ПОЧЕМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

С середины прошлого века интерес к естественно-правовым исследованиям был восстановлен, а затем активизирован. В то время появились новые концепции, пропагандирующие существование различных типов правосудия (корпоративное, солидарно ответственное, организационное, международное и т.д.), включая также и процессуальное право. Наиболее известными сторонниками концепций существования процессуальной справедливости были Дж. Роулз, О. Хёффе, а позднее Л. Фуллер, Г. Харт, Р. Дворкин, П. Коллер, М. Ван ден Бос и другие. Однако целью этой статьи является не поддержать идею о существовании процессуального правосудия, предложенную вышеупомянутыми авторами, а скорее оспорить ее. Это будет показано со ссылкой на очевидное: справедливость является синонимом истины, а не с правильности, на которой вышеупомянутые авторы разрабатывают концепцию процессуальной справедливости. Истина связана с тем, что существует, и с правильностью надлежащего и точного выполнения соответствующих процедур. В противном случае создание процессуального правосудия на самом деле было бы своего рода противоречием в своей основе, возникающим из-за путаницы между правосудием и процедурой. Эти два термина связаны, но не похожи друг на друга, поскольку справедливость и правильность не совпадают, равно как правосудие и закон. То, что правдиво, может быть праведным. И наоборот, праведность может не быть правдивой. По-видимому, это связано с отношением между объективным (правдивость, справедливость) и средствами (правильность, точность, надежность и т.д. - одним словом, прочность). Эта взаимосвязь между правдивостью и правотой определяет правоту прежде всего как средство надлежащего применения закона и только после этого как средство возможного достижения справедливости в законодательстве. О справедливости при этом нельзя говорить. Вышеупомянутая взаимосвязь показывает другое: только материальные правовые нормы могут быть справедливыми, в то время как это может не иметь места в отношении процедурных правил. Рассмотрение взаимосвязи правдивости и правильности на примере фактически существующего правосудия и фактически не существующего процессуального правосудия указывает еще на одну важную проблему: взаимосвязь между материальными и официальными (процессуальными) правовыми нормами. Поскольку невозможно их четко и полно разграничить, таким образом. являются существенными правила, касающиеся процедур, заявленных процессуальными, и всего того, что только приобретает позитивный ореол правосудия. Это не может считаться правильным, поскольку, например, принцип беспристрастности или принцип справедливости, которые ошибочно считаются процессуальными, в действительности относятся к материальному праву. В еще более глубокой тени лежит вопрос о взаимосвязи между естественным и позитивным правом. Похоже, что отстаивание существования процессуального правосудия можно считать запоздалым ответом сторонников позитивистской юриспруденции. Достаточно странно, что существование процессуальной справедливости пропагандируется учеными, которые первоначально принадлежали к напрвлению естественно-правовой юриспруденции. Похоже, что и первые, и последние стремятся показать позитивный закон как справедливый. Только в этом случае это не конструкция, а симулякр. Трудно поверить в какую-либо власть как истину вместо истины как единственного  авторитета. Поэтому процессуального правосудия не существует, но само правосудие существует, хотя при этом оно не является процессуальным и справедливым. Процедура - единственное праведное средство права, но закон - не единственное справедливое средство правосудия.

Об авторах

Д. M. Митрович

профессор факультета права, Университет Белграда

Автор, ответственный за переписку.
Email: grigorjewa.katerina@yandex.ru
Сербия

Список литературы

  1. Aristotle (translation) Nicomachean Ethics. Belgrade, 1970 [in Serbian].
  2. Holbach P. The System of Nature (translation). Belgrade, 1950 [in Serbian].
  3. Kelsen H. Elements of the theory of legal norms. Late selected files (translation). Beograd – Podgorica, 2003 [in Serbian].
  4. Zivanovic T. System of synthetic philosophy of law, III, Belgrade, 1959 [in Serbian].
  5. Di George R. T. Business Ethics (translation). Belgrade, 2003 [in Serbian].
  6. Nozick R. Anarchy, State, Utopia. Zagreb, 2003 [in Serbian].
  7. Sovily B. The Path through the law to justice. Petrovaradin, 2004 [in Serbian].
  8. Vuckovic ZŽ. Business and morale, 2006 [in English]
  9. Kant I. Foundations of the Metaphysics of Morals. Belgrade, 2008 [in Serbian]
  10. Rawls J. A Theory of Justice (translation). Belgrade – Podgorica, 1998 [in Serbian].
  11. Glintic T. Book Talk of J. Rawls's Theory of Justice. Belgrade – Podgorica, 1998 [in Serbian].
  12. Dworkin R. The Empire of the Law (translation). Belgrade, 2003 [in Serbian].
  13. Dworkin R. Understanding the law seriously (translation). Zagreb, 2003 [in Serbian].
  14. Höffe O. Justice: Philosophical Introduction (translation). Novi Sad, 1998 [in Serbian].
  15. Walzer M. Spheres of Justice (translation). Belgrade, 2000 [in Serbian].
  16. Mole N., Harby C. Right to a fair trial. Guide for the application of Article 6 of The European Convention on Human Rights (translation). Belgrade, 2003 [in Serbian].
  17. Mitrovic D. M., Theory of State and Law. Beograd, 2010 [in Serbian].
  18. Koller P. «On social justice» (translation). Anali Pravnog fakulteta u Beogradu, Belgrade, 2005, no. 1 [in Serbian].
  19. Jeffreys H. Theory of Probability. Oxford University Press, 1948 [in English].
  20. Ros A. Law and Justice (translation). Belgrade − Podgorica, 1996 [in Serbian].
  21. Keynes J. M. A Treatise of Probability. London, 1957 [in English].
  22. Reichenbach H. The Rise of Scientific Philosophy. Un. of California Press, Berkeley, 1968 [in English].
  23. Jeffris H. Theory of Probability. Oxford, 1948 [in English].
  24. Popper K. Quest without end. Intellectual autobiography. Belgrade, 1991 [in Serbian].
  25. Wittgenstein L. On certainty (translation). Novi Sad, 1988 [in Serbian].
  26. Ratkovic Njegovan B. Justice and business. Business School, Novi Sad, 2015 [in Serbian].
  27. Pascal B. Thoughts (translation). Belgrade, 1988 [in Serbian].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Митрович Д.M., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах