Учитель и власть: эволюция профессиональных требований в 1920–1930 годы


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучение начального советского этапа истории общего образования важно как для понимания преобразовательных процессов в советском обществе в целом, так и в сравнительной перспективе советского и постсоветского обществ. Особую актуальность этой теме придаёт тот факт, что в соответствии с указом президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Определив в качестве предмета исследования воздействие государства на формирование приоритетов профессиональной деятельности в общем образовании, автор выделил воспитательное и учебное направление работы. Проведён анализ архивных документов, хранящихся в фондах Государственного архива новейшей истории Саратовской области. Изучены документы с 1918 года по 1941 год в рамках двух исторических периодов. Первый период от принятия положения «О единой трудовой школе» до 1930 года, возврата к стабильным программам и учебникам, а второй период с 1930 года до начала Великой Отечественной войны (1941 г.). В результате исследования установлено, что на смену лояльности к содержанию образовательных программ в двадцатых годах пришло усиление контроля в тридцатых годах. Для этого периода характерно расширение спектра объектов контроля деятельности учителей, среди которых были и успеваемость учащихся, и санитарное состояние школ, работа персонала школы, включая оценку соблюдения правил каллиграфии учителями при выставлении оценок в тетрадях учеников. Приоритетной оставалась воспитательная работа, поскольку учебная программа по любой дисциплине была связана с коммунистическим воспитанием. Социалистическое соревнование в школе стало инструментом контроля профессиональной деятельности учителей. В социалистическое соревнование образовательные учреждения были вовлечены наряду с предприятиями производственной сферы. Для школ это явилось объединением в одном инструменте обоих векторов контроля деятельности учителей, воспитательной и учебной работы. Широко распространенная практика игнорирования выполнения условий социалистического соревнования свидетельствует о его видимости. Это подтверждают сохраненные в областном архиве данные о случаях сознательного нарушения установленного порядка работы, имитации социалистического соревнования.

Об авторах

Сергей Викторович Лелюхин

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «Компас»

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.lel@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-2919-9506

Кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе

Россия, 410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Университетская, д. 36, стр. 1, к. 417

Список литературы

  1. Fitzpatrick, S. (1979), Education and Social Mobility in the Soviet Union 1921-1934, Cambridge University Press, Cambridge.
  2. Larson, M.S. (2013), The Rise of Professionalism: Monopolies of Competence and Sheltered Markets, Transaction Publishers, New Brunswick.
  3. Sieder, R. (1990), Was heißt Sozialgeschichte? Brüche und Kontinuitäten in der Aneigung des «Sozialen», Österreichische-Zeitschrift für Geschichtswissenschaften, vol. 1, no. 1, pp. 25–48.
  4. Белова Н.А. Общественная работа как характерная черта повседневности советского учителя в 1920–1930-е годы (на примере Пермского края) // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики. Пермь: Пермский гос. ун-т., 2010. С. 146–151.
  5. Блок М. Апология истории или ремесло историка. Москва: Наука, 1986.
  6. Долгова Е.А. Слушатели Института красной профессуры: рекрутирование, академическое движение, трудоустройство // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 1. С. 124–140. DOI: http://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.1.7056.
  7. Кальсина А.А. Становление единой государственной трудовой школы в Пермской губернии (январь 1918 г.–1923 г.) // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики. Пермь: Пермский гос. ун-т., 2010. С. 125–145.
  8. Келли К. «Школьный вальс»: повседневная жизнь советской школы в послесталинское время // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 104–154.
  9. Кейрим-Маркус М.Б. Государственное руководство культурой. Строительство Наркомпроса (ноябрь 1917 – середина 1918 гг.). Москва: Наука, 1980.
  10. Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14–25. DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250004949-6.
  11. Куркин Е.Б. Как нам избавиться от старой школы? // Народное образование. 2012. № 5. С. 44–50.
  12. Леонтьева С. Дискуссия о «живом слове»: к истории медиаобразования в советской школе // Неприкосновенный запас. 2008. № 2. С. 132–139.
  13. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36–46.
  14. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX века). Т. 1. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999.
  15. Миронов Б.Н. Социология и историческая социология: взгляд историка // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 55–63.
  16. Осипов А.М. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 45–52. DOI: http://doi.org/10.7868/S0132162518030042.
  17. Осипов А.М. К теории образовательной политики // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 45–52. DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250018498-0.
  18. Основные принципы единой трудовой школы: От Гос. комис. по просвещению 16 окт. 1918 г. Минск: Университетское изд-во, 1988.
  19. Пепелина Н.И. Из истории народного образования в СССР в 1930-х годах: работа над школьным учебником отечественной истории // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «История и политология». 2013. № 2. С. 19–32.
  20. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 25–35.
  21. Ромашова М.В. «Раздельное обучение себя не оправдало?!...» Из социальной истории советской школы // Исторический вестник университетов Любляны и Перми. Ljubljana: Пермь: Ун-т в Любляне; Перм. гос. ун-т. 2007. С. 95–102.
  22. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. 2-е изд. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008. 336 с.
  23. Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917–1936 гг.). Историко-правовое исследование. Москва: Наука, 1985.
  24. Юинг Е.Т. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. Москва: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лелюхин С.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах