Мнемонический повествовательный метод в трилогии Аготы Кристоф («Толстая тетрадь», «Доказательство», «Третья ложь»)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предпринят анализ трех романов венгерско-швейцарской писательницы Аготы Кристоф через призму поэтики памяти. Трилогия посвящена репрезентации сознания человека, чья судьба разрушена чередой исторических катаклизмов. Каждый из романов представляет несколько иную версию жизни братьев Лукаса и Клауса, их воспоминаний о травмирующих событиях прошлого. В воспоминаниях героя реальность искажена до такой степени, что само существование брата-близнеца из первого романа ставится под вопрос. На уровне художественного целого возможность реконструкции истинного хода событий постоянно проблематизируется. В этом отношении трилогия может быть рассмотрена с точки зрения реализации в ней мнемонического повествовательного метода ‒ особого повествовательного метода, предполагающего создание фигуры романного героя, чья внутренняя жизнь обращена к прошлому. В основе этого метода лежат сознательная творческая установка на изображение вспоминающего сознания и установка на рефлексию над процессом и способами такого изображения.

Об авторах

Ксения Алексеевна Сундукова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: sundukova.ka@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-3254-5761

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Kristof, A. (1986), Le Grand Cahier, Editions du Seuil, Paris, France.
  2. Kristof, A. (1995), La Preuve, Editions du Seuil, Paris, France.
  3. Kristof, A. (1991), Le Troisiéme mensonge, Editions du Seuil, Paris, France.
  4. Alfaro Amieiro, M. (2011), Gémellité, dédoublement et changement de perspectives dans la trilogie d’Agota Kristof: Le Grand cahier, La Preuve, Le Troisième mensonge, Revista de estudios franceses, Monografías 2, pp. 283–306.
  5. Genette, G. (1997), Paratexts. Thresholds of interpretation (Translated by Jane E. Lewin), Literature, Culture, Theory (20), Cambridge University Press, DOI: http://doi.org/10.1017/CBO9780511549373.
  6. Trevisan, C. (2006), Les enfants de la guerre: Le Grand Cahier ďAgota Kristof, Amnis, no. 6, [online], available at: http://journals.openedition.org/amnis/952 (Accessed 30 January 2023), DOI: http://doi.org/10.4000/amnis.952.
  7. Horváth, С. (2012), L'impossible integrite de l'individu : sur la trilogie d'Agota Kristof, Études romanes de Brno, vol. 33, iss. 1, pp. 295–302.
  8. Frank, J. (1945), Spatial Form in Modern Literature: An Essay in Two Parts, The Sewanee Review, vol. 53, no. 2 (Spring, 1945), pp. 221–240.
  9. Абрамовских Е.В., Дмитриева Ю.А. Энигматическая интрига в «Трилогии близнецов» А. Кристоф // Поволжский педагогический вестник. 2019. №4 (25). С. 26–32.
  10. Аверин Б.В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. Санкт-Петербург, 2003. 399 с.
  11. Дмитриева Ю.А. Разрушение личности в условиях войны (на примере романа А. Кристоф «Толстая тетрадь») // Филологические этюды. Сборник научных статей молодых ученых. Саратов, 2016. С. 95–99.
  12. Зусева, В. Б. Инвариантная структура и типология метаромана // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2007. № 7. С. 35–44.
  13. Колышева О.Н. Нарратив как мнемонический текст (на материале нарративов «детей войны») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11. N 2. С. 398–411. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-2-398-411.
  14. Матвеева Ю.В., Ахмадуллина А.С. Поколение 1956 года в венгерской литературе: феномен Аготы Кристоф // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 1 (196). С. 230–243. DOI: http://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.1.016.
  15. Новиков В. Под знаком близнецов // Кристоф А. Толстая тетрадь. Санкт-Петербург, 2005. С. 5–10.
  16. Нюбина Л.М. Воспоминание и текст. Смоленск, 2000. 161 с.
  17. Роганова И.С. Историческое прошлое в романах Петера Вайса, Уве Йонсона, Марианны Фриц и Аготы Кристоф // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 6 (33). С. 88–89.
  18. Рымарь Н.Т. Воспоминание и повествование. К проблеме аутентичности художественного высказывания // Поэтика русской литературы: сб. статей. Москва, 2009. С. 15–26.
  19. Сергеева Е.Н., Сундукова К.А. Границы исторического в современной отечественной романистике (В. Шаров, Л. Улицкая, Д. Быков, Е. Водолазкин) // Филология и культура. 2022. № 3 (69). С. 161–167. DOI: http://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-161-167.
  20. Сундукова К.А. Память как поэтологический принцип в искусстве романа (на материале творчества Г.И. Газданова, В.В. Набокова, Ю.В. Трифонова): дис. канд. филол. наук. Самара, 2018. 217 с.
  21. Сундукова К.А. Память об отце как память о Другом: «Отблеск костра» Ю. В. Трифонова и «Дар» В. В. Набокова // Другой в литературе и культуре: сборник научных трудов. 2021. Т. 2. С. 185–205.
  22. Сундукова К.А. Поэтика и поэтология памяти: проблема отражения вспоминающего сознания в художественном тексте // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 2–4. С. 1056-1059.
  23. Фотченкова Е. Агота Кристоф. Толстая тетрадь. Страшные сказки для взрослых // Знамя. 1998. № 10. С. 220–222.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сундукова К.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах