Методики создания и проверки многодиапазонных антенно-волноводных трактов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Необходимость создания, сборки и настройки антенно-волноводных трактов многодиапазонных зеркальных антенн систем спутниковой связи требует использования различных методик выбора структуры, определения и оптимизации параметров антенно-волноводных трактов.

Цель. Снижение требований к объемам вычислительных затрат при разработке антенно-волноводных трактов и временных затрат на их сборку и настройку, а также проведение анализа изменения характеристик антенно-волноводных трактов при изменении параметров одного из устройств в составе тракта на основе выполнения расчетов характеристик только данного устройства.

Методы. Разработка антенно-волноводных трактов, включающая этапы выбора схемы построения тракта и определение параметров входящих в его состав устройств, проводится на основе математической модели соответствующего варианта построения тракта с использованием методов пакетов электродинамического моделирования.

Результаты. Разработана методика создания многодиапазонного антенно-волноводного тракта и методики его сборки и настройки.

Заключение. Предложена методика, которая позволяет снизить требования к используемым вычислительным средствам при разработке антенно-волноводных трактов по объему оперативной памяти, быстродействию. Реализована возможность анализа изменения характеристик антенно-волноводных трактов при изменении параметров одного из устройств в составе антенно-волноводных трактов на основе проведения расчетов характеристик только данного устройства. Последовательное выполнение измерений характеристик фрагмента антенно-волноводного тракта на этапе сборки и настройки дает возможность принимать решение о дальнейшей сборке антенно-волноводного тракта или внесении изменений в параметры последнего из подключенных устройств.

Полный текст

Введение

В современных наземных станциях систем спутниковой связи используются зеркальные антенны, обеспечивающие прием в нескольких частотных диапазонах с целью непрерывного обеспечения трафика пользователей в различных регионах Земного шара. Широкое использование при решении указанных задач могут находить многодиапазонные антенны различных типов и, в первую очередь, зеркальные антенны. В настоящее время известен ряд технических решений по построению антенн земных станций спутниковой связи [1–4].

В зависимости от решаемых многодиапазонных зеркальных антенн (МЗА), требований к диапазонам частот и видам поляризаций принимаемых и передаваемых сигналов могут использоваться антенно-волноводные тракты (АВТ), построенные на основе одного из следующих способов:

‑ способ разделения сигналов по частоте-разделения по поляризации;
‑ способ разделения сигналов по поляризации-разделения по частоте.

Наиболее широкое распространение при построении МЗА получил первый из указанных способов. Для минимизации затрат, связанных с созданием и последующей эксплуатацией таких комплексов наиболее актуальным является использование МЗА, построенных на основе многодиапазонных АВТ [5; 6]. Однако разработка, создание и последующая настройка таких антенн и трактов, несмотря на их анализ в ряде работ [7–11], является трудоемкой задачей, требующей как большого объема вычислений, так и больших временных затрат на сборки и настройку устройств и элементов, входящих в состав АВТ.

Целью статьи является снижения требований, к объемам вычислительных затрат при разработке АВТ и временных затрат на их сборку и настройку, так же проведение анализа изменения характеристик АВТ при изменении параметров одного из устройств в составе АВТ на основе проведения расчетов характеристик только данного устройства.

Решаемые задачи.

  1. Разработка методики создания многодиапазонного АВТ.
  2. Разработка методики сборки и настройки АВТ.

Исследование

Структурная схема трехдиапазонного АВТ с функцией автосопровождения, разработанного на основе способа разделения принимаемых сигналов по частоте-поляризации, приведена на рис. 1.

Разработка АВТ, включающая этапы выбора схемы построения тракта и определение параметров входящих в его состав устройств, проводится на основе математической модели соответствующего варианта построения тракта [12]. По результатам моделирования диплексеров могут быть сформированы матрицы  и  для j-го из числа совмещаемых частотных диапазонов    определяющие взаимосвязь между модами сигнала на входе диплексера и модами сигналов на первом и втором выходе соответственно.

Аналогично для поляризаторов и селекторов поляризационных j-го частотного диапазона   J) по результатам моделирования могут быть получены соответственно матрицы  и  с использованием которых формируется матрица

Для устройств отбора высшей моды рассчитываются матрицы  и  для диапазонов частот, в которых осуществляется автосопровождение излучающего КО.

Далее с использованием рассчитанных матриц определяются потери и КСВн в каждом из совмещаемых диапазонов частот. На основании указанных характеристик рассчитывается значение показателя эффективности АВТ.

 

Рис. 1. Структурная схема трехдиапазонного АВТ с автосопровождением

Fig. 1. Structural diagram of a three-band AVT with auto-tracking

 

Выбранный способ разделения сигналов может быть реализован с использованием в составе АВТ ответвителей моды, диплексеров, поляризаторов и селекторов. Выбор параметров устройств в составе АВТ проводится с учетом взаимосвязи параметров устройств и характеристик АВТ с использованием разработанной математической модели АВТ, которая может быть получена на основе матриц, представляющих полноволновое описание сигналов в элементах АВТ [12].

Блок-схема предлагаемой методики приведена на рис. 2. На первом этапе в соответствии с заданным числом совмещаемых диапазонов, шириной полосы рабочих частот в каждом из совмещаемых диапазонов, набором поляризаций принимаемых сигналов, необходимостью выполнения автосопровождения источника радиоизлучения выполняется выбор структуры АВТ.

На втором этапе производится выбор конструкции и предварительный выбор параметров элементов из состава АВТ. При построении в соответствии со способом разделение по частоте-разделение по поляризации будут использоваться частотные диплексеры. Выбор конструкции осуществляется с учетом габаритных ограничений. В частности, указанные ограничения определяют выбор конструкций частотных диплексеров. При построении АВТ по способу разделение по поляризации-разделение по частоте используется диплексер.

На следующем этапе проводится уточнение параметров элементов АВТ, обеспечивающих получение заданных характеристик. При выполнении этого этапа последовательно, начиная с входного элемента АВТ, формируются фрагменты АВТ для случая двухдиапазонного АВТ с совмещение S- и X-диапазонов частот с автосопровождением в X-диапазоне и выделением в каждом из совмещаемых диапазонов сигналов правой и левой круговых поляризаций.

Вход АВТ (диплексер) подключается к выходу облучателя. Предварительный выбор параметров диплексеров осуществляется с учетом согласования их входных характеристик с выходными характеристиками облучателя МЗА. Сечение волновода на входе АВТ без реализации автосопровождения выбирается из условия распространения основной моды в нижнем частотном диапазоне и минимального числа распространяющихся мод в верхнем из совмещаемых частотных диапазонов. Кроме того, учитывается зависимость выходных характеристик рупорного облучателя в совмещаемых диапазонах частот от диаметра модового трансформатора рупора.

К выходу диплексера, соответствующему первому частотному диапазону, подключается однодиапазонное устройство поляризационного преобразования и селекции, выбор параметров которого не представляет сложностей.

 

Рис. 2. Блок-схема методики разработки АВТ

Fig. 2. Flowchart of the ABT development methodology

 

Ко второму выходу первого частотного диплексера подключается второй частотный диплексер. Входное сечение волновода данного диплексера выбирается из условия распространения основной моды во втором частотном диапазоне и минимального числа распространяющихся мод в верхнем из совмещаемых частотных диапазонов. Ко второму выходу второго диплексера подключается однодиапазонное устройство поляризационного преобразования и селекции, выбор параметров которого, как и для нижнего частотного диапазона не представляет сложностей. Оптимизация параметров диплексеров других диапазонов частот проводится аналогично.

В случае построения АВТ по схеме разделение по поляризации-разделение по частоте с выходными характеристиками облучателя согласуются входные характеристики устройства поляризационного разделения. Выбор размеров волноводов осуществляется аналогично, как и в предыдущей схеме.

Достоинствами предлагаемой методики являются:

‑ возможность снижения требований к используемым вычислительным средствам при разработке АВТ по объему оперативной памяти, быстродействию;
‑ возможность анализа изменения характеристик АВТ при изменении параметров одного из устройств в составе АВТ на основе проведения расчетов характеристик только данного устройства.

Вторым направлением использования разработанной математической модели является разработка методики контроля и настройки характеристик АВТ при сборке. Использование математической модели в этом случае позволяет:

‑ проводить анализ соответствия характеристик изготовленных составных частей заданным требованиям;
‑ в течение сборки АВТ при последовательном подключении каждого из устройств проводить анализ характеристик собранной части АВТ, сопоставление его с расчетными значениями и настройку параметров устройства;
‑ по результатам анализа измеренных значений, выполняемым последовательно на этапе сборки, принимать решение о дальнейшей сборке АВТ или внесении изменений в параметры последнего из подключенных устройств.

Соответствующая блок схема методики приведена на рис. 3.

 

Рис. 3. Блок-схема методики настройки АВТ

Fig. 3. Block diagram of the ABT tuning technique

 

На первом этапе проводится последовательная сборка фрагментов АВТ. Первым фрагментом АВТ является входное устройство АВТ, которым в зависимости от выбранной схемы построения могут являться частотные диплексеры, ответвители высшей моды или устройства поляризационного преобразования и селекции.

На втором этапе измерение характеристик первого устройства в составе АВТ. По результатам сопоставления расчетных и измеренных характеристик АВТ проводится настройка параметров подключаемого элемента АВТ.

Достоинствами предлагаемой методики являются:

‑ возможность снижения требований к используемым вычислительным средствам при разработке АВТ по объему оперативной памяти, быстродействию;
‑ возможность анализа изменения характеристик АВТ при изменении параметров одного из устройств в составе АВТ на основе проведения расчетов характеристик только данного устройства.

Заключение

Анализ прикладных аспектов использования математической модели АВТ МЗА позволил выделить два направления применения данной модели при создании АВТ:

‑ построение методики, обеспечивающей выбор структуры АВТ, определение и оптимизацию параметров составных частей выбранной структуры;
‑ построение методики контроля и настройки параметров АВТ в ходе его сборки.

В рамках первого направления, связанного с выбором структуры АВТ МЗА, определения и оптимизации параметров составных частей выбранной структуры, использование данной методики позволяет:

‑ снизить требования к используемым вычислительным средствам при разработке АВТ;
‑ проводить анализ изменения характеристик АВТ при изменении параметров одного из устройств в составе АВТ при проведении расчетов характеристик только данного устройства.

Вторым направлением использования разработанной математической модели является разработка методики контроля и настройки характеристик АВТ при сборке. Использование математической модели в этом случае позволяет:

‑ проводить анализ соответствия характеристик изготовленных составных частей заданным требованиям;
‑ в течение сборки АВТ при последовательном подключении каждого из устройств проводить анализ характеристик собранной части АВТ, сопоставление его с расчетными значениями и настройку параметров устройства;
‑ по результатам анализа измеренных значений, выполняемым последовательно на этапе сборки, принимать решение о дальнейшей сборке АВТ или внесении изменений в параметры последнего из подключенных устройств.
×

Об авторах

Сергей Игоревич Бойчук

ФГУП «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт радиосвязи»

Email: sergey-boy1@yandex.ru

руководитель группы

Россия, 344038, Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 130

Александр Евгеньевич Коровкин

кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Email: alkejzer@mail.ru

кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Россия, 344002, Ростов-на-Дону, ул. Серафимовича, 62

Василий Иванович Юхнов

Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики

Автор, ответственный за переписку.
Email: juchnov@mail.ru

кандидат технических наук, заведующий кафедры «Инфокоммуникационных технологий и систем связи»

Россия, 344002, Ростов-на-Дону, ул. Серафимовича, 62

Список литературы

  1. Демченко В.И., Косогор А.А., Раздоркин Д.Я. Методология разработки многодиапазонных зеркальных антенн // Антенны. 2012. Вып. 9 (184). С. 4–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18052444
  2. Габриэльян Д.Д., Демченко В.И., Раздоркин Д.Я. Практическая реализация многодиапазонных зеркальных антенн связи с ИСЗ на геостационарных, высокоэллиптических и круговых орбитах // Радиотехника. 2014. № 8. С. 61–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21845949
  3. Бойчук С.И., Коровкин А.Е., Раздоркин Д.Я. Антенно-волноводные устройства с единым рупором для многодиапазонных антенных систем // Радиотехника. 2019. Т. 83, № 7 (9). С. 202–208. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41117354
  4. Антенно-волноводные устройства многодиапазонных зеркальных антенн / А.Е. Коровкин [и др.] // Антенны. 2011. Вып. 12 (175). С. 38–41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17764070
  5. Способы частотно-поляризационного разделения сигналов в зеркальных антеннах систем спутниковой связи / Д.Д. Габриэльян [и др.] // Физика волновых процессов и радиотехнические системы. 2022. Т. 25, № 2. С. 83-90. DOI: https://doi.org/10.18469/1810-3189.2022.25.2.83-90
  6. Приемо-передающий облучатель зеркальных антенн систем спутниковой связи / С.И. Бойчук [и др.] // Ракетно-космическое приборостроение и информационные системы. 2022. Т. 9, № 1. С. 73–78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48109092
  7. Клюев С.Б., Нефедов Е.И. Антенна с явно выраженной продольной составляющей электрического поля в ближней зоне // Физика волновых процессов и радиотехнические системы. 2008. Т. 11, № 4. С. 21–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12835171
  8. Клюев Д.С. Электродинамический анализ зеркальных антенн методом сингулярных интегральных уравнений // Физика волновых процессов и радиотехнические системы. 2009. Т. 12, № 3. С. 86–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12846665
  9. Клюев Д.С. Самосогласованный метод расчета зеркальных антенн // Физика волновых процессов и радиотехнические системы. 2011. Т. 14, № 4. С. 13–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17272406
  10. Кирпанев А.В. Исследование широкополосных антенн по измерениям ближних полей в слабоэховой обстановке // Физика волновых процессов и радиотехнические системы. 2006. Т. 9, № 2. С. 26–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15138730
  11. Юрцев О.А., Наумович Н.М., Лихачевский Д.В. Ближнее поле и фокусировка зеркальной антенны // Физика волновых процессов и радиотехнические системы. 2007. Т. 10, № 2. С. 39–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13121231
  12. Математическая модель антенно-волноводного тракта с разделением сигналов по частоте-поляризации / Д.Д. Габриэльян [и др.] // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника. 2022. Т. 25, № 4. С. 41–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49491802

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Структурная схема трехдиапазонного АВТ с автосопровождением

3. Рис. 2. Блок-схема методики разработки АВТ

Скачать (395KB)
4. Рис. 3. Блок-схема методики настройки АВТ

Скачать (183KB)

© Бойчук С.И., Коровкин А.Е., Юхнов В.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ФС 77 - 68199 от 27.12.2016.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах