Мнемонический повествовательный метод в трилогии Аготы Кристоф («Толстая тетрадь», «Доказательство», «Третья ложь»)
- Авторы: Сундукова К.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 3, № 1 (2023)
- Страницы: 55-63
- Раздел: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/17617
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2023-3-1-55-63
- ID: 17617
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предпринят анализ трех романов венгерско-швейцарской писательницы Аготы Кристоф через призму поэтики памяти. Трилогия посвящена репрезентации сознания человека, чья судьба разрушена чередой исторических катаклизмов. Каждый из романов представляет несколько иную версию жизни братьев Лукаса и Клауса, их воспоминаний о травмирующих событиях прошлого. В воспоминаниях героя реальность искажена до такой степени, что само существование брата-близнеца из первого романа ставится под вопрос. На уровне художественного целого возможность реконструкции истинного хода событий постоянно проблематизируется. В этом отношении трилогия может быть рассмотрена с точки зрения реализации в ней мнемонического повествовательного метода ‒ особого повествовательного метода, предполагающего создание фигуры романного героя, чья внутренняя жизнь обращена к прошлому. В основе этого метода лежат сознательная творческая установка на изображение вспоминающего сознания и установка на рефлексию над процессом и способами такого изображения.
Об авторах
Ксения Алексеевна Сундукова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: sundukova.ka@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-3254-5761
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Kristof, A. (1986), Le Grand Cahier, Editions du Seuil, Paris, France.
- Kristof, A. (1995), La Preuve, Editions du Seuil, Paris, France.
- Kristof, A. (1991), Le Troisiéme mensonge, Editions du Seuil, Paris, France.
- Alfaro Amieiro, M. (2011), Gémellité, dédoublement et changement de perspectives dans la trilogie d’Agota Kristof: Le Grand cahier, La Preuve, Le Troisième mensonge, Revista de estudios franceses, Monografías 2, pp. 283–306.
- Genette, G. (1997), Paratexts. Thresholds of interpretation (Translated by Jane E. Lewin), Literature, Culture, Theory (20), Cambridge University Press, DOI: http://doi.org/10.1017/CBO9780511549373.
- Trevisan, C. (2006), Les enfants de la guerre: Le Grand Cahier ďAgota Kristof, Amnis, no. 6, [online], available at: http://journals.openedition.org/amnis/952 (Accessed 30 January 2023), DOI: http://doi.org/10.4000/amnis.952.
- Horváth, С. (2012), L'impossible integrite de l'individu : sur la trilogie d'Agota Kristof, Études romanes de Brno, vol. 33, iss. 1, pp. 295–302.
- Frank, J. (1945), Spatial Form in Modern Literature: An Essay in Two Parts, The Sewanee Review, vol. 53, no. 2 (Spring, 1945), pp. 221–240.
- Абрамовских Е.В., Дмитриева Ю.А. Энигматическая интрига в «Трилогии близнецов» А. Кристоф // Поволжский педагогический вестник. 2019. №4 (25). С. 26–32.
- Аверин Б.В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. Санкт-Петербург, 2003. 399 с.
- Дмитриева Ю.А. Разрушение личности в условиях войны (на примере романа А. Кристоф «Толстая тетрадь») // Филологические этюды. Сборник научных статей молодых ученых. Саратов, 2016. С. 95–99.
- Зусева, В. Б. Инвариантная структура и типология метаромана // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2007. № 7. С. 35–44.
- Колышева О.Н. Нарратив как мнемонический текст (на материале нарративов «детей войны») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11. N 2. С. 398–411. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-2-398-411.
- Матвеева Ю.В., Ахмадуллина А.С. Поколение 1956 года в венгерской литературе: феномен Аготы Кристоф // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 1 (196). С. 230–243. DOI: http://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.1.016.
- Новиков В. Под знаком близнецов // Кристоф А. Толстая тетрадь. Санкт-Петербург, 2005. С. 5–10.
- Нюбина Л.М. Воспоминание и текст. Смоленск, 2000. 161 с.
- Роганова И.С. Историческое прошлое в романах Петера Вайса, Уве Йонсона, Марианны Фриц и Аготы Кристоф // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 6 (33). С. 88–89.
- Рымарь Н.Т. Воспоминание и повествование. К проблеме аутентичности художественного высказывания // Поэтика русской литературы: сб. статей. Москва, 2009. С. 15–26.
- Сергеева Е.Н., Сундукова К.А. Границы исторического в современной отечественной романистике (В. Шаров, Л. Улицкая, Д. Быков, Е. Водолазкин) // Филология и культура. 2022. № 3 (69). С. 161–167. DOI: http://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-161-167.
- Сундукова К.А. Память как поэтологический принцип в искусстве романа (на материале творчества Г.И. Газданова, В.В. Набокова, Ю.В. Трифонова): дис. канд. филол. наук. Самара, 2018. 217 с.
- Сундукова К.А. Память об отце как память о Другом: «Отблеск костра» Ю. В. Трифонова и «Дар» В. В. Набокова // Другой в литературе и культуре: сборник научных трудов. 2021. Т. 2. С. 185–205.
- Сундукова К.А. Поэтика и поэтология памяти: проблема отражения вспоминающего сознания в художественном тексте // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 2–4. С. 1056-1059.
- Фотченкова Е. Агота Кристоф. Толстая тетрадь. Страшные сказки для взрослых // Знамя. 1998. № 10. С. 220–222.