Прокурорский надзор в сфере безопасности на транспорте

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье с позиций комплексного подхода анализируются вопросы осуществления прокурорского надзора в сфере безопасности на транспорте. Работа подготовлена по следам состоявшейся 14 мая 2021 года Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию российской прокуратуры. Транспортная безопасность как предмет прокурорского надзора охватывает самые разные сферы отношений, относящихся к административному, уголовному, гражданскому и процессуальным отраслям права. Железнодорожное, водное и воздушное сообщение подчиняется не только особым социально-экономическим закономерностям, но и требует специальных правовых режимов, продиктованных значительной удаленностью и динамикой субъектов, в отношении которых осуществляется надзор, повышенным риском причинения вреда охраняемым законом отношениям, необходимостью постоянного и бесперебойного функционирования объектов транспорта, важностью транспортного сегмента для всей экономической жизни страны. Все это определяет необходимость весьма оперативных и в то же время взвешенных надзорных решений, что возможно за счет тесного сотрудничества юридической науки и практики.

Полный текст

14 мая 2021 года в Самарской Губернской Думе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «К 300-летию российской прокуратуры: Прокурорский надзор в сфере безопасности на транспорте». Это научно-практическое и образовательное мероприятие было организовано федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева», Приволжской транспортной прокуратурой, Самарским региональным отделением Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», Союзом криминалистов и криминологов. Всероссийский форум состоялся в рамках объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 812 текущего – 2021 года – Года науки и технологий. Настоящая конференция была приурочена также к обозначенной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации тематике месяца мая 2021 года – «Новые вызовы и угрозы. Безопасность». С приветственными словами к участникам конференции обратились Безверхов Артур Геннадьевич – исполнительный директор Юридического института Самарского университета, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор; Кузнецов Михаил Петрович – заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советник юстиции, кандидат юридических наук; Конош Дмитрий Алексеевич – приволжский транспортный прокурор государственный советник юстиции 3 класса; Шевцов Юрий Михайлович – заместитель председателя Самарской Губернской Думы, председатель комитета Самарской Губернской Думы по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции, руководитель Самарского регионального отделения Ассоциации юристов России. Модераторами конференции выступили Авдеев Денис Евгеньевич – первый заместитель приволжского транспортного прокурора, старший советник юстиции; Юдин Андрей Владимирович – заместитель директора Юридического института по научной работе, заведующий кафедрой гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского университета, доктор юридических наук. Огромный интерес участников конференции и значительное число вопросов вызвали доклады и сообщения: Хатмуллина Наиля Камилевича – начальника отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Приволжской транспортной прокуратуры, старшего советника юстиции, по теме «Проблемные вопросы безопасности на транспорте в Приволжском транспортном регионе»; Кленовой Татьяны Владимировны – заведующего кафедрой уголовного права и криминологии Самарского университета, доктора юридических наук, профессора, по теме «Актуальные проблемы понимания наказания за транспортные преступления и правонарушения»; Полянского Виктора Владимировича – заведующего кафедрой государственного и административного права Самарского университета, кандидата юридических наук, профессора, по теме «Транспортная безопасность как гарантия права на жизнь»; Гезалова Расула Фахраддиновича – старшего помощника приволжского транспортного прокурора по правовому обеспечению и профилактике правонарушений, советник юстиции, по теме «Современные формы и методы правового просвещения и правового информирования в целях профилактики правонарушений на транспорте»; Савельева Константина Анатольевича – заведующего кафедрой уголовного процесса и криминалистики Самарского университета, кандидата юридических наук, доцента, по теме «Целесообразность кассационного производства по делам о транспортной безопасности»; Чернаковой Елены Васильевны – начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Приволжской транспортной прокуратуры, советника юстиции; Кондратьева Сергея Павловича – заместителя руководителя Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, полковника юстиции, Шамсудинова Радика Абдулвагабовича – заместителя начальника управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу – начальника следственного управления, полковника юстиции, по теме «Проблемы в доказывании и соблюдении разумного срока предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях в сфере нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта». В работе конференции приняли активное участие: Бурцев Сергей Александрович – заместитель министра образования и науки Самарской области; Шилов Александр Егорович – заместитель Председателя Самарского областного суда; Лазарев Денис Анатольевич – председатель совета судей Самарской области, председатель Советского районного суда г. Самары; Воищев Владимир Николаевич – заместитель приволжского транспортного прокурора, старший советник юстиции; Кокин Алексей Валерьевич – председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области, председатель Исполнительного комитета Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», адвокат; Саусин Андрей Валерьевич – заместитель руководителя аппарата Самарской Губернской Думы – руководитель Главного управления правового обеспечения; Гуртовой Дмитрий Анатольевич – Куйбышевский транспортный прокурор, старший советник юстиции; Торопов Владислав Сергеевич – Сызранский транспортный прокурор, советник юстиции; Смородинов Владимир Кузьмич – старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Самарского университета, и многие другие практические и научные работники. Затронутая проблематика является многоаспектной и многосложной, в ходе обсуждения она обнаружила немало спорных вопросов, относящихся к области материального и процессуального права, к предметам отраслей государственно-административного, уголовно-правового, цивилистического циклов. Значительное внимание на конференции было уделено общей проблематике транспортной безопасности. Как известно, федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Одним из видов безопасности выступает транспортная безопасность. Согласно ст. 1 федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Очевидно, что под транспортной безопасностью как разновидностью общественной безопасности понимается такое состояние транспортной системы Российской Федерации, которое позволяет обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость функционирования транспорта, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности. Другими словами, транспортная безопасность есть установленная и поддерживаемая система общественных отношений, складывающихся в области транспортной инфраструктуры, движения и деятельности и обеспечивающих в силу действия разнообразных общеопасных источников усиленную защиту интересов общества, личности и государства (жизни и здоровья населения, собственности, окружающей среды и пр.) при организации и управлении процессом перемещения пассажиров и (или) грузов воздушным, водным (морским, речным), наземным (железнодорожным, автомобильным) и трубопроводным транспортом. Обеспечение транспортной безопасности – это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. В круг объектов транспортной безопасности включены самые различные технологические комплексы: железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции; объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины); аэродромы и аэропорты; определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение; здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и др. При этом следует иметь в виду, что транспортная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на железнодорожном, водном (речном и морском), воздушном транспорте, а также за деятельностью правоохранительных органов на транспорте и в таможенной сфере. Эта специализированная прокуратура является необходимым элементом прокурорской системы. Ей реализуется зонально-предметный принцип прокуратуры. Контроль за деятельностью транспортных прокуратур осуществляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ. Полномочия транспортного прокурора включают в себя надзор за исполнением законов на транспорте; соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, организациями и учреждениями транспорта независимо от форм собственности; привлечение виновных лиц к ответственности за правонарушения и преступления, совершенные должностными лицами транспортных организаций; проведение проверок соблюдения федерального законодательства таможенными органами. Транспортные прокуроры пользуются всеми правами и несут обязанности в пределах своей компетенции при осуществлении своей деятельности в соответствии с федеральным законом «О прокуратуре РФ». Понятно, что при этом специфика функционирования транспортной инфраструктуры накладывает серьезный отпечаток на осуществление надзора органами специализированной транспортной прокуратуры в этой сфере. Железнодорожное, водное и воздушное сообщение подчиняется не только особым социально-экономическим закономерностям, но и требует специальных правовых режимов, продиктованных значительной удаленностью и динамикой субъектов, в отношении которых осуществляется надзор, повышенным риском причинения вреда охраняемым законом отношениям, необходимостью постоянного и бесперебойного функционирования объектов транспорта, важностью транспортного сегмента для всей экономической жизни страны. Все это определяет необходимость весьма оперативных и в то же время взвешенных надзорных решений, что возможно за счет тесного сотрудничества науки и практики, примером которого служит Всероссийская научно-практическая конференция «К 300-летию российской прокуратуры: Прокурорский надзор в сфере безопасности на транспорте». Разноотраслевые проблемы проецируются и на сферу транспортной безопасности, приобретая некую специфику. Так, на конференции обсуждался вопрос о праве прокурора на обращение в защиту государственных и муниципальных унитарных предприятий. Сложившаяся судебная практика в гражданском процессе действительно ограничивает прокурора в таком обращении, однако такое ограничение представляется не вполне последовательным. Если сравнить правовое регулирование сходных правоотношений, то это порождает неоправданную дифференциацию между различными видами судопроизводства. Так, на основании части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности сделок, совершенных в т. ч. государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Получается, что в арбитражном процессе, который традиционно позиционируется как более «состязательный» и «диспозитивный», то есть как процесс профессиональный, такое обращение прокурора допускается, а в гражданском процессе соответствующее право за прокурором не признается. Часть 3 статьи 44 УПК РФ прямо наделяет прокурора правом предъявления гражданского иска в защиту государственных и муниципальных унитарных предприятий. Отрицание за ним соответствующего права в гражданском процессе также порождает неоправданную дифференциацию и с процессом уголовным. Тем более что вопрос о размере возмещения может быть передан судом для рассмотрения в гражданском судопроизводстве. Так, в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу» разъяснено: «...при обращении к исполнению вступившего в законную силу приговора, содержащего решение о признании за гражданским истцом права на удовлетворение гражданского иска с передачей вопроса о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, суд, постановивший приговор, направляет для такого рассмотрения в суд, которому данный гражданский иск подсуден в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (в установленных законом случаях – с учетом волеизъявления гражданского истца), копии обвинительного приговора, решения суда апелляционной инстанции, копии искового заявления (заявления) и решений о признании гражданским истцом, гражданским ответчиком либо выписку из протокола судебного заседания, копии иных материалов дела, подтверждающих исковые требования, а также необходимых для решения вопроса об их размере. В любом случае гражданский истец должен быть уведомлен о том, в какой суд направлены указанные материалы». Если отрицать за прокурором право на заявление соответствующих требований в гражданском судопроизводстве, то мы должны будем признать, что при изменении порядка рассмотрения соответствующего вопроса (с уголовного на гражданский), притом что существо данного вопроса и круг участвующих в деле лиц не изменился, прокурор утрачивает право поддерживать такой иск, что представляется нелогичным. Отрадно отметить, что Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» компетенция прокурора была еще более расширена за счет отнесения к числу дел, по которым прокурор имеет право на обращение в арбитражный суд, споров о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в том числе государственными заказчиками государственного оборонного заказа, головными исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу, и о применении последствий недействительности таких сделок; о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе заказчиками, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), субподрядчиками, соисполнителями, участвующими в обеспечении государственных и муниципальных нужд, и о применении последствий недействительности таких сделок; о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Участники Всероссийской конференции уделили внимание не только актуальным вопросам безопасности на транспорте, но и современным проблемам формирования и развития новой отрасли – образовательного права – в части, связанной с надлежащим обеспечением классического юридического образования. Участники Всероссийской конференции констатировали: юридическое образование представляет высокую социально-политическую ценность, поскольку юридические вузы, институты и факультеты готовят своих выпускников к таким важным для государства видам профессиональной деятельности, как нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, организационно-управленческая. Массово коммерческое юридическое образование – негативный опыт прошлого. Указанный феномен 90-х годов прошедшего века и нулевых годов этого тысячелетия стал возможным в силу того обстоятельства, что юридическое образование рентабельно, легко капитализируется и является универсальным. Эти и другие связанные с ним особенности негативно в свое время сказались на эффективности государственного управления, да и продолжают отрицательно сказываться по сей день. Тотальная коммерциализация юридического образования – угроза национальной безопасности России. Наоборот, необходимо и целесообразно усиление государственного регулирования и контроля в сфере юриспруденции – нашего общественного блага и общего ресурса, направленного в том числе на формирование механизмов правового обеспечения рынка современной России, создание системы надежной охраны здоровых общественных отношений, надежной охраны транспортной безопасности. Эти обстоятельства возлагают на профессорско-преподавательский состав, работодателей и на обучающихся большую ответственность. Учитывая в значительной степени практическую направленность мероприятия и состав его участников, Организационный комитет Всероссийской научно-практической конференции «К 300-летию российской прокуратуры: Прокурорский надзор в сфере безопасности на транспорте» обратился с резолюцией по итогам состоявшегося научно-практического форума. В принятом документе была подчеркнута особая роль Юридического института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» в подготовке высококвалифицированных кадров, последовательно и творчески воплощающих правовые принципы и новации во благо обеспечения законности и правопорядка. В итоговом документе Всероссийской конференции обращается внимание, что славные традиции юридического образования имеют в России вековую историю – первый юридический факультет был открыт в 1755 году М. В. Ломоносовым. Сильной стороной юридического образования является сочетание фундаментальности и практической ориентированности, а также его значительное влияние на развитие профессионального правосознания студентов. Выпускники юридических факультетов, институтов и университетов являются основой государственного аппарата нашей страны и региона, без их участия оказалось бы невозможным функционирование политической и хозяйственной системы Российской Федерации. Кадровая политика показывает, что последовательное и полноценное освоение юридических дисциплин является критически необходимым для соискателей должностей в государственных органах власти и управления. Не случайно 6 февраля 2020 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Закон о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре», предусмотрев, что прокурором может быть назначено только лицо, имеющее квалификацию «магистр» по направлению подготовки «Юриспруденция», при наличии диплома бакалавра по тому же направлению подготовки. Аналогичное положение содержится и в законодательстве о статусе судей. Тем самым на высоком уровне подчеркнута практическая важность специальной юридической подготовки. Прокурор, судья и следователь должны обладать глубокими теоретическими знаниями в области права, особенно в условиях интенсивно изменяющегося законодательства, правильно и эффективно использовать предусмотренные законом средства защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, что предполагает наличие высокого уровня профессионального образования у выпускников в области юриспруденции. Организационный комитет конференции с удовлетворением констатировал, что, сохраняя лучшие традиции классического юридического образования, юридический институт при поддержке руководства Самарского университета и ведущих работодателей оперативно реагирует на актуальные задачи учебного и научного плана, активно внедряет современные образовательные технологии и программы, развивает инновационные формы взаимодействия и осуществления интеграции профессионального образования, науки и правоприменительной практики. В Юридическом институте успешно на протяжении более пяти лет реализуется система специальных курсов по самостоятельному выбору обучающихся, ориентированная на правовые области и объекты профессиональной юридической деятельности выпускников с формированием требуемых ведущими работодателями профессиональных компетенций. Устоявшиеся и хорошо зарекомендовавшие себя практико-ориентированные дисциплины по выбору обучающихся создают условия для достижения целей и решения задач, поставленных перед юридическим образованием и наукой в современных условиях, способствуют постоянному совершенствованию получаемого в стенах института классического образования, свидетельствуют об организации деятельности Юридического института на высочайшем профессиональном уровне. В целях дальнейшего совершенствования подготовки кадров для системы прокуратуры, следствия и судебной власти отмечается, что логика формирования и набор специальных дисциплин по выбору обучающихся в области юриспруденции должна определяться прежде всего актуальными правоохранительными и правоприменительными задачами, в необходимых случаях с учетом мнения ведущих работодателей. Конференция в лице оргкомитета резюмировала, что для успешной реализации задач, стоящих перед органами прокуратуры, следствия и судебной власти, формирования высококвалифицированного кадрового потенциала, необходимо: 1) сохранить на должном уровне практико-ориентированный подход в юридическом образовании; 2) акцентировать внимание на выработке у обучающихся профессиональных компетенций, направленных на решение правоприменительных и правоохранительных задач в деятельности юриста; 3) обеспечить высокое качество специальной юридической подготовки в целях реализации стоящей перед классическим юридическим образованием миссии по выработке необходимых юристу профессиональных компетенций, соответствующих содержанию области юридической деятельности и востребованных для решения современных правоприменительных и правоохранительных задач.

×

Об авторах

А. Г. Безверхов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: bezverkhov-artur@yandex.ru
Россия

А. В. Юдин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Email: udin77@mail.ru
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Безверхов А.Г., Юдин А.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах