ПОЧЕМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ
- Авторы: Митрович Д.M.1
-
Учреждения:
- профессор факультета права, Университет Белграда
- Выпуск: Том 4, № 1 (2018)
- Страницы: 7-15
- Раздел: Теория права и государства
- URL: https://journals.ssau.ru/jjsu/article/view/6192
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2018-4-1-7-15
- ID: 6192
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С середины прошлого века интерес к естественно-правовым исследованиям был восстановлен, а затем активизирован. В то время появились новые концепции, пропагандирующие существование различных типов правосудия (корпоративное, солидарно ответственное, организационное, международное и т.д.), включая также и процессуальное право. Наиболее известными сторонниками концепций существования процессуальной справедливости были Дж. Роулз, О. Хёффе, а позднее Л. Фуллер, Г. Харт, Р. Дворкин, П. Коллер, М. Ван ден Бос и другие. Однако целью этой статьи является не поддержать идею о существовании процессуального правосудия, предложенную вышеупомянутыми авторами, а скорее оспорить ее. Это будет показано со ссылкой на очевидное: справедливость является синонимом истины, а не с правильности, на которой вышеупомянутые авторы разрабатывают концепцию процессуальной справедливости. Истина связана с тем, что существует, и с правильностью надлежащего и точного выполнения соответствующих процедур. В противном случае создание процессуального правосудия на самом деле было бы своего рода противоречием в своей основе, возникающим из-за путаницы между правосудием и процедурой. Эти два термина связаны, но не похожи друг на друга, поскольку справедливость и правильность не совпадают, равно как правосудие и закон. То, что правдиво, может быть праведным. И наоборот, праведность может не быть правдивой. По-видимому, это связано с отношением между объективным (правдивость, справедливость) и средствами (правильность, точность, надежность и т.д. - одним словом, прочность). Эта взаимосвязь между правдивостью и правотой определяет правоту прежде всего как средство надлежащего применения закона и только после этого как средство возможного достижения справедливости в законодательстве. О справедливости при этом нельзя говорить. Вышеупомянутая взаимосвязь показывает другое: только материальные правовые нормы могут быть справедливыми, в то время как это может не иметь места в отношении процедурных правил. Рассмотрение взаимосвязи правдивости и правильности на примере фактически существующего правосудия и фактически не существующего процессуального правосудия указывает еще на одну важную проблему: взаимосвязь между материальными и официальными (процессуальными) правовыми нормами. Поскольку невозможно их четко и полно разграничить, таким образом. являются существенными правила, касающиеся процедур, заявленных процессуальными, и всего того, что только приобретает позитивный ореол правосудия. Это не может считаться правильным, поскольку, например, принцип беспристрастности или принцип справедливости, которые ошибочно считаются процессуальными, в действительности относятся к материальному праву. В еще более глубокой тени лежит вопрос о взаимосвязи между естественным и позитивным правом. Похоже, что отстаивание существования процессуального правосудия можно считать запоздалым ответом сторонников позитивистской юриспруденции. Достаточно странно, что существование процессуальной справедливости пропагандируется учеными, которые первоначально принадлежали к напрвлению естественно-правовой юриспруденции. Похоже, что и первые, и последние стремятся показать позитивный закон как справедливый. Только в этом случае это не конструкция, а симулякр. Трудно поверить в какую-либо власть как истину вместо истины как единственного авторитета. Поэтому процессуального правосудия не существует, но само правосудие существует, хотя при этом оно не является процессуальным и справедливым. Процедура - единственное праведное средство права, но закон - не единственное справедливое средство правосудия.
Ключевые слова
Об авторах
Д. M. Митрович
профессор факультета права, Университет Белграда
Автор, ответственный за переписку.
Email: grigorjewa.katerina@yandex.ru
Сербия
Список литературы
- Aristotle (translation) Nicomachean Ethics. Belgrade, 1970 [in Serbian].
- Holbach P. The System of Nature (translation). Belgrade, 1950 [in Serbian].
- Kelsen H. Elements of the theory of legal norms. Late selected files (translation). Beograd – Podgorica, 2003 [in Serbian].
- Zivanovic T. System of synthetic philosophy of law, III, Belgrade, 1959 [in Serbian].
- Di George R. T. Business Ethics (translation). Belgrade, 2003 [in Serbian].
- Nozick R. Anarchy, State, Utopia. Zagreb, 2003 [in Serbian].
- Sovily B. The Path through the law to justice. Petrovaradin, 2004 [in Serbian].
- Vuckovic Z. Business and morale, 2006 [in English]
- Kant I. Foundations of the Metaphysics of Morals. Belgrade, 2008 [in Serbian]
- Rawls J. A Theory of Justice (translation). Belgrade – Podgorica, 1998 [in Serbian].
- Glintic T. Book Talk of J. Rawls's Theory of Justice. Belgrade – Podgorica, 1998 [in Serbian].
- Dworkin R. The Empire of the Law (translation). Belgrade, 2003 [in Serbian].
- Dworkin R. Understanding the law seriously (translation). Zagreb, 2003 [in Serbian].
- Höffe O. Justice: Philosophical Introduction (translation). Novi Sad, 1998 [in Serbian].
- Walzer M. Spheres of Justice (translation). Belgrade, 2000 [in Serbian].
- Mole N., Harby C. Right to a fair trial. Guide for the application of Article 6 of The European Convention on Human Rights (translation). Belgrade, 2003 [in Serbian].
- Mitrovic D. M., Theory of State and Law. Beograd, 2010 [in Serbian].
- Koller P. «On social justice» (translation). Anali Pravnog fakulteta u Beogradu, Belgrade, 2005, no. 1 [in Serbian].
- Jeffreys H. Theory of Probability. Oxford University Press, 1948 [in English].
- Ros A. Law and Justice (translation). Belgrade − Podgorica, 1996 [in Serbian].
- Keynes J. M. A Treatise of Probability. London, 1957 [in English].
- Reichenbach H. The Rise of Scientific Philosophy. Un. of California Press, Berkeley, 1968 [in English].
- Jeffris H. Theory of Probability. Oxford, 1948 [in English].
- Popper K. Quest without end. Intellectual autobiography. Belgrade, 1991 [in Serbian].
- Wittgenstein L. On certainty (translation). Novi Sad, 1988 [in Serbian].
- Ratkovic Njegovan B. Justice and business. Business School, Novi Sad, 2015 [in Serbian].
- Pascal B. Thoughts (translation). Belgrade, 1988 [in Serbian].