Гарри Поттер и технопессимизм: готовы ли «зумеры» к техническому прогрессу?
- Авторы: Ястреб Н.А.1
-
Учреждения:
- Вологодский государственный университет
- Выпуск: Том 2, № 3 (2022)
- Страницы: 39-45
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/10810
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2022-2-3-39-45
- ID: 10810
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена выявлению условий влияния научно-фантастической литературы и книг в жанре фэнтези на формирование технооптимистических и технопессимистических настроений молодых читателей. Базовым допущением работы является то, что восприятие артефактов героями художественной литературы с оговорками может быть рассмотрено как основа для выявления отношения к технике тех поколений, для которых эти произведения явились смысловыми точками сборки. Технооптимизм определен как мировоззренческая установка, в рамках которой источник проблем видится в самой природе и в человеке. Показано, что технопессимизм называет корнем проблем деятельность человека. Доказано, что цикл книг о Гарри Поттере в целом формирует технопессимистическое мировоззрение и оправдывает технологическое неравенство. На примере книг Т. Пратчетта показано, что литература может формировать у читателей ответственное отношение к технике, если будет показывать не только угрозу, котору несут технологии (прометеевское мышление), но и способы устранения последствий применению техники, в том числе в результате неправильно принятых решений (эпиметеевское мышление).
Об авторах
Наталья Андреевна Ястреб
Вологодский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nayastreb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6635-6008
http://nayastreb.tilda.ws/
доктор философских наук, доцент, директор института социальных и гуманитарных наук
Россия, 160035, Российская Федерация, г. Вологда, Ленина, 15,Список литературы
- Alton, А.Н. and Spruiell, W.C. (2014), Discworld and the Disciplines, Critical Approaches to the Terry Pratchett Works, McFarland, Jefferson, USA.
- Applebaum, P. (2003), Harry Potter’s World: Magic, Technoculture, and Becoming Human. In Harry Potter’s world: Multidisciplinary critical perspectives, Routledge Falmer, New York, USA.
- Attig, C., Wessel, D. and Franke, T. (2017), Assessing Personality Differences in Human-Technology Interaction: An Overview of Key Self-report Scales to Predict Successful Interaction, Stephanidis C. (ed.) HCI International 2017 – Posters' Extended Abstracts. HCI 2017, Communications in Computer and Information Science, vol. 713, pp. 19–29, Springer, Cham, DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-58750-9_3.
- Bantwal Rao, M., Jongerden, J., Lemmens, P. et al. (2015), Technological Mediation and Power: Postphenomenology, Critical Theory, and Autonomist Marxism. Philos. Technol, vol. 28, pp. 449–474, DOI: https://doi.org/10.1007/s13347-015-0190-2, [Online], available at: https://rdcu.be/cIv2x (Accessed 1 June 2022).
- Birch, Megan, L. (2009), Schooling Harry Potter: Teachers and Learning, Power and Knowledge, E.E. Heilman (ed.), Critical Perspectives on Harry Potter, pp. 103–120, Routledge, New York, USA.
- Dempster, S., Oliver, A., Sunderland, J. et al. (2016), What has Harry Potter Done for Me? Children’s Reflections on their ‘Potter Experience’, Child Lit Educ, no. 47, pp. 267–282, DOI: https://doi.org/10.1007/s10583-015-9267-x.
- Dillet, B. and Hatzisavvidou, S. (2021), Beyond technofix: Thinking with Epimetheus in the anthropocene, Contemp Polit Theory, DOI: https://doi.org/10.1057/s41296-021-00521-w, [Online], available at: https://link.springer.com/article/10.1057/s41296-021-00521-w (Accessed 1 June 2022).
- Fay, B. (1987), Critical social science, Cornell University Press, Ithaca, USA.
- Feenberg, A. (1995), Subversive rationalization: technology, power, and democracy, A. Feenberg and A. Hannay (ed.), Technology and the politics of knowledge, pp. 3–22, Indiana University Press, Bloomington, USA.
- King, A. (2004), Technophobia and Patriotic Pride, MRS Bulletin, vol. 29, pp. 360, [Online], available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1557/mrs2004.107.pdf (Accessed 1 June 2022 ).
- Аршинов В.И., Буданов В.Г. Этические императивы сценариев большого антропологического перехода // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2021. № 4. С. 58–64.
- Дзялошинский И.М. Философия цифровой цивилизации и трансформация медиакоммуникаций: монография / Под ред. Л.К. Лободенко. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. 554 с.
- Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологическая детерминация готовности личности к использованию новых технологий // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 5. С. 5–14.
- Нестик Т.А. Социально-психологические предикторы отношения личности к новым технологиям // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. № 2. С. 309–319.
- Роулинг Д. Собрание сочинений. В 7 томах. Москва: Росмэн-Пресс, 2006.
- Толкин Дж. Р.Р. Властелин колец. Москва: АСТ, 2015. 752 с.
- Троянская А.И. Технооптимистическая и технопессимистическая перспективы человека будущего // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2020. № 1 (40). С. 66–69.
- Фрай М. Простые волшебные вещи. Москва: Амфора, 2010. 252 с.
- Черняховская Ю.С. Футурология и философская фантастика как формы исследования будущего общества и его политического мира // Власть. 2016. № 4. С. 164–168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/futurologiya-i-filosofskaya-fantastika-kak-formy-issledovaniya-buduschego-obschestva-i-ego-politicheskogo-mira (дата обращения: 27.02.2022).