Государственная стоматологическая поликлиника как этап профессиональной карьеры врача-стоматолога

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние годы в медицинских вузах страны происходят интенсивные изменения: организационные, методические, содержательные. В связи с этим возрастает актуальность изучения карьеры российских врачей, которое вносит существенный вклад в развитие отечественной науки. В продолжение исследований, выполненных в первой половине 2020 года, в которых были выявлены модели профессионализации стоматологов в период обучения в ординатуре, авторы перешли к новому этапу исследования их карьеры, трудоустройству. Исследовательский вопрос фокусирован на понимании места государственной стоматологической поликлиники в профессиональной карьере врача-стоматолога. Эмпирическая база исследования – это сообщения и комментарии к ним в сообществе «Аккредитация стоматологов» в социальной сети «ВКонтакте». Сообщество создано 1 июня 2016 года и имеет 30 000 подписчиков. Период исследования публикаций с ноября 2020 года по июнь 2022 года. Всего изучено 63 публикации. Опираясь на теорию капиталов П. Бурдье, авторы пришли к следующим выводам. Врачи-стоматологи после специалитета обладают культурным капиталом (образовательная квалификация) и символическим капиталом (диплом). Этого оказывается недостаточным для того, чтобы две формы капитала трансформировались в экономический капитал. Для профессионализации необходимо приобретение социального капитала (связи, наставничество) наряду с привлечением экономического капитала (коррупция, взятки). Работа в государственной поликлинике – это вклад в культурный капитал (преодоление страха работы), но для профессионализации требуется дальнейшее усовершенствование, которое достижимо, как правило, в частных поликлиниках.

Полный текст

Введение

Профессионализация как процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, как адаптация к профессиональной среде, как становление и развитие профессионализма, является важным этапом социализации личности в процессе получения высшего медицинского образования. Обратившись к изучению действий врачей-стоматологов на этапе обучения в ординатуре, мы выявили три модели профессионализации (Лелюхин, Бахова 2020). «Идеальная модель» предполагает обучение стоматологов в образовательных организациях, которые придерживаются высоких стандартов образовательного процесса, а их выпускники готовы к самостоятельной профессиональной деятельности. «Конформистская модель» характерна для тех студентов, кто обучается в ординатуре номинально, а профессиональные знания, умения и навыки постигает вне стен вуза в частном порядке. Третья, «имитационная модель», не приводит к профессионализации врача-стоматолога. Такие молодые специалисты, обладая дипломом об окончании ординатуры, не готовы к самостоятельной работе.

Все три группы выпускников-стоматологов после ординатуры переходят к следующему этапу, трудоустройству. И здесь они сталкиваются с новыми проблемами. Следует отметить, что они характерны не только для медицинских работников. Молодым специалистам при трудоустройстве приходится доказывать, что они обладают особыми специальными знаниями, навыками и компетенциями. Как показывают результаты исследования (Чередниченко 2018), чем выше требования к профессионалам, тем выше доля трудоустраивающихся по специальности. Получившие медицинские специальности демонстрируют 96,3 %, наивысшую долю. Студенты стремятся получить опыт работы в ожидании получения отдачи от него в будущем. Это достигается при совмещении учёбы с работой, и тенденция увеличения числа студентов, придерживающихся этой практики, характерно для многих стран мира, включая и Россию (Рощин, Рудаков 2014). Причём это касается и тех, кто обучается на очных отделениях.

Закономерно встаёт вопрос о наиболее эффективном канале трудоустройства, и исследователи этого вопроса (Креховец, Шпилев 2020) отмечают преобладание помощи друзей, родственников и знакомых. Они объясняют это как отсутствием опыта поиска работы у этой социальной группы, так и их меньшей профессиональной конкурентоспособностью. Превалирует использование «слабых» социальных связей, к которым относят помощь однокурсников и членов студенческих клубов (Кичерова, Ефимова, Семёнов 2021).

Необходимо акцентировать внимание на прекарном характере труда значительной доли наемных работников, и на долю молодежи, как одной из наиболее подверженных прекаризации социальных групп (Бочаров 2022). Представители молодой возрастной группы чаще трудятся на условиях нестандартной занятости. Неустойчивость, нестабильность занятости и трудового статуса рассматриваются как вариант нормы на этапе перехода от этапа обучения труду (Кученкова 2022). Систематизируя проблемы в сфере труда и занятости молодежи, можно к ним отнести (Воробьева 2021): дисбаланс между образованием и потребностями рынка труда, противоречие между необходимостью одновременно получать образование и нарабатывать профессиональный опыт, вынужденную включенность в «гибкие», «неформальные» виды занятости, в том числе неполную занятость и неофициальную занятость.

Ход исследования

Формулируя исследовательский вопрос, мы опирались на необходимость понимания места государственной стоматологической поликлиники при построении профессиональной карьеры врачом-ординатором при завершении обучения в ординатуре по стоматологии. Эмпирическая база исследования – это сообщения и комментарии к ним в сообществе «Аккредитация стоматологов» в социальной сети «ВКонтакте». Сообщество создано 1 июня 2016 года и имеет 30 000 подписчиков. Период исследования публикаций с ноября 2020 года по июнь 2022 года. Всего изучено 63 публикации.

Метод анализа социальных сетей, social network analysis, SNA, появился задолго до распространения Интернета, но особую популярность приобрёл в связи с необходимостью понимания механизмов онлайн-взаимодействия. Онлайн социальные сети, благодаря политике открытости данных, предоставили исследователям возможность изучать вопросы, связанные с взаимодействиями индивидов в обществе (Кавеева, Гурин 2017). Мы применили метод контент-анализа при изучении взаимодействия индивидов в социальных сетях, и такой подход актуален в связи со становлением мира цифровым (Андреева 2017). Радикальные сторонники такого применения контент-анализа предрекают вытеснение традиционных опросных методов, поскольку исчезает потребность спрашивать человека о его мнении, если он сам рассказывает о себе в социальных сетях (Neuendorf 2017).

Контент-анализ как особая методическая процедура анализа всех видов текстов, позволяет анализировать то, что лежит между автором послания и тем, кому это послание адресовано. На основе исследовательских вопросов генерируются коды, позволяющие аналитику быстро замечать, выхватывать и размещать в кластеры все сегменты, относящиеся к определенным вопросам, гипотезам, концепциям и темам (Семёнова, Корсунская 2010). Используя на начальном этапе открытое кодирование, мы маркировали все темы, вытекающие из общих исследовательских вопросов и первого погружения в текст. Затем, переходя к осевому кодированию, мы устанавливали логическое соотношение между центральной темой исследования и ее подтверждениями, разбросанными по разным отрывкам первичного текста. Тем самым мы проясняли причины и последствия событий, условия и виды взаимодействия, стратегии и процессы. Завершали работу мы выборочным кодированием, отыскивая подтемы или эпизоды, которые наиболее ярко иллюстрируют основную тему, одновременно осуществляя сравнение или противопоставление разных отрывков текста.

Погружаясь в общение подписчиков сообщества «Аккредитация стоматологов», подобно практике, используемой при интервью или включенному наблюдению, мы ставили цель выявить определенные смыслы, вкладываемые социальными субъектами в публикуемые ими посты, сообщения. Зачастую мы находили рассказы о профессиональной карьере, глубоко рефлексируемые истории становления личности в профессиональном сообществе, взаимоотношений с ним. Анализ биографических версий событий «рассказчика» даёт возможность понять логику их интерпретации для осмысления своей карьеры, включая возможности сравнения значимости тех или иных факторов в формировании карьерного старта (Попова 2021).

Для анализа полученных данных мы использовали интерпретативный контент-анализ, который базируется на семиотической теории денотативных и коннотативных значений (Барт 2001; Бодрийяр 2007). Фиксируя денотативные части текста, имеющие очевидное значение, мы формулировали коннотативные смыслы через объединение индивидуальных элементов, связывая их с пониманием смысла как целого. При интерпретации полученных данных теоретическая рамка исследования строилась на основе двух подходов: теории капиталов П. Бурдье (Бурдье 2004) и типологии барьеров доступности образования Д. Константиновского (Константиновский 2020), который использует метафору, вводящую понятие барьера. Барьер понимается автором как фактор или совокупность факторов, которые затрудняют получение того или иного результата, в случае нашего исследования, трудоустройства после получения образования в ординатуре.

Полученные результаты и выводы

В результате открытого кодирования мы маркировали ряд тем, и начали с барьеров, которые приходится преодолевать при трудоустройстве в государственную стоматологическую поликлинику. Первый барьер - это отсутствие опыта и связей. Ситуация подобна замкнутому кругу: «Меня не берут на работу, потому что, у меня нет опыта, а у меня нет опыта, потому что меня не берут на работу». «В госку в Москве устроиться сейчас невозможно без связей и опыта». «Не знаю, пробовала в Мск устроиться в госку, везде нужен опыт от 2 лет, даже в области, обзвонила кучу госок и приходила в отдел кадров, нигде не требуется. Все забито. На hh нашла вакансию, пошла в отдел кадров, сказали, не берем ординаторов». «Какая Москва. Если в провинции рядом с Москвой, например Тверь, невозможно устроиться. Если только детским стоматологом». «Если нет знакомых, это очень и очень сложно. И да, с ординатурой не легче». Из приведённых цитат обсуждения темы видно, что по характерным признакам это социокультурный барьер по типологии Д. Константиновского. Значимость социального капитала врача очень высока. Набор социальных связей (социальная сеть индивида) – это базис, на который накладываются другие формы социального капитала.

Второй барьер коррупционный. «Не во все госки берут. Иногда пишут сумму на листочке. Ужасно. Обидно». Согласно Д. Константиновскому – это экономический барьер. Высота его складывается из разнообразных платежей, которыми может быть обусловлено получение работы, и их нельзя избежать. В нашей стране приняты соответствующие законы и подзаконные акты, утверждены антикоррупционные планы и программы, действуют административные кодексы, регламенты и инструкции по профилактике коррупционного поведения. Однако на практике реализация антикоррупционных мер далеко не всегда осуществляется последовательно и не имеет необходимого положительного эффекта. Кроме того, многие государственные служащие относятся к исполнению своих антикоррупционных обязанностей халатно и недобросовестно (Антонян, Поляков 2022).

Переход к осевому и выборочному кодированию позволил нам найти ответы на вопрос, как преодолеть возникающие барьеры. И первый способ преодоления барьеров – это дождаться окончания ординатуры и только после этого предпринимать попытки трудоустройства. В соответствии с профессиональным стандартом «Врач-стоматолог» (код 02.005, утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 227н), выпускник специалитета, получивший соответствующий диплом и прошедший первичную аккредитацию, может работать только врачом-стоматологом общей практики. Это очень узкие возможности трудоустройства, поскольку эта специальность востребована в сельских амбулаториях, в городских поликлиниках таких специалистов практически нет в штатном расписании. Обучение в ординатуре и первичная специализированная аккредитация открывает доступ к широкому кругу специальностей: «Стоматология детская», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология хирургическая», «Ортодонтия», «Челюстно-лицевая хирургия». «Я устроилась. Нашла объявление на hh. Но у меня ординатура». Так пишет в сообществе счастливица, получившая место работы в государственной стоматологической поликлинике. Ординатура убирает фактор отсутствия опыта. Необходимо отметить, что различные стоматологические специальности имеют различный уровень привлекательности перед выбором ординатуры. «Стоматология ортопедическая» – самая популярная специальность, на втором месте «Стоматология терапевтическая», и на третьем – «Стоматология хирургическая» (Сериков 2021).

Следующая возможность преодолеть барьер – это переезд в другой регион. «Ехать туда, где врачей не хватает». «Село вас ждёт». «В небольших городах берут и помогают, нехватка специалистов». «Приезжайте в г. Петрозаводск с радостью возьмем Врачом-Стоматологом. И не надо быть ассистентом, не для того столько лет потратили для получения диплома». «Ждем в Пермском крае всех, город Чусовой Пермский край, квартиру дают и миллион, только приезжайте». В данном случае есть ещё одна возможность убрать фактор отсутствия опыта при трудоустройстве. В крупных городах за пределами столицы, и в сельской местности из-за нехватки специалистов снижены требования. Однако это путь может стать для «вчерашнего» студента территориальным барьером из-за невозможности переехать в другой регион, даже при наличии финансового стимулирования.

Очень подробно в сообществе «Аккредитация стоматологов» обсуждается третий способ преодоления барьера, поиск наставника. «Если найдёте наставника, так и вам будут вначале давать несложные работы и помогать на начале - это сказочный успех». «Не стесняйтесь подходить и спрашивать, что непонятно, советов, помощи у более опытных коллег. Все получится!!!!». «В первый день народу было много, пришло сразу три человека с пульпитами и жутко вонючим периодонтитом. Помогали врачи, которые давно работают». «С хирургом нужно подружиться, чтобы материалом снабжал для тренировки». Максимальное погружение ординаторов в профессиональную сферу здравоохранения успешно достигается посредством наставничества, которое обеспечивает освоение врачами-стоматологами необходимых компетенций образовательных стандартов и трудовых функций профессиональных стандартов (Трегубов, Кузнецова, Дорофеев 2021). На практике в настоящее время это достигается не во всех образовательных организациях, исследователями этого вопроса рассматривается необходимость предварительной подготовки наставников (Бодина и др. 2018).

Согласно исследованию до поступления в ординатуру 54,0 % респондентов в среднем по 2 года работали на должностях среднего медицинского персонала, а 12,0 % после успешного прохождения первичной аккредитации специалиста трудились на врачебных должностях до 1 года (Трегубов, Кузнецова, Дорофеев 2021). Это статистические данные о формальном образовании, но широко распространено неформальное образование, которое является дополнением и/или альтернативой формальному образованию. Кроме наставничества оно, как правило, организуется в форме краткосрочных курсов, мастер-классов или семинаров. Неформальное образование чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образования (или их эквивалентами), соответствующими национальными или субнациональными органами образования, либо квалификации совсем не присваиваются.

Дальнейшее изучение массива полученных данных позволило нам развить ещё один вектор исследования, а именно положительные и отрицательные стороны практического опыта в государственной стоматологической поликлинике. Единственной положительной стороной, названной участниками обсуждения в сообществе, является устранение страха. «Госка поможет привыкнуть к стрессу и непредсказуемости». «Госка хороша лишь тем, что поток пацов и никакой ответственности, на этом все». «В госке такое разнообразие клинических случаев успеваешь увидеть, людей». «Пойдите в госку на год-другой. Это только для того, чтобы поток пациентов и отсутствие ответственности (чего уж скрывать) приступили страх начала работы. Просто некогда будет бояться. Параллельно ходите на учёбы и смотрите вебинары, их сейчас валом. На втором году работы госке начинайте приискивать хорошую клинику вперёд без страха». «В частную не берут, ибо кто ща твои косяки будет нести ответственность а обучать тебя там, так все туда за деньгами идут, время тратить на обучение специалиста, который при любой удобной лучшей перспективе соберёт вещички и уйдёт. Тоже сомнительно. Поэтому госка».

Отрицательной стороной является низкий уровень качества работы в государственных медицинских организациях. Оно выражается как в отсутствии современных материалов, с которыми работают врачи-стоматологи в этих учреждениях, так и жёстких рамках временных нормативов на приём больных. «По поводу госполиклиник - потерянное время. Потом тратится уйма времени на переучивание». «Не слушайте никого про госку! Она вас не научит и не набьёт руку. Госка портит врачей, качество и скорость сложно сочетать говорю о том что знаю, прекрасные доктора которые работали в госке либо имели возможность самостоятельно покупать хорошие материал, коффердам и тд, либо уходя в частную переучивались долго и нудно. Я говорю только про терапевтов. 30-40 минут на эндодонтию трехканального зуба это нереально для качества. А уж сколько пациентов из госки я и мои коллеги перелечивали можно со счету сбиться». «В госке нужно работать не более 6-12 мес, можно в это время подрабатывать ассистентом , чтобы представлять что представляет из себя частная клиника и ознакомиться с материалами и инструментарием, а уже через 6-12 мес можно устраиваться в частную, научившись общаться с пациентами и знать чем дышит современная стоматология».

Опираясь на теорию капиталов П. Бурдье, мы пришли к следующим выводам. Врачи-стоматологи после специалитета обладают культурным капиталом (образовательная квалификация) и символическим капиталом (диплом). Этого оказывается недостаточным для того, чтобы две формы капитала трансформировались в экономический капитал. Для профессионализации необходимо приобретение социального капитала (связи, наставничество) наряду с привлечением экономического капитала (коррупция, взятки). Работа в государственной поликлинике – это вклад в культурный капитал (преодоление страха работы), но для профессионализации требуется дальнейшее усовершенствование, которое достижимо, как правило, в частных поликлиниках.

Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about conflict of interests: the author declares no conflict of interests.

×

Об авторах

С. В. Лелюхин

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «Компас»

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.lel@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-2919-9506

кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе

Россия, Саратов

Список литературы

  1. Neuendorf, K.A. (2017), The Content Analysis Guidebook, SAGE, Los Angeles, USA.
  2. Андреева А.А. Контент-анализ письменных заявок на конкурс инноваций в образовании // Современные исследовательские практики в социологии: сборник материалов конференции молодых учёных. Москва: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 32–42.
  3. Антонян Е.А., Поляков М.М. Административно-правовые формы и методы противодействия коррупции в сфере государственного управления здравоохранением // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8. № 2. С. 131–138. DOI: http://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-131-138.
  4. Барт Р. S/Z. Москва: Эдиториал УРСС, 2001, 232 с.
  5. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Наставничество как решение задачи повышения профессиональной компетентности врача-стоматолога // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. DOI: http://doi.org/10.17513/spno.27926.
  6. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. Москва: Академический проект, 2007. 335 с.
  7. Бочаров В.Ю. Изменение подходов российской социологии к изучению трудовых отношений // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 41–52. DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250019650-8.
  8. Бурдье П. Формы капитала // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. Москва: РОССПЭН, 2004.
  9. Воробьева И.В. Прекаризация молодежи в сфере социально-трудовых отношений // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 3. С. 100–112. DOI: http://doi.org/10.17805/zpu.2021.3.7.
  10. Кавеева А.Д., Гурин К.Е. Social network analysis в исследованиях онлайн-сообществ «вКонтакте» // Современные исследовательские практики в социологии: сборник материалов конференции молодых учёных. Москва: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 32–42.
  11. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З., Семёнов М.Ю. Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области) // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 98–109. DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250010986-7.
  12. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 3. С. 125–133. DOI: http://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7491.
  13. Креховец Е.В., Шпилев Д.А. Роль неформальных социальных связей при трудоустройстве студентов и выпускников // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 78–89. DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250010429-4.
  14. Кученкова А.В. Прекаризация занятости и субъективное благополучие работников разных возрастных групп // Социологический журнал. 2022. Т. 28. № 1. С. 101–120. DOI: http://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.1.8840.
  15. Лелюхин С.В., Бахова Ж.Х. Модели профессионализации врачей-стоматологов. Медицинская антропология и биоэтика. 2020. № 2(20). DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2020-2-20/11.
  16. Попова И.П. Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 101–112. DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250017245-2.
  17. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учёбы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152–179.
  18. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. Москва: Институт социологии РАН, 2010. 324 с.
  19. Сериков В.С. Мотивационные причины выбора специальности стоматологии в качестве профессиональной карьеры и факторы, влияющие на выбор специальности среди студентов выпускного курса стоматологического факультета // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34). С. 251–253. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0057.
  20. Трегубов В.Н., Кузнецова М.Ю., Дорофеев А.Е. Совершенствование подготовки врачей-стоматологов в ординатуре посредством их мотивации к образовательной деятельности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 81–90. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-81-90.
  21. Чередниченко Г.А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ) // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 91–101. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250000764-3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лелюхин С.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах