выживания. Внутри мира труда усиливается неравенство между трудящимися, а ослабление национальных систем профессиональной подготовки осложняет рекрутмент.
Прозвучавший далее доклад Г.В. Ерёмичевой (Центр социально-трудовой сферы им. Б.Г. Тукумцева СИ РАН – филиала ФНИСЦ РАН) был посвящен анализу современной ситуации на отечественном рынке труда и попыткам государственных структур усилить своё влияние в сфере труда и занятости. При этом подчеркивалась обострившаяся в последние годы проблема роста кадрового дефицита, подтверждающаяся по материалам официальных документов, аналитики и статистики рекрутинговых агентств. Также современным тенденциям, наблюдаемым в социально-трудовой сфере, были посвящены доклады Р.И. Анисимова (РГГУ) «Динамика трудовых отношений в России (2014–2022 гг.)» и Г.Р. Баймурзиной (ИС ФНИСЦ РАН) «Качество занятости в малых городах республики Башкортостан».
Тем не менее тематика проведенной секции, несмотря на заметный акцент в социально-трудовую сферу, не исчерпывалась только рассмотрением вопросов трудовых отношений и занятости. Ряд докладов был посвящен проблемам цифровизации различных сфер окружающей жизни. Так, в докладе Н.В. Колесник (СИ РАН – филиал ФНИСЦ РАН) рассматривались проблемы цифровизации труда школьных учителей, проявившиеся в последние годы, а в докладе М.И. Равчика (СИ РАН – филиал ФНИСЦ РАН) были отмечены основные направления развития цифровой медицины, ее методов и преимуществ для пожилых людей. В свою очередь, В.В. Зыряновым (МГУ) анализировались позитивные и негативные стороны использования цифровых платформ и виртуальной средой для совершения покупок, а также представлены черты современных потребителей и их стратегии поведения, серьезно трансформировавшиеся в период пандемии COVID-19. Был также с интересом заслушан доклад М.Н. Мухановой (ИС ФНИСЦ РАН), посвященный анализу состояния и уровня компьютеризации, а также использования информационных технологий, их влияния на социокультурные процессы современного российского села.
Наконец, можно отметить доклад Е.Н. Рассоловой (СИ РАН – филиал ФНИСЦ РАН) «Гражданская наука в пространстве крупного монопромышленного города: выстраивание взаимодействия в целях повышения инновационного потенциала территории», в котором она обратилась к проблеме необходимости научной кооперации учёных-профессионалов и научных волонтёров. Именно такой союз, по мнению докладчика, открывает возможности для инноваций и развития городов.
Секция №2. «Трансформации агентности: практики, акторы, эмоциональные режимы» (рук. секции: А.С. Готлиб, С.В. Егорова)
В работе секции, наряду с преподавателями Самарского университета, приняли участие и представители центральных вузов страны: Европейского университета в Санкт-Петербурге, Центра молодежных исследований ВШЭ (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского университета, а также социологи ведущих исследовательских Центров России: Института этнологии и антропологии РАН (Москва), Социологического института (филиал ФНИСЦ, Санкт-Петербург). Современный взгляд на социальные процессы с точки зрения становления или трансформации агентности акторов этих процессов, предложенный организаторами, позволил в рамках работы секции объединить не только исследователей, работающих в разных отраслях социологического знания: социологии медицины, молодежи, города, образования, социальной сферы, но и «подключить» тех из них, кто анализирует агентность в сфере культуры.
Так, доклад Д.А. Литвиной и А.А. Новкунской (ЕУ в СПб) представил результаты масштабного эмпирического исследования разных видов агентности медиков в российской сфере родовспоможения, а также отношения к медицинской профессии как политическому ресурсу («челленждеры» vs «инкунбенты»). Доклад Т.Л. Куксы (НИУ ВШЭ, Москва) продолжил тему социальных исследований медицины и был посвящен конкретным кейсам медицинских вмешательств и их судебных последствий.
Агентность в сфере культуры стала темой доклада В.Л. Лехциера (Самарский ун-т) «Документирование и экспонирование речи оппонента в актуальной русской поэзии как агентная стратегия поэта». Автор проанализировал несколько кейсов актуального поэтического активизма, участия поэтов в политических коммуникациях посредством документальных акций и текстов, размещенных в том числе за пределами традиционных институтов литературы. Методологически доклад строился на интерактивистской антропологии поэтических практик и нетнографии.
Обратил на себя внимание и доклад Е.В. Тыкановой и А.М. Хохловой (СИ ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург) «Воспринимаемые возможности»: социальное конструирование сценариев развития городских конфликтов в нарративах нижегородских активистов», представляющий собой социологический анализ двух градостроительных конфликтов в Нижнем Новгороде. Методологической основой исследования выступила интеракционистская концепция «воспринимаемых возможностей» нидерландских ученых Дж. Джаспера и Я. Дайвендака, которая предполагает равноценное внимание ко всем «игрокам»: активистам, политикам, экспертам, представителям СМИ, чьё конфликтное взаимодействие происходит на одних и тех же общественных аренах – митингах, судебных заседаниях, акциях протеста, общественных слушаниях, заседаниях комиссий и т. д.
Теоретический доклад по теме секции представила А.С. Готлиб (Самарский ун-т), он касался становления активистской парадигмы в современной социологии, форм активистских исследований, их методам и проблемам.
Я.Н. Крупец (ЦМИ ВШЭ, Санкт-Петербург) представила результаты своего исследования в сфере молодежных практик «Возможности изучения agency в молодежных исследованиях: на примере молодых крафтовых предпринимателей Санкт-Петербурга».
Об особой агентности в контексте ряда современных теорий нечеловеческих акторов рассказала (на материала проведенного исследования)
О.Е. Бредникова (СИ ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург) в докладе «Домашние насекомые: «адские создания» или «право имеют».
В целом нужно отметить, что заявленная в качестве темы секции передовая для современной социологии теоретическая проблематика агентности сочеталась в работе секции с изложением и обсуждением результатов эмпирических исследований (на это было специально выделено время!).
Секция №3. «Молодежная политика и управление активностью молодежи в информационном обществе» (рук. секции: Л.В. Вандышева)
Содержательная часть работы секции началась с вступительного слова и доклада доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой теории и технологии социальной работы Самарского университета Л.В. Куриленко. Её доклад на тему «Проблемы воспитания на современном этапе развития профессионального образования» посвящен актуальной проблеме воспитания современной молодежи. В каждую историческую эпоху педагоги искали средства эффективного воспитания подрастающего поколения. В информационном обществе воспитание достойного гражданина, патриота своей Отчизны признается актуальной задачей не только в научном сообществе, но отмечается и среди практиков, организующих работу с разными категориями молодежи.
Живой интерес у аудитории вызвал доклад на тему «Молодежная политика: вызовы времени и новые возможности», представленный С.А. Бурцевым, заместителем министра – руководителем департамента по делам молодежи министерства образования и науки Самарской области. Присутствовавших на секции студентов интересовало не только нынешнее положение молодежи, но и перспективы и возможности, которые открывает молодежная политика. Были конкретизированы ценности разных категорий молодежи. Отрадно, что семья и гармоничные межличностные отношения являются непременными в иерархии ценностей современной молодежи.
Доклад М.М. Солтан (Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения, Минск) на тему: «Перспективные направления активности в онлайн- и офлайн пространстве организаций здравоохранения» позволил сравнить практики специалистов Республики Беларусь и российских коллег. Заявленная проблема подготовки кадров для социальной сферы нашла свое продолжение в последующем выступлении кандидата педагогических наук, доцента Ивановского государственного университета
Н.А. Птицыной (тема доклада «Практики добровольчества как фактор профессионально-личностного развития студенческой молодежи»).
Доклад Н.О. Бондаренко (Центр поддержки и реализации проектов и программ Государственного бюджетного учреждения «Агентство по реализации молодежной политики») на тему «Параллельные прямые пересекаются?! (О действующих негосударственных молодежных проектах)» позволил составить полное представление о действующих молодежных проектах, определить перспективы поиска лидеров молодежного проектирования.
Тематическая направленность доклада к.филос.н., с.н.с. М.Е. Соколовой (Институт США и Канады РАН, Москва) «Бизнес-инструменты информационного влияния на молодежь», выполненного на стыке различных наук, была отмечена всеми присутствующими на секции как оригинальная и требующая дополнительного исследования.
Доктор социологических наук С.В. Явон (Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти) представила доклад на тему «Социально-демографический портрет современных аспирантов». На основе статистических данных о зачисленных на программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуру университета докладчик представила социально-демографический портрет аспирантов набора 2022 года (сравнительный анализ данных 2013–2022 гг.). Сделан вывод об устремленности мужчин в высшие учебные заведения после объявления частичной мобилизации в Российской Федерации и обнародования подзаконных актов, регламентирующих отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам, получающим образование по очной и очно-заочной формам обучения в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Отмечено абсолютное преобладание мужчин, средний возраст которых 36 лет. Они не испытывают материальных затруднений, мобильны, прагматичны и не принадлежат к науке.
В докладе Л. Мэнюй (МГУ) обозначены ценности, мотивы и установки современной молодежи за рубежом. Выступления молодых исследователей, находящихся в научном поиске со времени обучения в бакалавриате и магистратуре (Л.Н. Пономарева, магистрант Самарского университета и А.А. Сулимова, аспирант СПбГУ), актуализировали проблемы соответственно информационной безопасности и работы с молодежью с ограниченными возможностями здоровья.
В результате представленных докладов и их обсуждения обозначены штрихи к портрету современной молодежи в информационном обществе, определена роль органов молодежной политики и основные векторы их деятельности по активизации ресурсов молодежи.
Секция №4. «Психология жизни человека в информационном обществе» (рук. секции: А.Ю. Агафонов)
В докладе Д.С. Гнедых (СПбГУ) освещалась проблема поиска эффективных способов формирования профессиональных знаний с учетом когнитивных механизмов стратегий речевого научения –
явного кодирования и быстрого картирования. Доклад Ю.А. Еделевой (НГЛУ им. Н.А. Добролюбова) был посвящен проблеме взаимодействия в информационной среде, а именно обмену информацией посредством языкового и неязыкового кода. Отмечена значимая роль феномена когнитивной нагрузки, как неотъемлемой психологической величины информационной среды, а также приведен обзор способов ее измерения с использованием лингвистических средств. С.В. Зорина (Самарский ун-т) отметила, как привлечение двойственных и однополюсных моделей для объяснения результатов исследования с использованием имплицитных методов позволяет прогнозировать диссоциацию или связь между результатами, полученными с помощью прямых и косвенных измерений. В докладе А.Ю. Агафонова (Самарский ун-т), А.П. Крюковой (Самарский ун-т) освещалась проблема контекстуального взаимодействия и влияния разных видов коопераций и диссоциаций семантических контекстов на решение инсайтных задач. Были изложены результаты проведенного экспериментального исследования.
Секция №5. «Литература, художественные языки и исследовательские практики современного общества» (рук.секции: Е.Н. Сергеева)
В рамках работы секции отчетливо обозначились три проблемно-тематических блока, объединивших докладчиков: «Человек цифровой эпохи в традиционных и нетрадиционных формах современных художественных практик», «Классическое наследие в современном обществе и формы его бытования в современной культуре» и «Проблема восприятия человеком нового в зеркале художественной литературы и других искусств». Эти блоки были намечены и в программе конференции, и отрадно, что все заявленные там направления нашли своих исследователей.
Освоение образа человека цифровой эпохи современным искусством в выступлениях докладчиков было рассмотрено, прежде всего, на материале драматургии, что соотносится с одним из важных направлений работы кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета. Объектом внимания выступающих стали тексты, написанные в последние несколько лет и адресованные «новым зрителям» – тем, кого мы с полным основанием можем называть «цифровыми аборигенами». Обращенность пьес к этой аудитории приводит к трансформации художественного языка драмы, о чем говорилось в докладе Л.Г. Тютеловой,
Е.Н. Сергеевой и К.А. Сундуковой (Самарский ун-т) «Диджитал-технологии и их влияние на трансформацию драматического языка (на материале драматургии для подростков последнего десятилетия)». Новые тексты заставляют нас пересмотреть и традиционный взгляд на событие и конфликт – этот аспект проблемы был рассмотрен
Е.С. Кабиловой (Самарский ун-т) в докладе «Событие и конфликт в современных пьесах о коммуникации подростков в интернете». Специфике коммуникативных ситуаций, изображенных в пьесах современных драматургов, посвятила свое выступление «Слово человека и слово искусственного интеллекта (на примере пьес М. Ботевой “Мой папа – компьютер” и Н. Овчинниковой “Мой друг Алиса”)»
В.Н. Иванова (Самарский ун-т). В рассмотренных В.Н. Ивановой пьесах одной из сторон коммуникации становится искусственный интеллект, и это дает возможность проанализировать, как моделируется диалог между человеком и машиной, и увидеть, как и чем отличаются слово человека и слово машины.
По тематике к этим докладам примыкало и сообщение И.И. Коган (Самарский ун-т) «”Мы их не ждали, а они уже пришли” (Литература в школе – в ожидании всемирного нашествия ТНП)», в котором докладчиком отрефлексирован опыт преподавания классической литературы в ситуации ее конкуренции с текстами новой природы, к которым современные школьники проявляют большой интерес.
Доклады, которые можно отнести к блоку «Классическое наследие в современном обществе и формы его бытования в современной культуре», были связаны, прежде всего, с темой использования цифровых ресурсов в литературоведческом труде. В частности, доклады С.А. Голубкова (Самарский ун-т) «Цифровые ресурсы литературоведческого источниковедения и современное историко-литературное исследование», Г.Ю. Карпенко (Самарский ун-т) «Цифровые возможности литературоведческих ресурсов» и Л.В. Франковской (Самарский ун-т) «Академический Бунин на сайте ИМЛИ РАН» затрагивали разные аспекты сохранения наследия классической литературы и те возможности, которые цифровые ресурсы предоставляют исследователю-литературоведу. Интересный поворот в эту тему внес доклад Мунджала Гириша (Делийский ун-т) «Междисциплинарный курс “Введение в русскую культуру” в Делийском университете» о приобщении индийских студентов к русской культуре с помощью мультимедийных технологий.
Несколько докладов были связаны с проблемой восприятия человеком нового в зеркале художественной литературы. Доклад американского филолога Нины Ефимов (Государственный университет Флориды) был посвящен новым аспектам рассмотрения творчества Василия Аксенова, в частности, теме психологической травмы в его романах «Ожог» и «Московская сага». В.Н. Лисовицкая (Самарский университет) в сообщении «Образ “человека будущего” в произведениях братьев Стругацких» рассмотрела ранние тексты А. и Б. Стругацких через особенности конструирования авторами образа нового человека.
Образы искусственного интеллекта и их художественная рецепция стали основным объектом внимания в выступлениях К.С. Позднякова, Е.Н. Сергеевой и Г.В. Заломкиной. Доклад
К.С. Позднякова (Самарский ун-т) «Образы искусственного интеллекта в научно-фантастических произведениях Г. Гора» анализирует научно-фантастические тексты советского прозаика, поэта, писателя-фантаста Геннадия Гора. Долгое время проходившие по ведомству «иронической фантастики», эти тексты в анализе К.С. Позднякова обнаруживают сложную художественную метафорику и философскую глубину. Г.В. Заломкина (Самарский университет) в докладе «Кибер-реальность в восприятии научной фантастики» рассмотрела образ кибер-реальности в произведениях зарубежных и отечественных авторов, начиная с текстов создателя этого тематического направления У. Гибсона и заканчивая романами В. Пелевина. В докладе Е.Н. Сергеевой (Самарский университет) «”Человеческое, слишком человеческое”: Образ андроида в современной англоязычной прозе (Й. Макьюэн, К. Исигуро)» было показано, как английские авторы, создавая в своих романах образ искусственного существа – андроида, подвергают художественной критике современное рационалистическое эгоистическое сознание. Взрослые герои обоих романов в столкновении с «неиспорченным» сознанием андроида дискредитируют себя как моральные существа, а заодно дискредитируют свойственный современному сознанию рационализм и практицизм.
Секция №6. «Язык, коммуникация и лингвистика в цифровую эпоху» (рук. секции: О.А. Усачёва, Г.В. Кучумова, В.Д. Шевченко)
Доклад Е.В. Беспаловой (Самарский ун-т) ознакомил с общими направлениями исследования немецкого массмедийного дискурса о ландшафте. Частные задачи исследования предполагают учёт взаимодействия ландшафтного дискурса с другими типами и видами дискурсов.
В совместном докладе Н.К. Данилова (Самарский ун-т) и Ю.В. Нестерюк (Самарский ун-т)
рассматривали процедуры реализации базовых модулей медийного дискурса. Выбор масс-медиа в качестве предмета исследования для целей анализа системности обусловлен высокой плотностью информационных потоков, характеризующих данную коммуникативную практику.
В докладе Л.Б. Карпенко (Самарский ун-т) рассматривалась проблема семиотических искажений денотативной целостности оригинального текста при цифровом переводе с учетом системных характеристик славянских языков и английского языка-посредника.
Г.В. Кучумова (Самарский ун-т) и Н.В. Барабанова (Самарский ун-т) в совместном докладе обозначили вектор особого внимания художественной рефлексии, направленной на осмысление новой рациональности в познании (измерении) мира и человека. На материале романа Д. Кельмана «Измеряя мир» показана актуальность архетипической фигуры землемера, указывающей на опасность построения цифрового фундамента современной культуры, когда из процесса измерения мира вновь исключается реальный человек.
Работа секции проходила в приятной творческой атмосфере филологического братства трех кафедр факультета. Все доклады вызвали неизменный интерес и побуждали к активной дискуссии, в которой принимали участие как выступающие, так и слушатели. Отметим также надежную техническую поддержку на платформе ВВВ
(О.А. Усачёва).
Секция №7. «Журналистика и издательское дело в цифровую эпоху: тенденции и перспективы развития» (рук. секции: Н.А. Захарченко, А.А. Косицин)
В докладе Т.Ю. Депцовой (Самарский ун-т) «Модель читателя нового типа в цифровой среде» предпринята попытка выявить отличительные особенности современного читателя (пользователя), а также рассмотрены понятия, с которыми сталкивается потребитель медиаресурсов. В совместном докладе А.А. Нечитайло (Самарский ун-т),
С.А. Нечитайло (Самарский ун-т), А.С. Никитиной (Самарский ун-т) и О.А. Гнутова (Самарский ун-т) «Современный издатель в цифровом пространстве. Диалектика трансформаций» рассмотрено влияние цифровой трансформации на формирование компетенций современного издателя. Доклад А.А. Гнутовой (Самарский ун-т) и
Н.В. Прядильниковой (Самарский ун-т) «Структура сайта издательства как инструмент повышения экономической эффективности бизнеса» посвящен процессу создания сайта издательства для повышения эффективности работы организации. В докладе Е.В. Шоковой (Самарский ун-т) и И.В. Ахматовой (Самарский ун-т) «Инновационный медиадизайн: технологии новой реальности» описана специфика создания и функционирования проектов цифрового медиадизайна как технически сложных проектов, созданных на основе инновационных технологий виртуальной и дополненной реальности и искусственного интеллекта. Доклад А.А. Косицина (Самарский ун-т) «Человек на фоне эпохи: интервью как способ миропонимания в XXI веке» посвящен жанру портретного интервью, его роли и функции в современном мире. В докладе
Е.В. Ермаковой (Самарский ун-т) «Создание портрета потребителя для настройки таргетированной рекламы в соцсетях» описаны способы создания потребительского портрета для настройки эффективной таргетированной рекламы в соцсетях.
А.П. Аржанов (Самарский ун-т) в докладе «Влияние RSS и API интерфейса на формирование повестки современных медиа» рассматривает влияние RSS и API технологий на современные медиа, что ведет к новому эволюционному этапу, в котором доминируют и соревнуются между собой технологии и отдельные публикации. В докладе
Л.А. Горшковой (Самарский ун-т) «Экологическая журналистика в современных российских медиа» описано влияние текстов экологической направленности на формирование в обществе ответственного и осознанного поведения людей. В докладе Т.В. Кареловой (Самарский ун-т) «Инфотейнмент как коммуникативная стратегия современных массмедиа» предпринята попытка анализа арсеналов приемов инфотейнмента, направленных на формирование актуальной коммуникативной стратегии различных массмедиа. Доклад Д.А. Козловой (Самарский ун-т) «Коммуникативные стратегии современного фуд-блогинга» посвящен анализу коммуникативных стратегий современных фуд-блогов на основе контента интернет-блогов разной тематической направленности. В докладе В.В. Трифоновой (Самарский ун-т) «Феномен telegram-канала об искусстве в современном медиапространстве» выявлена специфика функционирования телеграм-канала об искусстве, как перспективном направлении в современном медиапространстве.
Секция №8. «Информационные ресурсы и цифровые технологии в изучении и преподавании истории» (рук.секции: О.Б. Леонтьева,
Е.П. Баринова)
Доклад С.Н. Абрашкина (Образовательный центр «Максимум», Самара) был посвящен работе главы администрации Самарской области К.А. Титова с обращениями и письмами граждан в первой половине 1990-х гг. Докладчик охарактеризовал эту работу как форму диалога власти и общества, позволившую оперативно выявлять социальные проблемы и учитывать их при принятии управленческих решений. В совместном докладе
М.В. Астахова и Е.Н. Филимоновой (Самарский ун-т) была поставлена проблема поиска методов исторической информатики – молодой научной дисциплины, возникшей в 1990-е гг. и находящейся в стадии формирования. Проведенный докладчиками анализ позволил выделить и описать несколько специальных методов, которые использует историческая информатика в своей научно-познавательной практике. Е.П. Баринова и Н.Н. Кабытова (Самарский ун-т) в своем совместном докладе представили обзор генеалогических форумов, размещенных в российском сегменте сети Интернет. По оценке докладчиков, такие форумы не только содержат ценную историческую информацию, необходимую для реконструкции семейных историй, но и служат каналом диалога между историками-профессионалами и любителями, формируют исследовательскую культуру, отвечают общественному запросу на сохранение семейной и родовой памяти.
Актуальные проблемы взаимодействия преподавателей и студентов в условиях цифровизации образования были поставлены в совместном докладе Л.А. Бургановой (Казанский национальный исследовательский технологический университет), Г.П. Мягкова (Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова) и О.В. Юрьевой (Казанский (Приволжский) федеральный университет). Авторы доклада акцентировали роль «личностного», «неявного знания» как механизма передачи базовых социокультурных ценностей в процессе воспитания и образования, и подчеркнули необходимость активнее использовать диалоговые цифровые формы обучения. Совместный доклад В.С. Груздинской (Институт всеобщей истории РАН, Москва) и А.С. Шешнёва (Институт всеобщей истории РАН, Москва; Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского) был посвящен развитию международных библиотечных связей в эпоху «оттепели» (1950–1960-е гг.). На примере деятельности директора Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета В.А. Артисевич было освещено становление и развитие международного сотрудничества советских библиотекарей с чехословацкими коллегами, положительно отразившееся как на библиотечном деле, так и в научно-образовательной сфере.
В докладе П.С. Кабытова (Самарский ун-т) «Этнические территории Поволжья в интерьере первой всеобщей переписи населения 1897 года» на основе анализа материалов переписи было охарактеризовано географическое размещение разных национальных групп населения в губерниях Поволжья, очерчены границы расселения этнических групп переселенцев, проанализировано количественное соотношение различных этнических групп. Докладчик пришел к выводу о том, что в регионе осуществлялось взаимовлияние различных этносов и народов, позволявшее избегать межэтнических конфликтов. М.И. Леонов (Самарский ун-т) подробно осветил в своем докладе территориальное размещение эсеровских организаций в конце XIX – начале XX вв. Были приведены данные о возникновении первых разрозненных организаций, о ходе консолидирующей работы координирующих центров и партийных функционеров, о постепенном упрочении связей местных организаций с центральными учреждениями и между собой. Проведенный анализ позволил охарактеризовать партию эсеров рубежа XIX-XX вв. как организацию по своему типу преимущественно городскую, интеллигентскую, заговорщическую. Доклад
О.Б. Леонтьевой (Самарский ун-т) «А что не поддается измерению – сделать измеряемым» был посвящен применению в современной исторической науке математико-статистических методов и компьютерной обработки данных. По мнению докладчика, опыт российских и зарубежных ученых доказывает, что квантитативные методы можно успешно сочетать с историко-антропологическим подходом к изучению образа жизни и мировосприятия людей прошлого. В докладе Ю.Н. Смирнова (Самарский ун-т) были подробно рассмотрены футурологические проекты научной интеллигенции в общественной мысли Советской России 1920-х годов. Докладчик пришел к заключению, что, хотя с точки зрения общественной практики значение футурологических теорий оказалось несущественным, некоторые аспекты таких проектов, например, идея трудового воспитания «нового человека», принципы НОТ, разработки в области реактивного движения и межпланетных сообщений, получили в дальнейшем реальное развитие.
В докладе И.О. Трубицына (Тольяттинский государственный ун-т) был представлен опыт использования реляционных баз данных в исторических исследованиях на примере изучения дворянских корпораций Российской империи. По убеждению докладчика, построение реляционной БД и ее последующее размещение в сети интернет позволяет широкому кругу пользователей воспользоваться сведениями для генеалогических изысканий.
Я.М. Цыганова (Самарская областная универсальная научная библиотека) осветила опыт коллектива библиотеки по введению в научный оборот исторических источников (архивных документов, редких изданий) путем публикации их в электронном сборнике «XX век и Россия: общество, реформы, революции», издаваемом с 2013 г. по инициативе преподавателя Самарского университета и сотрудника Самарской ОУНБ А.В. Калягина (1964–2020). В докладе О.А. Чернова (Самарский государственный социально-педагогический университет) «Записки Н.О. Розенбаха как исторический источник: особенности репрезентации информации» был представлен источниковедческий анализ записок русского военного деятеля, генерала от инфантерии, Туркестанского генерал-губернатора Н.О. Розенбаха, охарактеризовано восприятие им взаимоотношений между центральной и местной военной администрацией, специфики организации управления на периферии империи. Доклад И.Д. Янцен (Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина) был посвящён использованию электронных баз данных в изучении повседневности советских женщин-фронтовиков в годы Великой Отечественной войны; охарактеризованы особенности, сравнительные достоинства и недостатки различных электронных баз данных, созданных в результате государственной и частной инициативы.
Секция №9. «Цифровая образовательная среда: проблемы и перспективы» (рук. секции: Е.Ю. Сысоева)
В докладе Т.И. Рудневой (Самарский ун-т) был представлен систематизированный анализ основных рисков цифровизации образования. Автор доказывает, что изменения в системе образования оказали негативное влияние на личность обучаемого и деятельность преподавателя, что потребовало готовности к технологической модернизации образования и сформированной цифровой грамотности. Возможной формой развития цифровых компетенций преподавателей является их методическое сопровождение в системе повышения квалификации. В докладе О.П. Жигаловой (ДВФУ, Владивосток) затрагивалась проблема использования VR-ресурсов, разработанных на основе облачных технологий в организации учебной деятельности; были выделены ключевые трудности и преимущества использования VR-технологий в учебной деятельности, определено содержание профессиональных задач педагога в данных условиях. Автор отмечает, что использование технологии виртуальной реальности в образовательном процессе возможно только при условии решения основных проблем, связанных с обеспечением безопасности и сохранности здоровья обучающихся, защиты их персональных и биометрических данных, обеспечением оптимальных условий для работы педагога. В выступлении Н.Б. Стрекаловой (Самарский ун-т) представлены результаты исследования проблемы влияния цифровых технологий на качество образования и жизнедеятельность современного человека. Были обозначены основные образовательные риски в цифровой образовательной среде: валеологические, организационно-методические, технологические, технические, коммуникативные и их последствия. Автор отметил, что внедрение цифровых технологий в систему образования создает реальную угрозу для формирования компетенций субъектов образовательного процесса, вызывает необходимость создания эффективных мер по упреждению появления рисков цифровизации и нивелированию их вероятных последствий. В докладе А.Н. Фалеева (РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина) рассматривались проблемы обучения будущих инженеров в соответствии с требованиями информационного общества. Особое внимание уделяется вопросам образования личности и преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе. В докладе
Н.Ю. Астафурова (Самарский ун-т) рассматривалась технология геймификации в контексте изучения английского языка. Был сделан вывод о неоднозначности влияния внедрения элементов геймификации на эффективность процесса обучения. В докладе А.Ю. Березиной (Самарский ун-т) были представлены результаты исследования основных трудностей субъектов образовательного процесса (учителей и обучающихся) при переходе на дистанционный формат обучения. В докладе И.А Варламовой (Самарский ун-т) были представлены факторы и специфика формирования аттракции педагога в цифровой среде, доказывалась необходимость выстраивания психологически привлекательного образа педагога как субъекта цифровой коммуникации. В докладе Л.С. Зинковской
(Самарский ун-т) были представлены основные пути ослабления негативного влияния цифровизации на развитие творческих способностей младших школьников. Доклад Е.В. Иванушкиной (Центр профессионального образования Самарской области) был посвящен проблеме цифрового благополучия подрастающего поколения, автором были представлены для обсуждения угрозы и перспективы цифрового общественного образовательного пространства. Выступление Д.П. Каризской (Самарский ун-т) было посвящено исследованию проблемы понимания психологической тревожности личности. В докладе А.И. Киргинцевой (Самарский ун-т) были рассмотрены основные подходы к понятию «информационная культура личности», обосновывалась приоритетность решения задачи формирования читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности современного человека. В докладе
Ю.М. Кочетковой (Самарский ун-т) была представлена практика поэтапного создания собственного цифрового образовательного ресурса для обучения английскому языку с целью обучения грамотной и выразительной речи младших школьников.
Доклад Е.А. Сербаевой (Самарский ун-т) был посвящен основным проблемам, возникающим в процессе взаимодействия у субъектов процесса дистанционного обучения. Автором представлены рекомендации по организации методического сопровождения обучению английского языка в дистанционном формате. В докладе Е.Ю. Улендеевой (Самарский ун-т) рассматривалась проблема совершенствования и оценки качества обучения в условиях нового общества знаний с учетом меняющихся потребностей на рынке труда.
Секция №10. «Философские и правовые проблемы информационного общества» (рук. секции: Ю.А. Разинов)
В сорока двух докладах секции был представлен широкий спектр актуальных проблем современного общества, при этом дана достаточно тонкая и глубокая диагностика некоторых из них. Общим знаменателем докладов и дискуссий стала озабоченность перед теми вызовами, которые вносят в современную жизнь IT-технологии вообще и искусственный интеллект в частности. В отношении этих вызовов участники конференции разделились на два противоположных лагеря. Одних условно можно назвать «цифровыми оптимистами», вторых – «цифровыми пессимистами». Первые воодушевлены возможностями, которые открывает перед человечеством искусственный интеллект и новые формы организации социальной жизни. Вторые заняли ретроактивную и алармистскую позицию, которую весьма точно выражает формула Ж. Бодрийяра: «давая вам немного слишком, у вас отнимают всё».
Тема парадоксов цифровизации была открыта докладом Е.О. Труфановой (Институт философии РАН), где автор обратил внимание на то, что одной из базовых установок, управляющих поведением человека, являлся «наивный реализм». Проблема в том, что современный человек сталкивается с трудностью при оценке цифровых взаимодействий в качестве реальных по причине того, что физическая реальность и виртуальная реальность цифровой среды переплетаются в некую общую реальность, и это необходимо учитывать при анализе цифровой коммуникации.
Проблематика цифровой коммуникации получила развитие в докладе Д.С. Быльевой (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого), в котором автор показала, что сегодня мобильные устройства осваиваются уже в младенчестве: «Сенсорные экраны и визуальные интерфейсы позволяют маленьким детям взаимодействовать с устройствами, получая более активный отклик, чем это возможно в физическом мире. Столь раннее и позитивное знакомство с цифровыми технологиями дает новому поколению доверие и уверенность в незыблемости техногенного мира». Автор не стала предугадывать последствия такого опыта, однако высказала убежденность в том, что они непременно будут.
Особое внимание участники секции уделили тому, как изменение способов социальной коммуникации влияет на организацию труда, досуга и жизнь человека в целом. Отмечено, что глубокие преобразования происходят не только в сфере общения, производства и управления, но и в структуре социального пространства и времени. Эти вопросы прозвучали в докладах Ю.А. Разинова (Самарский университет), А.В. Юрьевой (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна) и А.А. Погребняка (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург).
Общая направленность большинства докладов заключается в том, что в центр внимания были поставлены антропологические и аксиологические аспекты трансформации самой человеческой реальности. Речь об этом велась с разных сторон, начиная с проблемы «расширения антропологических координат» и поисков «нового гуманизма» и заканчивая проблематизацией статуса субъекта. Тема судьбы «цифрового индивида» была развернута в серии докладов, среди которых необходимо отметить доклады Е.А. Алексеевой (Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва), П.С. Вавилова («Университет Иннополис»), Н.В. Мальчуковой (Иркутский государственный университет), В.Н. Ростов-
цева (Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения, г. Минск), В.В. Фурсовой и Д.Р. Гимадеевой (Казанский Федеральный Университет), Е.Б. Бабошиной (Курганский государственный университет) и др. При обсуждении этой проблематики авторы демонстрировали разнообразие подходов и средств диагностики информационного общества, выдвигая различные варианты антитезы «искусственного» и «естественного»: «биосоциального автомата» против «образа божьего»
(В.Ю. Даренский, Луганский государственный педагогический университет), «кибер-ГУЛАГа» versus естественной среды обитания (Г.К. Сайкина, Р.Р. Фаизова, Казанский федеральный университет), антитезу «гиперреализма» и «конца воображения» (Д.А. Кечаев, Самарский университет); оппозицию естественной смерти и «цифрового бессмертия» (И.В. Катерный, Институт социологии ФНИСЦ РАН, г. Москва).

В завершение обзора подчеркнем, что все руководители прошедших в рамках конференции секций отметили высокий уровень её организации и обратили внимание, что обстановка полностью благоприятствовала естественному ходу научной дискуссии, обсуждению междисциплинарных исследований и научной кооперации. Учёные в течение трех дней обсуждали многочисленные грани влияния информационного общества на человека и на социум. Материалы прошедшей конференции опубликованы в сборнике трудов (РИНЦ), а лучшие доклады рекомендованы к публикации в журнале Самарского университета – «Семиотические исследования. Semiotic Studies» (гл. ред. А.Ю. Нестеров).

×

Об авторах

Наталья Владимировна Авдошина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalsun@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9117-7781

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Андрей Юрьевич Агафонов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: aa181067@yandex.ru

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Екатерина Петровна Баринова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: rfnz25@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2514-9421
Scopus Author ID: 57210285860
ResearcherId: J-1269-2017

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории и историографии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Владислав Юрьевич Бочаров

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: vlad.bocharov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3915-2189

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Людмила Владимировна Вандышева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: vandisheva.lv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-9894-491X

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и технологии социальной работы

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Юлия Владимировна Васькина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: vaskina18.05@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0586-839X

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Анна Семеновна Готлиб

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: lioner97@mail.ru

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований

443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, д. 34

Светлана Вячеславовна Егорова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: svetego@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5596-3854

Кандидат социологических наук, доцент, декан социологического факультета, заведующий кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Наталья Аркадьевна Захарченко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: zna73@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории журналистики

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Андрей Александрович Косицин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: kosandr@inbox.ru

Кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела и книгораспространения

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Галина Васильевна Кучумова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: gal-kuchumova@mail.ru

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры немецкой филологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Ольга Борисовна Леонтьева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: oleontieva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4245-1358
Scopus Author ID: 57193929743
ResearcherId: B-8653-2017

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры российской истории

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Юрий Анатольевич Разинов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: razinov.u.a@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-9238-5535

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Елена Николаевна Сергеева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева

Email: e.n.sergeeva@gmail.com

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, д. 34

Елена Юрьевна Сысоева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: giperium@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1855-9462

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Ольга Александровна Усачёва

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: usacheva.oa@ssau.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Вячеслав Дмитриевич Шевченко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: slash99@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6357-2477

доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английской филологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Авдошина Н.В., Агафонов А.Ю., Баринова Е.П., Бочаров В.Ю., Вандышева Л.В., Васькина Ю.В., Готлиб А.С., Егорова С.В., Захарченко Н.А., Косицин А.А., Кучумова Г.В., Леонтьева О.Б., Разинов Ю.А., Сергеева Е.Н., Сысоева Е.Ю., Усачёва О.А., Шевченко В.Д., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах