Воздействие конституционно-правовых норм на экономические отношения: вопросы методологии исследования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа посвящена определению методологии исследования воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения в современном конституционном государстве. Рассмотрены основные методы научного познания, применяемые для формирования достоверного представления о конституционно-правовом регулировании экономики. Проанализированы российские и зарубежные доктринальные подходы к методологии исследования экономических отношений, продемонстрированы примеры применения теоретических концепций в действующих российских конституционных нормах. Сформулированы авторские выводы, отражающие особенности методологии исследования воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения в современных экономических условиях.

Полный текст

Проблема определения надлежащей методологии исследования конституционно-правового регулирования экономических отношений является одной из ключевых в современных условиях экономического и правового развития, характеризующегося существенной трансформацией теоретико-методологических подходов в правотворчестве и правоприменении, направленных на обеспечение социально-экономических прав, свобод и законных интересов частных лиц, равно как и публичных интересов государства и общества, защиту от негативных последствий, являющихся обратной стороной экономической глобализации и фрагментации международно-правового регулирования экономики. Такая фрагментация, на наш взгляд, имеет своей основной причиной выделение группы государств, считающих государственный суверенитет, включая его экономические гарантии, базовой ценностью и основой своего конституционно-правового развития, в том числе в части регулирования внутренних и внешних экономических отношений. К таким государствам, последовательно отстаивающим в своей экономической политике принципы суверенного равенства, невмешательства в экономические дела других государств, политическую и экономическую многополярность, безусловно, относятся Российская Федерация, Индия, Китай и большинство других стран. Общим в экономической политике указанных государств является курс на защиту национальных экономических интересов, поддержку внутренних товаропроизводителей, суверенная позиция в экономических вопросах, независимая от т. н. коллективного Запада во главе с США, стремящегося навязать выгодные исключительно для себя правила и нормы экономического взаимодействия. При этом во многих ситуациях США и их союзники переходят к откровенному экспансионизму и неоколониализму, основанному на создании финансово-экономической и военно-политической зависимости определенных государств без учета реальных интересов их народов и объективных условий экономического развития. Указанные факторы требуют выработки действенных теоретико-методологических подходов к конституционно-правовому регулированию экономических отношений в столь сложной обстановке мировой политики и экономики, поскольку даже в условиях глобализации и экономической интеграции не вызывает сомнений экзистенциальная необходимость сохранения национальной экономики в качестве сферы внутригосударственного правового регулирования, основополагающим принципом которого должны неизменно выступать государственный суверенитет и юридическое равенство суверенных государств в экономической сфере. Такой подход исключает прямое внешнее вмешательство в экономику государства, кроме добровольного согласия государства на участие в том или ином интеграционном объединении, предусмотренное ст. 79 Конституции Российской Федерации [1]. Прежде чем рассмотреть экономику как объект конституционно-правового регулирования и дать ей в указанной плоскости общую теоретико-методологическую характеристику, следует выделить определенный методологический инструментарий, необходимый для наиболее полного познания обозначенного феномена. Прежде всего, методология исследования воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения должна быть основана на определении принципиального места, которое занимает государство в качестве регулятора. В этой связи отмечаем, что в первую очередь необходимо выделить междисциплинарный подход как возможный методологический принцип познания сущности экономики и экономических отношений в качестве объекта конституционно-правового регулирования, что продиктовано как самим многообразием форм экономической деятельности, так и поливариативностью юридических средств воздействия на правомерность поведения ее субъектов. Именно как результат применения междисциплинарного подхода на стыке экономики и конституционного права в российской науке появился специфический термин «конституционная экономика», причем под данным названием даже был опубликован учебник для юридических и экономических вузов [2]. Во-вторых, для раскрытия исследуемых вопросов необходимой методологической основой выступает правовой (в том числе, безусловно, конституционно-правовой) плюрализм, предполагающий оперирование разными моделями вмешательства государства в экономику, включая обоснование легитимности такого вмешательства через общие категории – «публично-правовой интерес» и «публичный порядок государства». Эти категории, в свою очередь, выражаются посредством понятий «конституционный порядок» и «конституционный строй», важнейшим элементом последнего является экономический строй государства, включающий в себя конституционно-правовые основы права собственности (виды форм собственности и установление соотношения между ними), налоговой, денежной, финансовой и банковской, бюджетной, социальной систем, каталог конституционных экономических прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, организационные и функциональные основы институциональной системы публичной власти и единства экономического пространства государства. В-третьих, для правильного понимания содержания и пределов конституционно-правового регулирования экономики крайне важно определение разумного баланса между экономическими (материальными) и правовыми (конституционными) ценностями, которые не могут быть сведены только к поиску экономической выгоды. Более того, российская конституционная модель, особенно после принятия масштабных изменений в 2020 г., отличается социальным характером конституционного строя, его гуманизмом и ориентированностью на удовлетворение социально-экономических прав и свобод как приоритет деятельности институциональной системы публичной власти (государственной и муниципальной). Такой баланс позволяет построить конституционную модель, взаимовыгодную для работодателей и для работников, но с обязательным учетом общественных (публичных) интересов и установлением четких пределов социальной ответственности всех участников экономических отношений. Кроме того, следует согласиться с утверждением В.Ф. Яковлева о том, что в систему правового регулирования экономического развития всегда входят три элемента: законодательство; организация исполнения законов (правоприменительная практика. – Авт.); правоохранительная и правоприменительная структура (институциональная система. – Авт.) [3, с. 176]. С этой точки зрения, для эффективного конституционно-правового регулирования экономики также необходим баланс трех указанных элементов: а) качественные конституционно-правовые нормы, на базовом уровне регулирующие экономические отношения; б) эффективное правоприменение, обязательно учитывающее прямое действие норм Конституции, прежде всего в вопросах обеспечения социально-экономических прав и свобод; в) действенная институциональная система конституционных органов, занимающих центральное функциональное место в комплексном процессе конституционно-правового регулирования экономики государства. При этом конституционно-правовое регулирование экономики является разумной, легальной и происходящей из социального консенсуса, которым и является принятие демократической Конституции, формой вмешательства в сферу осуществления частными лицами (юридическими и физическими) абсолютной (т.е., неограниченной, первозданной, нерациональной) экономической свободы, что необходимо для обеспечения устойчивого развития общества. Вместе с тем, на наш взгляд, идея всеобъемлющего регулирования экономических процессов не отвечает общественным интересам, как публичным, так и частным, поскольку в экономике именно инициатива является «двигателем» дальнейшего развития, получения добавочной стоимости и возрастания уровня благосостояния общества, и как раз поэтому в экономических отношениях допускается значительный уровень диспозитивности, а защита частноправовых экономических интересов ставится во главу угла в действующих конституционно-правовых нормах. Так, например, конституционная формулировка социально-экономической категории «труд» выражена в российской Конституции именно как свобода, а не как право или, тем более, не как обязанность (ч. 1 ст. 37), а ч. 1 ст. 34, в свою очередь, устанавливает свободу не запрещенной законом экономической деятельности в целом, что означает признание и гарантирование со стороны государства и других форм экономической деятельности, кроме собственно трудовой, осуществляемой на основании трудового договора, по свободному выбору индивида. Исходя из обозначенной общей методологии исследования конституционно-правового регулирования экономики, можно выделить те основные методы научного познания, которые способны обеспечить получение достоверных знаний о формах, методах и пределах воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения. Во-первых, это формально-юридический метод, который позволяет установить действительное содержание конституционно-правовых норм, выступающих в качестве регулятора экономических отношений на базовом уровне правового регулирования. При этом к экономическим отношениям и сфере экономики, на наш взгляд, целесообразно относить те общественные отношения, которые возникают по поводу материальных благ в самых разнообразных формах, субъектном и объектном составе. Таким образом, конституционно-экономическую методологию логично применять к тем из социальных прав, которые непосредственно влияют на материальные условия жизни индивида. Например, такое социальное право, как воспитание детей и забота о них, нельзя относить к сфере экономики, поскольку при его реализации не возникает экономических отношений по поводу имущественных благ. И наоборот, такое социальное право, как право на жилище означает приобретение недвижимого имущества либо пользование им, что улучшает материальное (экономическое) положение лица, и реализовано может быть на рынке недвижимости, который, как и любой другой рынок товаров, работ, услуг, является сугубо экономической категорией в гносеологическом и практическом инструментарии. Пользуясь указанными пределами и анализируя с формально-юридических позиций положения российской Конституции, можно выделить следующие группы конституционно-правовых норм, воздействующих на экономическую сферу жизнедеятельности общества и возникающие в ней экономические отношения: а) конституционные социально-экономические права и свободы, к которым относятся: свобода экономической деятельности, не запрещенной законом; право собственности; право наследования; свобода труда; право на забастовку; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; свобода творчества; б) конституционные принципы и нормы, в совокупности формирующие основы экономического строя государства как элемент конституционного строя: единство экономического пространства в пределах суверенной территории государства; единая денежная (валютная) система; экономическая и социальная солидарность государства и общества; социальное партнерство; в) конституционно-правовые нормы, устанавливающие основы институциональной системы общих и специальных органов публичной власти, осуществляющих государственное и муниципальное управление сферой экономики, при этом к специальным конституционным органам, наделенным экономической компетенцией, относятся: Центральный Банк Российской Федерации; Счетная палата; арбитражные суды. В совокупности перечисленные конституционные положения составляют формально-юридическую базу российского конституционно-правового регулирования экономики и возникающих по поводу материальных благ экономических отношений в обществе. Другим важнейшим методом исследования конституционно-правового регулирования экономики является сравнительно-правовой, позволяющий выделить общее и частное в конституционных положениях России и зарубежных стран, и, что наиболее ценно, определить, какой зарубежный опыт может быть воспринят и иметь позитивный эффект в отечественных экономических условиях и особенностях функционирования национальной правовой системы, а от заимствования каких моделей, институтов либо отдельных норм следует отказаться ввиду бесперспективности их применения или отсутствия прогнозируемых улучшений. Как отмечает в этой связи Г. Н. Андреева, страны с рыночной экономикой, к которым, относится и Россия, имеют общую теоретическую предпосылку для конституционного регулирования экономических отношений [4, с. 242]. По мнению автора, эта предпосылка состоит в том, что приоритеты и значимость тех или иных экономических отношений в странах с рыночной экономикой постоянно меняются [4, с. 242], соответственно, и конституционно-правовому регулированию экономики присуща значительная динамика, познать которую возможно уже исключительно с применением историко-правового метода, позволяющего проследить развитие как фактических экономических отношений в обществе, так и принимаемой с целью их урегулирования нормативно-правовой базы, включая наивысший конституционно-правовой уровень регламентации. Высокая динамика конституционно-правового регулирования в странах с рыночной экономикой объясняется также и существенной децентрализацией принятия решений в экономический сфере, особой организацией делегирования государственных полномочий на муниципальный, локальный (корпоративный) и индивидуальный (саморегуляция) уровни. По словам немецкого исследователя В. Д. Цумпфорта, «социальное рыночное хозяйство есть гарантированный государственным влиянием процесс децентрализованного принятия решений» [5, с. 809]. В этом смысле конституционно-правовые нормы выступают как раз юридической гарантией децентрализации регулирования экономических отношений, обладающей в современных конституционных (правовых) государствах высшей юридической силой и способностью прямого действия. Еще одной особенностью конституционно-правовых норм, направленных на регулирование экономических отношений в странах с рыночной экономикой, является высокая степень их абстрактности, обобщенности, программно-целевой характер, что присуще и конституционно-правовым нормам вообще в качестве их специфического содержательного признака. Среди других методов, необходимых для полного и комплексного исследования, следует отметить системно-структурный анализ, позволяющий выстроить конституционно-правовую институциональную основу регулирования экономикой. Учитывая широкий междисциплинарный характер исследования, можно выделить специальные методы смежных наук – логический (установление логических закономерностей воздействия конституционного права на экономику), социологический (определение социальных предпосылок конституционных преобразований, влияющих на экономическую сферу), статистический (мониторинг количественной эффективности воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения в определенный временной период). Обобщая результаты проведенного анализа методологии исследования воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения, можно сделать следующие основные выводы: 1) методология исследования воздействия конституционно-правового регулирования на экономические отношения должна базироваться на широком междисциплинарном подходе, предполагающем применение методов не только юриспруденции, но и смежных наук (экономики, социологии, статистики, логики); 2) методологические основы исследования конституционно-правового регулирования экономических отношений в странах с рыночной экономикой имеют общую парадигму, основанную на значительной динамике как самих экономических отношений, так и конституционно-правовых норм, направленных на их урегулирование; в) конституционно-правовые нормы, регулирующие экономические отношения, как правило, имеют абстрактный, общий характер, что продиктовано общей спецификой конституционного права как источника базовых предписаний программно-целевого и принципиально-учредительного содержания. Таким образом, новизна предлагаемой методологии исследования воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения состоит в предлагаемой модели комплексной экстраполяции рамочных конституционных положений, представляющих собой базовый уровень правового регулирования, на конкретную практику возникновения, реализации и прекращения экономических отношений. При этом установлено, что особенности воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения целесообразно рассматривать с учетом всего разнообразия экономической жизнедеятельности, включая право собственности, бюджетные и валютные отношения, принципы единства экономического пространства суверенного государства, социально-экономические права и свободы человека, гражданина и коллективных субъектов правовых отношений, а также институциональную основу осуществления публичной власти в экономической сфере государственной политики.

×

Об авторах

Е. Ю. Стаханова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: stakatya@rambler.ru
Россия

Список литературы

  1. Головко Л. В. Институт преюдиции в уголовном процессе Франции: к российским дискуссиям // Закон. 2022. № 9. С. 86–101. DOI: http://dx.doi.org/10.37239/0869-4400-2022-19-9-86-101.
  2. Головко Л. В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. Москва, 2005. 130 с. URL: https://kalinovsky-k.narod.ru/b/gol-95.htm?ysclid=lozfct9ybx794944456.
  3. Головко Л. В. Дознание и предварительное следствие по уголовным делам во Франции (основные тенденции развития): дис. … канд. юрид. наук. Москва, 1995. 194 с. URL: https://www.dissercat.com/content/doznanie-ipredvaritelnoe-sledstvie-po-ugolovnym-delam-vo-frantsii-osnov-tendentsii-razvitiy?ysclid=lozfiv63o7340153051.
  4. Шейфер С. А. Доказательство и доказывание по уголовным делам. Москва: Норма, 2009. 240 с. URL: https://dl.libcats.org/genesis/710000/c98674442bb60a88cd56b59d804dc50d/_as/%5BS._A._SHeifer%5D_Dokazatelstva_i_dokazuevanie_po_ug(libcats.org).pdf.
  5. Аюпова З. К., Кусаинов Ж. К., Мадалиева Ж. К., Мусабаева Г. Н., Рахимова Г. Д. О формах проявления рациональности и особенности осуществления принципа процессуальной экономии в уголовно-процессуальном праве Республики Казахстан // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 4. С. 661–670. DOI: http://doi.org/10.17150/2500-4255.2019.13(4).661-670.
  6. Ковтун Н. Н. Институт специализированных следственных судей: к дискуссии о векторах законодательной воли // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 2 (3). С. 174–182. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/gwuoqcj5hp/164553688.pdf.
  7. Калиев А. А. К вопросу возникновения статуса свидетеля, имеющего право на защиту // Государство и право в изменяющемся мире: проблемы и перспективы цифровизации правовой среды: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2023. С. 233–238. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53761649. EDN: https://www.elibrary.ru/btriyj.
  8. Зайцева Е. А. Реализация состязательных начал при применении специальных познаний в уголовном судопроизводстве: монография. Волгоград: ВА МВД России, 2006. 192 с. URL: https://knigogid.ru/books/1846068-realizaciya-sostyazatelnyh-nachal-pri-primenenii-specialnyh-poznaniy-v-ugolovnom-sudoproizvodstve/toread?ysclid=lozhjupx77311343392.
  9. Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики: учебник для магистратуры / под ред. В. А. Лазаревой, А. А. Тарасова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2016. 465 с. URL: https://urait.ru/book/ugolovno-processualnoe-pravo-aktualnye-problemy-teorii-i-praktiki-393118?ysclid=lozhr2uu4m637228068.
  10. Михайловская И. Б. Соотношение судебных и следственных доказательств // Государство и право. 2006. № 9. С. 39–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9295340. EDN: https://www.elibrary.ru/hbbunr.
  11. Лазарева В. А. Досудебное производство: перспективы развития // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5, № 4. С. 67–73. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-4-67-73.
  12. Пиюк А. В. «Следственный судья» или «судебный следователь»: какая реформа нам нужна? // Уголовная юстиция. 2014. № 2 (4). С. 24–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23032875. EDN: https://www.elibrary.ru/tkatab.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стаханова Е.Ю., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах