Учитель и власть: эволюция профессиональных требований в 1920–1930 годы
- Авторы: Лелюхин С.В.1
-
Учреждения:
- Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «Компас»
- Выпуск: Том 3, № 1 (2023)
- Страницы: 64-71
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/17618
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2023-3-1-64-71
- ID: 17618
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучение начального советского этапа истории общего образования важно как для понимания преобразовательных процессов в советском обществе в целом, так и в сравнительной перспективе советского и постсоветского обществ. Особую актуальность этой теме придаёт тот факт, что в соответствии с указом президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Определив в качестве предмета исследования воздействие государства на формирование приоритетов профессиональной деятельности в общем образовании, автор выделил воспитательное и учебное направление работы. Проведён анализ архивных документов, хранящихся в фондах Государственного архива новейшей истории Саратовской области. Изучены документы с 1918 года по 1941 год в рамках двух исторических периодов. Первый период от принятия положения «О единой трудовой школе» до 1930 года, возврата к стабильным программам и учебникам, а второй период с 1930 года до начала Великой Отечественной войны (1941 г.). В результате исследования установлено, что на смену лояльности к содержанию образовательных программ в двадцатых годах пришло усиление контроля в тридцатых годах. Для этого периода характерно расширение спектра объектов контроля деятельности учителей, среди которых были и успеваемость учащихся, и санитарное состояние школ, работа персонала школы, включая оценку соблюдения правил каллиграфии учителями при выставлении оценок в тетрадях учеников. Приоритетной оставалась воспитательная работа, поскольку учебная программа по любой дисциплине была связана с коммунистическим воспитанием. Социалистическое соревнование в школе стало инструментом контроля профессиональной деятельности учителей. В социалистическое соревнование образовательные учреждения были вовлечены наряду с предприятиями производственной сферы. Для школ это явилось объединением в одном инструменте обоих векторов контроля деятельности учителей, воспитательной и учебной работы. Широко распространенная практика игнорирования выполнения условий социалистического соревнования свидетельствует о его видимости. Это подтверждают сохраненные в областном архиве данные о случаях сознательного нарушения установленного порядка работы, имитации социалистического соревнования.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Викторович Лелюхин
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «Компас»
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.lel@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-2919-9506
Кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе
Россия, 410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Университетская, д. 36, стр. 1, к. 417Список литературы
- Fitzpatrick, S. (1979), Education and Social Mobility in the Soviet Union 1921-1934, Cambridge University Press, Cambridge.
- Larson, M.S. (2013), The Rise of Professionalism: Monopolies of Competence and Sheltered Markets, Transaction Publishers, New Brunswick.
- Sieder, R. (1990), Was heißt Sozialgeschichte? Brüche und Kontinuitäten in der Aneigung des «Sozialen», Österreichische-Zeitschrift für Geschichtswissenschaften, vol. 1, no. 1, pp. 25–48.
- Белова Н.А. Общественная работа как характерная черта повседневности советского учителя в 1920–1930-е годы (на примере Пермского края) // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики. Пермь: Пермский гос. ун-т., 2010. С. 146–151.
- Блок М. Апология истории или ремесло историка. Москва: Наука, 1986.
- Долгова Е.А. Слушатели Института красной профессуры: рекрутирование, академическое движение, трудоустройство // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 1. С. 124–140. DOI: http://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.1.7056.
- Кальсина А.А. Становление единой государственной трудовой школы в Пермской губернии (январь 1918 г.–1923 г.) // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики. Пермь: Пермский гос. ун-т., 2010. С. 125–145.
- Келли К. «Школьный вальс»: повседневная жизнь советской школы в послесталинское время // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 104–154.
- Кейрим-Маркус М.Б. Государственное руководство культурой. Строительство Наркомпроса (ноябрь 1917 – середина 1918 гг.). Москва: Наука, 1980.
- Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14–25. DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250004949-6.
- Куркин Е.Б. Как нам избавиться от старой школы? // Народное образование. 2012. № 5. С. 44–50.
- Леонтьева С. Дискуссия о «живом слове»: к истории медиаобразования в советской школе // Неприкосновенный запас. 2008. № 2. С. 132–139.
- Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36–46.
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX века). Т. 1. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999.
- Миронов Б.Н. Социология и историческая социология: взгляд историка // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 55–63.
- Осипов А.М. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 45–52. DOI: http://doi.org/10.7868/S0132162518030042.
- Осипов А.М. К теории образовательной политики // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 45–52. DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250018498-0.
- Основные принципы единой трудовой школы: От Гос. комис. по просвещению 16 окт. 1918 г. Минск: Университетское изд-во, 1988.
- Пепелина Н.И. Из истории народного образования в СССР в 1930-х годах: работа над школьным учебником отечественной истории // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «История и политология». 2013. № 2. С. 19–32.
- Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 25–35.
- Ромашова М.В. «Раздельное обучение себя не оправдало?!...» Из социальной истории советской школы // Исторический вестник университетов Любляны и Перми. Ljubljana: Пермь: Ун-т в Любляне; Перм. гос. ун-т. 2007. С. 95–102.
- Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. 2-е изд. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008. 336 с.
- Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917–1936 гг.). Историко-правовое исследование. Москва: Наука, 1985.
- Юинг Е.Т. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. Москва: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011.