Том 2, № 2 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 11
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/issue/view/550
Весь выпуск
ПЕРСОНАЛИИ
Виктор Мачнев: глава в истории социологического факультета (памяти профессора Виктора Яковлевича Мачнева)
Аннотация
21 мая 2022 ушел из жизни Виктор Яковлевич Мачнев – человек, чья творческая и научная биография связана с Самарским университетом, социологическим факультетом и научным сообществом Самары. Цель статьи – представить портрет исследователя, руководителя, увлеченного и разностороннего человека. Делаются выводы о причинах широкого признания в научной среде и успехах в преподавательской и научной деятельности.
ФИЛОСОФИЯ
Демиург и София в мире Стартрека: гностические идеи в фильме «USS Каллистер»
Аннотация
В статье структурно-семантическим методом проанализированы план выражения и план содержания американского фильма «USS Каллистер» (2017). Рассмотрены четыре уровня анализа знаков в кино: знаки трех типов, из которых складывается характерологический признак персонажа, отсылающий к характеру, понимаемому как личность, которая, в свою очередь, является символическим выражением мифа. В кинотексте «USS Каллистер» средствами кинематографа созданы гностические образы Демиурга и Софии, а также реализованы такие гностические идеи, как иерархия миров, гнушение плотью, жизнь душ в материальном мире под властью злого Демиурга и спасение–разрушение мира Софией. В кинофильме также посредством семантической мимикрии опровергается гностическое представление о том, что Бог Ветхого Завета является злым Демиургом гностического космоса. Главный герой фильма – гениальный программист Робер Дейли, создавший компьютерную симуляцию Беспределье. Дейли изолировал на своем компьютере мод Беспределья, в котором воссоздан космический крейсер «Каллистер», команда формируется из сослуживцев Дейли, чьи ДНК он смог скопировать в мод в цифровом виде. Нанет Коул, гениальная программистка, скопированная Дейли в мод, смогла связаться со своей «небесной» ипостасью и с ее помощью реализовала план побега из мода, а мир, созданный Дейли, погиб вместе со своим Демиургом. Так в фильме визуализирована гностическая мифологема о двух Софиях, земной и небесной, воссоединение которых знаменует разрушение материального мира и посрамление Демиурга. В фильме воссоздана гностическая мифология для аудитории, мыслящей в категориях американской культуры ХХ века.
Семиотика религиозного опыта
Аннотация
Статья посвящена проблеме семиотических аспектов религиозного опыта. На материале анализа шестой главы Книги пророка Исаии в качестве основных семиотических компонентов религиозного опыта выделяются видение, пророчество, знамение и толкование. Раскрывается специфика знакового характера названных компонентов. Обосновывается тезис, что семиотические компоненты религиозного опыта взаимообусловливают друг друга, образуя целостную семиотическую структуру. Теоретическую базу исследования составляют концептуальные разработки отцов церкви, богословов и религиозных философов: Дионисий Ареопагит, Иоанн Златоуст, Игнатий Брянчанинов, В.Н. Лосский, А.Ф. Лосев и др. В исследовании используются методологические принципы и установки историко-философской реконструкции, герменевтики и семиотики.
Человек и космос
Аннотация
Вниманию русскоязычного читателя впервые предлагается фрагмент монографии Фридриха Дессауэра «Человек и космос. Опыт» 1948 года, посвящённый исследованию космоса как порядка в физическом, биологическом и духовном мирах. Фр. Дессауэр известен как классик философии техники, автор концепции «четвёртого царства» – мира предустановленных форм для технических задач. В настоящей работе он предстаёт, с одной стороны, как методолог и историк науки, системно показывающий характер и эволюцию познания в физике и биологии; с другой стороны, как антрополог, определяющий человека с позиции опытных наук в качестве способа соединения физического, биологического и духовного миров, как автор ряда мысленных экспериментов, иллюстрирующих возможности и границы науки. Публикуемый фрагмент перевода включает в себя главу 3 «Человек и космос», с. 67–126 оригинального издания.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Крах инженера Гарина: Н.Г. Гарин-Михайловский и А.Н. Толстой
Аннотация
В данной статье предпринят сопоставительный анализ двух повестей о детстве – «Детства Тёмы» Н.Г. Гарина-Михайловского и «Детства Никиты» А.Н. Толстого. Анализируя исходные сюжетные ситуации двух повестей, ключевые эпизоды и финалы, автор статьи приходит к выводу о том, что А.Н. Толстой предпринял своего рода ревизию повествования своего предшественника, написав не просто другую версию «детства», а откровенно антигаринское сочинение. Причины этой ревизии имеют как биографические, так и творческие корни: лично знакомый с Н.Г. Гариным-Михайловским в юности и находившийся под его влиянием, впоследствии А.Н. Толстой пришёл к необходимости переосмыслить свои юношеские идеалы, противопоставив аналитизму Гарина синтетизм, а поэзии краха и дисгармонии – поэзию полноты бытия и жизнерадостного утверждения. Внимательному рассмотрению в ходе исследования подвергаются мотивы страха, смерти, осмысления отцовства; отдельное внимание уделяется анализу «вертикальных» эпизодов в каждой из двух повестей, выделяющихся на фоне общего «горизонтального» повествования (в случае Н.Г. Гарина-Михайловского это эпизод спуска героя в старый колодец, у А.Н. Толстого – «молитва» героя в домике на колёсах).
Горизонты пространственного мировидения писателя Н.Г. Гарина-Михайловского
Аннотация
В данной статье идет речь о роли пространственных образов в сознании писателя. Писатель, имеющий богатый опыт путешествий и сравнительного восприятия «своего» и «чужого», будет выглядеть куда более авторитетным и объективным описателем отечественных пространств и жизненных реалий. Поездки инженера-путейца и писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского расширяли багаж пространственных впечатлений и непосредственно влияли на его творчество. Пространственный опыт нашел отражение в путевых очерках «Картинки Волыни», «Карандашом с натуры. По Западной Сибири», «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову», «Из окна вагона», «Вокруг света». Такие отражения и составляют уникальную метагеографию – свод субъективных образов земных пространств. Особое значение приобретала в сознании Н.Г. Гарина-Михайловского дорога как таковая и ее переплетающиеся символические смыслы. Это связано было и с участием инженера Михайловского в осуществлении масштабных транспортных проектов. Дорога в сознании русского человека, помимо чисто утилитарного значения, обрастала и более широким семантическим приращением. Сознание Н. Гарина-Михайловского не ограничивалось провинциальной темой, его интересовали проблемы развития цивилизации, возможности и вызовы современной технической эпохи, события и процессы социальной истории. Находясь в уездном городке или в заволжской деревне, он всегда чувствовал свою принадлежность к большому миру. Примечателен очерк «Вокруг света», отразивший впечатления от кругосветного путешествия, совершенного в 1898 году. Весьма значимы цивилизационные, социальные и психологические аспекты размышлений автора.
«Орхидея» Н.Г. Гарина-Михайловского: особенности коммуникативных стратегий драматурга
Аннотация
Авторы статьи обращаются к писательскому наследию Н.Г. Гарина-Михайловского, сочинителя, работавшего в самых разных жанрах: от сказки до повести, от рассказа до драмы. Драматургия писателя остается теоретически крайне малоизученной, хотя она вбирает в себя ряд знаковых особенностей, отражающих развитие драмы рубежа XIX-XX веков, в текстах Гарина видны изменения драматического языка. В статье дается краткая характеристика драматургии Н.Г. Гарина и подробно анализируется его пьеса «Орхидея». Интерес исследователей сосредоточен на организации авторского взаимодействия с читателем/зрителем и на отдельных особенностях поэтики драмы, дающих возможность сопоставить пьесу Гарина с новодраматической эстетикой. В методологическом плане авторы опираются на коммуникативную теорию и историческую поэтику. Эмпирическим материалом является текст пьес Н.Г. Гарина-Михайловского. Как источник фактического материала используется пятитомное собрание сочинений автора, выпущенное Гослитиздатом в 1957–58 гг. Среди научных результатов работы: систематический анализ пьесы Гарина-Михайловского, описание авторских стратегий взаимодействия с читателем/зрителем, выявление структуры центральных образов и ключевых сцен в драматическом действии. По своей внутренней природе пьеса «Орхидея» является своего рода драматизированным психологическим исследованием с новым типом драматического героя, с чертами эпической драмы, с особой «литературностью», которую отмечала современная Гарину критика.
Издано на средства Н.Г. Гарина-Михайловского: Р.Э. Циммерман и его книга «Кулачество-ростовщичество, его общественно-экономическое значение» глазами издателя
Аннотация
В 1898 году в Петербурге увидела свет книга писателя и журналиста Р.Э. Циммермана «Кулачество-ростовщичество, его общественно-экономическое значение», изданная Н. Гариным-Михайловским на его собственные средства. Причиной интереса последнего к выведенным Циммерманом в его работе идеям общественно-экономического развития страны стали собственные размышления
Н. Гарина-Михайловского, легшие примерно десятью годами ранее в основу повести «Несколько лет в деревне». В настоящей статье, во-первых, рассматривается проблематика и поэтика гаринской повести о безуспешной попытке обнаружить причины социальной дисгармонии, а во-вторых – предпринимается попытка прочесть книгу Р. Э. Циммермана «Кулачество-ростовщичество, его общественно-экономическое значение» глазами её издателя, увидевшего в труде Р.Э. Циммермана искомый, но не найденный им в своё время ответ на вопрос, кто виноват в крахе его надежд на восстановление гармонического бытия.
СОЦИОЛОГИЯ
Евгений Фомич Молевич: закономерности прогрессивной эволюции жизненного пути в 1960–70-х гг.
Аннотация
25 апреля 2022 года профессору кафедры социологии и культурологии Самарского университета Евгению Фомичу Молевичу исполнился 91 год. Юбилейные мероприятия и публикации об этом известном ученом показали, что для современной молодежи он остается примером и «человеком прогресса». Тем не менее, истоки его прогрессивного мышления и фундамент всех его современных концепций развития общества был заложен в далеких 1960–1970 гг. Этот период творчества Молевича-философа незаслуженно находится в тени следующих открытий Молевича-социо-
лога, хотя, очевидно, что это взаимосвязанные роли этого удивительного человека. В настоящей статье рассматривается именно период становления Е.Ф. Молевича в качестве самостоятельного исследователя. Уделяется внимание его творческому пути как сотрудника Уральского государственного университета и началу работы в Самарском университете. Рассматривается вклад Е.Ф. Молевича
в корректировку интерпретации философского закона «отрицания отрицания» и разработку концепции диалектического развития природы, нашедшей свое дальнейшее применение в социологической
теории.
Пермская (файнбургская) научная школа социологии: к истории создания и развития
Аннотация
Пермская школа социологии возникла в середине 60-х годов ХХ века вокруг известного философа, социолога, культуролога, политэконома, доктора философских наук и кандидата экономических наук, профессора Захара Ильича Файнбурга (24.01.1922 – 10.09.1990). Её отличительной особенностью стало органичное сочетание глубокого теоретического анализа социальных явлений современности, выявление глубинных причин их возникновения и конкретных прикладных эмпирических исследований, заканчивающихся конкретными рекомендациями, учитывающими специфику обследуемых организаций и регионов. Эта школа продолжает существовать и активно работать
на благо социологии России.
Цифровая экономика: ядро и периферия
Аннотация
Проанализированы различные критерии классификации современной экономики. Установлено, что вся экономика XXI века в той или иной степени является цифровой. Рассмотрено влияние цифровых технологий на развитие экономики в зависимости от степени использования цифровых технологий. Установлен неравномерный характер цифровизации на различных уровнях: глобальном, национальном и отраслевом. С учетом неравномерного характера развития цифровой экономики идентифицированы два сектора экономики, сформировавшихся в результате неравномерного характера развития цифровых технологий, обозначенные как «ядро» и «периферия». На основе анализа статистических данных выявлено, что различия ядра и периферии цифровой экономики в значительной мере обусловлены спецификой элементов производственной среды (ситуации). Определены ключевые различия в основных элементах производственной ситуации ядра и периферии: размере заработка, условиях труда, режиме рабочего времени.