Политические коммуникации и игровые механики
- Авторы: Колесник Н.В.1, Хосуева С.2
-
Учреждения:
- Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 2, № 3 (2022)
- Страницы: 119-127
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/10820
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2022-2-3-119-127
- ID: 10820
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимодействия и взаимовлияния политической коммуникации и игровых механик. Игровизация политики постулируется как основание для осмысления новых форм гражданской и политической активности, возникших в цифровую эпоху. В представленном обзоре научной литературы определяется, что игровые технологии как совокупность методов и приемов оказывают влияние на поведение современного пользователя, преодолевая его пассивность и вовлекая его в политические и гражданские процессы. В работе рассматриваются теоретические подходы в изучении цифровой геймификации: социологический, культурологический, политэкономический. Особое внимание уделяется анализу политической коммуникации – через призму геймификации – и цифровым СМИ, обладающим признаками нового политического субъекта. Отдельный сюжет посвящен избирательным кампаниям и влиянию новых технологий и игровых практик на политическую активность граждан.
Об авторах
Наталья Владимировна Колесник
Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.kolesnik@socinst.ru
ORCID iD: 0000-0003-2323-6799
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
Россия, 190005, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Красноармейская, 25/14Софья Хосуева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: khosueva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7055-6512
Магистрант
Россия, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 11Список литературы
- Chadwick, A. (2006), Internet Politics: States, Citizens, and New Communication Technologies, Oxford University Press, Oxford, UK.
- Foot, K.A. and Schneider, S.M. (2006), Web Campaigning, MIT Press, Cambridge, UK.
- Future of Media Report (2008), R. Dawson (ed.), R. Dawson Blog, July, [Online], available at: https://www.scribd.com/document/3999350/Future-of-Media-Report2008 (Accessed 20 May 2019).
- Gibson, R.K., Margolis, M., Resnik, D. and Ward, S.J. (2003), Election Campaigning on the WWW in USA and UK: A Comparative Analysis, Party Politics, vol. 9, no. 1, рр. 24–46.
- Habermas, J. (2006), Political Communication in Media Society: Does Democracy Still Enjoy an Epistemic Dimension? The Impact of Normative Theory on Empirical Research, Communication Theory, no. 16, р. 416.
- Hindman, M.S. (2009), The Myth of Digital Democracy, Princeton University Press, Princeton, UK.
- Kietzmann, J.H., McCarthy, I., Pitt, L., Plangger, K. and Robson, K. (2015), Game on: Engaging customers and employees through gamification, Business Horizons, vol. 59, no. 1, pp. 29–36.
- Laurel, B. (2019), Computers as Theatre, [Online], available at: http://readli.net/computers-as-theatre (Accessed 04 May 2019).
- Lusoli, W. (2005), The Internet and the European Parliament Elections: Theoretical Perspectives, Empirical Investigations and Proposals for Research, Information Polity, no. 19, pp. 153–163.
- Mass media and American politics: 6th ed. (2002), D. Graber (ed.), Washington, DC.
- Mediated Politics: Communication in the Future of Democracy (2000), W.L. Bennett and R.M. Entman (ed.), Cambridge, UK.
- Miller, D. (2004), System failure: It's not just the Media – the Whole Political System has Failed, Journal of Public Affairs, vol. 4, no. 4, pp. 374–382.
- Morris, D. (2011), Vote.com: How Big-Money Lobbyists and the Media Are Losing Their Influence, and the Internet Is Giving Power Back to the People, Macmillan, L.A., USA.
- Neys, J. and Jansz, J. (2010), Political internet games: engaging an audience, European Journal of Communication, no. 25 (3), pp. 227–241.
- Norris, P. (2001), Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide, Cambridge University Press, Cambridge, UK.
- Norris, P. (2003), Preaching to the converted: pluralism, participation and party web sites, Party Politics, vol. 9, no. 1, pp. 21–45.
- Norris, P. and Curtice, J. (2005), Getting the Message Out: A two-step model of the role of the Internet in campaign communication flows during the 2005 British General Election, [Online], available at: https://sites.hks.harvard.edu/fs/pnorris/Acrobat/JITP%20Paper%20Draft%202.pdf (Accessed 15 May 2019).
- Phillips, K.P. (1975), Mediacracy: american parties and politics in the communications age, Doubleday, New York, USA.
- Strukov, V. (2012), Networked Putinism: The Fading Days of the (Broadcast) Era. Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, no. 7, pp. 111–123.
- Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Москва: Аспект Пресс, 2005. 175 с.
- Быкова Е.В., Таранова Ю.В. Геймификация как PR-тренд в бизнес-коммуникации (на примере мобильного приложения POKÉMON GO) // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2016. № 2. С. 55–63
- Быков И.А. Киберпространство как фактор развития политических идеологий // Политическая наука. 2008. № 2. С. 79–98.
- Быков И.А. Социальный капитал и политика в России: портрет на фоне Европы // ПОЛИТЭКС. 2011. № 1. С. 102–116.
- Докторов Б. Российский политический Интернет // Петербургский журнал социологии. 1999. № 2. С. 40–42.
- Дорожкин Ю.Н., Соленникова Н.В. Интернет в избирательных кампаниях: современные особенности и функции // Власть. 2007. № 6. С. 31–35.
- Луков В. В. Интернет как инструмент политических технологий в США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 5. С. 33–39.
- МакКуэйл Д. Журналистика и общество: Пер. с англ. Москва: МедиаМир; Фак-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013.
- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва: КАНОН-Пресс-Ц, 2003. 464 с.
- Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы: Мегатенденции. Год 2000. Москва: Республика, 1992. 414 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Санкт-Петербург: Наука, 2000. 377 с.
- Шилина М.Г. Интернет-коммуникации как фактор трансформации информационной сферы. Санкт-Петербург, 2012.
- Юрин К.В. Интернет, сайты и выборы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 2. С. 101–112.