Гарри Поттер и технопессимизм: готовы ли «зумеры» к техническому прогрессу?


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена выявлению условий влияния научно-фантастической литературы и книг в жанре фэнтези на формирование технооптимистических и технопессимистических настроений молодых читателей. Базовым допущением работы является то, что восприятие артефактов героями художественной литературы с оговорками может быть рассмотрено как основа для выявления отношения к технике тех поколений, для которых эти произведения явились смысловыми точками сборки. Технооптимизм определен как мировоззренческая установка, в рамках которой источник проблем видится в самой природе и в человеке. Показано, что технопессимизм называет корнем проблем деятельность человека. Доказано, что цикл книг о Гарри Поттере в целом формирует технопессимистическое мировоззрение и оправдывает технологическое неравенство. На примере книг Т. Пратчетта показано, что литература может формировать у читателей ответственное отношение к технике, если будет показывать не только угрозу, котору несут технологии (прометеевское мышление), но и способы устранения последствий применению техники, в том числе в результате неправильно принятых решений (эпиметеевское мышление).

Об авторах

Наталья Андреевна Ястреб

Вологодский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nayastreb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6635-6008
http://nayastreb.tilda.ws/

доктор философских наук, доцент, директор института социальных и гуманитарных наук

Россия, 160035, Российская Федерация, г. Вологда, Ленина, 15,

Список литературы

  1. Alton, А.Н. and Spruiell, W.C. (2014), Discworld and the Disciplines, Critical Approaches to the Terry Pratchett Works, McFarland, Jefferson, USA.
  2. Applebaum, P. (2003), Harry Potter’s World: Magic, Technoculture, and Becoming Human. In Harry Potter’s world: Multidisciplinary critical perspectives, Routledge Falmer, New York, USA.
  3. Attig, C., Wessel, D. and Franke, T. (2017), Assessing Personality Differences in Human-Technology Interaction: An Overview of Key Self-report Scales to Predict Successful Interaction, Stephanidis C. (ed.) HCI International 2017 – Posters' Extended Abstracts. HCI 2017, Communications in Computer and Information Science, vol. 713, pp. 19–29, Springer, Cham, DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-58750-9_3.
  4. Bantwal Rao, M., Jongerden, J., Lemmens, P. et al. (2015), Technological Mediation and Power: Postphenomenology, Critical Theory, and Autonomist Marxism. Philos. Technol, vol. 28, pp. 449–474, DOI: https://doi.org/10.1007/s13347-015-0190-2, [Online], available at: https://rdcu.be/cIv2x (Accessed 1 June 2022).
  5. Birch, Megan, L. (2009), Schooling Harry Potter: Teachers and Learning, Power and Knowledge, E.E. Heilman (ed.), Critical Perspectives on Harry Potter, pp. 103–120, Routledge, New York, USA.
  6. Dempster, S., Oliver, A., Sunderland, J. et al. (2016), What has Harry Potter Done for Me? Children’s Reflections on their ‘Potter Experience’, Child Lit Educ, no. 47, pp. 267–282, DOI: https://doi.org/10.1007/s10583-015-9267-x.
  7. Dillet, B. and Hatzisavvidou, S. (2021), Beyond technofix: Thinking with Epimetheus in the anthropocene, Contemp Polit Theory, DOI: https://doi.org/10.1057/s41296-021-00521-w, [Online], available at: https://link.springer.com/article/10.1057/s41296-021-00521-w (Accessed 1 June 2022).
  8. Fay, B. (1987), Critical social science, Cornell University Press, Ithaca, USA.
  9. Feenberg, A. (1995), Subversive rationalization: technology, power, and democracy, A. Feenberg and A. Hannay (ed.), Technology and the politics of knowledge, pp. 3–22, Indiana University Press, Bloomington, USA.
  10. King, A. (2004), Technophobia and Patriotic Pride, MRS Bulletin, vol. 29, pp. 360, [Online], available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1557/mrs2004.107.pdf (Accessed 1 June 2022 ).
  11. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Этические императивы сценариев большого антропологического перехода // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2021. № 4. С. 58–64.
  12. Дзялошинский И.М. Философия цифровой цивилизации и трансформация медиакоммуникаций: монография / Под ред. Л.К. Лободенко. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. 554 с.
  13. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологическая детерминация готовности личности к использованию новых технологий // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 5. С. 5–14.
  14. Нестик Т.А. Социально-психологические предикторы отношения личности к новым технологиям // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. № 2. С. 309–319.
  15. Роулинг Д. Собрание сочинений. В 7 томах. Москва: Росмэн-Пресс, 2006.
  16. Толкин Дж. Р.Р. Властелин колец. Москва: АСТ, 2015. 752 с.
  17. Троянская А.И. Технооптимистическая и технопессимистическая перспективы человека будущего // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2020. № 1 (40). С. 66–69.
  18. Фрай М. Простые волшебные вещи. Москва: Амфора, 2010. 252 с.
  19. Черняховская Ю.С. Футурология и философская фантастика как формы исследования будущего общества и его политического мира // Власть. 2016. № 4. С. 164–168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/futurologiya-i-filosofskaya-fantastika-kak-formy-issledovaniya-buduschego-obschestva-i-ego-politicheskogo-mira (дата обращения: 27.02.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ястреб Н.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах