С. Лем как теоретик литературы: экзистенциалист под маской структуралиста


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается концепция сущности литературного произведения, теоретически развернутая С. Лемом в его книге «Философия случая». Показаны принципы критики им структуралистского подхода, а также его теория произведения сопоставлена с концепциями Р. Барта и У. Эко. Принципиальное отличие подхода С. Лема здесь состоит в том, что его понимание полисемии произведения и множества его интерпретаций не противоречит существованию «лучшей» интерпретации. Базовым принципом понимания произведения у С. Лема является вскрытие его глубинной онтологической модели, каковой является преодоление хаоса в структуры порядка. При этом порядок имеет процессуальный и междусубъектный характер. С. Лем принимает «классический» принцип поиска «лучшей интерпретации» произведения так, что она должна стать результатом отбора и синтеза нескольких вариантов. Кроме того, С. Лем опирается и на архетип творящего мир Слова, которое созидает реальность. Тем самым мышление С. Лема продолжает определяться библейскими архетипами, даже несмотря на весь его внешний сциентизм. Такое мышление остается для нас ценным образцом, поскольку позволяет соединять анализ новейших явлений и ситуаций в культуре с пониманием её глубинных архетипических оснований.

Об авторах

Виталий Юрьевич Даренский

Луганский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: darenskiy1972@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-2042-5527

Доктор философских наук, профессор кафедры философии

Россия, 91011, ЛНР, г. Луганск, ул. Оборонная, 2

Список литературы

  1. Ваrthes, R. (1985), L’aventure semiologique, Seuil, Paris, France.
  2. Wasilewski, A. (2017), Teoria literatury Stanisława Lema, Wydawnictwo Forma, Szczecin-Bezrzecze, Poland.
  3. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты, статьи, эссе. Москва: Изд-во МГУ, 1987. С. 387–412.
  4. Барт Р. Избранные работы, Семиотика. Поэтика. Москва: «Прогресс», 1989. 564 с.
  5. Барт Р. S/Z. Пер. с фр. Г. Косикова. Москва: Академический проект, 2009. 373 с.
  6. Гандлевский С. Метафизика поэтической кухни // Гандлевский С. Сухой остаток: Избранные стихотворения. Эссе. Санкт-Петербург: Лениздат, 2013. С. 115–121.
  7. Даренский В.Ю. С. Лем как литературный критик // Четвертые Лемовские чтения: сб. материалов Всероссийской научной конф. / отв. ред. А.Ю. Нестеров. Самара: СГА, 2018. С. 51–61.
  8. Козьмина Е.Ю., Скубачевска-Пневска А. Литературная репутация Станислава Лема // Филологический класс. 2019. № 4 (58). С. 16–22.
  9. Лем С. Философия случая / Пер. Б. Старостина. Москва: АСТ; Хранитель, 2007. 767 с.
  10. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Москва: «Искусство», 1970. 386 с.
  11. Смердова Е.А. Вероятностная интерпретация референциально непрозрачного текста // Summa Lemologiae 2014. Лемберг: Мимоид, 2016. С. 54–68.
  12. Смердова Е.А. Игры интерпретации (о книге Станислава Лема «Философия случая») // Филолог. 2012. Вып. 18. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_18_370 (дата обращения: 1.09.2022).
  13. Смердова Е.А. Станислав Лем о возможности кибернетического моделирования творческих процессов // Summa Lemologiae 2014. Лемберг: Мимоид, 2016. С. 68–77.
  14. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Перев. с англ. и итал. С.Д. Серебряного. Санкт-Петербург: Симпозиум, 2007. 502 c.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Даренский В.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах