Проектирование навигации по электронному курсу

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В проектировании процесса изучения электронного курса предлагается использовать понятие модели навигации. Эта модель обеспечивает удобную и дидактически обоснованную навигацию по учебному материалу курса. Работа опирается на недавнее исследование авторов по структурированию учебного контента в форме модели содержания электронного курса, упорядоченного в виде иерархической структуры составляющих курс онтологий учебных элементов. Понятие модели навигации включает совокупность матриц отношений очерёдности и логической связности учебных элементов и соответствующих этим матрицам орграфов последовательности изучения и логической связности фрагментов учебного контента. Модель навигации отвечает на два важных вопроса проектирования электронного курса: 1) какая должна быть рациональная в дидактическом плане последовательность изучения учебных элементов в создаваемом курсе; 2) какие должны быть установлены логические связи между отдельными учебными элементами курса, чтобы обеспечить удобную и дидактически обоснованную навигацию по курсу. Дано математическое обоснование модели навигации, исследованы ее свойства и введены интегральные характеристики. Использование модели навигации электронного курса позволяет: определять и визуально представлять рациональную последовательность изучения учебного материала, логические опорные связи между его различными фрагментами; обеспечивать эффективную помощь учащимся в навигации по курсу; анализировать и сравнивать различные учебные материалы, оценивать уровень дидактической значимости различных учебных элементов; минимизировать трудоёмкость подготовки упражнений для тренинга и тестов для контроля и трудоёмкость тренинговых и контрольных процедур электронного обучения. Понятие модели навигации соответствует международным стандартам электронного обучения SCORM и IMS, дополняет их конкретными алгоритмами для агрегации учебных объектов (SCOs) в электронные курсы, оказывает помощь обучающимся в их изучении. Математическое обоснование модели навигации позволяет автоматизировать проектирование электронных курсов.

Об авторах

Александр Васильевич Соловов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: a_solovov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6288-820X
Scopus Author ID: 57222040521

к.т.н. , профессор по кафедре технической кибернетики, действительный член Российской академии информатизации образования 

Россия, Самара

Анастасия Александровна Меньшикова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: nastya.menshikova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8201-7065
Scopus Author ID: 57222036809
ResearcherId: H-6847-2017

к.т.н., доцент кафедры суперкомпьютеров и общей информатики Самарского университета

Россия, Самара

Список литературы

  1. Борк А. Компьютеры в обучении: чему учит история. Информатика и образование. 1990. № 5. С.110-118.
  2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 303 с.
  3. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство. 1982. 107 с.
  4. Онтологический Саммит 2020: Графы знаний. Онтология проектирования. 2020. Т.10, №2(36). С.246-248.
  5. Баклавски К. Онтологический Саммит 2020. Коммюнике: Графы знаний / К. Баклавски, М. Беннет, Г. Берг-Кросс, Т. Шнайдер, Р. Шарма, Д. Сингер. Перевод с англ. Д. Боргест // Онтология проектирования. 2020. Т.10, №4(38). С.540-555. – doi: 10.18287/2223-9537-2020- 10-4-540-555.
  6. Chaudhri V.K. Textbook Open Knowledge Network. Chaudhri Retrieved on December 1, 2020 from http://bit.ly/310xXpd.
  7. Гаврилова Т.А., Страхович Э.В. Визуально-аналитическое мышление и интеллект-карты в онтологическом инжиниринге. Онтология проектирования. 2020. Т.10, №1(35). С.87-99. doi: 10.18287/2223-9537-2020-10-1-87-99.
  8. Сиговцев Г.С., Семенов И.О. Проектирование содержания учебного ресурса на основе когнитивной карты. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2011. № 7. С.421-426.
  9. Дворецкий С.И., Муромцев Ю.Л., Погонин В.А., Схиртладзе А.Г. Моделирование систем / Под ред. Ю.Л. Муромцева. М.: Академия. 2009. 320 с.
  10. Муромцев Д.И. Модели и методы индивидуализации электронного обучения в контексте онтологического подхода. Онтология проектирования. 2020. Т.10. № 1(35). С.34-49. doi: 10.18287/2223-9537-2020-10-1-34-49.
  11. Силкина Н.С., Соколинский Л.Б. Структурно-иерархическая дидактическая модель электронного обучения. Вестник ЮУрГУ. Серия: Вычислительная математика и информатика. 2019. Т.8, №4. С.56–83. doi: 10.14529/cmse190405.
  12. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис». 2004. 420 с.
  13. Майер Р.В. Моделирование обучения, основанное на представлении осмысленной информации в виде си-стемы связанных элементов. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. Т.6, № 2. С.16-21. doi: 10.12737/article_595cd4b9418830.47023663.
  14. Сауров Ю.А. Модели и моделирование в методике обучения физике: логико-методологические поиски. Ки-ров: ООО Издательство "Радуга-ПРЕСС". 2016. 216 с.
  15. Сытина Н.С. Когнитивная навигация ИОТ студента в проектировании учебного процесса. Педагогический журнал Башкортостана. 2009. №6 (25), С.8-18.
  16. SCORM – Sharable Content Object Reference Model (Модель обмена учебными материалами). SCORM solved and explained. https://scorm.com/.
  17. Зимин И.В. Рекомендации по подготовке содержания и структурирования электронного обучающего ре-сурса. Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ". 2016. 102 с.
  18. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. 140 с.
  19. Solovov A.V., Menshikova A.A. Designing an ontology of the e-learning course content. Ontology of designing. 2023; 13(1): 99-112. doi: 10.18287/2223-9537-2023-13-1-99-112.
  20. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения. Высшее образование в России. 2021. Т.30, № 6. С.60-69. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69.
  21. Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и эколо-гическим задачам. М.: Наука, 1986. 494 с.
  22. Соловов А.В., Корольков О.Н. Виртуальный учебный кабинет конструкции самолетов : учеб. пособие. Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева. Самара: Изд-во СГАУ, 2006. 551 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1– Пример моделей содержания и навигации для фрагмента теории орграфов из книги [21]: а – модель содержания; б – орграф и матрица отношений очерёдности учебных элементов (УЭ); в – последовательность изучения УЭ; г – орграф и матрица связности УЭ

Скачать (336KB)
3. Рисунок 2 – Пример матриц, иллюстрирующих свойства 3, 4 отношения логической связности

Скачать (173KB)
4. Рисунок 3 – UML- диаграмма вариантов использования компьютерной программы Модель навигации

Скачать (109KB)
5. Рисунок 4 – UML-диаграмма взаимодействия пользователей и объектов компьютерной программы Модель навигации

Скачать (173KB)
6. Рисунок 5 – Фрагменты экранных форм программы Модель освоения при проектировании электронного курса (ЭК) по техническим аспектам информационных технологий

Скачать (618KB)
7. Рисунок 6 – Пример использования модели навигации для помощи в навигации в ЭК по конструкции самолётов

Скачать (144KB)

© Соловов А.В., Меньшикова А.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ФС 77 - 70157 от 16.06.2017.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах